Навигация по странице:
|
Организация тренингового занятия
Организация тренингового занятия
Любое тренинговое занятие достигает определенного результата благодаря его четкой организации ведущим. При подготовке занятия следует учесть несколько моментов: знать содержательные аспекты стадий работы с группой, сконцентрировать внимание на методике ведения конкретного занятия, составлении сценария занятий, в целом программы тренинга.
Традиционно предлагается три этапа подготовки и проведения тренинговых занятий (Л. А. Петровская).
I этап — организационно-подготовительный. Он заключается в подготовке помещения и оборудования для тренинга, подборе участников группы (если необходимо), уточнении содержания работы тренинговой группы.
II этап — вводно-ознакомительный. Здесь происходит сообщение ведущим принципов, норм работы в группе, обсуждаются ритуалы приветствия и прощания. Задача этого этапа — создать определенный настрой участников на предстоящую совместную работу.
III этап — основной, или диагностический. В ходе этого этапа реализуются цели и задачи тренинга, происходит формирование или корректировка коммуникативных знаний, умений, навыков и поведения участников тренинга.
Более мелкая градация работы в тренинге предполагает пять этапов (Б. Д. Парыгин).
I этап посвящается созданию атмосферы работоспособности в группе (знакомство, выбор формы обращения, принятие норм и правил общения в группе). Введение ориентировочных основ является важным моментом в тренинге, ибо они позволяют осуществить перевод импульсивного поведения участников на уровень психологически более рационального поведения, который задается определенными правилами.
II этап — здесь главное значение придается коррекции индивидуальных принципов установления контакта. На этом этапе весьма эффективны упражнения на варианты установления невербального контакта, тренировку наблюдательности.
III этап предназначен для выработки приемов активного слушания, обучения способам общения.
IV этап — коррекция эмоционального состояния участников. На этом этапе отрабатываются приемы, позволяющие снизить возникшее по той или иной причине эмоциональное напряжение. В процессе тренинга контролируется самочувствие: «Как вы себя чувствуете сейчас?» Этот вопрос предоставляет возможность эмоциональной разрядки, снятия напряжения.
V этап подразделяется на два: импульсивное поведение в общении и личностные пожелания участнику.
Деление тренинга на этапы позволяет четко алгоритмизирован, процесс работы. Оно носит условный характер и во многом зависит от ведущего.
В процессе реализации целевых ориентиров тренинга существует несколько стадий работы ведущего с группой. Рассмотрение содержания каждой из них позволяет решить сразу несколько задач: скорректировать методы работы, проследить групповую динамику, определенным образом структурировать процесс подготовки ведущего к общению с участниками тренинга как на отдельном занятии, так и на протяжении всего тренинга. Хотя особой разницы и понятиях «этап» и «стадия» нет, мы рассмотрим содержание каждой из перечисленных стадий более подробно.
Подготовка условий для работы с группой
Помещение. Для создания комфортной обстановки во время занятия следует учесть следующие требования к помещению, в котором будет проводиться тренинг: удобная мебель, изолированность, в комнате должна быть возможность создать замкнутое пространство из столов и стульев и необходимо свободное место для проведения подвижных игр, упражнений стоя или с разнообразными предметами.
Средства обучения. Технические средства: аудио- и видеозаписи, видеомагнитофон и видеокамера. Учебно-методические средства: различные опорные схемы, отражающие содержание занятий, планшеты, бумага, разнообразные распечатки, фломастеры, цветные мелки, карандаши.
Участники. План подготовки заключается в следующем:
1. Ведущий определяет круг вопросов, на которые ему надо ответить: что это будет за группа? Каковы ее цели? В чем будут проявляться основные функции ведущего при работе с данной группой?
2. Ведущий планирует, с чего он начнет общение с группой:
— способы установления контакта;
— определение целей тренинга в целом, конкретных занятий;
— фиксирование правил и норм. Он может написать для участников своеобразную памятку, в которой будут указаны права и обязанности участников;
— составляет список литературы, полезной участникам для работы в тренинге.
3. Если требуется, ведущий должен продумать способы отбора участников для работы в тренинге.
Начальная стадия
Она характеризуется эмоциональным напряжением всех, кто принимает участие в тренинге. Ведущего тревожит, какой окажется группа и как она примет его, содержание тренинга. Участники переживают необычность ситуации, их волнуют вопросы, связанные с возможными вариантами их участия в работе, межличностные отношения, степень открытости, результативность занятий. На этой стадии происходит распределение по ролям, участники промеряют свою идентичность, прощупывают ведущего и других членов группы. Здесь ярко выражено сопротивление отдельных участников, поскольку группа формировалась не на добровольных началах (группы гомогенного состава). Их участие физическое, а не психологическое, поэтому они скептически воспринимают полезность тренинга и групповые задачи, сомневаются в нужности участия лично для них.
Основными содержательными моментами на начальной стадии являются создание условий для развития доверительных отношений между участниками занятий, фокусирование общения на принципе «здесь и теперь» и обращение внимания участников на их собственное поведение в контексте происходящего.
Для начального этапа важны два вида техник, которые помогают участникам приступить к работе. Это техника «Знакомство» и техника, устанавливающая доверие.
Знакомство. Использование тренингового имени на занятиях не только сразу задает определенную условность происходящего в группе и готовность участников к выходу за пределы житейской ограниченности реальности, но и способствует развитию рефлексивных процессов.
Участникам предлагается выбрать тренинговое имя. Это может быть имя собственное, забавная детская кличка, ласковое имя, обращение по отчеству без имени или, наоборот, только по имени. В технике «Знакомство» есть три варианта: «Запоминание имен», «Представление партнера», «Представление участника». Согласно технике «Запоминание имен» участнику предоставляется право рассказать о себе то, что он захочет, и назвать свое имя, а каждого следующего участника просят повторить имя соседа. По технике «Представление участника» каждому предлагается ответить на несколько вопросов. Например: что значило для вас прийти сюда? Что вы думаете и чувствуете сейчас? Чему вам больше всего хочется научиться в группе? Что вы готовы для этого сделать? Есть ли на занятии то, чего вы боитесь больше всего? Как вы восприняли то, что будете заниматься тренингом? Эта техника хороша тем, что заставляет задуматься о целях и задачах тренинга и о месте каждого в системе занятий. «Представление партнера» осуществляется в работе диад. Партнерам дается время на узнавание друг друга при помощи вопросов, а затем каждый рассказывает о другом или акцентирует внимание собравшихся на своем впечатлении от рассказа партнера. Можно «Знакомство» использовать в начале каждого занятия, но каждый раз к своему имени участник добавляет по одному слову или словосочетанию, например «Моя мечта», «Мое самое большое достоинство», «Предмет моей гордости». Это позволяет всем получить дополнительную информацию друг о друге. Обычно в «Знакомстве» представление участников происходит по кругу и начинается с участника, сидящего слепа от ведущего. Принцип «эстафеты» предполагает, что каждый еле дующий участник, прежде чем назвать свое имя, оглашает имя партнера (можно всех предыдущих). Это позволяет потренирован, память, развить навыки внимательного слушания. Цель «Знакомства» можно считать достигнутой, если возникла заинтересованность, любопытство по отношению к дальнейшему процессу тренинга.
Разновидностью техники «Знакомство» является «Написание автобиографии», в которой участник представляет субъективный взгляд на различные моменты своей жизни, своих планов, интересов. Здесь важно не просто описать факт, а дать ему личную окраску. «Техника недирективного фантазирования» может помочь участникам получить информацию и лучше узнать друг друга через представленный образ. Упражнение может выполняться как устно, так и письменно. Участникам предлагается представить себя, например, книгой: «Представьте себе, что вы книга. Какое заглавие могло бы отразить часть того, что написано в вас? Каков ваш стиль, тон повествования? Как называются главы? Какие главы будет труднее всего написать? Как насчет обложки и предисловия? Захотят ли эту книгу прочитать?..»
Техники, устанавливающие доверие. Доверие начинает проявляться и формироваться на начальной стадии, но оно довольно динамично, в течение следующих занятий уровень доверия может то повышаться, то понижаться, и это нормально. Доверие трудно установить с помощью какой-то конкретной техники, это дело очень непростое, поэтому на начальном этапе главное — справиться с недоверием. Оно встречается в нескольких формах. Участники могут не доверять самим себе. Недоверие может быть направлено на других участников группы и выражено в сомнении по поводу того, стоит ли перед ними быть откровенными. Его может вызывать ведущий. Недоверие выражается в поведении участника и реакциях на установки ведущего:
— не хотят начинать работу по собственной инициативе;
— отказываются включаться в работу, если их спрашивают о чувствах, реакциях;
— держат в себе отрицательные эмоции, выражают их косвенным образом;
— рассказывают пространные истории;
— прячутся за интеллектуализациями;
— умышленно говорят неопределенно и постоянно переводят внимание на других;
— тратят больше сил на оказание помощи другим, советы, вместо того чтобы высказать свои чувства;
— заявляют, что у них нет проблем;
— прибегают к коллективному давлению, чтобы достичь полного подчинения нормам.
Чтобы преодолеть недоверие, ведущий должен дать участникам возможность выражать свои чувства.
Роль ведущего. Для установления доверительных отношений ведущий может активно вмешаться в процесс представления, полениться своими впечатлениями от начала занятий, о личном эмоциональном опыте от работы с другими группами, высказать надежды на сотрудничество. Для ведущего и участников важным является акцентирование внимания на сведениях о переживании данного момента, так как это становится условием самораскрытия. Учитывая, что участники начинают испытывать интерес к ведущему, следует позаботиться о том, чтобы каждая процедура «Знакомства» не переросла во «Встречи с интересными людьми». Эта роль весьма прилипчива, часто группа намеренно навязывает ее ведущему, а если он недоигрывает, сопротивляется, то дело заканчивается агрессией.
Переходная стадия
Она характеризуется тем, что участники определяют для себя степень участия в тренинге, осознают чувства, о которых смутно догадывались, оценивают себя, других, степень собственной безопасности, следят за поведением ведущего, определяя, насколько оно соответствует тому, что ведущий говорит.
Содержанием работы на этой стадии становится развитие у членов группы умения отслеживать свои чувства и реакции и учиться их выражать, а также овладение навыками осторожной конструктивной конфронтации. Для ведущего основная задача заключается в преодолении защиты и сопротивления со стороны участников. Нужно отметить, что эти реакции выражаются в уклончивом поведении человека, когда он фокусируется на других людях и внешних по отношению к себе факторах. В своей недоверчивости он обвиняет других, но не себя, использует безличные и обобщающие выражения типа «никто», «они», «все»: «Здесь никто не хочет раскрываться», «Люди не хотят говорить, о чем думают». По этим высказываниям неясно, включает ли человек себя в этот список или нет, таким образом участник как бы сам возводит стены вокруг себя. Особой формой избегающего поведения является задавание вопросов окружающим. Участники с такой тактикой требуют, чтобы о себе рассказывали другие, а сами прячутся за вопросами.
Сопротивление участника нередко выражается в стойком молчании. Его причинами становятся уверенность, что он ничего ценного сказать не может; убеждение, что не следует говорить о других людях; боязнь говорить о себе, показаться глупым, быть отвергнутым; страх перед авторитетом кого-то из участников или ведущего; непонимание того, что происходит в группе. В общении с таким «молчуном» нужно соблюдать определенные правила. Ведущий должен моделировать уважительное к нему отношение, выяснять причину молчания, но не стремиться упорно разговорить его. Можно использовать два технических приема: предложить неразговорчивым сесть во внутренний круг и после рассказать о с но ем молчании столько, сколько им захочется, или, сфокусирован внимание на активных участниках, предложить им пересесть И внутренний круг и обсудить, что значит быть откровенным, когдм не видишь ответной реакции или в присутствии тех, кто молчит. Роль ведущего на переходной стадии заключается в укреплении доверия и сплоченности группы, моделировании реакций на вы пады без включения механизмов защиты, отработке навыков корректного противостояния. Здесь уместно зафиксировать внимание на следующем:
— конфронтация предполагает внимание к собеседнику, нужно, прежде чем выдвигать претензии, постараться представить себя на его месте;
— лучше говорить сначала о себе и о том, как действует на вас происходящее: «Мне трудно говорить с тобой» вместо «С тобой невозможно разговаривать»;
— избегайте наклеивания ярлыков и осуждения; описывая действия человека, говорите: «Мне хочется тебя услышать и понять»;
— стимулируйте оппонентов вести себя так, как хотели бы вы. Вместо «Ты всегда молчишь» — «Мне в самом деле нравится с тобой разговаривать»;
— выбирайте место и время для конфронтации. Не обвиняйте человека в момент его выступления или другого вида работы.
Рабочая стадия
Ее характеризует то, что группа способна спонтанно включаться в работу. Групповая сплоченность достигает такой степени единства, что над проблемами синхронно работают несколько участников, которые самостоятельно начинают ее разработку, умеют обсуждать текущие мысли и ощущения, научились брать на себя ответственность за поставленные цели, доверяют интерпретациям и предложениям ведущего. Общение в группе характеризуется свободным обменом репликами, стремлением обращаться непосредственно друг к другу. Участники готовы высказывать свои мысли и экспериментировать с разными моделями поведения, видят и готовы предоставлять правдивую обратную связь.
Роль ведущего заключается в создании условий для плодотворной работы группы и проявления каждым участником эмоций. Достижению рабочей стадии может препятствовать постоянно меняющийся состав группы. Переход на эту стадию происходит не так четко и заметно, как описано.
Заключительная стадия
Она характеризуется подчеркиванием и структурированием полученного опыта.
Содержанием работы является выработка навыка применения полученных сведений на практике.
Техника работы с участниками — разнообразные опросы. Они могут касаться обсуждения ярких ситуаций в работе группы, выражения негативных аспектов группового опыта, конкретизации результатов, построения планов на будущее. Можно предложить такие вопросы:
— Насколько вы были погружены в работу?
— Вам хотелось оказаться в группе, на занятии?
— Доверяли ли вы участникам?
— Насколько вы заботились о других?
— Кажется ли вам группа сплоченной?
— Вы готовы предоставить остальным обратную связь?
— Насколько продуктивной показалась вам работа, группа?
— В какой степени вы подготовили себя к предстоящей работе?
На заключительной стадии есть еще техника «Сессия незавершенных дел». Членов группы просят дать оценку событиям, произошедшим за период тренинга. Комментарии могут быть как позитивными, так и негативными (эту технику можно также использовать, если в работе группы наблюдается напряженность. Свободное высказывание снимает негатив).
Роль ведущего. Подведение итогов происходит периодически в течение всего тренинга, но нельзя пренебрегать этой стадией, потому что если начальная задает тон, то завершающая суммирует итоги, предоставляя участнику возможность осознать, чему он научился, сформулировать план конкретных дальнейших действий. Нельзя просто объявить о завершении групповой работы, надо пригласить участников к подведению итогов.
Следует заметить, что перечисленные стадии дают возможность ведущему сфокусировать свое внимание на конкретных моментах работы с группой и довольно динамичны по своему характеру. Они реализуются через систему занятий, каждое из которых имеет определенную структуру, зависящую от назначения тренинга, его вида, методических позиций ведущего.
Методика занятия
Сценарий любого занятия предполагает некоторый алгоритм. В нем есть вступление, описание ситуаций общения, их моделирование в виде игры или упражнения, создаются установки на анализ участниками собственного поведения, проводится рефлексия результатов и, наконец, осуществляется обратная связь в виде подведения итогов, резюмирования.
Начало занятия. Предваряет занятие так называемая увертюра, выполняющая роль введения участников в тренинг, создающая определенный настрой на занятие, формирующая мотивационную готовность к осуществлению целей, содержания тренинга, задающая динамику занятия. Для этого используются специальные приемы, позволяющие настроиться на игровую атмосферу тренинга: психотехники; детские подвижные игры, вызывающие резонанс детских воспоминаний и чувств; игры-разминки типа «Знакомства», помогающие наладить позитивный контакт, разнообразные варианты приветствия.
Одним из моментов начала занятия является фокусирован невнимания участников на мотивах присутствия, чувствах, осознанности восприятия заданий. Важно провести ниточку от занятия к занятию. Реализуются эти задачи в «Круговой процедуре», когда каждому дается немного времени для высказываний. Эта техника позволяет выполнить еще одну важную задачу: участник получает ощущение того, чего хотят от него другие. Здесь следует учесть временные рамки выступления, дабы не затянуть процедуру и дать возможность высказаться всем. Ведущий не вмешивается в процесс, но, чтобы его как-то регламентировать, можно предложить участникам следующие вопросы и задания:
— Чего вы больше всего хотите от сегодняшнего занятия?
— Пусть каждый по очереди закончит предложение: «В настоящий момент я осознаю, что...»
— Закройте глаза. Подумайте, чего вы хотите и что готовы сделать для достижения своих целей.
— Если бы ваш лучший друг представлял вас этой группе, то что бы он сказал?
— Чем, по-вашему, это занятие должно отличаться от предыдущего?
— Размышляли ли вы о том, что говорили на прошлом занятии?
— О чем вы подумали, готовясь сегодня идти в группу?
— Что вам хочется изменить, когда вы думаете о группе и о том, как вы в ней себя чувствуете?
На начальном этапе происходит также ознакомление участников с целями данного занятия, актуализируется проблема, которая должна быть рассмотрена.
Основная часть. Содержание тренинга составляют специально подобранные упражнения, каждое из которых и все вместе реализуют цели конкретного тренингового занятия.
Различают три группы упражнений (Б. Д. Парыгин):
1. «Сухие упражнения» (по аналогии с сухим плаванием). Это разучивание приема под контролем ведущего и всей группы — «вот так надо делать».
2. «Полусухие упражнения». Закрепление происходит путем диалогов, т. е. упражнений в тройках, парах, но без видеофиксации.
3. «Мокрые упражнения» (видеоупражнения) проигрываются в форме группового диалога с видеофиксацией и последующим групповым анализом и обсуждением их успешности. Дается оценка. В последовательности предъявления упражнений следует идти от простого к сложному. Нецелесообразно предлагать «полусухие упражнения», не освоив «сухие».
При разработке упражнения, во-первых, происходит выдвижение общей идеи и проектирование ее предметного содержания, реализующего основное назначение и функциональные задачи упражнения; во-вторых, продумывается процедура воплощения: общая структура, схема инструктивного управления, техническое и инвентарное сопровождение; в-третьих, определяются методы, реализующие упражнение на практическом занятии. Также выделяются общие характеристики и структура, место упражнения в общей про-I рамме тренинга или теме занятия, функциональная направленность ведущего при реализации упражнений.
В разработке упражнения важна его оптимальная функциональная ориентация. Она реализуется через (Л. А. Петровская):
1) демонстрацию, т. е. ориентирование на фиксацию в сознании участников какого-либо факта поведения, результата взаимодействия;
2) дидактическое упражнение, которое направлено на формирование у участников определенной когнитивной схемы, необходимой на последующих этапах тренинга;
3) мотивирование, цель которого — активизировать у участников индивидуальную мотивацию на обучение;
4) проблематизацию, т. е. направленность на вскрытие проблемы каждого участника или ведущего группы;
5) феноменологию, которая предусматривает определение природы какого-либо психологического механизма диалогического группового взаимодействия;
6) тренаж, т. е. выработку и закрепление на поведенческом уровне того или иного навыка;
7) синтез — реализацию участниками усвоенных знаний и отработанных целей;
8) личностную психокоррекцию, которая направлена на изменение определенной личностной особенности;
9) психодинамику, т. е. поддержание групповой атмосферы;
10) предметное содержание — явления и события, поведенческий рисунок, которые определенным образом моделируются в логике программы;
11) групподинамический эффект, выраженный в последствиях от проведения упражнения;
12) рамки вариаций упражнения, которые определяются знанием потенциальных возможностей упражнения, обусловленных его содержанием.
Условия реализации упражнения выражаются в решении противоречия: с одной стороны, вся программа тренинга призвана обеспечить создание системы ситуаций воздействия, всякое изменение в которой в виде вычленения, замены элементов заметно сказывается на эффективности всей ситуации взаимодействия; с другой — при конкретном заказе приходится через использование упражнений частично модифицировать программу, адаптируя ее к контингенту обучаемых, условиям, особенностям тренинга, динамике группового процесса.
Ведущий составляет план упражнения. Ключевые моменты последнего такие:
1. Во время тренинга упражнения предлагаются участникам на четырех уровнях: для всей группы; по подгруппам; интерперсональное упражнение в рамках группы, когда есть распределение ролей, в частности «наблюдателя»; интраперсональное — индивидуальное.
2. Выделяется цель упражнения, как явная, так и скрытая. Для того чтобы подтвердить цель, следует понаблюдать за участниками, определить, сколько человек будут участвовать в упражнении, какие роли они сыграют, что будут делать.
3. Основу занятия составляют экспериментальные упражнения, в которых четко определена последовательность действий, выделены возможности проведения интенсивной творческой дискуссии, продуманы моменты для создания хорошего настроя на обучение.
4. Необходимо обозначить отдельные шаги и действия в реализации упражнения. При его подготовке следует акцентировать внимание на возможных проблемах, которые могут возникнуть в ходе реализации упражнения.
5. Каждый вид упражнения обсуждается группой. Это происходит в форме групповой дискуссии. Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник был активен.
6. План упражнения должен соответствовать плану занятий.
Важной методической основой реализации упражнения является анализ. Анализ упражнения, или стадия «дебрифинга», основан на выражении эмоций по поводу выполненного задания. Человеку нужна определенная смелость, чтобы высказаться в присутствии других о своем опыте, о себе. Участникам предлагается завершить работу в упражнении оценкой ее результатов.
Они говорят по очереди о том, что им меньше/больше всего понравилось делать; о трех любых навыках, полученных в ходе упражнения.
Окончание занятия. Каждое занятие заканчивается анализом и групповым обсуждением проделанной работы. Это важная часть каждой встречи. Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?», «Считаете ли вы полезным для себя сегодняшнее занятие?», «Скажите кратко о том, чего вы не сказали в течение занятия», «Как бы вам хотелось измениться к следующему занятию?». Личное участие каждого в работе группы важно подчеркнуть, для этого в конце дня можно выполнить такое задание: «Скажи соседям справа и слева, что им помогает в работе».
По мере накопления опыта обсуждений формируется групповой опыт и стиль анализа, тренируется групповой механизм принятия решений. Имеет смысл выслушать всех участников. Ведущий тоже делится своими чувствами. В ходе постоянной работы по анализу занятия иногда выделяется «главный аналитик группы», который помогает быстрее усваивать программный материал. Но его чрезмерная активность может подавлять инициативу других членов группы, поэтому таких людей следует контролировать. Если «аналитик» давит своей инициативой, ведущий «сбивает» его вопросом «А кто думает иначе?» или «Что можно добавить?». Сушествует несколько вариантов последовательности обсуждения занятия. Вот один из них.
Схема обсуждения занятия
1. Дать высказаться каждому.
2. Отметить общие положительные достижения.
3. Найти сходные моменты в выполнении упражнений каждым.
4. Указать на какие-либо общие недостатки и ошибки (но без не рсонификации).
5. Дать оценку чувств и эмоционального состояния группы.
6. Остановиться на индивидуальных особенностях выполнения, отмечая положительные моменты и поощряя участников.
7. Подчеркнуть, что эти упражнения завтра нужно выполнять еще лучше.
8. Сказать о своих чувствах.
Анализ занятия можно осуществить с помощью просмотра видеозаписи. Здесь подчеркиваются возможности использования тех пли иных приемов. Видеозапись обеспечивает приобретение участниками положительного опыта узнавания и использования приемов слушания, их тренировку в жизни.
Рефлексия происходящего в группе осуществляется ведущим и участниками в ходе ответов на вопросы: «Какой цели я хочу достичь?», «Почему я хочу достичь этой цели?», «Какими средст-иами я собираюсь ее достичь?», «Расскажите, если такие случаи были, о формах вашего уклонения от работы и о том, как вы готовы поступить в следующий раз», «Что вам хотелось бы изменить в своем поведении в следующий раз?». Эти вопросы позволяют сфокусировать внимание на направлении развития отношения участников к ведущему, другим, самому себе, групповому процессу.
Сценарий занятия. Любое занятие — это не просто набор упражнений, а своеобразный сценарий, действие которого логически обосновано, эмоционально выстроено, а роли ведущего и участников подчинены определенным законам взаимодействия. «Живой сценарий» предполагает взаимодействие ведущего и членов группы на основе обращенности внимания ведущего к неожиданностям, индивидуально-неповторимым поворотам в настроении, поведении участников. Он не сводится к схеме или серии последовательно следующих друг за другом упражнений. Однако из этого не следует, что ведущий полагается на свою наблюдательность или идет на поводу у настроения участников. Он просто должен по ходу работы вносить определенные коррективы в свой сценарий занятия.
При проведении занятий по «живому сценарию» не следует спешить, превращая занятие в калейдоскоп сменяющихся упражнений. Нужно помнить, что тренинговое занятие прежде всего направлено на выявление, анализ и обсуждение участниками личностных или профессиональных проблем, а задача ведущего — помочь им в этом. Поэтому целесообразно иметь в запасе целый
ряд упражнений и творчески их использовать. «Живой сценарий» тренингового занятия предполагает гибкий режим тренинга. Режим тренинга может быть динамичным, интенсивным или плавным, пролонгированным, жестким, острым, с преобладанием напряжен ных и экстремальных ситуаций или, наоборот, мягким, релаксиру-ющим, вносящим разрядку в эмоциональное состояние участников и снимающим возникающее напряжение.
При проведении тренинга коммуникативных умений, с одной стороны, происходит реализация сценария, спроектированного ведущим, а с другой — в процессе работы может появиться так называемый скрытый сценарий. Его содержание составляют проблемы участников, оставшиеся за пределами основного сценария.
Различают три вида такого сценария: профессиональный, межличностный и личностный. Первый связан с вопросами профессиональной компетентности и различными ситуациями общения на профессиональном уровне. У участников возникают вопросы: «Что думают обо мне как о специалисте?», «Не пострадала ли моя репутация?». Межличностный сценарий связан с проблемами конкуренции, соперничества, конфликтов. Человек, действующий по такому сценарию, может задавать себе вопросы: «Нравлюсь ли я ведущему?», «Умнее ли меня члены группы?». Личностный сценарий имеет отношение к заботам человека о самом себе. Участник может задавать себе такие вопросы: «Удастся ли мне справиться с эмоциональным напряжением?», «Буду ли я испытывать дискомфорт, если приму участие в этой игре?».
«Скрытый сценарий» оказывает сильное воздействие на жизнь группы, так как, если ведущий вовремя не обратит на него внимание, все эти вопросы будут решаться на так называемом заднем плане и мешать реализации основного сценария, запланированного ведущим. Примером является разворачивание негативных проявлений между участниками во время организации дискуссии: «Это так на тебя похоже. Ты всегда думаешь, что ты лучше меня...» Ведущий должен найти способ реагирования на возникшую ситуацию: или позволить разыграть «скрытый сценарий» (он окажется полезным, если задачи тренинга не направлены на решение личных проблем), или предложить проанализировать появившийся сценарий (это более жесткий вариант, здесь нужно быть весьма корректным по отношению к участникам возникшей ситуации).
Для того чтобы сценарий получился интересным, полезным, решил все поставленные задачи, следует обратиться к методическим рекомендациям по его составлению.
Общие рекомендации
1. Проведение тренинга коммуникативных умений в большей степени представляет собой фасилитацию, которая призвана не просто передать знания от одного к другому, но и оказать помощь участникам в реструктурировании этих знаний, а также в анализе того, что они уже знают и умеют.
2. Нужно верить в то, что студенты могут принимать решения и думать самостоятельно.
3. Не следует занимать авторитарную позицию.
4. Следует относиться благосклонно к индивидуальным различиям между студентами.
5. Необходимо быть готовым принять любую точку зрения безоговорочно. Нельзя навязывать участникам тренинга свою систему ценностей.
Методические советы
1. План занятия:
— Определить цели. Существует два типа целей: конечные (что достигнуто?) и цели процесса (как это было достигнуто?). Цели должны быть выражены в позитивных категориях.
— Выбрать упражнения. Определить, насколько они соответствуют цели занятия, этапу обучения. Знакомы ли с ними участники? Сколько времени будет отведено на выполнение каждого задания? В какой форме будут даваться инструкции? Какое количество резервных упражнений можно подобрать к данному занятию?
— Продумать способы изложения теории, с помощью которой можно объяснить действия ведущего.
— Подобрать игры и психогимнастические упражнения.
— Продумать способы вовлечения участников занятия в обсуждение проблем.
— Спланировать условия для создания комфортной атмосферы
занятия.
— Определить варианты завершения работы на занятии (завершающие упражнения, прощание с каждым участником и со всеми), методы оценивания.
2. Стратегия поведения ведущего при нарушении плана:
— Признаться группе в том, что что-то пошло не по плану.
— Приостановить работу, но не вносить изменений в заранее составленную программу.
— Быть готовым к тому, что отдельные участники занятия будут молчать и даже покинут аудиторию.
— Оказать помощь участникам, несправившимся со своими эмоциями.
— Относиться спокойно к тому, что на действия ведущего может поступить критика. Ее нужно использовать конструктивно.
3. Чего нельзя делать:
— Расписывать весь тренинг по минутам. Следует оставлять пространство для изменений.
— Игнорировать групповой процесс. Необходимо все время отслеживать происходящее в группе.
— Оставлять без внимания просьбы группы.
— Использовать одни и те же упражнения в каждой группе и на каждом занятии. Важна разумная импровизация и вариативность.
— Думать, что все должно пройти просто великолепно. Нужно позволить себе и другим совершать маленькие ошибки.
— Позволять одному или нескольким участникам доминировать в группе.
— Использовать упражнения только для наработки материала. Надо учитывать настроения в группе и предусматривать возможность появления «скрытого сценария».
4. Чтобы сценарий был живым, нужно:
— Не забывать о чувстве юмора.
— Не волноваться, если не удастся включить в обсуждение всех участников.
— Постараться уйти от тяжеловесной и серьезной обстановки. Пусть обучение будет построено на теплых отношениях, искренности, эмпатии участников.
— Написав сценарий, прочитать его и подумать, может быть, стоит что-то слегка изменить в нем.
Система тренинговых занятий, как правило, направлена на реализацию конкретной программы тренинга.
При разработке программы тренинга надо учитывать множество факторов: тематическую направленность, организационно-технические условия проведения, специфику контингента, стиль работы ведущего и его предпочтения в методологической и методической ориентации.
Программа тренинга — это своеобразная иерархическая структура из логически целостных частей.
Существует шесть фаз разработки тренинговой программы:
1. Оценка потребности в тренинге. Определяется необходимость участия в тренинговых мероприятиях конкретной организации или группы лиц.
2. Спецификация целей тренинга. Цели тренинга определяют исходя из потребностей участников, представление о которых было получено в ходе диагностических процедур первой фазы.
3. Разработка системы коррекционных воздействий. Здесь определяются стратегии в реализации программы.
4. Выбор методов. Каждая из стратегий как генеральная линия требует набора определенных методов и приемов социального, активного обучения.
5. Проведение тренинга. Определяется система занятий и акцентируется внимание на том, как они смогут реализовать цели общей программы тренинга, учесть потребности и интересы участников.
6. Оценка программы тренинга. Любая программа тренинга должна как бы ставить перед участниками четыре вопроса и отвечать на них.
ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ?
— Правильно воспринимать и понимать других и самого себя, то, что происходит между людьми; лучше общаться, обсуждая с партнерами мысли, чувства и поступки.
— Успешнее справляться с проблемами; разрешать конфликты; помогая друг другу, преодолевать и раскрывать себя; осуществлять коррекцию самооценки.
КТО КОГО БУДЕТ УЧИТЬ?
— Учиться только у самого себя, принимая опыт других. НА КАКОМ МАТЕРИАЛЕ?
— Субъективные отношения, переживания, связанные с конкретной ситуацией межличностных отношений, жизненного опыта.
— Мысли и чувства, переживания, образы, действия других людей, все, что можно услышать, увидеть, почувствовать, выразить словами и без слов.
КАК ВЫ БУДЕТЕ УЧИТЬСЯ?
— Добровольность, нет «лучших» и «худших». Каждый сам отвечает перед собой за то, что увидит, чему научится.
— Последовательное осуществление принципа «здесь и теперь».
— Доверие своим субъективным переживаниям, отсутствие страха быть открытым, откровенным, доброжелательным.
— Концентрация на том, что говорят и делают другие, осознание и понимание своих чувств, возникающих в данный момент, проверка догадок. Не заставлять других делать то, на что они не могут решиться.
— Не давать советов, оценок.
— Оценка действий, чувств, а не личности.
— Использование таких способов поведения, на которые решиться в повседневной жизни трудно.
— Нельзя никого заставлять, никто не должен ни перед кем отчитываться за свои решения, способы общения.
— Человек, дающий обратную связь, должен опираться на свои субъективные ощущения, а не говорить о том, что из себя представляет тот, к кому он обращается.
— Говоря о том, что тебе не нравится в человеке, стараться в основном отметить то, что он смог бы при желании в себе изменить.
— Давать обратную связь: говорить, что тебе приятно, а что
нет.
Все обозначенные выше моменты составляют примерный алгоритм занятия тренинга коммуникативных умений. Каждый ведущий может модифицировать методические установки по своему усмотрению, проявляя при этом творчество и личную заинтересованность.
3. Какими способами можно разрушить недоверие участников? Приведите примеры, обоснуйте свой выбор.
4. Назовите причины нежелания участников быть активными на занятиях.
5. Почему такое большое внимание уделяется оценке и анализу результатов деятельности участников?
6. Нужно ли алгоритмизировать процесс подготовки конкретного занятия, если есть программа тренинга?
7. На какие моменты в подготовке занятия вы бы обратили наибольшее внимание?
8. Что такое «живой сценарий»?
9. Дополните своими советами методические рекомендации, представленные в тексте.
10. Каково основное содержание программы тренинга?
|
|
|