Навигация по странице:
|
Основы теории государства и права. Конституционное право
Основы теории государства и права. Конституционное право
1. Теория права
Право – это система юридических норм (общеобязательных правил поведения), выражающих волю народа, установленных или санкционированных государством, изложенных в нормативных правовых актах.
Под нормативным правовым актом понимается разработанный и принятый компетентным органом в установленном порядке официальный документ, содержащий норму права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативный правовой акт, принятый в установленном порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий интересы народа или определенных слоев, групп населения, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественный отношения. Законы занимают ведущее место в системе нормативных правовых актов.
Виды законов:
- Конституция (основной закон) РФ
- федеральные конституционные законы
- федеральные законы
- законы субъектов РФ
Законам присущи следующие признаки
- законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
- обладают высшей юридической силой (это означает, что содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам; никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял);
- регулируют основополагающие общественные отношения;
- содержат нормы первичного, исходного характера. Все же иные подзаконные нормативные правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
Подзаконный нормативный акт)- правовой акт принятый в соответствии с законом ему не противоречащий.
Виды:
- указы и распоряжения Президента РФ
- Постановления правительства РФ
-приказы министерств и ведомств РФ
- указы глав субъектов РФ
- постановления правительств субъектов РФ
- распоряжения органов местного самоуправления
Признаки подзаконных НПА
- принимается органом исполнительной власти либо Президентом РФ
-.упрощенный порядок принятия
- регулирование отдельных правовых вопросов
- соответствие закону
2. Теория государства
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, управляющая обществом, выполняющая общественно полезные функции и обладающая аппаратом принуждения для обеспечения исполнения государственной политики, разрабатывающая и принимающая общеобязательные иные правовые акты.
Признаки государства:
- государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в рамках всей страны. Государство обладает территориальным верховенством, что означает единство и полноту государственной власти на всей его территории;
- государство представляет собой особую организацию политической власти, располагающую специальным аппаратом управления обществом. Через систему своих органов государство осуществляет все свои функции и руководит обществом;
государство объединяет на своей территории население - человеческое сообщество, объединенное институтом гражданства;
государство использует правовой механизм в организации жизни общества. Государству принадлежит исключительное право в издании правовых актов, имеющих обязательную силу для всей страны, нормы которых проводятся в жизнь через систему государственных органов;
государство обладает суверенитетом, который выражается в том, что государственная власть обладает верховенством и независимостью в отношении других властей внутри страны и в сфере межгосударственных отношений с учетом норм международного права.
Форма государственного устройства (Ф.Г.У.) -это административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений и составляющими его частями, между центральными и местными органами государственной власти. Ф.Г.У. определяет:
- внутреннюю структуру государства;
- правовой статус частей государства;
- характер взаимоотношений центральных и местных государственных органов;
- степень защиты национальных интересов народов, проживающих на территории данного государства.
По Ф.Г.У. выделяют следующие виды государства:
Унитарное Г. - это единое, неделимое государство, административно-территориальные единицы которого подчинены центральным органам власти и не имеют суверенитета. Признаки унитарного государства:
наличие единых для всей страны высших органов государственной власти, жесткое подчинение местных органов центральным органам;
наличие единого законодательства, гражданства, денежной системы, общей государственной политики;
отсутствие у частей унитарного государства суверенитета;
- допускается существование самостоятельных автономных образований по национальному признаку
Федерация - это добровольное объединение нескольких государств в одно союзное государство. Основные черты федерации: - формирование территории федеративного государств из территорий его субъектов;
наличие как федеральных высших органов власти и управления, так и высших органов власти и управления в каждом союзном субъекте - члене федерации;
принадлежность верховной государственной власти федеральным государственным органам;
разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами на основе союзной конституции;
наличие как союзного гражданства, так и гражданства субъектов федерации;
наличие в федеральном парламенте палаты, представляющей интересы субъектов федерации;
принадлежность союзным государственным органам права представлять федерацию в международных отношениях, формировать основные направления внутренней политики федерации.
Конфедерация - временное государственно-правовое объединение суверенных Г., созданное для достижения определенных целей.
Конфедерация создается на определенный период времени, входящие в нее Г. сохраняют свой суверенитет, осуществляют самостоятельно государственную власть, сохраняя независимость во внешней и внутренней политике.
Форма правления (Ф.П.) представляет собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования и компетенцию. Ф.П. характеризуется следующими признаками:
Виды Ф.П. различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиальным органом. В связи с этим выделяют следующие виды Ф.П.:
Монархия - это Ф.П., при которой верховная государственная власть осуществляется главой государвта - монархом единолично и переходит в порядке престолонаследия.
Виды монархии:
Абсолютная монархия - Ф.П., при которой власть монарха не ограничена никакими законами и учреждениями.
Ограниченная монархия -.Ф.П., при которой власть монарха сдерживает выборный государственный орган.
Конституционная монархия - Ф.П., при которой власть монарха ограничена представительным органом на основе конституции, утверждаемой парламентом, том, при этом монарх не вправе изменять. Виды конституционной монархии
Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх в ней «царствует, но не правит», его функции носят номинальный характер. Ни парламент, ни правительство не несут ответственности перед монархом.
Дуалистическая монархия характеризуется двойственностью государственной власти, которая разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство не несет ответственности перед парламентом, но подотчетно монарху. Монарх выражает интересы феодалов, а парламент - буржуазии.
Республика - Ф.П., при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Виды республик
Парламентарная республика - Ф.П., при которой парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой Г., но не исполнительной власти.
Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент является главой Г. и главой исполнительной власти.
2. Понятие и сущность правового государства
Правовое государство – это такое государство, которое построено на правовых началах и основная его цель – правовая защита прав и свобод личности и общества и других важных субъектов правоотношений. Основанные принципы правового государства:
- верховенство права в общественной и политической жизни;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотребления ею;
-. верховенство закона, т.е. закон, пропятый высшим органом законодательной власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти;
- взаимная ответственность государства и личности;
- суды при отправлении правосудия независимы и подчиняются только конституции и закону;
- высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
- наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за исполнением законов всеми субъектами права.
Гражданское общество – это демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и уважения к правовым традициям и законам, где действуют различные группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие различные законные интересы людей. Это общество органично вырабатывает механизмы ограничения и контроля за деятельности государства.
Права человека в демократическом государстве.
Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ
Права гражданина подразделяются:
- личные;
- социальные и экономические;
- политические;
- культурные;
- по защите прав
4. Конституция России – гарант прав и свобод человека, гражданского миpa и согласия.
Конституция – это основной закон государства, обладающий особой юридической силой, ограничивающий государственную волю, закрепляющий суверенитет народа, права граждан, их гарантии, приоритет права личности над государственным усмотрением.
Функции конституции:
- учредительная;
- регулятивная;
- духовно-мировоззренческая;
обеспечение общественной устойчивости;
- соединение традиций и модернизации;
- систематизация законодательства и права.
К юридическим особенностям Конституции РФ относятся:
- Конституция РФ является писанной, т. е. принята на референдуме, изменяется в жестком порядке;
- Конституция РФ имеет прямое действие, что значит гражданин имеет право непосредственно опираться на нормы изложенные в Конституции, т. е. нет необходимости ссылать на иные нормативные правовые акты;
- Конституция обладает верховенством, т. е. ни один правовой кат не может быть принят, если он идет в разрез с конституцией;
- Конституция обладает высшей юридической силой, т. е если иная правовая норма противоречит Конституции всегда должна применяться Конституция РФ;
- Предусмотрен особый порядок охраны Конституции. Все государственные органы призваны обеспечить действенность Конституции РФ.
Основы конституционного строя РФ
Основы конституционного строя составляют ядро Конституции РФ. Положения Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16).
По Конституции Российская Федерация – Россия – есть:
- демократическое
- федеративное
- правовое
-суверенное
- целостное
- социальное
- светское государство.
РФ является государством с республиканской формой правления, на основе разделения власти на:
- законодательную
- исполнительную
- судебную
Российская Федерация – это государство где:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью
- носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ
- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
- высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Росси – это государство где обеспечиваются (гарантируется)
- идеологическое, политическое многообразие, многопартийность
- свобода экономической деятельности, единое экономическое пространство
- разнообразие форм собственности
- местное самоуправления
Президент РФ- глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека. Порядок избрания Президента РФ
Президент глава государства. Институт президента ставит перед собой следующие задачи:
1. Президент цементирует всю государственную систему. Перед Президентом ставится задача обеспечивать устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность. При этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
2. Президент главенствует в государственной системе. Речь идет не о его монархической роли, не о праве принимать к своему рассмотрению любой вопрос, подменяя законодательную, судебную, исполнительную ветви власти, а о роли обеспечителя условий, при которых все эти институты власти способны выполнять свое предназначение, а также о роли верховного контролера, следящего, чтобы ни один институт власти не мог посягнуть на прерогативы другого, не мог узурпировать власть в стране или присвоить чьи-либо властные полномочия.
3. Гарантирование Президентом Конституции имеет опосредованную цель: гарантирование именно прав и свобод личности. В конечном итоге, и суверенитет, и целостность государства предназначены именно для обеспечения в полном объеме прав и свобод
Условия, необходимые для занятия должности Президента Российской Федерации..
1. В Конституции Российской Федерации указан только минимальный возраст Президента - 35 лет.
2. 10-летний срок постоянного проживания российского гражданина в Российской Федерации является оптимальным для приобретения достаточного знания страны, ее интересов, возможностей, традиций и т.д. В то же время он не закрывает дорогу неординарным личностям, которые в силу разных обстоятельств не всю жизнь прожили в России.
3. Президентом РФ может быть только гражданин Российской Федерации. Лица без гражданства, иностранные граждане и лица с двойным гражданством не могут быть Президентом РФ.
4. Российская Конституция закрепляет демократичный принцип, - невозможность более двух сроков подряд занимать президентскую должность. Однако установлена возможность даже после двух сроков пребывания в должности Президента вновь через какое-то время занять этот пост, поскольку Конституция ограничивает занятие президентской должности двумя сроками, только если они следуют подряд.
5. Не может избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, содержащийся в местах лишения свободы (отбывающий наказание) по вступившему в законную силу приговору суда. В то же время лица, находящиеся под стражей, до вступления в законную силу приговора суда, могут избирать и быть избранными. Лица, отбывающие наказание в дисциплинарных батальонах, не считаются содержащимися в местах лишения свободы и участвуют в выборах на общих основаниях. Лица, находящиеся в следственном изоляторе (СИЗО) и изоляторе временного содержания (ИВС) за административные правонарушения, а также лица, задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, принимают участие в голосовании по дополнительным спискам. Не допускается лишение избирательных прав в качестве меры уголовного наказания, которая до 1958 года в СССР назначалась судом, как правило, дополнительно к основной мере наказания. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.
4. Федеральное собрание - парламент РФ
Согласно Конституции, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю. Другая конституционная функция Федерального Собрания - законодательная. Она включает принятие федеральных законов (федеральных конституционных законов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за реализацией законов.
Федеральное Собрание подразделяется на две палаты - Совет Федерации и Государственную Думу.
В Совет Федерации согласно Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Более широкий количественный состав Государственной Думы позволяет ей образовать значительное число депутатских комитетов и комиссий, охватывающих основные направления внутренней и внешней политики. Установлен Конституцией Российской Федерации четырехлетний срок полномочий Государственной Думы. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам - увидеть практические результаты своей деятельности.
Депутатом Государственной Думы может быть избран лишь гражданин РФ. Иностранец или лицо без гражданства не вправе быть депутатом Российской Федерации. Депутатом Государственной Думы может стать лицо, достигшее 21 года. Таким образом, в Российской Федерации установлен разный возрастной ценз для осуществления активного и пассивного избирательного права в Государственную Думу. Активное избирательное право (право избирать) предоставляется гражданам РФ с 18 лет, а пассивное право (право быть избранным) несколько позже - с 21 года. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Конституция РФ устанавливает запрет на совмещение мандата депутата Государственной Думы с работой в качестве члена Совета Федерации, депутата иного представительного органа государственной власти (например, краевого, областного законодательного собрания), а также деятельность в качестве члена (депутата) органа местного самоуправления. Депутаты осуществляют свои обязанности на профессиональной постоянной основе. Принцип профессионализма означает, что депутатские обязанности осуществляются в качестве основной работы и не совместимы ни с какой иной постоянной деятельностью. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Однако Конституция РФ не препятствует депутату сохранить за собой пакет акций и получать по ним дивиденды, поскольку никак не ограничивает право собственности. Депутат вправе заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, в частности, журналистикой, аналитикой, художественным исполнительством, научной экспертизой и получать за эту деятельность соответствующее вознаграждение.
Обе палаты Федерального Собрания являются постоянно действующими. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.
5. Порядок принятия федеральных законов
этап – принятие федерального закона Государственной Думой РФ
Примечание: Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты
Принятый Государственной Думой федеральный закон текстуально оформляется на официальном бланке (так называемый "красный бланк"), проходит тщательную юридическую и лингвистическую экспертизу на предмет соответствия проголосованному депутатами тексту и в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
этап – одобрение (или отклонения) Федерального закона Советом Федерации
Примечание: Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 24 часа, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон. Так же возможно одобрение федерального закона без рассмотрения. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока.
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, а отклоненный закон в тот же срок вместе с постановлением Совета Федерации возвращается в Государственную Думу. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким образом федеральный закон передается на рассмотрение Президента Российской Федерации, минуя повторное рассмотрение в Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в измененной редакции, этот закон оформляется и направляется в Совет Федерации как вновь принятый.
III. этап – подписание (отклонение), обнародование Федерального закона Президентом РФ
Примечание: Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Обнародованием закона - доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а также путем рассылки государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передачи по каналам связи, распространения в машиночитаемой форме. Официальное опубликования в «Российскую газету», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Президент РФ - не пассивный участник данной стадии законодательного процесса; он вправе в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему принятого федерального закона наложить на него вето (от латинского vеtо - запрещаю). Право вето Президента РФ является не абсолютным, а относительным. Вето Президента Российской Федерации может быть преодолено повторным рассмотрением федерального закона, если он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы. Преодоление парламентом наложенного Президентом Российской Федерации вето на федеральный закон порождает для главы государства безусловную обязанность подписать закон в течение семи дней и обнародовать его. Одновременно глава государства сохраняет право обратиться при наличии соответствующих условий в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности подписанного им и обнародованного федерального закона.
Правительство РФ
Примечание: Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Местное самоуправление
Примечание: Местное самоуправление - это система, в которой есть субъекты, объекты, отношения между субъектами по поводу объектов управления, объективная и субъективная сторона этих отношений, нормативные акты и акты индивидуального характера. Субъект местного самоуправления - население. Население самостоятельно решает вопросы местного значения. Под ними понимаются все вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Местное самоуправление (как институциональная, нормативная и другая система) обеспечивает решение вопросов местного значения. Нормативная база, организация власти, управленческая деятельность органов местного самоуправления, складывающаяся местная практика - все это служит надлежащему решению местных проблем. Именно населению, местному сообществу в целом принадлежит право самостоятельно решать вопросы, затрагивающие интересы сообщества в целом. Пути осуществления местного самоуправления:
1) через прямое народное волеизъявление;
2) через выборные органы;
3) через другие (невыборные) органы.
|
|
|