Навигация по странице:
|
соц пед псих практ 3. Развитие мотивации учения и яконцепции ученика в учебном и воспитательном процессе План Теоретические вопросы
Практическое занятие 3
Развитие мотивации учения и я-концепции ученика
в учебном и воспитательном процессе
План
Теоретические вопросы
Общие подходы к изучению мотивации учения.
Внешние и внутренние мотивы учения. Их психологическая характеристика. Отрицательные мотивы.
-
Познавательные мотивы учения. Социальные мотивы учения. Мотивация учения. Специфика положительной, нейтральной и негативной мотивации учения.
Развитие учебной мотивации на разных возрастных этапах (см. приложение 2 к занятию).
Я-концепция как социально-психологический феномен.
Развитие я-концепции (самооценки) ученика в учебно-воспитательном процессе.
Задания для самостоятельной домашней работы:
Составить письменно в тетради конспект: «Внешние и внутренние мотивы учения. Их психологическая характеристика. Отрицательные мотивы» (см. приложение 1 к занятию).
Составить письменно в тетради конспект: «Познавательные мотивы учения. Социальные мотивы учения. Мотивация учения. Специфика положительной, нейтральной и негативной мотивации учения» (см. приложение 1 к занятию).
Составить письменно в тетради конспект: «Развитие я-концепции (самооценки) ученика в учебно-воспитательном процессе» (найти информацию в психологической литературе и (или) в интернет ресурсах).
Факторы, оказывающие положительное воздействие на внутреннюю мотивацию учащихся. Проанализировать устно и отксерокопировать материал из приложения 3 к занятию 3.
Задания для самостоятельной работы на занятии
Проранжируйте по степени значимости факторы, оказывающие положительное воздействие на внутреннюю мотивацию учащихся, начиная с самого важного на ваш взгляд (см. приложение 3 к занятию 3).
Литература
Реан А.А. , Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999.
Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академический проект, Трикста, 2006.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2001.
Интернет ресурсы и др.
Приложение 2 к занятию 3
Развитие учебной мотивации на разных возрастных этапах
Учебная мотивация характеризуется специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом.
Развитие мотивации учения в начальных классах
У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.
Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.
Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является третий класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной указанных изменений является, прежде всего, то, что к 3-4 классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то, или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия.
Хочется отметить ещё одну особенность: по данным исследований, процессы развития мотивации учения и интеллекта взаимоопределяют друг друга, т. е. учебная внутренняя мотивация, является необходимым условием интеллектуального развития. Но те же исследования говорят нам, что у школьников в общеобразовательных учреждениях на начальном этапе обучения внутренние мотивы отсутствуют или занимают крайне незначительный процент.
Что касается познавательных интересов, то в начале обучения познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность: дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические.
Перед школой встаёт большая проблема формирования именно внутренней мотивации.
Когда речь заходит о демотивированности школьников, обычно имеют в виду снижение интереса к учебе, т.е. снижение ее внутренней мотивации. Данный негативный процесс начинается у многих школьников, как правило, с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте.
Развитие мотивации учения в среднем звене обучения
Причины снижения внутренней мотивации у подростков:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Психологами установлено, что в 5-6 классах преобладает социальный мотив учения, т.е. мотив ответственности перед родителями, классом, учителем; в 7 классах и 8-х - социально- познавательный, т.е. ещё и желание узнать новое, проявить себя; в 8 классах – стремление проникнуть в суть явлений, получить развитие в ходе учения.
Однако вызывает тревогу то обстоятельство, что у подростков нередко снижается общий интерес к учению, к школе. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится на 5 и 7 классы. Школа перестаёт быть для ученика центром его духовной жизни. Это возникает на почве своеобразного «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребёнка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.
Ряд обстоятельств может объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы:
1) Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности. Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.
2) Наконец, отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками.
3) Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:
учителя средней школы используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;
когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание не дом);
когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;
изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;
как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;
-
требования, предъявляемые учителем к ученику, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
4) Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счёте, к управлению ими.
5) Таким образом, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности:
общая широкая активность детей этого возраста,
готовность их включиться в разные виды деятельности,
стремление к взрослым формам учения.
Однако эти условия недостаточно используются, не всегда учителя умеют организовать формирование способов самостоятельной учебной работы и на этой основе - способов саморегуляции. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приёмам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.
6) И ещё одна из причин снижения интереса к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.
Развитие мотивации учения в старших классах
У старшего школьника широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии, старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.
Совокупность негативных процессов получила в психологии название «внутреннего отхода от школы». Они убедительно показывают, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, а, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы.
Приложение 3 к занятию 3
Факторы, оказывающие положительное воздействие
на внутреннюю мотивацию учащихся
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Условия развития учебной мотивации современного школьника:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.
4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
5. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.
6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.
7. Формирование обобщенных методов (способов) работы с базовыми знаниями.
8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
Американский философ Г. Оверстрит говорил: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». Вывод: Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик - главный вопрос для учителя.
Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.
Нужно подталкивать ребёнка к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.
|
|
|