КРАТКИЙ
ОЧЕРК ИСТОРИИ
ФИЛОСОФИИ
Под редакцией
М. Т. ИОВЧУКА, Т. И. ОЙЗЕРМАНА, И. Я. ЩИПАНОВА
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗДАНИЕ
Предисловие
Задачи, которые стремились решить авторы «Краткого очерка истории философии»,— дать систематическое изложение основных этапов развития философии с древнейших времен до наших дней, анализ борьбы материализма и идеализма — главных направлений в философии, осветить возникновение и развитие диалектического и исторического материализма, подвергнуть критике современную буржуазную философию, отражающую общий кризис капиталистической системы.
В четвертом издании «Краткого очерка истории философии» предисловие и главы I—XIX воспроизводятся в основном по тексту третьего издания книги, выпущенного в 1975 г., с некоторыми уточнениями. Глава XX и заключение к книге дополнены в четвертом издании кратким изложением вопросов развития марксизма-ленинизма и современной идеологической борьбы на мировой арене в решениях и материалах XXV и XXVI съездов Коммунистической партии Советского Союза, в докладах товарища Л. И. Брежнева на этих съездах и ряде его выступлений, в других документах КПСС и международного коммунистического движения. В четвертом издании книги дается краткий анализ разработки философских проблем советскими и зарубежными марксистами за последние семь лет (1975—1981), а также научно-критический анализ «новейших» буржуазных, ревизизионистских и других немарксистских философских концепций последнего времени. XXI глава не вошла в объем настоящего издания. Она будет выпущена отдельной книгой.
«Краткий очерк истории философии» может служить учебным пособием для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также для самостоятельно изучающих историю философии.
Книга подготовлена коллективом авторов, созданным Министерством высшего и среднего специального образования СССР, в составе: заслуженного деятеля науки; ФСР, профессора В. Ф. Асмуса (МГУ), члена-корреспондента АН СССР М. Т. Иовчука, члена-корреспондента АН СССР А. О. Маковельского, профессор Ю. К. Мельвиля (МГУ), члена-корреспондента АН ССС Т. И. Ойзермана, члена-корреспондента АН ССС М. Н. Руткевича, члена-корреспондента АН ССС Б. А. Чагина, заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора И. Я. Щипанова (МГУ) совместно с другим преподавателями истории философии высших учебных заведений и работниками научно-исследовательских учреждений, названными ниже.
Главы и параграфы книги написаны следующими авторами: глава I — М. Т. Иовчуком; в главе II § 1 В. Ф. Асмусом, § 2— доктором философских наук Я. Хин-Шуном, § 3 — А. О. Маковельским и заслуженным; деятелем науки РСФСР, профессором Ш. Ф. Мамедовым; глава III — В. Ф. Асмусом; в главе IV § 1—Я Хин-Шуном, § 2—1—К. О. Маковельским и Ш. Ф. Мгмедовым; раздел «Философская мысль в странах Запад ной Европы»— В. Ф. Асмусом; раздел «Философска мысль в России в IX—XII вв.» — И. Я. Щипановым глава V — профессором В. В. Соколовым; глава VI-В. Ф. Асмусом; глава VII—И. Я. Щипановым; в главе VIII § 1, 5 —Т. И. Ойзерманом, § 2, 3, 4 —В. Ф. Ас мусом; глава IX — Т. И. Ойзерманом; в главе X § 1-И. Я. Щипановым, § 2 —Ш. Ф. Мамедовым, § 3 —npофессором И. С. Нарским, § 4 — Ян Хин-Шуном; глав XI — В. Ф. Асмусом; главы XII—XIII —Т. И. Ойзерманом; в главе XIV § 1 и 3 —Б. А. Чагиным, § 2 М. Н. Руткевичем; глава XV — Б. А. Чагиным; глав XVI —М. Т. Иовчуком; глава XVII —Ю. К. Мельвилем; глава XVIII — И. Я. Щипановым; в главе XIX § и 4 — профессором Г. С. Васецким, § 2 и 3 —М. Н. Руткевичем (с использованием материала Б. А. Чагина) в главе XX § 1 — Б. А. Чагиным, § 2 — профессор Л. Н. Суворовым, § 3—4 Л. Н. Суворовым и заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором А. Д. Косичевым (при участии М. В. Романенко), § 5-6 А. Д. Косичевым (при участии М. В. Романенко), § М. Н. Руткевичем, § 7 и Заключение написано М. Т. Иовчуком, в § 2, 3, 4, 5 использовались материал М. Т. Иовчука.
Перечень рекомендуемой для изучения литератур дан в программе по истории философии для гуманитарных факультетов; ряд источников, монографий и пособий указывается в тексте глав «Краткого очерка».
Авторы выражают свою благодарность советским и зарубежным ученым, которые в своих рецензиях или присланных отзывах дали ценные замечания по прежним изданиям «Краткого очерка истории философии».
ГЛАВА I
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗНАЧЕНИЕ
§ 1. Предмет истории философии как науки
Основной вопрос философии и ее предмет.
Философия («Философия» происходит от древнегреческих слов phileo (люблю) и sophia (мудрость) — особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Философия — одна из форм общественного сознания, принадлежит к идеологической надстройке и в классовом обществе выражает мировоззрение определенного класса. Вместе с тем философия всегда осуществляет познавательные (и в той или иной; мере эвристические) функции и по мере своего развития становится самостоятельной наукой, которая имеет свой предмет, изменяющийся в ходе развития общества и научного знания. Предмет марксистско-ленинской философии, т. е. диалектического и исторического материализма, — наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая его сторона — это вопрос о том, что первично — материя или дух, бытие или мышление. Философы, считающие материю, природу, бытие первичным, а дух, сознание, мышление вторичным, относятся к лагерю материализма. Философы, утверждающие, что первично сознание, мышление, дух (или, как считают многие из них, бог), относятся к лагерю идеализма. Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, познаваем ли мир, могут ли представления и понятия людей быть объективной истиной или мир непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. Материализм признает принципиальную познаваемость мира и рассматривает познание как отражение внешней действительности. Идеалисты в тех случаях, когда они признают познаваемость мира, отрицают, что в сознании людей отражается объективная реальность. Значительная часть идеалистов являются агностиками, т. е. отрицают познаваемость мира. Агностицизм представляет собой попытку отказаться от решения основного вопроса философии, занять промежуточную позицию между материализмом и идеализмом.
Философия возникла около трех тысяч лет назад в странах Древнего Востока. Уже в древности в философии образуются два противоположных направления: материализм и идеализм. Наряду с противоположностью материалистического и идеалистического мировоззрений в ходе развития философии возникают два противоположных подхода к познанию мира: диалектический и метафизический методы мышления.
Диалектический метод рассматривает все явления как находящиеся во взаимной связи, в процессе развития и изменения, раскрывает обусловливающие этот процесс внутренние противоречия и их борьбу. Метафизический метод, имевший, по словам Энгельса, «в свое время великое историческое оправдание», ограничивается по преимуществу анализом и классификацией предметов и явлений вне их взаимной связи и развития, рассматривает их как изменяющиеся главным образом количественно, свободные от внутренних противоречий и борьбы между ними. Диалектика и метафизика представляют собой, таким образом, не только различный подход к действительности, но и различное ее истолкование.
Марксистское понимание предмета истории философии как науки.
История философии как наука всегда занималась и занимается исследованием возникновения и развития учений, дающих то или иное решение проблем философии, то или иное, материалистическое или идеалистическое, диалектическое или метафизическое, объяснение общих законов бытия и познания.
Предмет марксистской истории философии как науки—это история возникновения и решения философских проблем и прежде всего история формирования и развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы и тесно связанная с ними история становления, развития и взаимной борьбы диалектики и метафизики. При этом марксистская история философии в первую очередь исследует, развитие материалистической философии в ее борьбе с идеализмом, смену одних форм и видов материализма другими, а также зарождение, возникновение развитие диалектики и ее борьбу с метафизикой. Поскольку философия есть определенная, специфическая форма познания действительности, выражаемая в логических категориях, философских понятиях и идеях, история философии исследует также зарождение, возникновение и развитие важнейших категорий познания.
Марксистская история философии уделяет особое внимание исследованию и изучению возникновения и развития диалектического материализма, который является научно-философской системой, методом познания и революционного преобразования мира, философской основой научного материалистического мировоззрения рабочего класса и других сил, борющихся за социализм.
Круг вопросов философии и его изменение в ходе истории
В процессе исторического развития философии менялся круг вопросов, которыми она занималась, в результате чего видоизменялись предмет философии и его понимание. Так, в эпоху рабовладельческого общества еще не существовало обособленных, частных наук о природе и обществе, об отдельных формах движения материи и философия представляла собой теоретическое знание вообще и первоначально его фактически единственную форму. В дальнейшем, с возникновением частных наук, происходит размежевание между ними и философией, отпочкование их от философии. Развитие знаний и их дифференциация вели к тому, что философия постепенно переставала выступать в роли всеобъемлющей «науки наук» и предметом ее изучения оставались наиболее общие вопросы бытия и познания. Научная философия современности — диалектический и исторический материализм изучает наиболее общие законы развития действительности и их отражения в человеческом мышлении.
Как бы ни изменялся круг вопросов философии, а следовательно и сам предмет философии, на всех ступенях истории мысли человечества были и ныне остаются общие для всех философских учений проблемы бытия и познания, жизни человека и общества, составляющие в большей или меньшей мере предмет всех философских теорий.
Философы всегда, так или иначе, отвечали на вопросы о том, существуют ли природа, мир сами по себе, т. е. материальны ли они, или зависят от чего-либо «потустороннего», представляют собой его «отблеск»; вечен ли мир, или он сотворен духом, божеством; находятся ли мир, природа в движении, изменении, развиваясь по своим, объективным, независимым от сознания, духа законам, или таких объективных законов нет, а движение, изменение в мире зависят от вмешательства извне, от духа, бога или от сознания людей, от их разума, воли и т. д. Все эти и многие другие вопросы, которые в старых, домарксистских философских учениях принято было называть онтологическими, всегда входили и входят в круг вопросов философии.
В центре внимания философии был и остается ныне как важнейшая, проблема философии вопрос об отношении человека к миру, неразрывно связанный с основным вопросом философии и решаемый в процессе практической и теоретической деятельности человека, которая всегда носит общественный характер и в конечном счете обусловлена способом материального производства, господствующим в обществе.
Развитие науки и самой философии с необходимостью вело к возрастанию значения гносеологической проблематики, т. е. вопросов, относящихся к процессу познания. Таковы, в частности, проблемы соотношения мышления и бытия, наших представлений о мире и реального мира, проблемы субъекта и объекта, вопросы о путях и средствах, ступенях, формах, методах познания действительности, об истине и ее критерии и т. д.
Философы всегда применяли те или иные методы познания, подходили к явлениям мира, к их объяснению с позиций диалектики или метафизики. Следовательно, вопросы о том или ином подходе к явлениям материального мира и познания, о способе их объяснения, о методах познания действительности, т. е. методологические вопросы, также входили и входят в круг вопросов философии, составляют ее предмет.
Философское мышление есть логическое мышление, оно предполагает определенные логические формы, категории, понятия, в которых мышление осуществляется, законы, по которым развивается человеческое мышление; вопросы логического мышления были и остаются неотъемлемой составной частью предмета философии.
В прошлые эпохи истории науки и философии, когда уровень развития естествознания был еще невысоким, а сведения, доставляемые различными науками о природе, были разрозненными и отрывочными, некоторые философы пытались, не опираясь на данные естествознания, решить вопрос о законах, по которым живет природа, найти связь между отдельными явлениями природы и т. д. Эти «натурфилософские» проблемы до середины XIX в. входили в круг вопросов философии. По мере развития естественных наук, особенно после великих открытий естествознания XIX в., необходимость в «натурфилософских» объяснениях явлений природы отпала. На смену им пришло философское обобщение достижений естественных наук, раскрывающее законы природы, действительные связи между явлениями. Предметом философии в сфере познания природы стало выяснение наиболее общих закономерностей перехода одних форм движения материи в другие, их взаимных связей, исследование объективной диалектики природы, диалектического характера законов естественных наук, изучение логики научного познания в сфере естествознания. Эти общие философские вопросы естествознания ныне также входят в предмет философии.
Будучи выражением мировоззрения тех или иных классов, общественных групп, философские учения выясняют, каковы основы общественной жизни и почему она изменяется, развивается ли общество, подчиняясь объективным законам, независимым от воли людей, или это развитие зависит от воли и сознания людей, от божества или других сверхъестественных сил и т.д. Философия всегда занималась вопросами о месте человека в обществе и его назначении; о «смысле» истории, о том, каковы ее движущие силы, куда идет общество, каково его будущее и т. п. Эти и другие важнейшие вопросы, которые в домарксистских философских системах были предметом отрасли знаний, именуемой философией истории, также относятся к предмету философии.
В круг вопросов философии в прошлом входили и в известной мере входят и ныне наиболее общие, философские проблемы социологии (о сущности, закономерностях и структуре общественной жизни, о соотношении между материальными и духовными ее элементами, об отношениях и взаимосвязях между людьми, между личностью и обществом и т. д.), этики (об основных принципах морали, законах нравственности) и эстетики (о сущности прекрасного, об отношении искусства к действительности и т. д.).
Таким образом, если различные формы движения материи и закономерности их развития изучаются конкретными естественными науками (физика, химия, биология и др.), а различные стороны общественной жизни и закономерности их развития исследуются конкретными общественными науками (политическая экономия, правовые науки, искусствоведение и др.), то философия призвана давать ответ на наиболее общие вопросы бытия и познания. Историческое развитие взглядов людей по этим вопросам составляет предмет истории философии.
§ 2. Марксистские принципы в применении к истории философии
Принцип партийности в истории философии.
Марксизм-ленинизм исходит из того, что история философии всегда была и является ныне ареной борьбы партий в философии — материализма и идеализма; в этой борьбе находят свое выражение общественные интересы и идеология различных классов и социальных групп. «Новейшая философия,— говорит В. И. Ленин,— так же партийная, как и две тысячи лет тому назад» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 380.). Материализм включает в себя партийность, считая, что философия при всякой оценке событий становится на точку зрения определенной общественной группы. Но многие философы, выражавшие мировоззрение и интересы господствующих классов эксплуататорского общества, представляли свои учения «надклассовыми», «надпартийными» и выдавали их за «общечеловеческую», «вечную» и «абсолютную» истину. Прикрываясь флагом «беспартийности», идеалисты тем не менее пытаются исключить материализм, из истории философии, выдавая идеализм за единственное направление действительно философской мысли. Даже такой выдающийся философ-диалектик, как Гегель, всячески принижал материализм и по существу исключал его из истории философии. Он утверждал, что «философия стоит на той же почве, на которой стоит и религия, имеет тот же предмет: всеобщее, в себе и для себя сущий разум». По Гегелю, различны лишь формы выражения этого общего содержания, и это отличает историю философии от истории религии. Материализм же Гегель вопреки истине считал «низшей формой философствования», игнорировал его роль в истории философии.
В противоположность идеалистической философии, связанной, как правило, с идеологией и интересами господствующих классов эксплуататорского общества, но не признающей этого, марксистская философия открыто заявляет, что она представляет собой составную часть мировоззрения революционного пролетариата, философский фундамент научного коммунизма, обосновывает революционное преобразование эксплуататорского общества в общество коммунистическое. Партийность марксистской философии заключается, далее, в том, что она решительно борется против реакционной буржуазной философии, осуждает различные попытки «примирить» материализм и идеализм, стать «выше» их, критикует всякие отступления от материализма в сторону идеализма и религии.
Поскольку классовые интересы революционного пролетариата и идущих за ними прогрессивных сил, борющихся за социализм, в конечном счете совпадают с закономерностями объективного исторического процесса постольку партийность марксистской философии неразрывно связана с ее научной объективностью и дает возможность всесторонне и верно познать действительность и законы ее развития.
Марксистский принцип историзма в применении к истории философии.
Изучая и оценивая философски системы прошлого, марксизм подходит к, ним конкретно исторически Ленин говорил, что о мыслителях следует судить не по тому, чего они не дали в сравнении с современными требованиями, а по тому, что нового дали они в сравнении со своими предшественниками. «Весь дух марксизма, вся его система,— указывал Ленин, — требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (б) лишь в связи с другими; (в) лишь в связи с конкретным опытом истории» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 49, стр. 329).
Следуя марксистскому принципу историзма, научная история философии не отбрасывает идеализма с порога, а выясняет корни и сущность идеалистических учений, рассматривает содержащиеся в них противоречия, раскрывает ценные элементы, заключающиеся в некоторых идеалистических системах (например, в философии Гегеля — его диалектику). Она показывает, что хотя некоторые идеалистические воззрения представляют собой пустоцвет, но пустоцвет на живом древе человеческого знания; они вытекают из самого процесса познания, имеют гносеологические корни, связанные с отступлениями от правильного пути познания, с односторонностью, субъективизмом и т. п. Эти отступления от истины были раздуты, закреплены интересами господствующих классов и превращены в идеалистические положения и целые философские системы, смыкающиеся с религией и, как правило, чуждые подлинной науке. Энгельс указывал, что идеализм есть ложная, но для своего времени и для самого хода развития познания неизбежная форма философии (См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 513.). В. И. Ленин учил, что «с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. Идеализм есть поповщина. Верно. Но идеализм философский есть („вернее" и „кроме того") дорога к поповщине через один из оттенков бесконечно сложного познания (диалектического) человека» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.). В своем историческом подходе к философским учениям марксистская история философии учитывает ценные элементы во взглядах на историю философии, выработанных мыслителями прошлого — Аристотелем, Бэконом, Фейербахом, Герценом, Чернышевским и др. Марксизм ценит «рациональное зерно», содержащееся в учении Гегеля об истории философии; оно состоит в том, что Гегель, хотя и на идеалистической, неверной основе, раскрывал закономерную связь различных философских учений и преемственность в их развитии, в результате чего история философии выступала не как хаотическое нагромождение взглядов и представлений, а как исторический процесс развития познания. Заслуга Гегеля состояла также в том, что он прослеживал развитие диалектики в истории философии.
Говоря о научных достижениях тех буржуазных ученых, которые вольно или невольно выступают как «приказчики» господствующих классов капиталистического общества, Ленин считал, что задача марксистов состоит в том, чтобы «усвоить себе и переработать те завоевания, которые делаются этими «приказчиками»... и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов» (В.И. Ленин. Полн.собр.соч., т.18, стр. 264). . Это относится и к истории философии.
История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии.
Вокруг понимания истории философии, ее предмета и метода в настоящее время идет острая идеологическая борьба марксизма-ленинизма против реакционных идеалистических концепций современности.
Многие представители широко распространенного течения современной идеалистической философии — неопозитивизма (Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др.) по существу отрицают, что у философии есть свой специфический предмет, отличный от предмета конкретных наук; задачи философии они сводят к изучению приемов и средств логического мышления, структуры «языка науки». Исходя из такого понимания предмета философии, они отвергают положительное содержание истории; философии, отрицают ее огромную и самостоятельную роль в познании мира.
Несколько иную, но также неправильную точку зрения на историю философии высказывают представители другого течения современной буржуазной философии — экзистенциализма. Так, К. Ясперс, не отрицая необходимости изучения истории философии, считает невозможным объективное рассмотрение ее как единого исторического процесса. Согласно Ясперсу, каждый философ выступает как творец своего индивидуального субъективного мира, независимого от истории, а философия в целом представляется ему «борьбой духа, не заключенного во времени». Субъективизм Ясперса и других экзистенциалистов ведет их к произволу в обращении с фактами истории философии; не случайно Ясперс, не считаясь с действительной историей философской мысли, объединяет философов различных эпох и направлений в общие «группы» (например, Платона с Кантом, Гоббса с Фихте, Фому Аквинского с Гегелем, Цицерона с Вольтером и т. д.). В результате такого произвольного обращения с историческими фактами подлинная история философской мысли извращается.
Другие течения современной идеалистической философии (например, неотомисты, персоналисты и другие представители объективного идеализма) держатся близкого к религии взгляда, утверждая, будто предметом философии всегда был и остается некий вечный абсолютный дух, мировой разум (который оказывается псевдонимом бога).
Таким образом, современные буржуазные историки философии, как те, кто философию подчиняет религии и превращает историю философии в придаток истории религии, так и те, кто считает историю философии следствием субъективного творчества отдельных мыслителей, по существу отрывают историю философии от реального процесса истории общества и науки. Реакционные философы-идеалисты, в том числе и в области истории философии, ведут борьбу против материализма, пытаются принизить его достижения и традиции. Они объявляют идеалистические и метафизические философские учения стоящими вне классов и партий, отбрасывают материалистическое и диалектическое наследие философской мысли.
Марксистско-ленинская философия подвергает критике реакционные историко-философские концепции современных буржуазных философов, искажающие картину развития философской мысли человечества и посягающие на ее лучшие традиции.
§ 3. Марксистский метод познания
истории философии и закономерностей
ее развития.
Сущность марксистского метода в истории философии.
Диалектический и исторический материализм видит в философии две стороны: познавательную, поскольку философия в той или иной мере осуществляет функции познания мира и в определенных условиях функции науки, и идеологическую, поскольку она представляет собой составную часть логической надстройки. Раскрывая зависимость философских учений от общественных отношений определенной эпохи (и в конечном счете от способа материального производства), от классовой борьбы, от развития науки и других форм общественного сознания, история философии выясняет мотивы, которыми руководствовались философы, создавая свои учения, выявляет коренные причины, по которым развивались и получили определенное направление философские идеи, выражавшие мировоззрение того или иного класса, социальной группы.
История философии — это закономерно развивающийся процесс, в котором философские учения различных стран взаимосвязаны, взаимообусловлены, развиваются в ходе борьбы противоположных направлений и тенденций в философии (материализма и идеализма, диалектики и метафизики и т. д.). Эта борьба ведет к качественным изменениям в философии: сменяются формы материализма и диалектики, а в середине XIX в. происходит революционный переворот в философии —возникает диалектический и исторический материализм.
Марксистская история философии не ограничивается описанием, изложением тех или иных философских учений, а дает общую картину поступательного развития философских знаний от низшего к высшему в процессе борьбы материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой, раскрывает закономерности этого развития. Марксистский метод истории философии рассматривает все философские учения исторически, как определенные ступени в развитии познания мира человеком, не допуская их модернизации и не приписывая мыслителям прошлого таких идей, которых у них не было, и быть не могло. При изучении любого философского учения марксизм требует выяснения его социальных и гносеологических корней, всестороннего исследования и оценки с научных, марксистских позиций системы философских взглядов, развиваемых в этом учении.
Некоторые общие и особенные закономерности развития философии.
Марксизм-ленинизм различает все общие диалектические, присущие всем формам развития бытия и познания, особенные закономерности, характерные для всех форм общественного сознания, в том числе и для философии, и специфические, относящиеся к философии как особой форме общественного сознания и ее истории. Всеобщие закономерности развития всякого познания, как и бытия,— это законы диалектики, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей как источник всякого развития и т. д. Особенной и вместе с тем обще социологической закономерностью, определяющей развитие всех форм общественного сознания, является прежде всего решающая роль способа материального производства в возникновении и развитии всех общественных идей. Философия, как и другие формы общественного сознания (политическая идеология, право, мораль, религия, искусство), относится к надстройке над экономическим базисом общества.
Поскольку философия, особенно ее материалистическое направление, развивается во взаимосвязи с естествознанием, характер и уровень ее развития в значительной мере зависят от успехов промышленности, научно-технического прогресса, с которыми неразрывно связано естествознание. «...Философов,— писал Энгельс,— толкала вперед отнюдь не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности, их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 285.).
Общесоциологическая закономерность развития общественного сознания в классовых обществах выступает и в форме зависимости общественного сознания от борьбы классов. Эта борьба находит свое выражение не только в политической, но и в идеологической области. В классовых обществах философские учения выражают мировоззрение определенных классов или социальных групп, носят классовый характер.
В истории идеологии, в том числе и философии, закономерно проявляется взаимная связь национальных и. международных условий развития общественного сознания. Философская мысль каждого народа зависит в своем развитии не только от экономической жизни и борьбы классов данной страны, она испытывает влияния философии и общественной мысли народов других стран, находящихся в экономическом, политическом и идейном общении с народом данной страны.
Марксистская история философии выступает против неправильных взглядов тех философов, которые считают, что существуют народы, внесшие свой вклад в развитие философии, и народы, которые ничего или почти ничего не прибавили в сокровищницу философских идей. Еще Гегель неправильно считал, что народам «воплотившими» в своем «национальном духе» философские богатства «абсолютного духа», были лишь западноевропейские народы: греки, римляне и особенно немцы. Он утверждал, что «философия в собственном смысле начинается на Западе. Лишь на Западе восходит... свобода самосознания» (Гегель. Соч., .т. 1Х, стр. 92), что философия восточных народов являлась низшей стадией философии («мысль на стадии созерцания»), что она не оказала существенного влияния на всемирную философию.
Европа действительно была ярким очагом научной и философской мысли. Философия античной Греции достигла большого расцвета, и в ней в зародыше соде жались многие более поздние виды философии. Немецкая классическая философия конца XVIII — начал XIX в. и особенно родившийся в Германии диалектический материализм явились философскими учениям всемирно-исторического значения. Но это отнюдь не означает, что только Европа была колыбелью философского знания, как утверждают сторонники «европоцентризма». «Европоцентристская» точка зрения принята большинством современных буржуазных философов, которые либо вопреки истине отвергают наличие философской мысли в странах Востока, либо считают сплошь религиозно-мистической, созерцательно-чувсвенной, чуждой рационального мышления, науки и т. Ф. Ибервег, например, утверждал, что у народов Востока «не может быть и речи о наличии... философии собственном смысле».
Неправильные взгляды, согласно которым восточная философия не играла никакой роли в развитии всемирной философской мысли, опровергаются самой историей философии. Развитие философской мысли в страна Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай, Индия началось задолго до возникновения древнегреческой философии и, как показано в нашей книге, обогатила философию многими ценными материалистическими и диалектическими идеями. В дальнейшем философия на Востоке развивалась в основном в том же направлении, что и философия на Западе, и они оказывали влияние друг на друга. Все это свидетельствует о том, что «европоцентристские» теории, говорящие о застое философии на Востоке, о «вековой» противоположности и вражде между так называемым западным и восточным образом мышления, несостоятельны.
Однако в сравнении с Западом, где эпоха Возрождения, революции XVII—XIX вв., научно-технический прогресс и особенно освободительное движение рабочего класса породили бурный подъем научно-философской и общественной мысли, в странах Востока, где на многие века затянулось господство феодализма и религиозной идеологии, не было столь благоприятных условий для развития философии и она в новое время не оказала такого могучего влияния на мировую философскую мысль, как философия Запада.
Несостоятельны и реакционные также распространяющиеся в ряде восточных стран «азиацентристские» теории, согласно которым только на Востоке развивалась подлинная философия, тогда как Запад погряз в «рационализме» и был чужд религиозно-этических учений (в которых «азиацентристы» видят суть философии); извращают истину маоисты и другие националистические элементы, проповедующие, будто «свет разума» всегда шел и идет с Востока, из Азии, и потому восточные страны будто бы призваны быть центром философской и общественной мысли человечества.
Марксистско-ленинская наука, следующая принципу интернационализма, показывает, что история философской мысли развивалась и на Востоке, и на Западе и философские учения, возникшие в различных странах, решали в основном общие проблемы философии и обогащали сокровищницу философской мысли.
Относительная самостоятельность развития философии и ее внутренняя логика.
Философия, как и другие формы идеологии, характеризуется относительной самостоятельностью развитий. «Раз возникнув, всякая идеология, - писал Энгельс, - развивается в связи со всей совокупностью существующих представлений, подвергая их дальнейшей переработке» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 313.).
При всей зависимости развития философии от экономического базиса и в конечном счете от условий материальной жизни общества было бы неправильно вы водить непосредственно из них каждую философскую идею, как то делали А. Богданов, В. Шулятиков и другие вульгаризаторы марксизма, пытавшиеся объяснят любое философское понятие непосредственными интересами буржуазии или развитием техники капиталистического производства. Если в конечном итоге направление развития философии обусловлено экономической жизнью общества, то содержание философских идей и особенно логические категории, формы, в которых развивается философская мысль, не непосредственно вытекают из экономики, а связаны в значительной мере с идеологической борьбой своего времени, с развитием смежных форм общественного сознания (искусство, религия и др.), с наукой, с тем мыслительным материалом, который оставлен философам их предшественниками. В этом прежде всего проявляется относительная самостоятельность философии.
Относительная самостоятельность философии проявляется также в том, что, отражая жизнь общества и соответствуя в общем характеру экономического базиса, философская мысль в своем развитии может отставать от него или опережать его. Так, в период освободительных движений против феодального строя, господствующей идеологией которого была религия, передовая философская мысль, связанная с этими движениями, не редко принимала идеалистические, религиозные формы Ярким примером опережения философской мыслью хода общественного развития является возникновение и развитие при капитализме диалектического и исторического материализма, который образует теоретическую основу социалистической идеологии.
Относительная самостоятельность философии состоит также в том, что нередко философская мысль достигает высокого уровня в странах, сравнительно отставших от других стран по своему экономическому и политическому развитию. Ф. Энгельс писал: «как особая область разделения труда, философия каждой эпохи располагает в качестве предпосылки определенным; мыслительным материалом, который передан ей ее предшественниками и из которого она исходит. Этим объясняется, что страны, экономически отсталые, в философии все же могут играть первую скрипку: Франция в XVIII веке по отношению к Англии, на философию которой французы опирались, а затем Германия по отношению к первым двум. Но как во Франции, так и в Германии философия, как и всеобщий расцвет литературы в ту эпоху, была также результатом экономического подъема» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 37, стр. 419 – 420).
Философия как определенная форма познания мира, система взглядов по наиболее общим вопросам бытия и мышления обладает своей внутренней логикой, выражает в обобщенном виде закономерности познания мира, представляющие собой отражение объективных закономерностей природного и общественного бытия. У философии есть свои специфические закономерности, лишь частично проявляющиеся и в других сферах общественного сознания (наука, искусство, общественно-политическая идеология), поскольку философия оказывает на них свое идейно-теоретическое влияние. Такими специфическими закономерностями развития философии являются борьба материализма и идеализма, борьба диалектики и метафизики и т. п.
Внутренняя логика развития философской мысли состоит в том, что этот процесс по преимуществу идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Этот процесс «приращения» философских знаний не прямолинейный, а зигзагообразный. В ходе его нередко происходят и отступления от правильного познания действительности в сторону идеализма, мистики, религии. В целом же это — процесс восходящий и в конечном счете ведущий к познанию объективной истины.
§ 4. Основные периоды развития философии
Поскольку развитие философии, как и других форм общественного сознания, в конечном счете, определяется возникновением и развитием общественно-экономических формаций и их сменой, марксизм делит историю философии на периоды, соответствующие в основном общественно-экономическим формациям или эпохам перехода от одной общественно-экономической формации к другой и важнейшим вехам в истории борьбы классов. Такими периодами в истории философии явились следующие: 1) философия в рабовладельческом обществе; 2) философия в феодальном обществе; 3) философия в эпоху перехода от феодализма к капитализму; 4) философия в эпоху утверждения капитализма до возникновения марксизма; 5) философия в эпоху домонополистического капитализма, возникновения и развития революционного движения пролетариата; 6) философия в эпоху империализма и пролетарской революции и 7) философия в эпоху построена социализма, развития мирового революционного процесса, борьбы двух противоположных систем — социализма и капитализма, строительства коммунизма.
Внутри каждого исторического периода развития философии марксизм выделяет различные этапы, ступени, подчас существенно отличающиеся друг от друга по характеру и уровню развития философских учений. Вместе с тем на различие между периодами истории философии как специфической формы научного познания, обладающей относительной самостоятельностью оказывают большое влияние характер и направление философских учений той или иной эпохи. Научная история философии делит историю философской мысли на две эры: 1) история философии до возникновения марксизма и 2) история философии после возникновения марксизма. В истории философии одни формы материализма и диалектики сменяются другими. Так, эпоха перехода от феодализма к капитализму характеризуете развитием философии Возрождения. В эпоху капитализма выделяются периоды развития материализма XVII—XVIII вв. и классической немецкой философий Высшая историческая форма материализма и диалектики — философия марксизма — также не стоит на месте, а развивается и обогащается, конкретизирует разрабатывает свои законы и категории, уточняет свои выводы и положения на основе практики революционной борьбы, обобщения новых процессов общественного развития и завоеваний науки.
Творческое развитие диалектического и исторического материализма в эпоху империализма и пролетарской революции и в новую историческую эпоху построения социализма, борьбы двух противоположных систему строительства коммунизма знаменует собой новый, ленинский этап в философии марксизма. Яркие образцы развития марксистской философии в неразрывной связи с жизнью, практикой даны в трудах В. И. Ленина и его учеников, в важнейших документах марксистско-ленинских партий, в работах советских и зарубежных ученых-марксистов.
§ 5. Значение истории философии как науки.
История философии есть философская и вместе с тем историческая наука. Изучение ее дает возможность понять развитие мысли человечества и ее закономерности, осмыслить великий опыт познания мира человеком. История философии показывает, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы научного познания, учит правильному диалектическому мышлению, применению (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр 366.). диалектики в процессе познания и преобразования мира. «...Теоретическое мышление,— писал Энгельс,— является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии» (Там же).
Научная история философии, раскрывая, гносеологические корни идеализма и метафизики, выясняя причины теоретических ошибок и заблуждений мыслителей прошлого, вместе с тем предупреждает против их повторения в теоретическом мышлении в настоящее время, против односторонности, субъективизма и догматической окостенелости в теории и практике, вселяет в сознание людей уверенность в силе человеческого разума, в способности познать мир и его законы.
Изучение истории философии имеет не только познавательное значение, но и важное практически-политическое, воспитательное значение. Оно помогает обогатить память человека философскими знаниями, накопленными человечеством, хранить и продолжать лучшие, прежде всего материалистические и диалектические, традиции философской мысли своего народа и всего человечества, сыгравшие важную роль в истории мировой культуры.
История философии учит распознавать за «гносеологической схоластикой» современных буржуазных философских течений интересы господствующих классов капиталистического общества, раскрывать за этими «новейшими» течениями старые, отжившие свой век peaкционные философские учения. Тем самым изучение истории философии вооружает на борьбу против идеализма, религии и реакционной идеологии вообще.
История философии как наука показывает, что результатом развития и критической переработки всех важнейших достижений культуры и науки, в том числе и философской мысли, является диалектический и исторический материализм. «История философии и истории социальной науки,— отмечал В. И. Ленин, показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма» (В.И. Ленин. Полн. Собр. Соч., т. 23, стр.40).
Главное идейно-воспитательное и практически-политическое значение истории философии состоит в том, что она помогает соединять теорию с практикой революционной борьбы и коммунистического строительства формировать научное, марксистско-ленинское мировоззрение, вырабатывать высокие нравственные идеалы и хорошие, эстетические, вкусы, способствуя тем самым коммунистическому воспитанию трудящихся. «Великое дело — строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека,— говорил товарищ Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии. — Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы»2. Систематическое и глубокое изучений марксистско-ленинской философии, в том числе и истории философии, является важным и неотъемлемым элементом формирования научного мировоззрения, коммунистических убеждений. («Материалы XXIV съезда КПСС». М., 1971, стр. 83.) .
История философии, доведенная до наших дней, неопровержимо доказывает, что единственно верным философским учением нашего времени является марксизм-ленинизм, его философия — диалектический и исторический материализм. Марксистская история философии учит глубоко овладевать теорией и методом диалектического материализма, творчески применять их в жизни, на практике, неустанно бороться с враждебной марксизму буржуазной и реформистской идеологией, ревизионизмом, догматизмом и другими антинаучными взглядами.
|