Навигация по странице:
|
бутов. Предмет, метод, региональные исследования
В. Г. Игнатов, В. И. Бутов
Регионоведение (методология, политика, экономика, право)
Второе издание, переработанное и дополненное)
Глава I
ПРЕДМЕТ, МЕТОД, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
§1. Методология вопроса
К числу наиболее существенных причин, оказавших зна-чительное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономических преоб¬разований в стране, несомненно, относится и явная недо¬оценка территориального (регионального) фактора. Про¬цесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречает сопротивление Центра. С дру¬гой стороны, получив значительные полномочия, ряд реги¬онов (субъектов Федерации) устремился по пути сепаратиз¬ма, нарушения конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты оказывались противоречащими Конституции Российской Федерации.
С учетом исключительной важности действительно на¬учного обеспечения радикальных рыночных преобразова¬ний, создания (сохранения) единого рыночного простран¬ства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления, возникла острая не¬обходимость более углубленного изучения социально-эко¬номических региональных комплексов во всем их многообразии.
Сегодня все чаще говорят о «регионологизации» реформ. По мнению ученых РАКСа этот процесс заключается: во-первых, в экономической, структурной, финансово-инвестиционной, научно-технической и др. политике. России предстоит в большей степени учитывать особенности регионов; во-вторых, в социальной политике необходимо активизировать принцип выравнивания уровней жизнеобеспеченности населения в пределах допустимого минимума; в-третьих, на региональный уровень должен более активно и последовательно переноситься центр тяжести реформ и особенно в вопросах жизнеобеспечения населения, рационального природопользования, качественного и эффективного развития социальной сферы, охраны окружающей среды и т.д.; в-четвертых, стратегическим фактором повышения результативности современных преобразований является повышение интереса к ним населения регионов, включение населения в реальную власть регионов, городов и районов, в том числе посредством корпоративных форм организации и управления; в-пятых, изменение существующей системы территориальной организации, выявление новых «точек роста» в экономико-географическом пространстве России, возможная переориентация отдельных отраслей и производств регионов, изменения характера расселения (7, с. 5).
Ряд ученых МГУ считает, что в современной научной литературе (и отечественной, и зарубежной) преобладают «традиционные ракурсы рассмотрения регионоведения… - анализ взаимоотношений «регион-центр» преимущественно в экономическом, экономико-географическом или в управленческом аспекте». (48, с. 37).
Действительно, чаще всего рассматриваются или экономические и экономико-географические аспекты взаимодействия между регионами, а между регионами и центром (здесь можно вспомнить работы Морозовой Т., Кетовой Н., Кистанова В., Копылова Н.), или взаимодействие между центральными и региональными властными структурами, т.е. управленческие аспекты (работы Радченко А. И., Пикулькина А. В. и др.) 1)
_____________________________
1) «Региональная экономика» (под редакцией Морозовой Т., - М. 1998; «Регионоведение» (под редакцией Морозовой Т.) – М., 1998; «Региональная экономика» (автор-составитель Кетова Н. П.) – Ростов н/Д, 1998; Радченко А. И. «Основы государственного и муниципального управления: системный подход». – Ростов н/Д, 1977; Пикулькин А. В. «Система государственного управления». – М, 1997.
Так, Т. Морозова определяет регионоведение как «область научных знаний, изучающая территориальную организацию хозяйства». (47, с. 6). По ее мнению предметом регионоведения являются экономические районы всех уровней – экономические зоны, укрепленные районы, крупные экономические зоны, районы среднего звена, промышленные узлы, промышленные центры, агломерации, свободные экономические зоны и другие экономические территориальные образования. С таким подходом трудно согласиться, ибо в эпицентре изучение – регион, как субъект Федерации.
Авторы раздела «Региональная экономика» универсального учебного экономического словаря под понятием «регион» подразумевают несколько территориальных единиц, в том числе и субъекты Федерации (области, края, республики) и отличающиеся друг от друга «совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, в большинстве случаев сочетающихся с особенностями национального состава населения» (27, с. 316).
Ученые Совета по размещению производительных сил и экономического сотрудничества Российской Академии наук и Министерства экономики справедливо отмечают что, существует недооценка региональной науки, а в самой региональной науке «возникли определенные кризисные явления и недостатки» (42). Заметим, что подобные высказывания мы встречаем и у зарубежных авторов. Х. Ричардсон в одной из своих работ, выпущенных в 1969 г., пи¬сал, что региональная наука «находится в эмбриональном состоянии, ее теоретические рамки все еще слишком нео-пределенны», а В. Томпсон в 1966 году признавался, что «те¬ория размещения и региональная экономика — всего лишь пасынки в семье экономических наук». Очевидно, здесь определенную негативную роль сыграли так называемые «антирегионалисты» — ученые, считавшие, что никаких территориальных проблем размещения существует (44, с. 44).
Подобные утверждения встречаются и в отечественной литературе. Так в энциклопедическом словаре «Федерация» утверждается, что «регионалистика… в традиционном понимании не является наукой» и «лишена своей теории» (53, с. 88).
По утверждению отечественных регионоведов, сам тер¬мин «региональная наука» ввел в обиход американский эко¬номист У. Изард. Он считал, что региональная наука шире, чем региональная экономика. По его мнению, наиболее ре¬альна аналогия между региональной наукой и прикладной географией (44, с. 45— 46).
Это вовсе не означает, что региональные экономические исследования ведутся с недавних времен. Региональная экономика как составная часть региональной науки имеет давнюю историю и в России, и за рубежом. Другое дело, что по-настоящему «региональная экономика» получила пол¬ноценную «прописку» в послевоенные годы. Разумеется, наиболее активно развивалась региональная наука в феде¬ративных государствах, в странах, располагающих значи¬тельными территориями. К числу таких государств, несо¬мненно, относится и Российская Федерация.
Федерализм как форма решения вопроса о территориаль¬но-политической организации общества и разграничения предметов ведения между федеральными центрами и субъектами федерации сегодня является предметам особого внимания как федеральных и региональных государ¬ственных органов власти, так и ученых разных направле¬ний — экономистов, историков, экономико-географов, со¬циологов, правоведов, управленцев и др.
Регионоведение — это комплексная, интегральная соци-ально-экономическая дисциплина, изучающая закономер¬ности процесса формирования и функционирования (вклю¬чая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологи¬ческих, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда. Нередко в качестве синонима используется понятие «регионалистика».
Как наука (хотя и в усеченном понятии) регионоведение имеет давнюю историю, но как учебная дисциплина регионоведение — молодая, совсем недавно включенная в образовательный стандарт.
«Некоторые считают, отмечает профессор А. Ландабасо, что регионалистика — молодая наука и потому опирается на ее выводы при решении региональных проблем нельзя. Однако, во-первых, это наука вполне зрелая; во-вторых, речь идет об использовании научных выкладок специализированной дисциплины…(33, с. 42)
Фактически основой регионоведения является изучение двух главных проблем регионального развития:
1. Формирование и функционирование социально-эко-номического комплекса региона.
2. Региональное управление (политическое, экономи¬ческое, социальное, экологическое и т. д.) в услови¬ях федерализма.
Но изучение этих проблем предполагает региональный анализ и учет всех факторов и явлений, на них влияющих — исторических, природно-ресурсных, этнических, религиоз¬ных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей.
Поэтому регионоведение опирается также на такие на¬учные и учебные дисциплины, как экономика региона, уп¬равленческие и юридические науки, экономическая исто¬рия, экономическая и социальная география, демография, социология, статистика, религиоведение, этнография, эко¬логия и т. д.
Рассматривая методологические аспекты регионоведения, важно определиться с понятийным инструментарием. И в первую очередь с понятием «регион».
Дело в том, что и в нашей, и в зарубежной научной лите-ратуре отсутствует четкость в определении предмета самой региональной науки, что, несомненно, является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях в России и за рубежом. Например, насчитывается около ста толкований понятий «регион» и «район».
В экономической литературе чаще всего фигурирует два понятия региона. Причем, довольно часто между понятия¬ми «регион» и «район» ставится знак равенства. Отсюда и двойственность в определении понятия «регион». Так, Ф. Кожурин в брошюре «Совершенствование регионального управления» указывает, что, во-первых, под регионом под¬разумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими усло¬виями и природноресурсной специализацией... Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношении. Второе понятие — единица административного деления страны: край, область, город» (29, с. 5).
Известный специалист в области региональной эконо¬мики Н. Некрасов также рассматривает регион с позиции социально-экономической, не принимая во внимание та¬кую категорию, как «самоуправляемость», т. е. админист¬ративно-территориальное деление. «Под регионом, — ука¬зывает Н. Некрасов, — понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными усло¬виями, а главным образом — характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комп¬лекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой» (37, с. 29).
Г. Черкашин в книге «Региональные проблемы социаль¬ной политики» считает, что регион — это социально-территориальная общность, отражающая целостную обществен¬ную систему, обладающая административной, хозяйствен¬но-экономической, социально-культурной самостоятельно¬стью, развивающаяся в специфических жилищных, культурно-бытовых условиях» (51).Здесь явно просматривается социальный уклон. Заметим, что подобную точку зрения имеет и Н. Аитов, рассматривая регион не как тер-риториальную, а как социально-экономическую общность, определяемую единством экономической, политической и духовной жизни (4).
Кстати, Г. Черкашин в указанной работе подчеркивает идентичность понятий «регион» и «район». Он пишет: «Тер¬мины «регион» и «район» мы употребляем как синонимы».
Л. Коган в «Словаре прикладной социологии» регионом называет «...группу областей, краев, республик, составля¬ющих территориальное и народнохозяйственное целое (Северо-Запад, Западная Сибирь и т. п.)... В более широком и распространенном в социологии смысле слова «регионом» называют любую самостоятельную в хозяйственно-эконо¬мическом и административном отношении территорию, начиная от сельского района и кончая крупными народно-хозяйственными территориальными комплексами» (28, с.140). На наш взгляд, такое расширительное толкование понятия «регион» не имеет четкого научного обоснования, носит слишком «бытовой», если можно так выразиться, характер, фактически игнорирующий методологические корни.
В. Долятовский считает, что «регион в современном по-нимании — это сложный территориально-экономичес¬кий комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресур¬сы, свою структуру производства, определенные потребности в связи с внешней средой» (20).
«Регион является не только подсистемой социально-эко-номического комплекса страны, — пишут авторы книги «Основы теории регионального воспроизводства», — но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления ста¬дий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов» (36, с.14).
Некоторые авторы подразделяют регионы по функцио-нальной роли и социально-экономическому содержанию на административно-хозяйственные и производственно-экономические(49, с. 9). К административно-хозяйственным, по их мнению, относятся образования, имеющие собствен¬ные государственные органы управления и относительно развитое народное хозяйство. Что касается производствен¬но-экономических регионов, то указанные авторы опреде¬ляют, что «экономический район (регион) — это не просто территория. Это прежде всего экономическая категория, одна из форм территориальной организации производитель¬ных сил и объект долгосрочного территориального плани¬рования и прогнозирования, разработки генеральных схем размещения и развития производительных сил стран. Это крупная территория с более или менее однородными природ¬ными ресурсами, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса при¬родных ресурсов со сложившимся хозяйством, производствен¬ной и социальной инфраструктурой, достаточно высоким уровнем внутрирегиональных производственно-экономичес¬ких связей». Весьма разнообразными и порою противоре¬чивыми являются определения понятия «регион» в учебной литературе. В учебнике «Система государственного управ¬ления» (автор А. В. Пикулькин) дано следующее определе¬ние: «Под регионом понимается часть территории россий¬ской Федерации, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-куль¬турных и иных условий. Региональное деление может не совпадать с административно-территориальным и нацио¬нально-территориальным. Регион может быть в границах субъекта РФ либо объединять территорию нескольких субъектов РФ» (39, с. 79). В учебниках для средней школы под «регионами понимаются как обширные территории, охватывающие континенты, их целостные части или страны» (понятие «район» связывают с территориями конкретной страны), так и группировки «из нескольких соседствующих друг с другом субъектов Федерации, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства» (14, с. 185).
В Большой Советской энциклопедии регион определяется как «крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.)» (10, с. 560).
По мнению А. Ландабасо, с середины 70-х годов в мировой науке о регионах (в регионолистике) происходит переосмысление того, что составляет ее предмет и инструментарий. «Понимание регионолистики как теории отношений между регионами в мировой политике постепенно сменяется представлением о ней как о дисциплине, занимающейся изучением становления региональных коллективов, социумов и процессов, происходящих в мировой политике и международных отношений… Само понятие «регион» не является сегодня предметом спора. Есть ясность относительно того, что такое регион, и в частности – европейский регион, каков механизм его функционирования». (33, с. 33).
Структура современной регионалистики, как отмечает А. Ландабасо складывается из следующих разделов:
1) Анализ совокупности действий главных сил, действующих в регионах: политических партий, групп, профсоюзов, видных общественных и политических деятелей, различных региональных и внерегиональных органов и институтов.
2) Систематическое осмысление региональной действительности как на уровне анализа конкретных событий, так и на уровне теоретического обобщения.
3) Выбор инструментария, системы, методов, шкалы, типологии оценки явлений и процессов, связанных с региональными социально-экономическими проблемами, региональными структурами (теории взаимодействия и теории типов взаимодействия), противоречиями (этническими, межрегиональными, социально-экономическими и др.).
4) Предметное изучение конкретных составляющих регионального процесса.
5) Наука о регионах и региональном развитии должна учитывать специфику государственного устройства каждого государства (независимо от типологии устройства – унитарного или Федеративного).
6) Выводы академического и практического характера, которые не только обогащают регионалистику как науку, но и находят применения в реальном процессе регионального строительства.
Отметим важную деталь, подчеркнутую А. Лакдабасо: когда речь идет о государстве с федеративным устройством, «регион, приобретает, как правило, статус субъекта федерации, а это вносит некоторые коррективы в региональную политику» (33, с. 35).
А как трактуют понятие «регион» зарубежные ученые-регионоведы?
Признавая существующую путаницу в определении понятий «регион» и «район», американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании «Все возможные миры» пишут: «Обычно под словом «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляется для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово «регион», или «район», применяют по отношению к территориям самой разной площади, но которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории» (19, с. 517-519).
В работах американских ученых, впрочем как и в отечественных исследованиях, встречаются весьма различные определения понятия «район».
Так, профессор Гарвардского университета Грас писал: «Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы может сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей» (21, с. 21).
На запрос подкомитета по районированию Комитета национальных ресурсов конгресса США были получены от различных научных центров, занимающихся проблемами регионоведения и экономического районирования, следую¬щие ответы (21, с. 21—22):
— Чикагский университет, профессор В. Джонс: «Рай¬он — это территория, внутри которой имеется одно¬родность в одном или нескольких отношениях».
— Северная Каролина, профессор Вуфтер: «Район — это территория, в пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической и социальной структуры».
— Миннесотский университет, профессор Р. Хартсхорн: «Район — это непрерывная территория, в пределах ко¬торой имеется в некоторой степени однородность в об¬щем (природном и культурном) ландшафте».
Еще один ученый из Чикаго — Р. Платт, что называет¬ся, «заземлил» понятие «район»: «Район — это территория, выделенная на основе общей однородности характера зем¬ли и общей однородности ее использования». На основании этих суждений, а также исходя из собственных взглядов, Комитет по районированию дал такое толкование: «Под районом вообще следует понимать территорию, характери¬зуемую однородностью в одном или нескольких отношени¬ях (аспектах)» (21, с. 24).
Крупные российские исследователи районов США, такие как Л. Зиман, М. Половицкая, Л. Смирнягин не раз подчер¬кивали, что при выделении районов США сами американ¬цы обращали внимание на разнообразие физико-географи¬ческих условий, особенности заселения в разные периоды истории Америки, на традиции, а также экономические и социальные различия. Региональное самосознание амери¬канцев — это не только отождествление граждан с определенной территорией, районом, штатом, но и противопо-ставление себя жителям других регионов, у которых другие привычки и традиции, другой выговор в речи, другие эконо-мические и социальные, а нередко, и иные политико-наци¬ональные интересы.
С годами за рубежом менялись взгляды на региональный процесс. По мнению Э. Куклински, региональное развитие, региональные проблемы долгое время «рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких, как фабрики и дороги, при¬знавалось самым важным вкладом в развитие данного ре¬гиона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентирован¬ная на знания и инновации, доминирует не только в науч¬ной, но также и в практической сферах во все возрастаю¬щем числе стран».
Кстати, Э. Куклински рассматривает регионы как со¬ставные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. «Регионы, которые — благодаря своей более высокой конкурентоспособности — могут привлечь значительную долю отечественного и зару¬бежного рынка... Таким образом, регионы можно в прин¬ципе рассматривать как острова инноваций и духа предпри¬нимательства в более широком контексте пространственной сети» (32, с. 3).
Необходимо подчеркнуть, что интерес к регионоведению, к социально-экономическому районированию своих терри¬торий характерен не только для США, но и для Канады, Франции, Великобритании, Германии, Китая. Особенно ак¬тивизировались «региональные идеи» в Европе. 4 декабря 1996 года более 300 европейских регионов с различной тер¬риторией, политико-административным устройством, пред¬ставляющих интересы свыше 400 миллионов своих граж¬дан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Главный мотив принятия Декларации — стремление к даль¬нейшей регионализации в конституционных рамках своих стран, учитывая важность процесса интеграции и регионализации (33).
Инициатором принятия Декларации была Ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действия стре¬мится к признанию регионализма не только в Европейском Союзе, но и за его пределами.
В Декларации, как указывает М. Столяров, записано, что понятие «регион» «представляет собой выражение от¬личительной политической самобытности, которая может при¬нимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтитель¬ной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства» (50, с. 101).
В Декларации также зафиксированы другие права регионов. Так, «регион обладает финансовой автономией и достаточными собственными ресурсами для полной реализации своих полномочий», он «имеет право взимать свои собственные налоги и определять источники налоговых поступлений, … устанавливает критерий для определения своих налогов, пошлин и сборов», он «имеет возможность деятельности на международном уровне».
В 1995 г. в Москве организована Международная Ака¬демия регионального развития и сотрудничества (МАРС). Она создана с целью объединения и координации усилий ученых, практиков государственного и муниципального управления, представителей деловых кругов разных стран для содействия устойчивому развитию регионов и разносто¬роннему взаимовыгодному региональному сотрудничеству. Основными задачами МАРС являются:
— проведение фундаментальных и прикладных научных исследований для регионов на основе международной кооперации и координации научной деятельности;
— осуществление научного, информационного и право¬вого обеспечения деятельности в области управления, политики, экономики на уровне отдельных регионов, а также отношений регионов между собой;
— организация и осуществление разработки и экспер¬тизы региональных проектов и программ;
— подготовка и переподготовка специалистов по про¬блемам регионального развития и регионального сотрудничества (35, с. 65).
В конце 1997 года вышла в свет коллективная работа ученых Уральского отделения РАН, посвященная социально-экономическим проблемам формирования рыночных отношений в крупном городе. В ней значительное место было отведено методологическим аспектам региональной политики. Определяя объекты региональной политики, ав¬торы, в частности, отмечают, что регионы — это «территори¬альные части страны, отличающиеся друг от друга природ¬ными и социально-экономическими условиями» (51, с. 5).
Значительный интерес представляет работа И. Арженовского «Региональный рынок: воспроизведенный процесс», выпущенная в Нижнем Новгороде в 1997 г. Это уже не пер¬вое научно-аналитическое исследование данного автора, по¬священное региональным проблемам. Понятие «регион», которое вводит Арженовский, на наш взгляд, является наи¬более обоснованным и конкретным. Термин «регион» он определяет как «выделившуюся в процессе общественного (территориального) разделения труда часть территории стра¬ны, которая характеризуется специализацией на производ¬стве тех или иных товаров и услуг, общностью и специфи-ческим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целос¬тностью хозяйства; наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач». (9, с. 19—20).
Иными словами, речь идет о субъекте Федерации. Правда, автор этой формулировки нередко вступает в про¬тиворечие с самим собой. Так, на с. 19 он рассматривает «регион» как крупную территорию, специфическую по типу сложившихся производственных структур, социальной общности населения, природно-ресурсной базы террито¬рию. «В условиях России, — подчеркивает он, — эта терри¬тория в большинстве случаев соответствует объединению нескольких субъектов Федерации и тождественна понятию экономический район». И тут же вновь констатирует, что ряд областей, краев и республик России подпадают «под все перечисленные признаки региона...». Суммируя свои взгля¬ды, Арженовский в конце концов приходит к определенному итогу: «мы понимаем под регионом... края, области, рес¬публики в составе РФ и в дальнейшем термин будет исполь-зоваться именно в данном значении».
Авторы учебного пособия «Регио¬нальная экономика» (под редакцией проф. Т. Морозовой), рассматривая основные принципы районирования России в современный период, выделяют три главных звена (таксонические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена — республики, области, края и низовые районы — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы (45, с. 228—229). При этом они рассматривают район как «специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с опре¬деленным составом вспомогательных и обслуживающих производств,.. специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на произ¬водство и доставку продукции тому или иному потребите¬лю будут наименьшими.
В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федера¬ции. На этом настаивают Л. Романова в своей докторской диссертации «Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование», президенты республик Татарстан, Адыгея, Кабардино-Балкария и др. (18, 30, 56).
Подводя итог вышесказанному, на наш взгляд, следует принять за основу следующую структуру социально-эко¬номического и территориально-административного деления России.
1. Экономические зоны — Европейская часть России, Сибирь и Дальний Восток, с выделением определенных подзон, как предлагают некоторые ученые.
2. Экономические районы, имея в виду уже сложившиеся экономические районы, типа Северный Кавказ, Урал, Поволжье и т. д. Всего по экономическому районированию в России выделяется 11 экономических районов.
Экономические районы (нередко их именуют эко¬номико-географическими) — это крупномасштабные территории РФ, располагающие однородными (сход¬ными) природно-климатическими условиями, полез¬ными ископаемыми, трудовыми ресурсами, производ¬ственным и научным потенциалом, специализацией и кооперацией производства, экономическими связя¬ми между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, определенным местом во внутрироссийском и международном разделении труда.
3. Регион — территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся следующи¬ми основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.
Целостность региона означает вполне рациональное ис-пользование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, форми¬рование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональ¬ных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества люд ей с определенными традициями, определенным образом жизни (9, с. 16).
Комплексность хозяйства региона означает в первую очередь сбалансированность, пропорциональное согласован¬ное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффектив¬но выполняется основная народнохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внут¬рирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов (5, с. 236).
«Показателем комплексности регионального хозяй¬ства, — указывает И. Арженовский, — могут быть продукция внутрирегионального производства, потребляемая в регионе; удельный вес продукции межотраслевого примене¬ния, степень использования региональных ресурсов... Ком¬плексность и целостность служат предпосылкой относитель¬ного обособления регионов в рамках народного хозяйства страны. Оно проявляется в том, что часть воспроизвод¬ственных связей ограничивается данной территорией, на этой основе образуется относительная самостоятельность» (9, с. 17).
Для определения региональной специализации, по мне¬нию регионоведов, наиболее существенными показателями являются:
— индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в РФ по произ¬водству продукции данной отрасли и удельному весу региона в стране по всей промышленности и сель¬скому хозяйству);
— индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
— общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов) (45, с. 263—264).
В целом индексный метод мы рассмотрим ниже.
Как уже отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, которая непосредственно связана с административно-территориальным делением РФ. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной сте¬пени способствует целостность региона, ибо администра¬тивно-территориальные органы должны обеспечивать коор¬динацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов и т. д., а также многообразных связей — торговых, финансо¬вых, социальных, экологических, производственных, кото¬рые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Сегодня все чаще поднимается вопрос о необходимости перехода на устойчивое развитие страны в целом и ее отдельных регионов. Уже более 10 лет этими проблемами занимаются ученые Российской Академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАКС) и ее филиалы – региональные академии, в т.ч. Северо-Кавказская академия государственной службы (СКАГС).
Поиски учеными путей устойчивого социально-экономического развития регионов осуществляются под влиянием современных глобальных и национальных концепций. На российско-американском семинаре 23-24 октября 1996 г., подчеркивалось, что предпочтительность использования «устойчивого развития» в качестве центрального элемента и базовой установки для глобальных социальных и политических перемен обусловлены целым рядом объективных факторов. Дело в том, что концепция устойчивого развития тяготеет к универсальности, имеет в своей основе комплексную междисциплинарную систему знаний, которая рассматривает в неразрывном единстве тенденции естественной эволюции, этапы развития техносферы и социально-политические процессы становления на планете прогрессивной цивилизации (57, с. 23).
Что такое устойчивость экономики, какими чертами она характеризуется? Одни учены считают, что устойчивость национальной (в определенной мере региональной экономики) в ее безопасности, стабильности, способности к систематическому обновлению и самосовершенствованию. Другие определяют устойчивость экономики как ее способность одновременно решать проблемы и стабилизации, и развития. Третьи, - способность осуществлять реализацию намеченных программ и обязательств в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры (7, 15, 39).
Выделим еще несколько понятий, которые часто фигу¬рируют в экономической литературе, посвященной регио¬нальным проблемам.
В ряде публикаций используется такой термин, как «на-ционально-территориальное устройство». В нем в качестве одного из критериев членения территории выступает наци¬ональный состав населения, а сам национальный вопрос решается путем придания национально-территориальным образованиям элементов государственности (16).
Непосредственно с регионом связано и другие поня¬тие — «территориальная организация общества», которое — по Э. Алаеву — в широком смысле слова охватывает все вопросы, касающиеся территориального разделения труда, размещения производительных сил, региональных различий в производственных отношениях, расселения людей, взаи¬моотношения общества и окружающей среды, проблемы ре¬гиональной социально-экономической политики, места региона в международном и общегосударственном разделе¬нии труда (5),
Можно отметить и такое понятие, как «региональное разделение труда» — специализация регионов на производ¬стве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.
Каждая наука, каждое научное направление развивает¬ся в неразрывной связи с практическими потребностями и запросами общества. Теория региональной науки, методы размещения и территориального развития тесно переплета¬ются с практическими задачами регионального планирова¬ния и прогнозирования, управления, формирования регио¬нального хозяйственного рынка, функционирования социальной среды.
Основная задача «Регионоведения» состоит в том, что¬бы проанализировать формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона, связи децентрализации производства и управления в условиях становления рыночных отношений.
Факторами, оказывающими существенное влияние на развитие и размещение производительных сил региона субъекта Федерации, являются:
- природно-ресурсный потенциал (количество и виды природных ресурсов, их геологические характеристики, условия добычи, использования и т.д.);
- демографические (в первую очередь численность и структура населения, трудовые ресурсы и др.);
- социальная инфраструктура;
- экологические (уровень рационального природопользования, экологизация экономики и др.);
- технико-экономические (трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, транспортабельность продукции, и др.);
- экономические (оценка ЭГП, транспортное положение, стоимость основных фондов, показатели ВВП, эффективность производства и др.);
- технологические (уровень существующих технологий, влияние НТР на возможный уровень техники и технологии) (45, с. 25).
|
|
|