Главная страница
Навигация по странице:

Аннот.-ЕНКМ Музыканты Шабанов. Рабочей программы учебной дисциплины



Название Рабочей программы учебной дисциплины
Анкор Аннот.-ЕНКМ Музыканты Шабанов.doc
Дата 07.02.2018
Размер 76 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Аннот.-ЕНКМ Музыканты Шабанов.doc
Тип Документы
#16372


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»
АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Естественнонаучная картина мира

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Направление (я) подготовки: 050100 Педагогическое образование
Профиль «Музыкальное образование»

Форма обучения: очная

Кафедра: Прикладной физики, астрономии и технологий

ФИО разработчиков д.ф.-м. н , профессор Зеленев В.М., к.т.н., доцент Кустов А.И., к.ф-м., доцент Шабанов М.Ф.

Трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы

Количество часов - 72 часа

В.т.ч. аудиторных 36 час.; внеаудиторных 36 час.
Форма отчетности ; зачет
г. Воронеж — 2011 г.


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ)» являются: формирование у студентов научного мышления и материалистического мировоззрения, целостного представления о материальном мире, его фундаментальных закономерностях и принципах, современных концепциях естествознания.

Главной задачей ЕНКМ является задача обеспечения будущему специалисту фундаментальной подготовки, позволяющей самостоятельно анализировать научную и техническую информацию, необходимую для решения профессиональных задач.

Достижение поставленной цели возможно при решении ряда основных задач курса, к которым относятся:

-систематизация знаний о материальном мире во всех его проявлениях;

-развитие критического, научного мышления через совершенствование умений работы с веществом, полями, информацией;

- активное владение концепциями современного естествознания;

-ориентирование будущих учителей на использование в учебном процессе современных образовательных технологий и методов обучения с целью оптимизации образовательного процесса;

-развитие навыков эффективной самостоятельной работы;

-формирование готовности к организации и проведению опытно-экспериментальной и исследовательской работы.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и эмпирического исследования (ОК-4)

Профессиональные:

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4)
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Естественнонаучная картина мира» изучается в 1 семестре.


п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах



Общие представления о дисциплине . История естествознания

1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Определения научных методов

1.2. История естествознания. Естественнонаучные пред-ставления с древних времен, эмпирическое познание природы.

1.3. Вклад древнегреческих ученых в начало наук. Учения Фалеса, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Птолемея.

1.4. Средневековое возрождение, вклад Л. да Винчи, Н. Коперника, Р.Декарта и Г.Галилея Ф.Бэкона, И. Кеплера. Опыт и эксперимент как критерий истины.


Научные

картины

мира и их

эволюция


2.1. Механистическая картина мира. Законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Понятия материи, пространства, времени, энергии в механике механический детерминизм. Развитие механистических представлений для твердых тел, жидкостей (гидродинамика) и газов. Колебания и волны, дифракция и интерференция. Звуковые волны. Сейсмология. Ультразвуковая локация.

2.2. Молекулярно атомистическое строение материи. Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества Свойства идеальных газов. Работы Ломоносова, Клайперона, Менделеева, Больцмана, Авогадро. Земная атмосфера

2.3. Тепловая картина мира Первое начало термодинамики, закон сохранения энергии. Второе начало термодинамики. Необратимость тепловых процессов, стрела времени. Третье начало термодинамики, понятие абсолютного нуля Кельвина. Энтропия и ее свойства. Динамические и статистические закономерности в природе. Тепловые машины в жизни современного человека.

2.4 Электромагнитная картина мира и ее основные положения. Электричество, заряды. закон Кулона, электрическое поле. Электрический ток, закон Ома, закон электромагнитной индукции Фарадея-Ленца. Взаимодействие: дальнодействие и близкодействие. Предельная скорость распространения электромагнитных волн и полей и ее следствия. Уравнения электромагнитного поля Д. Максвелла. .

2.5. Информационная картина мира. Математика как язык естествознания. Представление окружающего мира в двоичном коде на компьютерах. Информация и кибернетика. Компьютерные сети. Информационные технологии и их значение для современного человека.




Современная физическая картина мира.

    1. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Энергия и энтропия.

    2. Основные, фундаментальные составляющие мира– материя, пространство, время, энергия и информация. их фундаментальные свойства

    3. Законы сохранения в замкнутых системах энергии, импульса, момента импульс, массы, зарядов. Понятия симметрии и ее проявление в окружающем мире.

    4. Понятия о законах атомной и ядерной физики, квантовой механики, теории относительности. Работы Резерфорда, Бора, Эйнштейна, Планка и советских физиков.

    5. Взаимодействие и его виды. Близкодействие, дальнодействие. Корпускулярная и волновая концепции описания природы.



Космологическая и геологическая картины мира

4.1. Модели происхождения Вселенной. Звездные системы и их характеристики.

4.2. Солнечная система, ее происхождение и эволюция.

    1. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек.

    2. Земная кора, гидросфера и атмосфера как колыбель биосферы.

    3. Географическая оболочка Земли. Естественнонаучные проблемы сохранения окружающей среды.




Современная химия и биология

    1. Предмет познания химической науки. Химические процессы. Химическая связь; валентность; реакционная способность.

    2. Периодическая система элементов Менделеева. соединения атомов в молекулы. Неорганическая химия.

    3. Органическая химия, строение сложных молекул. Молекулярный уровень в биологии. Химическое конструирование молекул.

    4. Биоэлементы и системы от молекулярного, клеточного, органного уровней, до биоценозов и биосферы.

    5. Гипотезы возникновения жизни на Земле и ее развитие. Солнечная активность и биосфера.

    6. Определение жизни. Законы эволюции Дарвина. Экология.

    7. Появление приматов и человекообразных обезьян, биологическое сходство их с человеком.

    8. Австралопитеки, наяпитеки, питекантропы, неандертальцы, краминьонский человек, как путь эволюции человека Роль труда в превращении обезьяны в человека.

    9. Современная генетика и генная инженерия как база развития медицинских наук, селекции, биотехнологии.



Современные достижения естественных наук и прогнозирование развития природы и общества

6.1. Наиболее значимые достижения и открытия в области естественных наук последней четверти века (нобелевские премии).

6.2. Понятия системного подхода и системного анализа в современном естествознании. Природные, технологические, биологические и общественные системы и общесистемные законы для них.

6. 3. Законы кибернетики для общественных систем, закон неизбежности кризисов и технологических катастроф.

6.4. Синергетическое и традиционное мышление. Необходимость расходов энергии и материи для упорядочения системы. Порядок и хаос. Нелинейность, не замкнутость, неустойчивость, непредсказуемость. Возможность самоорганизации, образование режимов с обострением, кризисы, бифуркации, русла развития.

6.5. Глобальный кризис земной цивилизации, социальный, технологический, экологический и информационный. Информационное управление, манипуляция сознанием и информационные войны в современном мире.

6.6. Прогнозирование эволюции биосферы на основе современных естественнонаучных представлений. Учение Вернадского о переходе биосферы в ноосферу.

6.7. Концепция устойчивого развития. Коэволюция человека и биосферы. Антропный принцип. Место человека во Вселенной. Внеземные цивилизации.



3. Образовательные технологии


п/п

Виды учебной работы

Образовательные технологии

(формы, методы, приемы)



Лекция

проблемная, визуализация, учебные фильмы, электронная презентация, мини-лекции с участием студентов



Семинар

диспут, дискуссия, круглый стол, тренинг, взаимообучение, обсуждение результатов, работа с литературой, взаимооценивание.



Презентация

постановка цели, определение методов решения проблемы; изложение результатов исследований, анализ и выводы; обсуждение (дискуссия)



Тестирование

бумажные и компьютерные варианты тестов с системой оценивания их результатов


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. 4.1Основная литература


1. А.А.Горелов Концепции современного естествознания (учебное пособие) - 2008, М., изд. ВЛАДОС, 512 с.

2. В.М.Зеленев, Ал.И.Кустов, И.А. Ми­гель. Концепции современного естествознания (учебное пособие) - ч.1., Воронеж: ВГПУ, 2009., 204 с.

3. С.Г.Хорошавина. Концепции современного естествознания (курс лекций для студентов ВУЗов) - изд. Феникс, Р/Д, 2003, 489 с.

4. В.М.Зеленев, Ал.И.Кустов, И.А. Ми­гель. Концепции современного естествознания (учебное пособие) - ч.2., Воронеж: ВГПУ, 2010., 164 с.

5. В.В.Свиридов Концепции современного естествознания (учебное пособие). - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.-349 с.

6. В.В.Горбачёв Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов ВУЗов - 2-е изд. – Изд. «Мир и образование», 2005.- 672 с.

7. М.Ф.Шабанов Конспект лекций по ЕНКМ (в печатном и электронном виде) Воронеж: ВГПУ, 2011., 94 с


    1. 4.2 Дополнительная литература:

  1. В.М.Зеленев, Ал.И.Кустов, Ан.И.Кустов. Концепции современного естествознания (учебное пособие) - Воронеж, изд. ВЭПИ, 2002., 197 с.

  2. М.И.Потеев. Концепции современного естествознания (учебник для ВУЗов) - Санкт- Петербург, изд. Питер, 2005, 352 с.

  3. Концепции современного естествознания (Учебник для ВУЗов учебное пособие) П / р В.Н.Лавриненко, М., Культура и спорт, 2007, 271 с.

  4. Е.Ф.Солопов Концепции современного естествознания (Учебное пособие для ВУЗов ) М.: изд. ВЛАДОС, 2005, 232 с.

  5. Карпенков С.Х Концепции современного естествознания (Учебн.) М.: изд. «Высш. шк.», 2006, 334 с.

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания (Учебник для ВУЗов) - М., Культура и спорт, 2004, 288 с.



  1. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:



5.1. http://yandex.ru/yandsearch?text=193

5.2. lit.lib.ru/i/irhin_w_j/vonsovsky.shtml

5.3. www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=43081

5.4. www.sunhome.ru›Философия›11386/p3

5.5. psyfactor.org/lib/paradigma.htm

5.6. imc.rkc-74.ru›Каталог›…/19359/?class…

5.7. www.lib.ua-ru.net/diss/cont/105536.html (младш. Школьн.)

5.8. www.jasminefinds.com/ru…0/Современная…Картина/Мира
4.4 Материально техническое обеспечение для занятий по дисциплине:
Учебный процесс по изучению курса должен проходить в оборудованной лекционной аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование.
написать администратору сайта