Навигация по странице:
|
метрология Я. ОзэСодержание Построение и расчет размерных цепей
озэСодержание
1. Построение и расчет размерных цепей
|
2
|
1.1. Метод полной взаимозаменяемости
|
3
|
1.2. Метод неполной взаимозаменяемости
|
4
|
2. ПОСАДКА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
|
7
|
3. Расчет калибрОВ
|
8
|
3.1. Расчет калибра-скобы
|
8
|
3.2. Расчет калибра-пробки
|
9
|
4.РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЯ С ГАРАНТИРОВАННЫМ НАТЯГОМ
|
10
|
5. НОРМИРОВАНИЕ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ
|
14
|
6.НОРМИРОВАНИЕ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА
|
15
|
7. ЛИТЕРАТУРА
|
18
|
Построение и расчет размерных цепей
Предельные размеры замыкающего звена:
В∆ max =2,0; ; В∆ min =0,2.
Размеры составляющих звеньев:
В1=2; В2=4; В3=155; В4=4; В6=70; В7=35; В8=25; В9=12; В5=16; В4′=4,
Размерная цепь.
Находим номинальный размер замыкающего звена В∆ по формуле:
В∆ = В2 + В3+ В4-( В1+ В6+ В7+ В8+ В9+ В5′+ В4′ )
В∆ =(4+155+4)-(3+70+35+25+12+16)=163-161=2
Определяем верхнее ∆ S и нижнее ∆ I предельные отклонения замыкающего звена по формуле:
∆S∆= В∆ max -В∆= 2,0-2=2
∆I∆= В∆ min -В∆= 0,2-2=-1.8
Определяем допуск замыкающего звена Т∆ по формуле:
Т∆ = В∆ max -В∆ min= 2,0-0.2=1,8 мм=1800мкм.
Метод полной взаимозаменяемости
Метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи, получается при любом сочетании размеров составляющих звеньев. При этом предполагают, что в размерной цепи одновременно могут оказаться все звенья с предельными значениями, причем в любом из двух наиболее неблагоприятных сочетаний (все увеличивающие звенья с верхними предельными размерами, а уменьшающие с нижними, или наоборот). Такой метод расчета, который учитывает эти неблагоприятные сочетания, называется методом расчета на максимум-минимум.
Определяем среднее значение коэффициента точности размерной цепи:
.
Где i-единица допуска (в мкм), взятая для соответствующего размера
(стр. 256 (6)).
Тогда
Устанавливаем квалитеты допусков составляющих звеньев
Для IT11 а=100
Для IT12 а=160
В качестве увязочного звена принимаем размер В8.
Результаты расчетов внесены в таблицу 1.1.
Звено
|
Номинал,
р-р. мм.
|
Ед. допуск I мм
|
Допуск Т, мкм
|
Поле допуска
|
Отклонения. мкм
|
Обозн.
|
Вид
|
ξ
|
∆ S
|
∆ I
|
В∆
|
-----
|
----
|
2
|
-----
|
1800
|
2-1,8
|
0
|
-1800
|
В1
|
Ступ.
|
-1
|
3
|
0,73
|
75h11
|
30,037
|
37.5
|
-37,5
|
В2
|
Вал
|
+1
|
4
|
0,73
|
75h11
|
4-0,075
|
0
|
-75
|
В3
|
Вал
|
+1
|
155
|
2,5
|
400h12
|
155-0,4
|
0
|
-400
|
В4
|
Вал
|
+1
|
4
|
0,73
|
120h12
|
4-0.12
|
0
|
-120
|
В4′
|
Ступ.
|
-1
|
4
|
0,73
|
120h12
|
40,060
|
60
|
-60
|
В6
|
Вал
|
-1
|
70
|
1,84
|
300h12
|
70-0,3
|
0
|
-300
|
В7
|
Вал
|
-1
|
35
|
1,54
|
250h12
|
35-0,25
|
0
|
-250
|
В8
|
Вал
|
-1
|
25
|
1,31
|
210h12
|
|
-447.5
|
-657.5
|
В9
|
Вал
|
-1
|
12
|
1,08
|
110h11
|
12-0.11
|
0
|
-110
|
В5′
|
Вал
|
-1
|
16
|
1,08
|
110h11
|
16-0,11
|
0
|
-110
|
Чтобы убедиться в правильности проведенных расчетов проверим соблюдение равенства:
75+75+400+120+120+300+250+210+110+110=1770.
Так как 1770<1800, то условия равенства выполнены.
Определим из формулы нижнее отклонение увязочного звена:
∆S∆ = ∑∆Si - ∑ ∆Ii= ( ∆S2+ ∆S3 + ∆S4 )-( ∆I1+∆I4+∆I6+∆I7+∆I8 +∆IВ9+∆IВ5′)
Откуда
∆I8= ( ∆S2+ ∆S3 + ∆S4 )- ∆S∆-( ∆I1+∆I4′+∆I6+∆I7+∆I9+∆I5′)=(0+0+0)-0-(-37,5-60-190-250-180-110)=-657.5мкм
Верхнее отклонение увязочного звена определяем из отношения:
Т=∆S-∆I, т.е ∆S8=Т8 +∆I8=210-657.5=-447.5 мкм
Проведем проверку
∆I∆ = ∑ ∆Iiув-∑∆Siyм = (∆I2+∆I4+∆I3)- ( ∆S1+ ∆S5′ + ∆S4′ + ∆S6+ ∆S7+ ∆S8+ ∆S9)
∆I∆ =(-75-400-120)-(37.5+60-447.5)=-1800мкм
Метод неполной взаимозаменяемости
Это метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи получается не при любых сочетаниях, а при ранее обусловленной части сочетаний размеров составляющих звеньев. Сборка осуществляется без пригонки, регулировки и подбора звеньев.
Требуется назначить допуски и отклонения на составляющие звенья при принятом проценте риска Р=0,27%.Так как характер рассеяния размеров неизвестен, то примем закон равной вероятности с λ=1/3
.где t∆ - коэффициент, который выбирается в зависимости от принятого процента риска. При принятом проценте риска Р=0,27% t∆ = 3.
Тогда
По таблице 2, гл.2(1) выбираем допуски на составляющие звенья.
Для IT12 а=160
Составляем таблицу.
Таблица 1.2.
Звено
|
Номинал
р-р. мм.
|
Ед. допуск I мм
|
Допуск Т, мкм
|
Квадр. допуска
Т2,мкм2
|
поле
допуска
|
Отклонения. мкм
|
Обозн.
|
Вид
|
ξ
|
∆Ѕ
|
∆і
|
∆С
|
В∆
|
-----
|
---
|
2
|
-----
|
1800
|
3240000
|
2-1,8
|
0
|
-1800
|
-900
|
В1
|
Ступ.
|
-1
|
3
|
0,73
|
75h11
|
5625
|
30,037
|
37.5
|
-37,5
|
0
|
В2
|
Вал
|
+1
|
4
|
0,73
|
75h11
|
5625
|
4-0,075
|
0
|
-75
|
37,5
|
В3
|
Вал
|
+1
|
155
|
2,5
|
400h12
|
160000
|
155-0,4
|
0
|
-400
|
-200
|
В4
|
Вал
|
+1
|
4
|
0,73
|
120h12
|
14400
|
4-0.12
|
0
|
-120
|
-60
|
В4′
|
Ступ.
|
-1
|
4
|
0,73
|
120h12
|
14400
|
40,060
|
60
|
-60
|
0
|
В6
|
Вал
|
-1
|
70
|
1,84
|
300h12
|
90000
|
70-0,3
|
0
|
-300
|
-150
|
В7
|
Вал
|
-1
|
35
|
1,54
|
250h12
|
62500
|
35-0,25
|
0
|
-250
|
-125
|
В8
|
Вал
|
-1
|
25
|
1,31
|
210h12
|
44100
|
|
-1477,5
|
-1687.5
|
-1582.5
|
В9
|
Вал
|
-1
|
12
|
1,08
|
110h11
|
12100
|
12-0.11
|
0
|
-110
|
-55
|
В5′
|
Вал
|
-1
|
16
|
1,08
|
110h11
|
12100
|
16-0,11
|
0
|
-110
|
-55
|
406450
Определим среднее отклонения увязочного звена по формуле:
∆С8 = (∆С2+∆С4+∆С3)- ∆С∆ - ( ∆С1+ ∆С5′ + ∆С4′ + ∆С6+ ∆С7+ ∆С9)
∆С8 =-297,5-900-385=987.5мкм
Определим верхнее и нижнее предельное отклонение по формуле:
∆S8 =∆С8 +0,5T8
∆I8 =∆С8 -0,5 T8
∆S8 =987,5+105=1092.5 мкм
∆I8 =-1582,5-105=882.5 мкм
Производим проверку по формуле:
∆С∆ = ∑ξі ∙ ∆Сі
∆С∆ =(-37,5-200-60)+150+125+55+55-987,5=-900
Расчет выполнен верно.
Посадка подшипников качения.
Подшипник № 60210; радиальная нагрузка Fr=28000 Н;
Вращается корпус, характер нагрузки А
Обозначение подшипника:
Шариковый однорядный радиальный, (ГОСТ 8338-75) класс точности 0, легкая серия. Основные размеры подшипника:
D=90мм; d=50мм; B=20мм; r=2 мм;
По таблице 5. гл.4(1) определим вид нагружения колец подшипника:
Наружное кольцо подшипника-подвижно, нагружено циркулярно и должно быть установлено с переходной посадкой
Внутреннее кольцо неподвижно(вращается корпус), оно нагружено колебательно и должно быть установлено с натягом.
Определим по формуле
,
Где FR- радиальная нагрузка,
К1-динамический коэффициент посадки при перегрузке до 300%. Удары вибрации К1=1,8
К2- коэффициент, учитывающий ослабление посадочного натяга, при полом вале или тонкостенном корпусе.
К2=1 при сплошном вале,
К3=1 для однорядного подшипника.
В-ширина подшипника В=20мм;
r-координата монтажной фаски наружного кольца подшипника r=3,5мм;
b=В-2*r
b=20-2*3,5=13 мм;
Тогда =387 кН/м
Выбираем поля допусков по таблице 7 и 8 гл. 4 (1) и для =387 кН/м
Для вала-Ø50 h6, для отверстия корпусаØ 90 К7
3. Расчет калибров
В массовом и серийном производствах для контроля размеров и взаимного положения используются бесшкальные измерительные средства – калибры, с помощью которых осуществляется разбраковка деталей на годные и поправимый и непоправимый брак.
Ø25
3.1Калибр-скоба
Контроль размеров валов осуществляется калибрами-скобами.
Проходная и непроходная стороны калибра-скобы: номинальный размер проходной стороны соответствует наибольшему предельному размеру контролируемого вала, непроходной – наименьшему.
d=25; h=6;
It=9мкм; es=0; ei=-9мкм.
Определим максимальный и минимальный диаметры по формулам:
d max= d+es=25+0=25 мм
d min= d+ei=25-0,009=24,991 мм
Выбираем допуски, по 5 квалитету точности:
H1=4 Z1=3 Y1 =3
Рассчитываем размеры рабочих калибров, по формулам:
=24,995+0.004
=24,989+0.004
25+0,003=25,003 мм
Схема расположения полей допусков:
3.2 Расчет калибра – пробки.
D25 G6; по таблице основных отклонений отверстий.
IT=13 мкм; ES=20мкм; EI=7мкм.
(IT= ES- EI=20-7=13)
Определяем максимальный и минимальный диаметр по формулам
D max= D+ES
D min= D+EI
D max= 25+0,020=25,020 мм;
D min= 25+0,007=25,007 мм;
По таблице 4 гл.12 (1) для пробок 25G6. выбираем по 6 квалитету точности:
H=2,5 Z=2 Y =1,5 (мкм)
Расчет рабочего проходного () и непроходного () калибра по формуле :
=25,0215 -0,025
=25,0325 -0,025
Расчет изношенного проходного калибра:
;
Схема расположения полей допусков:
4.Расчет соединения с гарантированным натягом.
Данные для расчета:
-номинальный диаметр D=150мм;
-внутренний диаметр d1=50мм;
-наружный диаметр D2=250мм;
-крутящий момент Мкр=9000Нм;
-осевое усилие Рос=500 Н;
-длина соединения L=180мм;
-коэффициент трения f=0,08;
коэффициент запаса принимаем К =1,7;
Материал втулки –чугун; Материал вала –сталь 45 .
Вычислим эксплутационное удельное давление Рэ по формуле:
=7226,78 Па
Вычислим удельное(допустимое) давление:
а) на поверхности вала: ,
где σ т1=280 МПа; σ т2=300 МПа- предел текучести для вала и втулки;
=144,54 МПа
б) на поверхности втулки
=111,36 МПа
Так как Рдоп1 > Рдоп2, то Рдоп=Рдоп2=111,36 МПа
Определим коэффициенты геометрических параметров сопрягаемых деталей по формуле:
; .
Где μ1 и μ2-коэффициенты Пуассон, μ1=0,25-для чугуна,
μ2 =0,3- для стали.
=1.03
=2,125
Определяем геометрический параметр посадки z:
;
где Е1=0.74*1011 Па и Е2= 2.1*1011 Па- модуль упругости вала и втулки.
=3,6*10-12 мм/Па
Определяем величину наименьшего расчетного натяга по формуле:
=0,026 мкм
Определяем величину наибольшего расчетного натяга по формуле:
= 400,9 мкм
Определим поправку на снятие неровностей, по формуле:
Где Rz1 и Rz2 -высота микронеровностей вала и втулки до сборки, принимаем Rz1 = Rz2 =6 мкм, тогда:
=4,8 мкм
Поправку на температуру Nt рассчитываем по формуле:
Nt,
где α1, для стали11*10-6; α2. для чугуна 10*10-6
tp=50º; t=20º, получаем :
Nt=4,5 мкм
Определяем поправку γуд. Учитывающую равномерность распределения давления по длине соединения. При L/D=28/210=1,2>1 значит Yуд=1.2
Определим допускаемые натяги, по формуле:
=4,826 мкм
=481.38 мкм
Выбираем стандартную посадку с натягом, из условий;
≥=4.826 мкм
≤=481,38
Наиболее близкая является Н8-И8.
5.Нормирование шпоночного соединения.
Диаметр соединения D=42 мм, фиксирующая шпонка.
Поперечное сечение b×h=(12×8)мм
Свободное для получения посадок с гарантированным зазором, обеспечивающим надежную работу соединений с направляющими шпонками, а так же облегчения сборки соединения из термообрабатываемых деталей.
Из таблицы7, гл.5 (1) выписываем поля допусков размеров шпонок, пазов на валу и во втулке, а из таблиц 12,16 гл.2(1) соответствующее верхнее и нижнее отклонения.
Для соединения шпонка –паз:
-на валу:
-во втулке:
Поля допусков шпонки по размерам:
-ширина: b=12h9(-0,043) мм;
- высота: h =8h11(-0,09)мм;
-длина: L=50h14(-0,74)мм;
Поля допусков глубины паза:
-на валу: t1=5+0.2 мм;
-во втулке: t2=2,4+0.2мм;
6.Нормирование зубчатого колеса
m=6-модуль зацепления
Z=26-число зубьев колеса
Параметры зуборезной рейки:
h*а=1; C*=0.25; α=20º.
Определяем диаметр делительной окружности:
d=m*z
d=6*26=156 мм.
Определим диаметры окружности впадин df и выступов dа, по формулам:
Для зубчатых колес без смешения при
=141мм
=168 мм
Шаг зацепления необходимо знать при измерении его предельных отклонений, он определяется по формуле:
мм,
где - угол зацепления.
Степень точности 8-7-7-Е
степень точности зубчатого колеса производится на основе конкретных условий работы передачи: окружной скорости, передаваемой мощности, режима работы и т.д.
Данная степень точности по ГОСТ 1643-81 8-7-7-Е, откуда видно, что «8»-я степень точности принимается по нормам кинематической точности, «7»-я по нормам плавности и по нормам контакта зубьев; «Е» - вид сопряжения.
Выбор производится на основе конкретных условий работы передачи в соответствии с ГОСТ 1643-81.
Зубья нарезаются обкаткой или методом деления. После нарезания зубья не шлифуются, при необходимости отделываются или притираются. Шероховатость профиля зуба мкм. Повышенные скорости и умеренные мощности или небольшие скорости при значительных нагрузках. Зубчатые колеса металлорежущих станков, скоростных редукторов, колеса в авиа- и автостроении при окружной скорости до м/с и КПД передачи не ниже .
Длина общей нормали W и поле допуска на среднюю длину общей нормали.
Длина общей нормали для цилиндрических прямозубых колес рассчитывается по формуле:
W=;
Где =26/9+1=3,89
W==62,63 мкм
Наименьшее отклонение (верхнее отклонение) длины общей нормали состоит из двух слагаемых, первое из которых зависит от вида сопряжения и делительного диаметра колеса, а второе – от допускаемого радиального биения .
Величина устанавливается в соответствии с нормой кинематической точности. Допуск на радиальное биение зубчатого венца .
Допуск на среднюю длину общей нормали .
Наибольшее отклонение средней длины общей нормали (нижнее отклонение):
.
Таким образом длина общей нормали .
Минимальное отклонение толщины зуба по таб.5.22.по виду сопряжения Е и норме плавности . Сопряжения Е и боковому зазору d
Допуск радиального биения наружного диаметра зубчатого колеса относительно посадочного отверстия
Допуск задается с целью ограничения возможного дисбаланса в зависимости от частоты вращения вала колеса до 600 мин-1. В данном случае, при небольших частотах вращения данный допуск вводить не рекомендуется.
Допуск торцового биения
Зубчатое колесо сопрягается с валом по переходной посадке. В этом случае биение торца колеса определяют независимо от длины ступицы колеса, когда точно неизвестно, что базовый торец колеса является базовым.
Принимаем допуск на торцевое биение .
Выбор допусков формы и расположения
а) на цилиндричность отверстия Т/о/=0.3*t ; Т/о/=0.3*0.021=6,3 мкм
где t-допуск размера отверстия диаметром 20Н7, равный 21 мкм.
б) Так как l/d=50/42>0,8 то назначаем допуск перпендикулярности:
Т┴=40мкм
в) Параллельность шпоночного паза:
Т║=0.6*t шп=0.6*0.02=12 мкм
Симметричность шпоночного паза:
Т% =4* t шп =4*0.02=80 мкм
Рекомендуемая литература:
Белкин И.М. Допуски и посадки (основные нормы взаимозаменяемости).- М.: Машиностроение.1992г.
Дунаев П.Ф. Допуски и посадки, обоснование выбора.-М.: Высшая школа.1984 г.
Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении: Справочник в 2т.-М.: Издательство стандартов,1971 г.
Иванов М.Н. Детали машин:5-ое издание.-М.: Высшая школа.1991 г.
Мягков В.Д. Допуски и посадки Справочник в 2т.-М.: Машиностроение.1983г
Якушев А.И. Взаимозаменяемость. Стандартизация и технические измерения.- М.: Машиностроение.1986г
Анухин В.И. Допуски и посадки 3-е изд.-СПб.: ПИТЕР,2004.207с
Болотовский И.А, Справочник по корригированию зубчатых колес.-М.: МАШГИЗ,1962,215 с.
|
|
|