№ п/п
|
Тема урока
|
Кол. час.
|
Формы контроля
|
|
I четверть«Музыкальный образ»
|
9 час.
|
|
1.
|
Лирико-эпические образы в музыке.
Характерные черты музыки Прокофьева С.С.
|
1 ч.
|
|
2.
|
Драматические образы в музыке Ф. Шуберта.
Романтизм в западноевропейской музыке.
|
1 ч.
|
|
3.
|
Многообразие образов в музыке
А.Н. Скрябина.
|
1 ч.
|
|
4.
|
Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова.
Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова.
|
1 ч.
|
Викторина по произведениям С.В. Рахманинова.
|
5.
|
Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена.
Характерные черты музыки Л. Бетховена
|
1 ч.
|
|
6.
|
Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки
|
1 ч.
|
|
7.
|
Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки.
|
1ч.
|
|
8.
|
Импрессионизм в музыке и живописи.
Образ-пейзаж.
|
1 ч.
|
|
9.
|
Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ»
|
1 ч.
|
Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»
|
|
II четверть «Музыкальный образ»
|
7 час.
|
|
10.
|
Образы движения в музыке
|
1 ч.
|
|
11.
|
Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена
|
1 ч.
|
Викторина по произведениям Ф. Шопена
|
12.
|
Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма.
|
1 ч.
|
|
13.
|
Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала.
|
1 ч.
|
|
14.
|
Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича
|
1 ч.
|
|
15.
|
Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов
|
1 ч.
|
|
16.
|
Обобщение темы четверти «Музыкальный образ»
|
1 ч.
|
Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»
|
|
III четверть«Музыкальная драматургия»
|
11 ч.
|
|
1.
|
Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки
|
1 ч.
|
|
2.
|
Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки
|
1 ч.
|
Викторина по произведениям Л. Бетховена
|
3.
|
Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена
|
1 ч.
|
|
4.
|
Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена
|
1 ч.
|
|
5.
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига
|
1 ч.
|
Викторина по произведениям Э. Грига
|
6.
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига
|
1 ч.
|
|
7.
|
Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки.
|
1 ч.
|
|
8.
|
Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов.
|
1 ч.
|
|
9.
|
Драматургия русских народных песен
|
1 ч.
|
Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции».
|
10-11.
|
Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»
|
2 ч.
|
Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды»
|
|
VI четверть«Музыкальная драматургия»
|
8 ч.
|
|
12.
|
Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского.
|
1 ч.
|
|
13.
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта.
|
1 ч.
|
|
14.
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта.
|
1 ч.
|
Викторина по произведениям В.А. Моцарта
|
15.
|
Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.
|
1 ч.
|
|
16.
|
Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.
|
1 ч.
|
Викторина по произведениям Чайковского
|
17.
|
Музыка войны
|
1 ч.
|
Мини-сообщения на темы: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне».
|
18.
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана».
|
1 ч.
|
|
19.
|
Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»
|
1 ч.
|
Фронтальный опрос по теме «Музыкальная драматургия»
|
|
За учебный год:
|
35ч.
|
|
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Основное содержание урока
|
Музыкальный материал урока
|
I четверть
«Музыкальный образ»
|
1.
|
|
Лирико-эпические образы в музыке.
Характерные черты музыки Прокофьева С.С.
|
Музыкальный образ – преломленное через сознание композитора отражение жизни. Образы войны и мира в музыке С.С. Прокофьева, А. Новикова, А. Александрова. Особенности воплощения лирических и эпических образов (сочетание песенности, танцевальности и маршевости). Характерные черты музыки Прокофьева С.С.
|
1. Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир».
2.А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги».
3.А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война».
|
2.
|
|
Драматические образы в музыке Ф. Шуберта. Романтизм в западноевропейской музыке.
|
Музыкальный образ – единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощается. Драматическая картина в музыке: выразительность внутреннего мира героев и внешняя изобразительность. Жанр песни-баллады. Проявление индивидуальности романтиков в отражении богатого внутреннего мира человека (чувств, переживаний, размышлений).
|
1. Ф. Шуберт «Лесной царь».
2. Ф. Шуберт «Шарманщик».
3.А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги».
4. Е.Бачурин «Дерева».
5. Б. Окуджава «Часовые любви».
|
3.
|
|
Многообразие образов в музыке
А.Н. Скрябина.
|
Воплощение «человеческой трагедии» в музыке А..Н. Скрябина: единый образ страдания и покорности человека перед судьбой. Воплощение образа «мужественной борьбы, неуклонной воли к победе». Характерные черты музыки А.Н. Скрябина.
|
1. А. Скрябин «Прелюдия №4» ми-бемоль минор для фортепиано.
2. А. Скрябин «Этюд № 12» ре минор для фортепиано.
3. Е. Бачурин «Дерева».
|
4.
|
|
Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова.
Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова.
|
Контрастные образы романсов С.В. Рахманинова: образ «иллюзии полного покоя» и образ «стремительных безудержных сил весны, сил молодости». Сочетание изобразительности и выразительности в романсах С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова. Интегративные связи музыки с живописью. Сравнение исполнительских трактовок.
|
1.Викторина по произведениям С.В. Рахманинова: «Вокализ»; концерты № 2,3.
2.С.В. Рахманинов, К. Бальмонт «Островок».
3. В. Борисов-Мусатов Репродукция картины «У водоема».
4. С.В. Рахманинов, Ф. Тютчев «Весенние воды» в исполнении Б. Руденко и детского хора.
5. С.В. Рахманинов, Ф. Тютчев «Весенние воды» в исполнении детского хора.
6.А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад».
6.В. Лебедев, Ю. Ряшанцев «Песня гардемаринов», «Песня о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!».
|
5.
|
|
Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена.
|
Музыкальное воплощение литературного сюжета в жанре увертюры. Единство содержания и формы в программной увертюре. Развитие образов в увертюре: через столкновение противоборствующих сил к торжеству и победе. Определение характерных черт и образного строя музыки Л. Бетховена. Построение исполнительского (образного) плана песен.
|
1. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
2. В. Высоцкий «Песня о друге».
3.А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад».
4.В. Лебедев, Ю. Ряшанцев «Песня гардемаринов», «Песня о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!».
|
6.
|
|
Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля.
Динамическое и оркестровое развитие музыки.
|
Песенно-танцевальная основа музыкального образа «Болеро» М. Равеля. Неуклонное развитие музыкального образа через динамическое и оркестровое нарастание при мелодической и темпо-ритмической статичности.
|
1.М. Равель «Болеро».
2. Ю. Визбор «Ты у меня одна».
3. Ю. Кукин «За туманом».
|
7.
|
|
Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки.
|
Особенности развития музыки: единство стиля всех частей, нарастание темпа и динамики, ведущая роль скрипки. Воплощение национальных образов через использование цыганско-венгерских тем. Сравнение исполнительских трактовок.
|
1.Ф. Лист «Венгерская рапсодия» в исполнении фортепиано.
2.Ф. Лист «Венгерская рапсодия» в исполнении симфонического оркестра.
2.А. Дольский «Исполнение желаний».
3.Ю. Ким «За туманом».
|
8.
|
|
Импрессионизм в музыке и живописи.
Образ-пейзаж.
|
Особенности импрессионизма как художественного стиля, воплощение импрессионизма в музыке и живописи. Жанр прелюдии. Выразительность и изобразительность в музыке. Характерные черты музыки Дебюсси К.
|
1.К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море».
2. К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты».
3. А. Дольский «Исполнение желаний».
4.Ю. Ким «За туманом».
|
9.
|
|
Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ».
|
Музыкальный образ – воплощенная в музыке жизнь: чувство, поступок, размышление, явление природы, преломленная через сознание композитора.
|
Музыка по выбору учителя и учащихся.
|
II четверть
«Музыкальный образ»
|
1.
|
|
Образы движения в музыке.
|
Образы русской природы и движения в музыке П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Особенности воплощения музыкального образа в программной музыке. Традиции русской композиторской школы.
|
1. П.И. Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года».
2.Г.В. Свиридов «Тройка» из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель».
3.Ю. Кукин «За туманом».
4.Б. Окуджава «Посвящение друзьям».
|
2.
|
|
Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена.
|
Многогранный лирический образ, воплощенный в жанре вальса. Характерные черты музыки Ф. Шопена: утонченность, изысканность мелодий, песенно-танцевальная основа тем, обращение к народным жанрам. Черты романтизма в западноевропейской музыке.
|
1.Викторина по произведениям Ф. Шопена: «Прелюдии №7, 20»; «Революционный этюд». 2.Ф. Шопен «Вальс №6», ре-бемоль мажор.
3. Ф. Шопен «Вальс №7» до-диез минор.
4. Ю. Кукин «За туманом».
5. Б. Окуджава «Посвящение друзьям».
|
3.
|
|
Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма.
|
Характерные черты музыки И.С. Баха: строгость, уравновешенность, соразмерность. Фуга как форма полифонической музыки. Образы духовной музыки И.С. Баха. Вторая жизнь музыки Д. Милано в современности.
|
1.И.С. Бах «Фуга» ля минор для органа.
Высокая месса си минор, 2.И.С. Бах. Ария «Aqnus Dei» из «Высокой мессы» си минор.
3. Б. Гребенщиков- Д. Милано «Город золотой».
4. А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад».
|
4.
|
|
Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала.
|
Характерные особенности духовной музыки. Выявление интонационно-стилевых особенностей григорианского хорала (в сравнении с православной традицией).
|
1.И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских».
2.С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
|
5.
|
|
Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича.
|
Воплощение исторических событий в «Ленинградской» симфонии. Контрастное сопоставление музыкальных образов в симфонии. Характерные черты музыки Шостаковича Д.Д.
|
1.Д.Д. Шостакович «Эпизод нашествия» из симфонии №7 «Ленинградская».
2. А. Новиков, Л. Ошанин «Гимн демократической молодежи».
3.Б. Окуджава «Посвящение друзьям».
|
6.
|
|
Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов.
|
Воплощение жизненного содержания (образа грусти и печали) через жанры танца и марша. Особенности национальных музыкальных школ Норвегии и Финляндии.
|
1.Я. Сибелиус «Грустный вальс».
2.Э. Григ «Смерть Озе».
3.А. Городницкий «Снег».
Песни по выбору учителя.
|
7.
|
|
Обобщение темы четверти «Музыкальный образ».
|
Музыкальный образ – жизнь, отраженная в музыке, о которой рассказал композитор.
|
Викторина по произведениям четверти.
Песни по выбору учителя.
|
III четверть
«Музыкальная драматургия»
|
1.
|
|
Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки.
|
Жанр увертюры. Воплощение литературного сюжета в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Понятие сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Сопоставление тем - основа музыкальной драматургии увертюры М.Глинки.
|
1.М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
2.Д .Тухманов, В.Харитонов «Как прекрасен этот мир».
|
2.
|
|
Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки.
|
Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Характерные особенности русской музыкальной школы и музыки М.И. Глинки.
|
1.М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», хор «Слава великим богам!».
2.Д .Тухманов, В.Харитонов «Как прекрасен этот мир».
|
3.
|
|
Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.
|
Жанр увертюры как программного произведения. Воплощение исторических событий в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Конфликтное столкновение противоборствующих сил - основа музыкальной драматургии увертюры Л. Бетховена.
|
1. Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт» из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт».
2. В. Высоцкий «На братских могилах».
3. Б. Окуджава «До свидания, мальчики».
|
4.
|
|
Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена.
|
Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в увертюре «Эгмонт» Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена.
|
1.Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт» из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт».
2.Викторина по произведениям Л. Бетховена: (главная партия из 1 части симфонии №5, темы из увертюры «Эгмонт».)
3. В. Высоцкий «На братских могилах».
4. Б. Окуджава «До свидания, мальчики».
|
5.
|
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига.
|
Понятие камерной музыки. Жанр сонаты. Воплощение внутренних человеческих переживаний в музыке Э. Грига. Сопоставление и контраст музыкальных образов-тем в экспозиции сонаты.
|
1. Викторина по произведениям Э. Грига («Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Заход солнца»).
2. Э. Григ. «Соната» для виолончели и ф-но, экспозиция.
3. А. Макаревич «Пока горит свеча».
|
6.
|
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига.
|
Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в сонате Э. Грига. Характерные черты музыки Э. Грига.
|
1. Э. Григ. «Соната» для виолончели и ф-но. 2.А. Макаревич «Пока горит свеча».
|
7.
|
|
Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки.
|
Закрепление жанров духовной музыки: хоровой концерт, месса, молитва. Общее и различное в музыкальных традициях духовной музыки Запада и России (полифонический строй концерта, гомофонный строй мессы, сочетание выразительности и изобразительности). Духовные песнопения.
|
1.М. Березовский «Не отвержи мене во время старости», 1 часть.
2.В.А. Моцарт «Лакримоза» из «Реквиема».
3. Песнопение иеромонаха Романа «Белый храм над рекой».
4. Б. Окуджава «Молитва Француа Виньона».
|
8.
|
|
Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов.
|
Характерные особенности русской духовной музыки. Основные церковные службы – Всенощная и Литургия. Синтез искусств (духовная литература, театральное действо, иконопись, архитектура, хоровое пение, колокольный звон) как средство воплощения музыкальных образов Всенощной и Литургии. Общечеловеческие нравственные ценности, заключенные в русской духовной музыке.
|
1. П.Г. Чесноков «Ангел вопияше».
2. С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши».
3.П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя».
4.Б.Окуджава «Молитва».
|
9.
|
|
Драматургия русских народных песен.
|
Монодия русской народной песни. Образный мир и жанры народной музыки. Синкретизм как основа фольклора. Отличительные черты русского фольклора: импровизационность и вариационность. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре.
|
Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции».
Музыка по выбору учащихся.
|
10-11.
|
|
Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия».
|
Единство жизненного содержания и художественной формы. Особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки.
|
Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды».
|
VI четверть
«Музыкальная драматургия»
|
1.
|
|
Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского.
|
Сопоставление образов нежной любви к Родине и тревоги за ее судьбу – драматургия полонеза. Единый музыкальный образ прощания с Родиной. Особенности национальной польской музыкальной школы.
|
1.М. Огинский «Полонез».
2.Ф. Шопен «Полонез» ля мажор.
3. А. Макаревич «Пока горит свеча».
|
2.
|
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта.
|
Жанр симфонии. Воплощение внутренних человеческих переживаний в музыке В.А. Моцарта. Сопоставление и контраст музыкальных образов-тем в экспозиции 1 части симфонии.
|
1. Викторина по произведениям В.А. Моцарта: «Маленькая ночная серенада»; «Реквием». 2.В.А. Моцарт. Симфония №40, 1-я часть.
3.Б. Окуджава «Песенка о Моцарте».
4. А. Макаревич «Поворот».
|
3.
|
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта.
|
Драматургическое развитие в симфонии. Характерные черты музыки В.А. Моцарта. В.А. Моцарт – представитель венской классической школы.
|
1.В.А. Моцарт. Симфония №40.
2.Б. Окуджава «Песенка о Моцарте».
3. А. Макаревич «Поворот».
|
4.
|
|
Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.
|
Жанр увертюры как программного произведения. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Родство образного мира драматургии У. Шекспира и П.И. Чайковского. Закрепление строения сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Конфликтное столкновение противоборствующих сил - основа увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.
|
1. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
2. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось».
|
5.
|
|
Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.
|
Взаимодействие образов в разных частях увертюры (столкновение, сопоставление, контраст). Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. Стилевые особенности музыки П.И. Чайковского.
|
1.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
2. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось».
|
6.
|
|
Музыка войны.
|
Драматургия образов войны и мира, зла и разрушения, веры в победу, воплощенная в вокальном искусстве.
|
Мини-сообщения по темам: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне».
|
7.
|
|
Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана».
|
Закрепление вокально-инструментального жанра кантаты. Воплощение литературной основы в музыке К. Орфа. Могущество Фортуны и сила человека – контрастные музыкальные образы, лежащие в основе драматургии кантаты. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала.
|
1. Фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя: « №1. О, Фортуна!»;
« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег; «№20. Приходите, приходи»;
2.А.Городницкий «Атланты».
3. Б.Окуджава «Часовые любви».
|
8.
|
|
Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия».
|
Закономерности музыкальной драматургии. Единство жизненного содержания и художественной формы. Особенностей драматургии вокальной, вокально-инструментальной и симфонической музыки.
|
Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся.
|