Навигация по странице:
|
Семинар 1 Внутриличностный и межличностный конфликты План
Вопросы к семинарам, задания на зачет по «Конфликтологии образования» 2014-2015 уч. год
Семинар № 1
Внутриличностный и межличностный конфликты
План
1. Понятие и психологические концепции внутриличностного конфликта.
2. Основные характеристики и виды внутриличностного конфликта.
3. Предупреждение и разрешение внутриличностного конфликта.
4. Понятие и функции межличностного конфликта.
5. Типы людей, предрасположенных к межличностным конфликтам.
6. Предупреждение и разрешение межличностного конфликта.
Семинар № 2
Конфликты в социально-педагогическом процессе
План
1. Субъекты конфликтного взаимодействия в деятельности социального педагога и педагога-психолога.
2. Конфликтогенная специфика особенностей характера «домашних детей», социальных сирот, и подростков в условиях социальной изоляции.
3. Конфликты в работе с младшими школьниками, с подростками и старшеклассниками.
4. Педагогический конфликт. Типы, причины, особенности педагогических конфликтов.
2. Конфликты восприятия, коммуникации, взаимодействия в педагогическом процессе.
3. Конфликты «учитель-ученик», «учитель-учитель», «ученик-ученик» в педагогическом процессе.
4. Способы предупреждения и разрешение педагогических конфликтов.
Литература к семинарам
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М., 2004.
Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. – М., 2004.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
4. Социальная конфликтология: Учебник /Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.
5. Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов.- М., 2003.
6. Ворожейкин И. Е. Конфликтология: учеб. для студентов вузов /И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров.- М., 2004 или 2006.
7. Конфликтология: учеб. для вузов /Под ред. В. П. Ратникова .- М., 2001.
Примерные вопросы к зачету
(в случае, если зачетная работа не получила положительной оценки)
На зачете нужно ответить на 4 тестовых и 1 практический вопросы. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Для зачета необходимо ответить на 3 вопроса.
Объект, предмет, цели, задачи конфликтологии.
Развитие конфликтологии за рубежом: этапы, представители, взгляды, особенности развития.
Особенности, этапы развития конфликтологии в России.
Методы исследования конфликтов (психологические, модульный социотест, ситуационные, качественные).
Классификация и функции конфликтов.
Структура конфликтов: участники, предмет, объект, среда конфликта.
Динамика развития конфликта: стадии (периоды), фазы (этапы), их характеристика.
Стили взаимодействия в конфликтах: конфронтация, уклонение, уступка, компромисс, сотрудничество, условия их применения.
Внутриличностные конфликты: понятие, виды, причины, последствия, предупреждение и разрешение.
-
Межличностные конфликты: понятие, особенности, причины, типы людей, предрасположенные к межличностным конфликтам, стратегии поведения в межличностном конфликте, предупреждение и разрешение конфликтов.
Групповые конфликты: особенности, виды (межгрупповые и внутригрупповые), управление внутригрупповыми конфликтами.
Конфликты в социально-педагогическом процессе: виды, особенности, предупреждение и разрешение.
Семейные конфликты: конфликты между родителями и детьми, супружеские, кризисные периоды в жизни семьи; причины конфликтов в кризисные периоды, предупреждение и разрешение семейных конфликтов.
Профилактика конфликтов: понятие, сущность, способы.
Завершение конфликтов: формы, условия, факторы, этапы, тактики воздействия на оппонента.
Примерные вопросы к практическим заданиям.
1. Что является предметом конфликта в данной ситуации?
2. Что является объектом конфликта в данной ситуации?
3. Какими стратегиями пользуются оппоненты в данной ситуации?
4. Назовите основных участников конфликта?
5. Кем представлена группа поддержки в данном конфликте?
6. Перечислите косвенных участников данного конфликта?
7. Переведите обвинительные Вы-высказывания в оптимальные Я-высказывания.
8. Назовите ранги участников конфликта.
9. Выделите периоды (стадии) развития данного конфликта.
Пример практического задания (2 вопрос).
1. Что является объектом конфликта в данной ситуации?
...Этой же ночью королева собрала свои драгоценности и решила уйти к пастуху. Дорогу ей преградил стражник: «Приказ короля! Никого не выпускать ночью из замка!» Королева предложила стражнику драгоценности, он взял их и пропустил королеву.
Задания на зачет
Задание 1. Подобрать статью о педагогических конфликтах. Требования к статье: объем 7 – 8 страниц формата А-4.
Представить анализ статьи, применяя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ). Для анализа статьи нужно использовать не менее 3 приемов ТРКМ из числа нижеуказанных:
1) Фишбон(Fish bon)
2) Толстые и тонкие вопросы
3) Представление информации в кластерах
4) Ромашка Блума
5) Стратегия решения проблем Дж. Брэмсфорда
6) Эссе (пятичастное), семь предложений
7) Концептуальная или Сводная таблица
Задание 2. Просмотр 1 (одного) фильма о школе, проблемах воспитания ребенка в семье, детском доме и т.д. В ходе просмотра фильма подберите педагогический конфликт. Проведите его анализ, ответив на приведенные ниже вопросы. Пример конфликта должен быть представлен в тексте работы (либо в виде текста, либо фрагмента фильма)
При анализе фильма укажите его название
1. Назовите типы конфликта в соответствии с предложенной на лекции классификации.
2. Что является предметом конфликта в данной ситуации?
3. Что является объектом конфликта в данной ситуации?
4. Какими стратегиями пользуются оппоненты в данной ситуации?
5. Назовите основных участников конфликта?
6. Кем представлена группа поддержки в данном конфликте?
7. Перечислите косвенных участников данного конфликта?
8. Назовите ранги участников конфликта.
9. Выделите периоды (стадии) развития данного конфликта.
Зачетную работу можно отправить на E-mail: rsbka@yandex.ru или Вконтакте http://vk.com/id41857282
|
|
|