Практическая работа № 6.
"Методы изучения безусловнорефлекторной и высшей нервной деятельности человека"
Цель. Познакомиться с основными методами изучения безусловнорефлекторной и высшей нервной деятельности ребенка, научиться применять их на практике.
Оборудование и материалы. Вата, неврологический молоточек, часы, мяч, сантиметровая лента, бумага, небольшой грузик на нитке.
Задание 1. Исследование некоторых безусловных рефлексов человека
Изучите некоторые безусловнорефлекторные реакции человека.
1.1. Мигательный рефлекс.
Прикоснитесь ваткой к ресницам испытуемого. Ответной реакцией должно стать смыкание век.
1.2. Надбровный рефлекс.
Неврологическим молоточком нанесите слабый удар по краю надбровной дуги испытуемого. Ответной реакцией должно стать смыкание век.
1.3. Коленный рефлекс.
Испытуемый в положении сидя кладет правую ногу на левую. Нанесите легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы правой ноги (под коленом). Ответной реакцией должно стать разгибание ноги. Повторите эксперимент с левой ногой.
1.4. Ахиллов рефлекс.
Испытуемый встает коленями на стул. Ступни ног свободно свисают. Нанесите неврологическим молоточком легкий удар по пяточному (ахиллову) сухожилию. Ответной реакцией должно стать разгибание стопы.
Опишите реакцию испытуемых. Нарисуйте схему соматической рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса, объясните принцип ее работы.
Ответьте на вопрос: какова роль безусловных рефлексов в жизни человека?
Задание 2. « Функциональная асимметрия мозга»
Определите латеральные (от итал. laterale – боковой) предпочтения испытуемых. Для этого предложите им выполнить задания, приведенные ниже, и оцените их с помощью предложенной бальной системы.
2.1. Определение ведущей руки.
Быстро, не задумываясь, перекрестите пальцы правой и левой руки "в замок". Сверху окажется палец ведущей руки (если сверху оказался палец правой руки поставьте 1 балл, левой – 0 баллов).
Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Ведущая рука та, чья кисть и предплечье выше (правой – 1 балл, левой – 0 баллов).
Заведите часы. Ведущая рука та, с помощью которой производится завод часов (правая – 1 балл, левая– 0 баллов).
Проведите как можно больше коротких вертикальных линий за 10 сек сначала левой, потом правой рукой. Если число линий больше у правой руки, поставьте 2 балла, левой – 0 баллов, одинаковое – 1 балл.
Сделайте вывод о том, какая рука ведущая.
2.2. Определение ведущей ноги.
Закиньте ногу на ногу. Сверху окажется ведущая нога (правая – 1 балл, левая – 0 баллов).
Ударьте несколько раз ногой по мячу (предпочитаете правую ногу, более точные попадания правой ногой – 2 балла; левой – 0 баллов, одинаковая точность – 1 балл).
Определите длину шагов, сделанных правой и левой ногой (шаги правой ноги длиннее – 2 балла; левой – 0 баллов, одинаковые – 1 балл).
Сделайте вывод о том, какая нога ведущая.
2.3. Определение ведущего глаза.
Моргните одним глазом. Закрывают обычно неведущий глаз.
Поднесите к глазу раструб из бумаги («подзорную трубу»). Обычно раструб подносят к ведущему глазу.
В листе бумаги сделайте отверстие 1×1 см. Держа лист на расстоянии 30-40 см от глаз, через отверстие смотрите на предмет, находящийся от вас на расстоянии 2-3 метра. Закрывайте попеременно глаза. При закрытии ведущего глаза кажется, что предмет смещается.
Если во всех заданиях ведущий глаз правый – 2 балла, левый – 0 баллов, если в разных заданиях ведущими были разные глаза – 1 балл.
Сделайте вывод о том, какой глаз ведущий.
2.4. Определение ведущего уха.
Послушайте, как тикают часы. Сначала человек подносит часы к ведущему уху. Ведущее ухо обычно и лучше слышит.
Попросите товарища говорить шепотом. Повернитесь к нему тем ухом, которое лучше слышит.
Если в обоих заданиях ведущее ухо правое – 4 балла, левое – 0 баллов, в разных заданиях – разное ухо – 2 балла.
Сделайте вывод о том, какое ухо ведущее.
Сделайте общий вывод о латеральных предпочтениях испытуемого, используя данные о том, что, если человек набирает 16 баллов – он «чистый правша», 0 баллов – «чистый левша», 8-9 баллов - амбидекстр (с одинаковым развитием левого и правого полушария мозга, одинаково хорошо владеющие правой и левой рукой), промежуточное значения – смешанный профиль асимметрии (ближе к левше, или ближе к правше).
Задание 3. «Высшая нервная деятельность»
3.1. Взаимодействие процессов торможения и возбуждения.
Подвесьте на нитке грузик. Испытуемый закрывает глаза и, держа нитку за свободный конец, как можно ярче представляет себе вращение или качание груза. Через некоторое время грузик должен начать раскачиваться без каких-либо видимых движений со стороны руки.
Объясните наблюдаемое явление.
3.2. Индукционное торможение.
Экспериментатор предлагает решить испытуемому в уме по 3 арифметических примера на сложение типа: 26+18; 34+15; 28+13 и т.п. (с переходом через десяток) в двух разных позах – сидя за столом и стоя на левой ноге с поднятой вверх (примерно под углом 45о) прямой правой ногой. Экспериментатор по секундомеру замечает время каждого из ответов.
Сравните время, потраченное на решение примеров в разных позах, и сделайте выводы, как влияет поза человека на быстроту и правильность решения логических задач. Объясните полученные результаты.
3.3. Определение объема кратковременной памяти.
Напишите 25 любых не связанных друг с другом слов. Дайте их для запоминания испытуемому на 1 мин. После этого закройте лист со словами. Испытуемый должен их попытаться воспроизвести (на выполнение задания дается 5 мин).
Используя среднестатистические данные, сделайте вывод об объеме кратковременной памяти у испытуемого.
Если испытуемый запомнил 6 и меньше слов – объем памяти очень низкий; 7-12 – чуть ниже среднего; 13-17 – объем памяти хороший; 18-21 – объем кратковременной памяти отличный, свыше 22 – феноменальная память.
3
Если вы присмотритесь к рисунку, то заметите, что вершина пирамиды то обращается к зрителю, то уходит от него вглубь. Смотрите на рисунок 30 с. При каждом изменении изображения, делайте (не глядя!) в тетради пометку, например, ставьте штрих. В конце эксперимента подсчитайте количество штрихов и умножьте его на два. Тем самым вы узнаете, сколько раз ваше внимание колебалось за 1 мин.
.4. Определение величины колебания внимания.
Сравните полученные данные со среднестатистическими. Сделайте вывод об устойчивости непроизвольного внимания у испытуемого.
Среднестатистические данные: при устойчивом внимании изображение меняется не более 11 раз за минуту; при средней устойчивости – 12-20 раз; недостаточно устойчивом – более 20.
Повторите эксперимент, поставив цель как можно дольше удерживать одно из изображений. Сравните результаты между собой. Сделайте вывод о том, как меняется устойчивость при произвольном внимании.
3.5. Оценка логического мышления.
Испытуемый за 5 минут должен найти закономерности в построении каждого ряда, записав недостающие числа.
24, 21, 19, 18, 15, 13, ?, ?, 7
1, 4, 9, 16, ?, ?, 49, 64, 81, 100
16, 17, 15, 18, 14, 19, ?, ?
1, 3, 6, 8, 16, 18, ?, ?, 76, 78
7, 16, 9, 5, 21, 16, 9, ?, 4
2, 4, 8, 10, 20, 22, ?, ?, 92, 94
24, 22, 19, 15, ?, ?
Сравните результат эксперимента со среднестатистическими данными. Сделайте вывод о развитии логического мышления у испытуемого.
Норма для подростков – определить за 5 мин закономерности в трех рядах и более.
3.6. Определение работоспособности.
В верхнем углу каждого квадратика приведенной ниже таблицы испытуемый должен найти цифры по порядку от 1 до 16, проговаривая их вслух. Зафиксируйте время начала и окончания работы.
Сравните полученные данные с нормативными, сделайте вывод о работоспособности испытуемого.
Нормативы: высокая работоспособность – все цифры найдены быстрее чем за 20 с, хорошая – 21-25 с; средняя – 25-35 с; пониженная – 36-40 с; очень низкая – 41-50 с.
7
1
|
10
2
|
15
3
|
12
4
|
3
5
|
14
6
|
16
7
|
4
8
|
11
9
|
1
10
|
13
11
|
9
12
|
5
13
|
8
14
|
2
15
|
6
16
|
3.7. Механическая и логическая память.
Повторите эксперимент из пункта 3.3. Только теперь все 25 слов должны быть связаны между собой по смыслу. Сравните результаты, полученные при механическом (пункт 3.3) и логическом (пункт 3.7) запоминании. Сделайте вывод о изменении объема памяти при логическом запоминании.
|