Тема лекции: Реконструкция городов.
Восстановление разрушенных стихией или войной городов от Древнего мира до наших дней
-
Возникновение 3-х лучия в плане Рима
Перепланировка 300 русских городов в 18 в.
Реконструкция Парижа в 18в и Москвы в 20в
Послевоенное восстановление сотен и тысяч городов восточной и западной Европы
необходимость улучшения комфортности проживания в городах, связанное с неудержимым ростом столиц и индустриальных центров
Все это относит нас к реконструкции. РЕКОНСТРУКЦИЯ – (ре + лат.reconstration) =
коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения
восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам или описаниям.
Термин РЕКОНСТРУКЦИЯ всякий раз дополняет и расширяет лат. RE+CONSTRUCTIO – построение новыми значениями: восстановление, преобразование, развитие, сохранение, модернизация, рост и т.п.
Факторы, определяющие необходимость реконструкции:
стихийные бедствия; войны; изменения социального характера, т.е. исторический прогресс.
История человечества изобилует сведениями о разрушении, гибели, полном уничтожении городов в результате войн, стихийных бедствий. Но чаще всего города восстанавливались на прежнем месте в соответствии с ранее существующей планировочной структурой:
- собственники сохраняли за собой право на земельные участки;
- сохранялись фундаменты зданий и планировочная структура улиц
- инфраструктура города
- жители цеплялись за свои привычки, старались чтить память прошлого
Но это не было простым восстановлением, город получал более совершенный план, застройку, архитектурные ансамбли, хотя при этом, нередко, утрачивал многие исторические и архитектурные ценности. Причина этой реконструкции – разрушение. Восстановление – ее главная цель.
Война – лучший друг архитектора – этот циничный афоризм получал в истории человечества трагическое подтверждение. Восстановление городов, разрушенных во II-ой Мировой войне для народов Европы было делом чести, национального самосознания, культуры, попранных фашизмом.
Однако, не только войны и бедствия приводили к разрушению городов, но и бурный рост промышленности
Важнейшим историческим явлением, оказавшим влияние на весь ход экономический и культурной жизни западноевропейских стран и на развитие строительства был промышленный переворот, произошедший в странах западной Европы в конце 18 нач.19 века. В основе переворота – переход от ручного труда к машинному производству.
Промышленный переворот повлек за собой в области строительства большие перемены: появилась потребность в создании новых типов промышленных сооружений – фабрик и заводов; применение новых строительных материалов и конструкций из чугуна и бетона.
С промышленным переворотом связано возникновением новой, чрезвычайно-важной социальной проблемы - размещения больших рабочих масс вблизи фабрик и заводов. Возникает новый тип жилья – «Упорядоченное жилье». Основной принцип – высокая плотность застройки. Здания строились в виде параллельных блоков – тяжелые санитарно-гигиенические условия – смешение промышленной и жилой застройки.
Последовавший за промышленным переворотом рост капиталистического производства повлек за собой чрезвычайно тяжелые последствия для городов в целом:
стихийное внедрение промпредприятий в жилые кварталы;
оседание промышленных и складских предприятий по берегам рек;
резкое ухудшение санитарно-гигиенических условий жизни горожан.
В середине 19в. Более зажиточные горожане покидали города, вокруг городов возникают жилые пригороды. С течением времени за кольцом пригородов начинают расти новые предприятия и вновь появляется необходимость прорываться через новые индустриальные районы.
Постепенно создавалась сложная структура городов в виде «слоеного пирога».
Во многих промышленных районах промышленные города расширяясь начали вплотную приближаться друг к другу, вытесняя с/хозяйственные угодья и образуя т.н. КОНУРБАЦИИ
Конурбация –(лат. Con-вместе, urbs – город) Группа близко расположенных и связанных между собой городов, образующих единое целое благодаря экономическим и культурно-бытовым связям, общим крупным инженерным сооружениям ( транспорт, водоснабжение и т.д.)
Пороки хаотичного развития городов при капитализме осознавали многие прогрессивные архитекторы того времени. В течение 19в. Возникал целый ряд градостроительных предложений с целью создания новых разумных приемов организации города:
Османовская реконструкция Парижа
В качестве удачного, хотя и несколько спорного, примера городского планирования можно привести историю масштабной реконструкции Парижа, проведенной в середине XIX века. Немного в мире городов, которые по своей притягательности могли сравниться с Парижем. «Праздник, который всегда с тобой», — сказал о Париже Хемингуэй. Однако, у этого не прекращающегося многие десятилетия праздника для миллионов людей, есть авторы и выдающееся место занимает среди них полицейский префект Парижа середины XIX века барон Осман. С его именем связано составление и реализация плана масштабной реконструкции города. К началу реконструкции Париж, как и многие европейские города того времени, представлял собой, за исключением центра, грязный, тесный неблагоустроенный город.
В ходе реконструкции были снесены старые оборонительные валы, на месте которых было устроено двойное кольцо бульваров, дополненное диагональными вновь пробитыми улицами и бульварами, которые связали между собой и с центром не только окраинные районы, но и главные парижские вокзалы. Вдоль бульваров разместились наиболее престижные домовладения. Улицы и бульвары застраивались домами в одном архитектурном стиле, по одной линии по фасадам и карнизам, с магазинами, кафе и мастерскими на первых этажах. Благодаря широким тротуарам жизнь кафе смогла выплеснуться на улицы. К тому же, весь город был ярко освещен по ночам новым, электрическим светом.
В парижских парках устраивались рестораны, а на площадях – магазины. Появились пассажи - ряды магазинов, объединенные поверху остекленным сводом, которые связал и между собой параллельные улицы и, расширив «словарь» город ской среды, резко повысили ее комфортность. Помимо работ по совершенствованию инженерной инфраструктуры города (водопровод, канализация, электричество, телеграф), были расширены и упорядочены многие улицы, высажены сотни тысяч деревьев, к городу присоединились Венсеннский и Булонский парки. Внутри города были созданы еще два парка - Шомон и Монсо, сформировано несколько новых площадей. Было создано необычайное разнообразие пространственных форм организации жизни города, несходство соседствующих друг с другом типов городской среды. Узкие и крутые улочки Монмартра, широкие озелененные коридоры бульваров, веселая толчея в «ущельях» Латинского квартала.
Реконструкция радикально преобразила не только планировочную схему столицы Франции, но и всю ее социальную структуру, членение города по историческим районам, хранившим традиции средневекового самоуправления сменилось членением по полицейским округам, которые получали номера. Париж стал удобным, безопасным и комфортным для проживания городом, получил статус мировой столицы, что многократно окупило все расходы на его реконструкцию. Как стало ясно позже, многие решения Османовского плана были устремлены в будущее и позволили городу успешно развиваться в меняющихся условиях в течение многих десятилетий. Реконструкция Османа потребовала и определенных жертв, в число которых, согласно справедливой критике, попало и историческое своеобразие города, и малоимущее население, которое принудительно было выселено из центра на окраины, но в целом реконструкция была признана успешной и послужила своего рода эталоном для реконструкции многих европейских городов, в первую очередь крупных.
Идея города-сада, выдвинутая английским экономистом и общественным деятелем Эбенезером Хоуардом на рубеже 19-20вв. – одно из направлений обновления и упорядоченья городов. Основная идея Хоуарда это строительство городов-садов, в которых сохраняются преимущества города – производство, культура, развлечения и деревни – природа, здоровый образ жизни. Город-сад с развитой общественной жизнью для всех слоев населения – будет смягчать классовые противоречия.
Идея Хоуарда нашла отражение, в 1903г. была организована акционерная компания по строительству города-сада – Лечворса в 65км от г. Лондона. Идея планировочной организации города:
выделение живописных жилых кварталов и общественного центра;
выделение железной дороги;
ось города представляет транспортная магистраль, соединяющая основные части города;
обилие зелени, здоровые условия жизни.
Яркий проект исканий новой рациональной системы городской застройки – проект «Промышленного города» который был разработан французским архитектором Тони Гарнье в период 1901-1904гг. Город был рассчитан на 35 тыс. жителей и задуман как идеальный город современного типа с малоэтажными домами с обилием зелени между ними, многочисленными общественными зданиями и обособленной промышленной территорией. Сооружения города задуманы в ж/бетоне, что было очень прогрессивно и характерно для рассматриваемого времени. Проект Т.Гарнье не был осуществлен, за исключением отдельных сооружений.
Особенности проекта:
Четкое выделение городских зон, различных по функциональному назначению
Промышленная зона отделена от жилой незастроенной свободной территорией;
Зона оздоровительных учреждений: больницы, санатории, отделенные от жилой застройки озелененными территориями.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Окончание 1 мировой войны
Тяжёлое экономическое положение стран Европы после окончания войны. Перед правительствами стоит проблема – недостаток жилья.
Усилилась классовая борьба. Нехватка жилья привела к тому, что в 1919г. Либеральное правительство Англии вынуждено было разработать программу строительства жилья, основанную на предоставлении жилищных субсидий и займов Муниципалитетам, но и эта программа не решила задачу – жилье дешевое не выгодно.
Кроме того, наряду со строительством жилья необходимо было решать градостроительные проблемы, этому предшествовали:
Стихийное развитие промышленности и добыча полезных ископаемых, использование энергетических ресурсов
Диспропорции между индустриальными и сельскохозяйственными районами
Ухудшение экологической среды – обмеление рек, связанное с вырубкой лесов, порча с/хозяйственного ландшафта
Сложившаяся ситуация привела к решению, что градостроительные задачи необходимо решать в более широком масштабе, чем просто строить жилье – выполнять проекты районной планировки, которые включали бы задачи развития городов и районов: расширение производств, планирование новых жилых районов и упорядочение планировочных решений старых сложившихся районов городов.
Исследование большой территории - 250 тыс.га – Лондон, Манчестер, Йоркшир и др. индустриальные районы позволило сделать следующие рекомендации – строительство городов-садов, численностью 15-20 тыс. чел, тяготеющих к более крупному индустриальному городу численностью 60 тыс. и более.
Идея города-сада переросшая в идею города-спутника была осуществлена в Уэлвине – городе-спутнике Лондона в 32 км. (Арх. Суассон). Расчетная численность города планировалась – 40 тыс.чел. с увеличением до 50 тыс.чел. Город Уэлвин имел свою промышленность и общественный центр. Крупные культурные центры, театры – в Лондоне.
Период между двумя мировыми войнами охарактеризовался кризисом крупных городов:
быстрый рост населения и стихийный рост городов
развитие транспорта
ухудшение условий проживания в городах
В межвоенные годы появился ряд предложений по радикальному изменению структуры больших городов. Крупнейшим теоретиком и практиком градостроительства в Европе стал архитектор Ле Корбюзье (1887 -1966гг.), который выступил с наиболее смелыми предложениями. В своих теоретических и практических работах решал социальные и архитектурные проблемы современного города.
В 1922г. Корбюзье выступил с проектом современного города на 3 млн. жителей. Основная идея – рациональная архитектурно-планировочная организация города, зонирование основных элементов – жилая зона, административная, промышленность. По проекту Ле Корбюзье город делится на 3 основные зоны:
А. Сити (деловая часть города) общей площадью 350га, в котором размещены 24 небоскреба по 60 этажей каждый, где размещались конторы. Вместимость каждого небоскреба 15 тыс. служащих, Небоскребы отстоят друг от друга на больших расстояниях. Между ними предусмотрены парки, площадки для спорта, отдыха, кафе, рестораны. Большая этажность небоскребов дает возможность, несмотря на большой % застройки (около 5%) добиться средней плотности населения на 1га территории – 1100 – 1650 чел.
В стороне от Сити проектируется промышленная зона, где размещаются фабрики, заводы, доки, товарные станции.
Б. Жилая зона для служащих Сити в непосредственной близости от делового центра. Общее число жителей жилой зоны 400 – 600 тыс. чел. Плотность населения района – 300 чел на 1 га, исходя из желания оставить незастроенной 85% территории.
В. Города-сады, предназначены для остального населения города. Жилые дома в городе-саде размещаются на озелененных территориях, создавая наиболее благоприятные условия для проживания. Количество жителей в городах – садах примерно 2млн. чел.
Корбюзье предлагал:
рационализировать и транспортную систему. Центральный городской вокзал он разместил в центре деловой части города. От него отходят линии внешних железных дорог. К нему примыкает сеть метрополитена.
Подчинить всю планировку города строгой геометрической системе. Он пересекал его 2-мя широкими магистралями по 180м каждая. Уровень земли оставлял для полугрузового и пешеходного движения. Скоростные магистрали поднимал на столбы, с тем, чтобы изолировать пешеходов от транзитного транспорта.
Новое понимание города, как упорядоченной системы вертикалей, делает проект Ле Корбюзье одним из самых значительных явлений в развитии градостроительной мысли межвоенного периода.
Большое значение в развитие градостроительной мысли имел 4-й Конгресс Международной организации современных архитекторов 1933г. Этот Конгресс выработал Декларацию, получившую позднее наименование Афинской хартии. В ней были проанализированы пороки больших современных капиталистических городов и выработаны принципы их устранения.
В Афинской хартии были четко классифицированы основные функции и элементы современного города: 1. жилище, 2. труд, 3. отдых, 4. транспорт, 5. исторические памятники.
Исходя из этой классификации Афинская хартия ставила вопрос о необходимости функционального зонирования города и наметила ряд мер по улучшению состояния существующих больших городов.
Вклад советского градостроительства в реконструкцию городов – предложения по созданию «зонального города», выдвинутого в 1922г. арх. Н.А.Милютиным (1889 – 1942), который был председателем комиссии по строительству городов.
Суть идеи «зонального города» - структура города представляет ряд функциональных поясов вытянутых параллельно друг другу. Порядок поясов и их последовательность определяется функциональным назначением:
Транспортно-промышленная зона
Зона защитных зеленых насаждений
Зона жилых образований и общественных зданий
Парковая зона с учреждения культуры и отдыха
В основе теории «зонального города» при некоторой механистичности его структуры лежало стремление архитектора создать рациональную планировку города, при взаимосвязи его частей, имеющих различное функциональное назначение.
Реконструкция русских городов.
Канцелярия от строений, созданная Петром I для руководства строительством Санкт-Петербурга, а затем Москвы впоследствии распространила свои полномочия на другие города Российского государства. Дальнейшую деятельность канцелярии определил, изданный Екатериной II в 1768г. Указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо»
Так в 70-80-х годах 18 столетия начинается невиданная по масштабам в мировом градостроительстве перепланировка провинциальных русских городов. Развернутые в государственном масштабе эти работы были вызваны:
Несоответствием существующей застройки городов новым требованиям промышленного развития государства;
Росту численности населения в городах;
Необходимостью проведения противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий.
За несколько десятилетий работы Канцелярии от строений были разработаны и реализованы на практике планы реконструкции свыше 500 русских городов, причем некоторые из планов в нескольких вариантах. При этом. Планировочные решения не были стереотипными, авторы учитывали:
-
Местные особенности - водные акватории, рельеф, Генплан реконструкции Москвы выявил Кремль, как градообразующий акцент центра города. Вкрапление новых градостроительных элементов предложено в генплане с большим тактом – не нарушая приемов сложившейся застройки и сложившихся ансамблей.
Этот проект был первой пробой компоновать город из старых и новых элементов и искать между ними закономерную связь.
Отсюда:
Изменения социальных условий, прогресс в производстве, науке и технике, новый уклад жизни и новые потребности людей, одним словом – исторический прогресс - вызывает новые формы жизнедеятельности, а новая жизнь находит отражение в новой планировочной структуре города.
Основные направления реконструкции городской застройки
Коренное переустройство планировочной структуры города, её функциональное зонирование
Формирование новых промышленных зон и вынос отдельных промпредприятий из селитебных территорий
Консервация отдельных районов с целью сохранения исторически ценного наследия
Освоение новых селитебных, промышленных и коммунальных территорий
Кардинальная перестройка сложившейся застройки
Строительство в ткани города новых комплексов, отвечающих современным социально-бытовым и эстетическим требованиям и современному уровню развития градостроительства
Организация и обновление транспортной системы города
Создание транспортных площадей, узлов и железно-дорожных вокзалов
прокладка новых, в том числе кольцевых магистралей, обходящих центр
расширение существующих улиц с помощью передвижения зданий
Реконструкция городов. Задачи и методика реконструкции.
Реконструкция городов – это существенная часть градостроительной деятельности, направленная на преобразование и обновление населенных мест в целях коренного улучшения в них условий быта, труда, обслуживания и отдыха населения.
Реконструкция, обновление, преобразование и переустройство городов – это термины, обозначающие одно и тоже понятие. Разница между ними только в оттенках, характеризующих степень радикальности тех или иных приводимых реконструктивных мер по коренному обновлению городов на каждом историческом этапе их развития.
В процессе реконструкции городов следует различать регулярно проводимые мероприятия, направленные на обновление планировки и застройки, последовательность и характер которых определяется генеральным планом города, так и реконструкция отдельных районов города, проводимая по мере необходимости. Это заключается:
в ликвидации ветхого жилого фонда,
вывод жилья из опасных в санитарно-гигиеническом отношения мест,
упорядочения движения транспорта и пешеходов в центральных и периферийных районах города.
Реконструкция – непрерывный процесс, протекающий в каждом городе по-разному в зависимости от направления и темпов его развития, предыдущего роста и современных требований. Жизнь города – это напластования и переплетения различных эпох, отсюда реконструктивные мероприятия по улучшению планировочной структуры города, должны исходить из того, что современный город – это развивающийся социальный организм, все части которого непрерывно меняются.
При реконструкции постепенно устраняются противоречия, возникающие на предыдущих этапах развития городов, источником которых служит несоответствие между ранее сложившейся планировочной структурой и новыми современными требованиями, выдвигаемые по мере исторического и социального развития общества. Отсюда, наличие в городе как более долговременных, длительно сохраняющихся, так и подвижных, быстро изменяющихся частей, что приводит к конфликту между стареющей планировочной структурой города и новыми жизненными требованиями, связанными с изменением условий городской жизни.
Процесс реконструкции городов складывается из переустройства старых, долгое время формировавшихся частей города и освоения новых территорий, необходимых для развития жилой застройки, рекреационных, промышленных и складских зон, размещения инженерно-технических сооружений.
Основными задачами реконструкции городов являются:
Переустройство планировочной структуры городов, регулирование их развития, как в административных границах самого города, так и в пределах пригородной зоны; территориального зонирования города.
Оздоровление городской среды путем проведения комплексных мероприятий по очистке воздушного и водного бассейнов, понижению производственного и транспортного шума, озеленению и упорядочению использованию открытых и рекреационных пространств; выносу за пределы городской черты промышленных предприятий, представляющих опасность для жизни людей, обеспечению аэрации городских пространств.
-
Упорядочения размещения мест приложения труда относительно жилых районов, рекреационных территорий, территорий складского хозяйства; обновление промышленных районов и других мест приложения труда, улучшения их планировочной структуры, технического оснащения, транспортной связи.
Улучшение жилой среды города путем комплексной реконструкции маломерных жилых кварталов, и превращение их в полноценные жилые районы; модернизация жилых зданий и учреждений культурно-бытового обслуживания, вывода жилой застройки с территорий санитарно-защитных зон и др. мест, неблагоприятных в санитарно-гигиеническом отношении.
Развитие и расширение общегородского общественного центра в единую архитектурно-планировочную систему с общественными центрами жилых районов города, сохранение исторических мест и памятников архитектуры в увязке их с современной застройкой.
Радикальное усовершенствование сети городских магистралей и улиц с целью увеличения их пропускной способности, удобства и безопасности движения; устройство транспортных развязок, пересадочных пунктов, создание разветвленной сети гаражей и автостоянок.
Упорядочение систем внешнего транспорта, вывод из города крупных транспортных сооружений, вокзалов, аэропортов, станций; улучшение трассировки автомобильных дорог и обеспечение удобной связи между транспортными узлами.
Проведение необходимых мероприятий по инженерной подготовки городской территории с целью улучшение её природных условий, ликвидации непригодных для развития города территорий и более интенсивного её использования.
Коренная реконструкция и модернизация сетей коммунального хозяйства; приведение надземных и подземных технических сетей в единую планировочную систему и увязка этой системы со структурой города.
|