Главная страница
Навигация по странице:

Дундученко София, итог. Развитие творческих способностей старших дошкольников



Скачать 166.5 Kb.
Название Развитие творческих способностей старших дошкольников
Анкор Дундученко София, итог.doc
Дата 23.04.2017
Размер 166.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Дундученко София, итог.doc
Тип Курсовая
#1895


Министерство образования и науки Российской Федерации

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Факультет социальных коммуникаций и филологии

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие творческих способностей старших дошкольников»

Выполнила: студентка

2 курса, 225 группы,

Дундученко С.В.

Научный руководитель:

к.пед.н., старший препод.

Ичетовкина Н.М.
Глазов , 2013 г.

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников

1.1. Определение понятия «творческая способность», виды творческих способностей…………………………………………………………………...….6

1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей…………….9

1.3. Условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………………………….11

Выводы по I главе……………………………………………………..…………16
Глава 2. Практическая работа по исследованию творческих способностей старших дошкольников

2.1. Подбор методик исследования………………………………..………….18

2.2. Обработка и анализ полученных результатов, рекомендации по развитию творческих способностей…………………….………………………………..21

Выводы по II главе………………………………………………..……………24
Заключение………………………………………..……………………………25
Библиография…………………………………………………………………27
Приложения…………………………………………………………………….31


Введение

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями и воспитателями встает важная задача развития потенциала подрастающего поколения.

Вопрос о развитии творческих способностей детей, о значении творчества для развития и созревания ребенка (особенно в дошкольном возрасте) является одним из очень важных вопросов в детской психологии.

Проблема развития творчества детей актуальна тем, что эта деятельность является неотъемлемым компонентом жизни ребенка.

Вопросы творческих способностей детей привлекли внимание исследователей в разные периоды. Ученые констатируют, что к середине ХХ века методика развития творческих способностей дошкольников сформировалась как самостоятельная отрасль науки, имеющая свой предмет исследования, свои методы и принципы организации научного поиска. Чаще всего психологами подчеркивается значение и роль творчества, творческих способностей в умственном развитии ребёнка. Важной проблемой является вопрос об определении сущности и механизмов творчества [26,1].

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, основой художественно-творческих способностей являются общие способности [27, 7,8]. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца, связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности [23, 19].

«…отвергнув понимание творческих способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки» - пишет Б. М. Теплов [23, 35].

Творческая деятельность – это важнейшая сторона жизни ребенка любого возраста. Она является высшей и необходимой способностью человека. Проблема развития творческих способностей в старшем дошкольном детстве до сих пор является спорной в детской психологии, она чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития творческих способностей. И если в этот период их специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой деятельности, связанной с творческой.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих способностей в детском саду, методы, способы, формы развития творческих способностей.

Цель исследования: выделить особенности развития творческих способностей у старших дошкольников.

Задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятия «творческая способность»;

  • выявить особенности творческих способностей на разных возрастных этапах и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста;

  • подобрать валидные методики для исследования творческих способностей старших дошкольников;

  • провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей старших дошкольников;

  • обработать и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования: анализ и синтез литературных источников, обобщение и систематизация теоретического материала;

База исследования: исследование проводилось на базе МДОУ «Кушьинский детский сад» с. Кушья Игринского района УР.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития творческих способностей у старших дошкольников


    1. Определение понятия «творческая способность», виды творческих способностей


Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что же такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [34].

Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей [23, 3].

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [23, 35].

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности [3, 133].

Таким образом, под творческими способностями мы будем понимать индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Виды способностей. За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей.

Актуальные и потенциальные способности.

С точки зрения развития выделяют потенциальные и актуальные способности. Под потенциальными способностями в этом случае подразумеваются возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные способности представляют часть потенциальных способностей. Это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности.

Общие и специальные способности.

Чаще всего, в отечественной психологии способности подразделяют на общие и специальные способности. Вслед за Б.М.Тепловым, специальными способностями называют способности к определенным видам деятельности [23, 37]. Под общими способностями исследователи подразумевают способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности.

Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф.Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н.Дружинина, тремя видами: интеллектом, креативностью и обучаемостью [9, 51].

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания; б) применяет их; в) преобразовывает и сохраняет знания [31, 19].

В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:

  • интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

  • обучаемость, как способность к приобретению знаний;

  • креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Творчество — обязательный элемент гармоничной и счастливой жизни ребенка. В плане становления личности оно оказывает влияние сначала как средство саморазвития, а затем, возможно, станет инструментом самореализации. Развитие детских творческих способностей будет проходить правильно только в том случае, если оно организовано оптимально, без резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха. Творчество детей — существенный элемент развития их самосознания и самопонимания. Они как бы преобразовывают окружающий мир под себя, и это помогает понять его устройство лучше [19, 19].


    1. Возрастные особенности развития творческих способностей


Творческие способности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития — 2-7 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей обнаруживается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности [1, 351]. Следовательно, предпосылки творческих возможностей надо искать в продуктивной творческой деятельности ребенка.

К проблеме возрастных особенностей творчества обращались различные ученые. Так, А.В. Бакушинский рассматривал периодизацию детского творчества [5, 66]. Развитие творческой деятельности он делит на три основных периода. Первый – от рождения до 6-7 лет; второй – от 7 до 10-12 лет; третий – от 10-12 до 14-15 лет (подростковый период). Так как нас интересует старший дошкольный возраст, то охарактеризуем только первый период. Развитию творческой деятельности в дошкольном возрасте соответствуют следующие основные характеристики: 1) активность; 2) отсутствие созерцания; 3) равнодушие к результату работы; 4) преобладание интереса к самодовлеющей конструкции, к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия [5, 68].

В свою очередь, Л. Плестед [18, 220], исследовательница детского творчества, выделяет три этапа. Первый этап соответствует возрасту от 0 до 3 лет, второй этап - от 3 до 7 лет и третий этап – от 7 до 10 лет. И вновь остановимся на характеристике второго этапа, с которым пересекается старший дошкольный возраст. В этот период, как отмечает Л. Плестед, моторные центры развиваются быстрее сенсорных, крепнет память, появляются зачатки воображения, но воля еще слаба и неоформленна, действия импульсивны, представления смутны и мимолетны, быстро претворяются в акты.

Если обратится к более поздним исследованиям психологии и физиологии детского творчества, можно заметить, что качественная периодизация творческого развития детей в процессе творческой деятельности в целом будет совпадать.

В исследованиях Е.И. Игнатьева [8, 223] отмечается, что ко второму году жизни ребенка закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем в процессе развития творческой деятельности будет иметь решающее значение. Особое значения для совершенствования зрительно-двигательная координации в процессе творчества имеет развитие корковой регуляции движений, достигающей только к семи годам достаточно высокого уровня развития. Образование двигательного навыка у 5-7 летнего ребенка происходит в 4,5 раза быстрее, чем у 3-4 летнего.

Можно отметить, что у современных детей «критический» период (наиболее благоприятный для развития творчества) смещается на более ранний возраст от 4-6 до 9-10 лет, в отличии от исследований Л.Плестед, в которых «критический период» относится к младшему школьному возрасту (7-10 лет) [18, 224].

А.А. Мелик-Пашаев [14, 14] пишет, что родовая (являющаяся результатом совокупной жизнедеятельности человека в определенный исторический момент и в определенной культуре) способность к творчеству особенно широко и ярко проявляется у человека в приблизительных возрастных границах от 4-6 до 8-9 лет. Исследователь называет этот период сензитивным, благоприятным именно для художественного развития.

Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является направленность на создание того или иного продукта - рисунка, конструкции, аппликации. Но все творческие способности имеют свои особенности, требуют владения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие ребенка [15, 286].

Установив, что 4-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный процесс. Об этом речь пойдет в следующем параграфе.

    1. Условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста


Большую роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий [16, 496].

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. А. В. Запорожец утверждал, что детское художественное творчество существует, и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество [23, 18]. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства. Эстетическое воспитание играет большую роль в общем психическом и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость) [17, 301].

Особый интерес, по мнению ученых, вызывает старший дошкольный возраст, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С. Выготским как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают своеобразные отношения мысли к действительности, именно возможность воплощения замысла...» [23, 22].

Для развития творческих способностей, по мнению Дж. Смита, необходимо создание следующих условий [12, 11]:

А) условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

Б) условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

В) психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Не следует думать, что ребенок находится в «оковах» влияния взрослого. Вне усвоения духовной культуры от посредников, стоящих между этой культурой и ребенком, нет развития личности ребенка. Лишь в рамках общей тенденции следования за взрослым ребенок проявляет свою индивидуальность, причем, как отмечает В.С. Мухина, чем старше ребенок, тем отчетливее эти проявления [15, 289].

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда старший дошкольник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях воспитатель должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями [13, 237].

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом [21, 166]. Необходимо, чтобы способный ребенок, дошкольник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

На основе анализа работ авторов, представленных выше, выделим шесть основных условий успешного развития творческих способностей дошкольников:

  • раннее развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное;

  • создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться [22, 7];

  • оптимальный уровень трудности появляющихся перед ребенком задач. В этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения [11, 103]. Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

  • предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.

  • ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;

  • тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Все выведенные выше условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вытекают один из другого, следовательно, они легко применимы и естественны в жизни каждого ребенка.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [20, 26].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Выводы по I главе
В первой главе данной курсовой работы нами была предпринята попытка раскрыть сущность понятия «творческая способность», выявить особенности творческих способностей на разных возрастных этапах и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста. В результате изучения и анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Реализация творческих способностей отражается в деятельности человека, результатом которой является создание нечто нового, приводящего к новым знаниям о мире, новым переживаниям и чувствам, отражающим новое отношение к действительности.

Отметим, что детское творчество, а, следовательно, и творческие способности имеют свои особенности в зависимости от возраста «творца». То есть творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма, свои особенности. К таким особенностям относятся: непреодолимая, непроизвольная тяга к различным сферам деятельности; активность; отсутствие созерцания; равнодушие к результату работы; преобладание интереса к самодовлеющей конструкции, к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия. В результате мы выяснили, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным, благоприятным для развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей, в том числе дошкольного возраста, является создание условий, способствующих формированию и развитию их творческих способностей. К таким (основным) условиям относятся: раннее развитие ребенка, как физическое, так и интеллектуальное; создание обстановки, опережающей развитие детей; оптимальный уровень трудности; предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в продолжительности занятий, в выборе способов творчества; ненавязчивая помощь взрослых; тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Однако не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность, поэтому, необходимо подбирать соответствующие индивидуальные методы обучения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Глава 2. Практическая работа по исследованию творческих способностей старших дошкольников
2.1. Подбор методик исследования
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, опросники, оказываются неэффективными. Дошкольники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка [35].

Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, приходится использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дает хорошие результаты.

Существуют следующие методы и способы исследования творческих способностей дошкольников, предложенные автором Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок» Э.П. Торренса является невербальным, предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Материал: 1) Лист бумаги с изображением 10 контуров (Приложение №1), простой или черный карандаш

Испытуемому предлагается:

Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов:

При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т.д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень [7,121].

Критерии выполнения задания (оценивание):

Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует.

Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения.

Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

В процессе специфической детской деятельности дошкольники высокого уровня развития творческих способностей проявляют высокую умственную активность: легко осуществляют перенос знаний, умений в новые ситуации.

Ответственны. Начатую работу всегда доводят до конца, справляясь с возникшими трудностями самостоятельно. Любой вид творческой деятельности способен увлечь их.

В предпочитаемом виде деятельности достигают, как правило, хороших результатов [7, 154].
2.2 Обработка и анализ полученных результатов, рекомендации по развитию творческих способностей
С целью определения уровня творческих способностей нами было проведено их исследование у детей дошкольного возраста в МДОУ «Кушьинский детский сад» с. Кушья Игринского района УР. В исследовании участвовало 6 детей: 3 мальчика и 3 девочки.

Результаты исследования отражены в таблице.

Таблица 1

Ф.И. ребенка

беглость

гибкость

оригинальность

Уровень

Егор К.


2


1


2

5 баллов/ Средний

Вадим Д.


0


1


1

2 балла/ Низкий

Александра М.


1


1


3

5 баллов/ Средний

Ирина С.


2


2


3

7 баллов/ Высокий

Артем Ф.


2


2


3

7 баллов/ Высокий

Евгения О.


2


1


2

5 баллов/ Средний

Итог:

34%- Высокий уровень; 50%- Средний уровень; 16%- Низкий уровень


Проведя исследование, мы получили результаты по старшей группе. Развитие творческих способностей у 50% детей находится на среднем уровне, у 34% детей – на высоком уровне и у 16% детей - на низком уровне. Анализируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группе находятся на среднем уровне.

Процент детей с низким уровнем развития творческих способностей относительно небольшой, но его наличие может быть связано с рядом причин:

1) В организации и планировании педагогического процесса, режима дня, организации игровой деятельности, обустройстве предметно - развивающей среды и управлении самостоятельной деятельностью в малокомплектном детском саду с разновозрастным формированием групп гораздо больше трудностей, чем в учреждениях с одновозрастным принципом комплектования групп. Практически отсутствуют методические разработки по организации занятий с разновозрастным составом групп;

2) Нерегулярное посещение занятий детьми;

3) Отсутствие систематизации этапов, методов и приемов работы;

4) Негармонические эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональному отдалению ребенка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности;

5) Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, не принуждаемой другими и в не принуждаемой обстановке. Когда личность чувствует угрозу от окружения, она становится осмотрительной и заторможенной и боится свободно выражать свои идеи.

Для поднятия уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие рекомендации:

1) Ввести в организацию занятий с разновозрастным составом групп соответствующие методические разработки;

2) Мотивировать детей и родителей на регулярное посещение занятий;

3) Учитывать в воспитании следующие принципы:

  • системность;

  • комплексность;

  • последовательность;

  • нестандартность и отход от стереотипов;

  • работа на основе интереса и активности;

  • разнообразие приемов;

  • учет особенностей нервно-психологической деятельности в зависимости от возраста.

4) Создать обстановку, опережающую развитие детей;

5) Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.

6) Использование нетрадиционных форм занятий творческой деятельностью. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

7) На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.

8) Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

9) Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

10) Работа с родителями.
Выводы по II главе

Проблема диагностики творческих способностей заключается в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению ряда ученых, не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что при идентификации креативности приходится иметь дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления. Кроме того, творчество, как считают многие исследователи, связано с нецелесообразной активностью, мотивацией самовыражения, большую роль в нем играют бессознательные процессы (интуиция), что значительно затрудняет процедуру диагностики.

В результате диагностической работы с детьми старшего дошкольного возраста нам удалось выяснить, что развитие творческих способностей диагностируемых детей находится на среднем уровне. В итоге мы сформулировали рекомендации по развитию творческих способностей детей.

Заключение

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Согласно теоретическому исследованию особенности творческих способностей, нами были сделаны следующие выводы:

1) Одним из важнейших факторов творческого развития детей, в том числе дошкольного возраста, является создание условий, способствующих формированию и развитию их творческих способностей;

2) Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм;

3) Старший дошкольный возраст является сензитивным, благоприятным для развития творческих способностей;

4) Для методического исследования креативности наиболее популярными являются методика Е. Торренса, направлена на диагностику невербальной креативности;

5) Все еще незначительно количество исследований в этой области. Не хватает методик диагностики, а работ по их созданию недостаточно.

Разнообразная творческая деятельность детей проявляется уже в раннем дошкольном возрасте, но свою силу набирает лишь к старшему возрасту. Творческая деятельность детей этого возраста часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и рассказывать любимые стихи. Творческая деятельность постепенно обогащается по содержанию, в то же время разнообразна по видам. Креативность наиболее ярко проявляется в языковом творчестве и специфических детских деятельностях: конструировании, рисовании, лепке, музицировании. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, формах различные образы и назвать их, отразить свое видение в рисунках, поделках и др.
Библиография

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.

  2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 485 с.

  3. Акимова М.К. Психологическая диагностика/ Под ред. М.К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.

  4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. М.: «Просвещение», 1967. – 445 с.

  5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. – М.: Новая Москва, 1925.- 156 с.

  6. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников-пособие для воспитателя дет. сада . - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.

  7. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса – метод. Руководство.- СПб.: ИМАТОН, 1998. – 170 с.

  8. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Учпедгиз, 1961. – 342 с.

  9. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5.- С. 49-55.

  10. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество - метод. пособие для специалистов. - М.: Вест-Финанс: Карапуз-дидактика: Сфера, 2006. - 191 с.

  11. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества - кн. для педагогов дошк. учреждений. - М.: 1995. - 160 с.

  12. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23

  13. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1998.—352 с.

  14. Мелик- Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.

  15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

  16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

  17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 422 с.

  18. Плестед Л. Ручной труд и его место в воспитании раннего детства. / Под ред. А. У. Зеленко. — М.: Мир, 1920. – 288 с.

  19. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. - №1 – С. 17-19.

  20. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

  21. Психология развития. / Под. ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.

  22. Ружникова, И. Г. Детское творчество как фактор развития личности // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 6.- С. 4-9.

  23. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ Под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

  24. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 288 с.

  25. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

  26. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Н.А. Вершининой.- Архангельск, 2002. - 302 с.

  27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

  28. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

Интернет-источники

  1. Е.В. Андреева, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева. Творческие задания «Золотого ключика». –– Самара, Центр развития образования, 2001 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/4/0264/index.shtml. Дата обращения: 3.04.2013

  2. Ефремова О.С. Педагогические методы, формы, приемы развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detsad179.ru/palitra5.html. Дата обращения: 24.11.2012

  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://lib100.com/book/common_psychology/psych_creat/. Дата обращения: 10.12.2012

  4. Малкова Г.Л. Творчество детей — становление, саморазвитие, гармония личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pionerart.ru/about/obuchenie_risovaniyu/tvorchestvo_detei. Дата обращения: 27.11.2012

  5. Мартынов Д.Б. Способности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://h-sciences.ru/psychology/181-21-sposobnosti.html. Дата обращения: 5.11.2012.

  6. Носова У.Н. Творчество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.braintools.ru/creation. Дата обращения: 28.10.2012

  7. Романова А.С. Методы и способы исследования творческой активности дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.razumniki.ru/metod_issledovaniya_tvorcheskoy_aktivnosti.html. Дата обращения: 15.03.2013

Приложения
Приложение 1



написать администратору сайта