Главная страница
Навигация по странице:

рабочая тетрадь для заочников. Петрозаводский государственный университет биологическая химия


Скачать 1.6 Mb.
Название Петрозаводский государственный университет биологическая химия
Анкор рабочая тетрадь для заочников.doc
Дата 30.04.2017
Размер 1.6 Mb.
Формат файла doc
Имя файла рабочая тетрадь для заочников.doc
Тип Документы
#5128
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

(рабочая тетрадь)
для студентов 3-4 курса медицинского факультета

специальности «Фармация» (заочное отделение)

Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

2011

Рассмотрена и утверждена к печати на заседании

редакционной комиссии медицинского факультета по отрасли науки и техники «Биология» 25 января 2010 г.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Составители:

В. В. Осташкова, канд. биол. наук;

Н. С. Зыкина, канд. биол. наук;

Т. О. Волкова, докт. биол. наук


ПРЕДИСЛОВИЕ

Рабочая тетрадь содержит лабораторные работы по биологической химии, выполняемые студентами 3-4 курса заочного отделения медицинского факультета специальности «Фармация». На лабораторных занятиях студенты овладевают навыками экспериментальных исследований, закрепляют теоретические знания, анализируют полученные на практических занятиях результаты. В каждой лабораторной работе излагаются цель и задачи, поставленные перед студентом, принцип используемого метода и ход работы.

В целях повышения эффективности работы при самоподготовке в конце каждого раздела представлены основные вопросы по изучаемой теме, перечень заданий для самостоятельной работы.

В приложении студент может ознакомиться с теоретическим материалом, необходимым для самостоятельной подготовки к контрольным работам, вариантами контрольных работ и основными вопросами экзаменационных билетов.

РАЗДЕЛ I

состав И СВОЙСТВА БЕЛКОВ



РАБОТА 1. ЦВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ НА БЕЛКИ

Цель работы: ознакомиться с основными наиболее распространенными цветными реакциями на белки и доказать, что с их помощью можно выявить сходство и различия в аминокислотном составе исследуемых белков (яичного альбумина и желатина).

Задачи:

  • провести цветные реакции на белки с раствором яичного альбумина и желатина;

  • определить, какой из исследуемых белков является полноценным;

  • показать, что существуют универсальные цветные реакции, которые дают все белки, независимо от их аминокислотного состава, и специфические цветные реакции на определённые аминокислоты, позволяющие выявить различия в исследуемых белках;

  • отметить, какие из проведённых реакций являются универсальными, а какие – специфическими;

  • сравнить результаты проведённых исследований и сделать выводы.

Цветные реакции на белки являются качественными реакциями, обусловленными специфическими группами – радикалами. Некоторые из таких реакций широко используются в биохимической практике для изучения структуры и аминокислотного состава белков, их количественного определения.


  1. Биуретовая реакция

(на обнаружение пептидных связей в белках)

Принцип метода. Белки (пептиды) в щелочном растворе в присутствии солей меди (II) образуют комплексные соединения, окрашенные в сине-фиолетовый или красно-фиолетовый цвет.

Для пептидной (амидной) группы характерна лактам-лактимная таутомерия:



В щелочной среде преобладающая лактимная (енольная) форма полипептида взаимодействует с гидроксидом меди (II) с образованием стабильного окрашенного комплекса:



Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора белка добавляют 1 мл 10%-го раствора щёлочи (NaOH или KOH) и 1 каплю 1%-го раствора сульфата меди. Появляется сине-фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание.

  1. Нингидриновая реакция

(на аминогруппу, находящуюся в α-положении)

Принцип метода. Белки, полипептиды и свободные -амино-кислоты при нагревании реагируют с нингидрином (трикетогидрин-денгидратом) с образованием продукта конденсации, окрашенного в фиолетовый цвет:





Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора белка прибавляют 0,5 мл 0,5%-го раствора нингидрина и нагревают до кипения. Появляется сине-фиолетовое окрашивание.


  1. Реакция Сакагучи (на аргинин)

Принцип метода. Белки, содержащие аргинин, в присутствии щелочи дают красное окрашивание с гипобромитом и -нафтолом. Гуанидиновая группа аргинина окисляется гипобромитом, и окисленный аргинин при взаимодействии с -нафтолом образует продукт конденсации красного цвета:



Ход работы. К 0,5 мл 1%-го раствора белка добавляют 0,5 мл 10%-го раствора щелочи, 3 капли 0,1%-го спиртового раствора -нафтола и после перемешивания – 2-3 капли 2%-го раствора гипобромита натрия. Появляется красное окрашивание.


  1. Реакция Фоля (на цистеин и цистин)

Принцип метода. При кипячении белка со щёлочью от цистеина (цистина) легко отщепляется сера в виде сероводорода, который в щелочной среде образует сульфид натрия:



Для выявления сульфида натрия используют ацетат свинца, который при взаимодействии с гидроксидом натрия превращается в тетрагидроксоплюмбат натрия:

Pb(CH3COO)2 + 4NaOH  Na2[Pb(OH)4]+ 2CH3COONa.

В результате взаимодействия ионов серы и свинца образуется сульфид свинца чёрного или бурого цвета:

Na2S + Na2[Pb(OH)4]  PbS + 4NaOH.

Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора белка или кусочку шерстяной нити добавляют 1 мл 30%-й щёлочи и 3-4 капли 5%-го раствора ацетата свинца. При интенсивном кипячении жидкость окрашивается в бурый или чёрный цвет.


  1. Ксантопротеиновая реакция (на ароматические аминокислоты)

Принцип метода. При нагревании с концентрированной азотной кислотой белки дают жёлтое окрашивание. Реакция обусловлена наличием в белках ароматических аминокислот (фенилаланина, тирозина и триптофана) и основана на образовании нитропроизводных этих аминокислот, имеющих жёлтую окраску:



Нитропроизводные аминокислот в щелочной среде образуют соли хиноидной структуры, окрашенные в оранжевый цвет:



Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора альбумина или яичного белка добавляют 5 капель концентрированной азотной кислоты. Появляется осадок. При осторожном нагревании смесь окрашивается в жёлтый цвет. После охлаждения осторожно добавляют 10 капель концентрированного раствора аммиака (или 30%-й раствор едкого натра), при этом жёлтая окраска переходит в оранжевую.

Проделывают эту реакцию с 1%-м раствором желатина, сравнивают результаты и делают выводы.
6. Реакция Милона (на тирозин)

Принцип метода. Реакция Милона открывает в белке тирозин, в составе которого имеется фенольный гидроксил. При нагревании белка с реактивом Милона (смесь нитратов и нитритов ртути (I) и (II), растворённых в концентрированной азотной кислоте) образуется осадок, окрашенный сначала в розовый, а затем в красный цвет. Реактив Милона даёт окрашивание почти со всеми фенолами:



Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора яичного белка добавляют 3-5 капель реактива Милона и осторожно нагревают до образования окрашенного в красный цвет осадка.

Аналогично проделывают реакцию с растворами желатина. Полученные результаты сравнивают и делают вывод.
7. Реакция Паули (на гистидин и тирозин)

Принцип метода. Реакция Паули позволяет обнаружить в белке аминокислоты гистидин и тирозин, которые образуют с диазобензолсульфокислотой соединения вишнёво-красного цвета. Диазобензолсульфокислота образуется в реакции диазотирования при взаимодействии сульфаниловой кислоты с нитритом натрия (или калия) в кислой среде:



Ход работы. К 1 мл 1%-го раствора сульфаниловой кислоты (готовится на 5%-м растворе соляной кислоты) прибавляют 2 мл 0,5%-го раствора нитрита натрия, тщательно перемешивают, добавляют 2 мл 1%-го раствора яичного белка и после перемешивания 6 мл 10%-го раствора карбоната натрия. После перемешивания смесь окрашивается в вишнёво-красный цвет.

Реакцию проделывают с яичным альбумином и желатином, сравнивают полученные результаты и делают вывод.

Выводы:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта