Главная страница
Навигация по странице:

Билеты экономика. Причины образования бюджетного дефицита



Скачать 0.64 Mb.
Название Причины образования бюджетного дефицита
Анкор Билеты экономика.docx
Дата 16.01.2018
Размер 0.64 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Билеты экономика.docx
Тип Документы
#15263
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

24 Билет

1 вопрос . Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4. Неэффективность финансовой системы государства.

5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6. Коррупция в государственном секторе.

7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

• циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

• структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.
Государственный долг – долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

В состав гос. Долга входит:

1) Кредиты, полученные правительством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций

2) Гос. Займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени правительства, обычно в форме облигаций гос. Займа, которые могут покупать фирмы и домохозяйства

3) Ссуды и бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы.

4) Предоставление правительством гос. Гарантии оплаты кредитов негосударственных организаций.

5) Пролонгированные и реструктурные гос. Долги прошлых лет.

Гос. Долги бывают: краткосрочными (до 1 года), среднесрочными(от 1 до 5 лет), долгосрочными (от 5 лет – 30 лет). Гос. Долг погащается в сроки, которые определяются конкретными условиями займа, обычно не превыщающими 30 лет. Законодательные органы устанавливают максимальные пределы гос. Внутреннего и внешнего долга и пределы внешних заимствований на очередной финансовый год, утверждают их в законе о бюджете. В России по закону предельный объем гос. Внеш. Заимствований не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению гос. Внеш. Долга.

2вопрос!!

Миграция населения - важный фактор социально-экономи¬ческого развития мира. Это обусловливает необходимость проведения миграционной политики.
Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулиро¬ванию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Целями международной миграционной политики являются оп¬ределение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ос¬лабление негативных социально-экономических последствий и уси¬ление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.21
Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции.
Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.
В проведении миграционной политики используются меры ог¬раничительного характера: профессиональные, возрастные, со¬циально-экономические.
Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный под-ход к различным категориям работников.
Каждая страна устанавли¬вает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме ко¬торых она заинтересована.
Принимающую страну могут интересовать мигранты опреде¬ленного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привле¬кавшиеся к уголовной ответственности.
Поощряется, прежде всего, иммиграция работников высокой профессиональной квалифика¬ции и молодежи.
Чем моложе человек, чем выше уровень его об¬разования, тем выше потенциальная отдача от любой инвестиции в человеческий капитал.
Практический интерес представляет при¬влечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяже-лую, монотонную работу, не представляющую интереса для мест¬ного населения.
Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях.
Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показа¬тель иммиграционной квоты.
При этом учитывается состояние занято¬сти трудовых ресурсов, рынка жилья, социально-политическая си-туация в стране-импортере.
Количественные ограничения могут ка¬саться также приема иммигрантов из определенных стран, приток иммигрантов из которых желательно уменьшить.
Вводятся времен¬ные ограничения, связанные со сроком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте.
Осуществляется экономическое регулирование миграции.
В пер¬вую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвести¬ции в экономику принимающей страны.
В качестве средств, сдерживающих иммиграционные потоки, используются развитие международной торговли и прямые инве¬стиции в экономику соответствующих стран.
К числу экономи¬ческих мер, воздействующих на масштабы иммиграции, относят¬ся взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство, уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов.
Осуществляется дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для иммиграции, поощряется приток иммигран¬тов в развивающиеся регионы.
Сдерживается иммиграция в круп¬ные города.
Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направ¬ленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигрантов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.

Вопрос 28 № 1

Количественная оценка в инфляционных процессов

Методы для количественной оценки инфляции:

1) использование индекса Jл
Jл - индекс Ласпейреса.

Р1 - средний уровень цен товаров в текущем периоде

Р0 - сред. уровень цен в базовом периоде

Q0 - стандартный товарный набор (потребит. корзина)
Потреб. корзина - набор товаров и услуг, необходимых для удовлет. первоочеред. потреб. человека, в среднем за год.
2) Использов. индекса Пааше(индекс оптов.цен.)


P1 - средний уровень цен товаров в текущем периоде

Р0 - сред. уровень цен в базовом периоде

Q1 - количество товаров производственного назначения в произ. пер.

Q0 - - ..- ..- в баз.пер.
3) правило 70 - позволяет рассчитать кол-во лет на протяжении которых цены удвоились для этого после 70 необходимо разделить на ежедневный уровень инфляции в %
4) Дефлятор ВВП
Дввп
5).

В экономике в целом при расчете макроэконом. показателей всегда учитывается темпы инфляции. Например: Связь между номинальным и реальным ставкой процента. Описывается уравнением Фишера:

i=r+П; r=i-П; П≤10%

i-номин.ставка %

r-реал. ставка %

П - уровень инфляции

2 Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции:

  1. регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики;

  2. перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.;

  3. фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90 % доходов;

  4. контрольную – с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов;

  5. стимулирующую – через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

Единица обложения – единица изменения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны; по земельному налогу – гектар, акр).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.).

Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта.

Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения.

Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

Способы взимания налога. В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:

– кадастровый:

– изъятие налога до/после получения дохода (владельцем по декларации).

Первый способ предлагает использование кадастра.

Кадастр – это реестр, одержащий перечень типичных объектов земли, доходов, классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный налог с заработной платы.

Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

Кривая Лаффера
описание: c:\users\павел\desktop\macroecon-005.gif Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».


  1. билет.

1 вопрос. Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП).

Мультипликатор – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.

K=; ∆Y=K*∆E

Мультиплик. Коофициент показывающий во сколько раз прирост дохода больше прироста расходов.

E=C+J+G±Xn; Ka=,Ка – это автономный мультипликатор.

Поскольку современные расходы состоят из нескольких компонентов и прирост каждого из них вызывает еще больше прироста сов. доходов, то существует несколько мультипликаторов: мул. Потребления, мул. Инвестиций, мул. Гос. Расходов, мул. Экспорта и импорта.

Доход состоит из потребления и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):

http://www.be5.biz/ekonomika/esai/49-f1.jpg

(49.1)

где K– мультипликатор.

Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги. Эта цепочка будет продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями.

g+g²+g³+gⁿ= ;
Мультипликатор можно изобразить графически (рис. 49.1).

эффект мультипликатора инвестиций в экономике 
Рис. 49.1. Эффект мультипликатор в экономике 
S – сбережения; I – исходный уровень инвестиций; I, I', I" – изменение инвестиций; E, – равновесие на рынке; УE – исходный объем национального производства; УE1, УE2 – изменения объема национального производства.

Мультипликатор умножает не только прирост инвестиций, но и их сокращение, т. е. работает в обе стороны. Чтобы убедиться в этом, достаточно на графике 49.1 ниже линии I построить линию I". Тогда УE – УE2 покажет воздействие мультипликатора на снижение ВНП.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

m = ∆Y/ ∆A,

где m – мультипликатор автономных расходов; ∆Y - изменение равновесного ВНП; ∆A -изменение автономных расходов, независимых от динамики дохода.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП.

2 вопрос.

Совокопный спрос – это реальный объём нац. производства, который все макроэкономические субъекты готовы и могут купить при каждом возможном уровне цен. Он определяет расходы хозяйствующего субъекта. Его можно представить суммой всех рассходов хоз. Субъектов. AD=C+J+G±Xn

c:\users\павел\desktop\5578269.jpeg
Неценовые факторы совокупного спроса: Факторы влияющие на потреб. Расходы:

1) рост численности и доходов населения

2) изменение реал. Стоимости накопленного богатства

3) ожидание потребителей в отношении цен и доходов в будущем

Факторы влияющие на инвестиционные расходы:

  1. изменение процентной ставки

  2. ожидаемая прибыль от инвестиций

  3. изменение налогов уплачиваемых предприятий

Государст. Расходы:

1)политические решения руководства страны

Факторы влияющие на чистый экспорт:

1)изменение национального дохода в стране и в зарубеж. Странах

2)динамика валятного курса

Изменение в таможенной политике.

M*V=P*Q

M- денеж. масса

V – скорость обращения денег

P – уровень цен

Q – кол-во товаров и услуг

Форма кривой совокурного спроса объясняется действием эффектов процент. Ставки, богатства, импортные закупки.

Совокупное предложение – это общая величина всех конечных товаров и услуг предъявляемых к продаже, т.е. это реальный объём национального производста при каждом возможном уровне цен.

c:\users\павел\desktop\114.jpg

Факторы: 1)цены на ресурсы

2)налоги и субсидии

3)производственность труда

4) ожидание производителей

5)изменение в правит. Политике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта