Навигация по странице:
|
СР Лекция 5-1. Социальная работа в поисках нового качества социальной политики
Социальная работа в поисках нового качества социальной политики
План.
Цели, задачи и объекты социальной политики в Российской Федерации.
Социальная напряженность в обществе и ее зависимость от социальной политики государства.
Социальное управление как средство реализации социальной политики.
Причины кризисной ситуации, в которой оказалось население страны, во многом связаны с игнорированием социального фактора при проведении реформ. Для ее изменения возникла необходимость принятия на самом высоком уровне (парламент, правительство) социальной доктрины и социальной программы действий. Причем составление концепции социального развития в условиях перехода к рынку предполагает предварительное решение ряда теоретических и политических вопросов, в частности выбора среди следующих альтернативных вариантов:
либерализм или социальное государство;
социальные гарантии со стороны государства или социальное страхование либерального толка;
государственная защита или государственная поддержка;
государственный патернализм или суверенитет семьи.
Указанные альтернативы возникли как следствие, с одной стороны, стремления реформаторов реализовать либеральные рыночные отношения, подобные тем, которые господствуют в США, а с другой – специфики российского менталитета, формировавшегося длительное время на социалистической доктрине "равенства в нищете". Провозглашенное в действующей Конституции социальное государство не может сочетаться с ортодоксальным либерализмом и требует использования более тонких технологий.
Базовая система предпосылок концепции социальной политики заключается в следующем:
• принимая во внимание прошлое, настоящее и стратегические целевые установки, в России должна формироваться социальная рыночная экономика. Это означает свободу и суверенитет личности и семьи, активность и ответственность индивида за свои действия в сфере труда, потребления, образования и репродуктивного поведения. В свою очередь государство обеспечивает политические, правовые и экономические условия для реализации личности, не допуская развития патернализма, характерного для плановой экономики;
•функции государства должны быть направлены на обеспечение минимальных социальных гарантий, поддержку активных слоев населения, установление правового пространства в обществе, заботу об охране окружающей среды;
• в основе социальной политики должно лежать оптимальное сочетание минимальных гарантий и социального страхования, обеспечивающего недопущение ухудшения положения личности в основных сферах жизнедеятельности в связи с безработицей, болезнью, старостью, необходимостью повышать квалификацию.
Нельзя реформировать пенсионную систему таким образом, чтобы у каких-либо групп пенсионеров ухудшились материальные условия жизни.
Развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации, хотя, разумеется, это все взаимосвязано. Здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, с развитием медицинской науки. В современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба. Правительство ежегодно утверждает программу государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи. Однако в абсолютном большинстве регионов эта программа не обеспечивается государственными средствами. Дефицит средств по этой программе - 30-40 процентов от потребности, и он покрывается вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг. По факту, на основе сети бюджетных медучреждений сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости. Основной задачей с здравоохранении в ближайшее время является создание законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи. Это нужно делать в рамках единой системы медико-социального страхования, полностью обеспеченной источниками финансирования. И на этой базе преодолеть хронический дефицит финансовых ресурсов, обеспечить гос ударственные гарантии предоставления населению базовых медицинских услуг в полном объеме. Повысить реальную доступность и качество бесплатной медицины для широких слоев населения. А для платного здравоохранения нужно создать четкую правовую и экономическую базу.
Не менее важным государственным приоритетом является обеспечение гражданам гарантий достойной старости. В стране продолжается убыль населения, доля пожилых людей со временем будет становиться еще больше, а нагрузка на трудоспособное население - расти. Однако возможности нашего государства обеспечить достойный уровень жизни и нынешним, и будущим пенсионерам, к сожалению, невелики. Их сегодня хватает лишь для выплаты минимальной пенсии. Успешное проведение пенсионной реформы напрямую связано с трудовыми отношениями. Сейчас многие люди ограничены в своих возможностях легально зарабатывать на жизнь и потому вынуждены прибегать ко всяким ухищрениям, обходя не работающие на практике ограничения в трудовом и административном законодательстве.
В сфере предоставления социальных услуг особенно нужна эффективность, прозрачность и четкость. Каждый гражданин России должен точно знать, что именно он имеет право бесплатно получить от федеральной власти, что - от региональной, а за что должен заплатить сам. И точно так же за органами власти всех уровней должны быть закреплены сферы их ответственности. В соответствии с этим принципом следует перейти от сметного финансирования организаций к финансированию устанавливаемого государственного заказа. И, что не менее важно, создать условия для конкуренции между всеми - и государственными, и негосударственными организациями - за саму возможность оказания социальных услуг.
Одной из таких сфер, где следует расширять действие экономических механизмов, является образование. В него постоянно вовлечено более четверти населения страны. С одной стороны, это много. С другой стороны, совершенно недостаточно. Темпы развития современных экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию. Должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера, это - вложение средств в будущее страны, в котором должны участвовать и компании, и общественные организации, и граждане - все, без исключения, кто заинтересован в качественном образовании наших детей. Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования, другими словами плата за обучение, во многих случаях стало нормой жизни.
3. Социальная напряженность в обществе и ее зависимость от социальной политики государства.
Конфликты, необходимые и неизбежные в любом обществе, в российском обществе, в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, приобретают разрушительный характер, угрожая стабильности общества, ставя под сомнение ход социально-экономических преобразований. Обострение традиционных для нашего общества социальных коллизий дополняется противоборством социальных интересов, ранее не имевших "выхода на поверхность" общественной и государственной жизни. Увеличивается разрыв между растущим богатством немногих и нищетой большинства, между властью и массой людей, отчужденных от власти, между характером и структурой спроса и предложения на рынке труда.
Общество оказалось не готово к ситуации, для которой характерно спонтанное развитие социальных процессов, их выход из-под контроля существующих институтов. Преодоление кризиса связано с глубокими преобразованиями, которые неизбежно будут сопровождаться и уже сопровождаются ростом социальной напряженности, повышением конфликтной активности отдельных социальных субъектов. Причем, желание определенных социальных структур изменить реальную ситуацию, не имеющее под собой в качестве основы объективное знание ее сущностных характеристик, нередко также усиливает эту напряженность. В основе процесса аккумулирования потенциала социальной напряженности, лежит неудовлетворенность, возникающая как результат несоответствия, рассогласования ценностей, интересов, потребностей различных социальных субъектов и первый шаг на пути осознания ими реального противоречия.
Следует подчеркнуть, что в основании явления социальной напряженности наряду с неудовлетворенными потребностями и непредставленными интересами лежит несвоевременное или неадекватное (или то и другое одновременно) удовлетворение нужд и потребностей отдельных социальных общностей, групп. Нередко это связано с отсутствие м или неэффективностью механизма их выявления и реализации. Исходя из вышесказанного, представляется достаточно убедительным предположение о том, что основой перехода от ситуации, описываемой термином "социальная напряженность" к конфликтной ситуации и далее к открытому конфликту выступает несвоевременное или неадекватное удовлетворение нужд и потребностей, трансформирующееся в процесс увеличения "подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.
Таким образом, нарастание социальной напряженности и вызревание условий для социального конфликта происходит в процессе становления субъектно-субъектных отношений неудовлетворенности. Темпы процесса осознания, объективно различные у разных сторон потенциального конфликта, определяют различные уровни социальной напряженности. Рассматривая социальную напряженность как проявление неудовлетворенности, необходимо иметь в виду, что ею далеко не всегда может исчерпываться сущность последней. Более того, феномен социальной напряженности, при определенных условиях, может искажать реальную картину неудовлетворенности конкретных социальных общностей различными сторонами своей жизнедеятельности. Опасность такого искажения существенно возрастает тогда, когда неудовлетворенность приобретает многослойный, многомерный характер, создавая условия как для сознательной или бессознательной подмены объекта неудовлетворенности, так и для деформации процесса ее персонализации. Группы, осознающие, в той или иной мере, противоположность своих интересов, должны постоянно соприкасаться, контактировать между собой. Наличие трудностей, препятствий, возникающих в процессе подобных контактов актуализирует конфликтогенную ценность присутствия в структуре того или иного социального явления (образования) компонентов, способных информировать, извещать стороны потенциального конфликта о состоянии, намерениях друг друга.
Одним основных факторов социальной напряженности является бедность. Бедность как результат экономического неравенства в распределении национального продукта присутствует в любой экономической системе, различаются лишь ее формы и масштабы в зависимости от социальных регуляторов, которые вырабатывает общество для ее смягчения. На состоявшейся в июне-июле 2000 г. специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной выполнению решений "Встречи на высшем уровне в интересах социального развития" (Копенгаген, 1995 г.), проблема борьбы с бедностью и нищетой была названа одной из семи целей развития мирового сообщества. В России в качестве официальных показателей бедности рассматриваются численность и доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, величина которого ежеквартально утверждается правительством в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и служит основным критерием для определения степени нуждаемости домохозяйств. Несмотря на относительно благоприятные изменения в области доходов россиян с начала 2000 г., преодоление бедности по-прежнему остается одной из наиболее актуальных задач. К середине 1998 г. расслоение общества по уровню денежных доходов приостановилось, однако августовский кризис вновь обострил эту проблему (график). В 1999 г. по сравнению с 1998 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума увеличилась почти на 8,8 млн. человек и составила 43,8 млн. человек (29,9% всего населения), что вплотную приблизилось к показателям 1992 г., когда вследствие либерализации цен треть населения оказалась за чертой бедности. К концу 2000 г. число таких граждан может достичь 48 млн. (33% населения страны).
Социально-экономическая политика российского Правительства нацелена на повышение уровня жизни населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан. В рамках совершенствования политики доходов населения стратегической задачей государства является восстановление воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, размер которой должен быть достаточным не только для удовлетворения текущих нужд в питании, одежде, жилье, но и потребностей в полноценном ежегодном отдыхе, а также для формирования сбережений. По мере стабилизации экономики и расширения доходной базы госбюджета планируется постепенно приблизить минимальные размеры оплаты труда и пенсий к прожиточному минимуму. Правительством уже в текущем году изысканы средства на повышение этих социальных гарантий, а также предприняты меры по увеличению их размеров и в будущем году.
Социальное управление как средство реализации социальной политики.
Социальное управление – это сознательное, планомерно организованное взаимодействие субъекта управления и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.
Социальное управление призвано обеспечивать удовлетворение нужд человека в соответствии с законом возникновения потребностей, уровнем развития экономики, возможностями государственного бюджета. Экономическая ситуация диктует необходимость повышения проводимой социальной политики, решение наиболее острых социальных проблем и выработки новых механизмов ее реализации с учетом экономических возможностей. Необходимо улучшить материальное положение социально уязвимых граждан, проводить активную политику на рынке труда, улучшать демографическую ситуацию и социальную защиту населения. На этапах кризисного развития экономики социальное управление выполняет, прежде всего, функции защиты населения от тех или иных социальных рисков и без влияния на предпринимательскую активность экономически активных граждан. По мере улучшения показателей экономического развития в период устойчивого роста экономики появляются возможности для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы. Чем более производителен труд, тем выше должны быть доходы трудящихся, а, следовательно, и доходы неработающей части населения.
Функцию социальной защиты и социальной помощи берет на себя государство, предоставляя ее в виде тех или иных социальных гарантий. Здесь главным аспектом должна стать не помощь малоимущим, а стимулирование доходов работающей части населения. Государство, проводя социальную политику, использует некоторые инструменты, такие как социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и иные ограничения.
Базой социальных гарантий служит часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность общества, т.е. земля, недра, инфраструктура и т.д. Эти источники передаются в управление корпорациям, государству, частным лицам под контролем государственных структур. Эти собственники вносят плату за использование таких ресурсов, образуя тем самым социальные фонды.
Государство обязано обеспечивать минимум социальных гарантий в соответствии с законодательством. При этом социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется для расчета минимального размера оплаты труда и пенсий. В случае выбора повышенного варианта минимального потребительского бюджета, он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в случае применения пониженного стандарта является показателей прожиточного (физиологического) минимума. Прожиточный минимум включает в себя минимально приемлемые нормы питания и расходы на непродовольственные товары (оплата за жилье, одежда и т.д.), исчисляется на основе данных потребительской корзины, включающей 128 видов товаров и услуг. Прожиточным минимумом фиксируется и определяется официальная черта бедности, его рассчитывают по международной методологии. Также прожиточный минимум служит для расчета тех или иных социальных программ. При проведении социальной политики необходимо учитывать уровень экономического развития регионов, которые весьма неоднородны в доходах, уровне занятости, в социальной инфраструктуре, транспортной сети и т.д.
5. Роль общественных организаций (профсоюзов) в разработке и реализации направлений социальной политики.
За последние десять лет в положении профсоюзов как представителей работников произошли важные изменения, которые не всегда расцениваются как позитивные. В частности, отмечаются такие проблемы, как пассивность профсоюзов: на большинстве предприятий профсоюз отождествляется только с профкомом или даже исключительно с его председателем. По мнению некоторых исследователей, "в целом наблюдается тенденция к ослаблению роли профсоюзов". Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы представляют и защищают интересы трудящихся, проводят коллективные переговоры, заключают коллективные соглашения, а также контролируют их выполнение. Нужно признать, что не всегда роль профсоюзов отличалась пассивностью. Так, после длительных и напряженных переговоров многое из предложенного профсоюзами было включено в Генеральное соглашение на 1998-1999 год Роль государства как социального партнера, как правило, по-разному оценивается. Так, существует точка зрения (высказываемая представителями профсоюзов), согласно которой государство, не способное в полной мере выполнить защитные функции, не может играть роль полноценного партнера. Вообще, условия переходного периода определяют двойственность функции государства в системе регулирования социально-трудовых отношений. С одной стороны, органы государства выступают как партнер в социальном диалоге, с другой - государство как институт определяет нормативно-правовую базу социального партнерства, организационно воздействует на его развитие. В качестве полномочных представителей государства в работе Российской трехсторонней комиссии (например, при подписании Генерального соглашения) выступают Минтруд и другие министерства и ведомства РФ.
В отличие от других субъектов социального диалога, правовой статус работодателей и их объединений в социально-трудовых отношениях не определен. Как отмечается в литературе, существующие объединения, действующие на федеральном уровне, не могут выступать от лица заметного большинства работодателей страны, что снижает значимость подписываемых ими соглашений. Более того, таким образом может создаться ситуация, когда интересы работодателей не будут в достаточной степени учтены в процессе принятия соответствующих решений, что, безусловно, отразится и на их эффективности. Профсоюзы – это неполитическая организация. Они объединяют трудящихся для защиты их социально-экономических интересов: права на труд, на достойные условия и размер его оплаты, на социальную поддержку со стороны государства. Главное оружие в этой борьбе - коллективные договоры и соглашения между работниками и работодателями. По инициативе Федерации Независимых Профсоюзов России , входящих в нее профобъединений, в стран е действует целая система таких договоров, начиная с Генерального Соглашения между Правительством РФ, профсоюзами и предпринимателями и кончая коллективными договорами на каждом предприятии. Система социального партнерства призвана гарантировать соблюдение прав трудящихся. Институт профсоюзов является важнейшим институтом рынка труда. В плановой экономике профсоюзы не являлись свободными ассоциациями трудящихся, а были встроены в общую систему государственного управления. Членство в них было почти всеобщим, охват коллективными договорами приближался к стопроцентному. Однако процесс заключения коллективных договоров носил формальный характер. Профсоюзные организации на местах находились в полной зависимости от администрации предприятий и фактически являлись ее отделами по решению социально-бытовых проблем. В случае возникновения конфликтов между руководством и рядовыми работниками профсоюзы практически всегда выступали на стороне администрации. Право на проведение забастовок отсутствовало, попытки их организации жестоко карались, вплоть до уголовных преследований.
В России кризис системы государственных профсоюзов обозначился еще в дореформенный период, когда начали создаваться независимые профсоюзы, и широкий размах приняло забастовочное движение. В ходе последующих реформ российский рынок труда приобрел все важнейшие атрибуты, присущие современной системе трудовых отношений: независимые от государства объединения трудящихся; право на проведение забастовок; свобода заключения коллективных договоров; механизм трехсторонних соглашений с участием профсоюзов, работодателей и государства. Эти изменения были закреплены в законе "О коллективных договорах и соглашениях", положениях Правительства РФ "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "О порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений". Слабые профсоюзы, вероятно, сыграли положительную роль в начальный период перехода к рынку. В то время большинством экономистов предсказывался обвальный рост безработицы, и профсоюзы в такой ситуации способствовали бы углублению кризиса на рынке труда, поскольку мощные и влиятельные профсоюзы выступают носителями монопольной власти на рынке труда. Их деятельность способна подрывать конкурентный характер установления заработной платы, провоцировать гонку между заработной платой и ценами (спираль зарплата-цены), препятствовать межотраслевому и межфирменному перераспределению рабочей силы. В силу этого в переходных экономиках эффективный институт профсоюзов входит в прямое противоречие с задачами структурной трансформации. Мощные профсоюзы, обладающие достаточными политическими ресурсами, чтобы навязывать государству свои требования, способны тормозить необходимые рыночные преобразования или вообще делать их невозможными. В действительности в ходе реформ обвального роста безработицы не произошло, но и роль профсоюзов была крайне низка. Для того чтобы профсоюзы, как объединения по защите прав наемных работников, стали значимым социально-экономическим институтом на рынке труда, необходимо, чтобы солидарное поведение в представлении рабочих обладало альтернативными преимуществами над другими вариантами поведения, в частности, индивидуалистическими. Но в то же время необходимо признать, что на отдельных рынках труда варианты индивидуалистического поведения могут в переходной, а также рыночной экономиках быть более эффективными.
6. Заключение.
В данной работе были рассмотрены некоторые основные вопросы, стоящие сейчас перед руководством России, которые должны быть рассмотрены в первую очередь и именно их необходимо принимать во внимание при составлении планов развития страны в будущем. Системный кризис, перед которым оказалось постсоветское общество, поиски выхода из этого кризиса, глубинные социально-экономические, политические трансформации ставят новые задачи перед властными и управленческими структурами. В общественном сознании все отчетливее формируется убеждение о необходимости осуществить переход от эффективного управления различными сферами общественной жизни (экономикой, культурой, наукой, социальной сферой) к созданию эффективного государства, регулирующая роль которого в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики возрастает, оно выполняет внутренне важные для развития рыночных отношений функции стимулирования и развития производства, роста благосостояния народа, повышения качества жизни. Постепенно должна возрастать активность государства, его властных и управленческих структур в достижении высокого стандарта уровня жизни населения, регулировании масштабов и глубины социальной дифференциации общества, в обеспечении социальной поддержки социально-уязвимых сл оев населения, в приоритетном развитии образования науки и культуры. Все эти проблемы могут быть успешно решены только совместными, согласованным и скоординированными усилиями социологов, экономистов, политологов, психологов, правоведов, а также практических работников, профессионально занятых управленческой деятельностью.
Обращение к проблеме социальной работы с учащейся молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в ХХI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки учащейся молодежи.
Тезис "Трудно быть молодым" должен быть осмыслен и реализован социально-педагогически, обеспечивая реальную социальную поддержку российской молодежи.
Обращение к американскому опыту социальной работы с молодежью обусловлено тем, что США является родиной социальной работы, где она появилась как профессиональная деятельность в конце 19 века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной в социальной работе, признается во всем мире. Более того, в большинстве стран (и это было подтверждено на последних Всемирных конгрессах по социальной работе) используются сегодня именно американские модели организации социальной работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии.
Однако, на наш взгляд, поиск собственных, аутентично российских моделей социальной работы с молодежью должен вестись не путем механического заимствования тех или иных американских социальных парадигм и доктрин и приспособления их к местным нуждам, а на основе творческого использования американского опыта с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.
К сожалению, сегодня в отечественных социо-гуманитарных науках изучение организации социальной работы с учащейся молодежью за рубежом скорее намечено, чем глубоко проанализировано. Имеет место запаздывание теоретического осмысления опыта организации и содержания социальной работы с молодежью за рубежом, тогда как изучение опыта решения социальных проблем молодежи в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе. Более того, компаративные исследования такого плана представляют особой интерес и ценность именно в переходный период, когда во всем мире, в том числе и в нашей стране, происходят глубокие качественные изменения сущностных характеристик, смена парадигм, видения задач и места образования и воспитания в современном обществе и в частности - глубокой внутренней связи социального становления молодежи с национальной спецификой, местной культурно-исторической самобытностью, народной педагогикой.
Знание и изучение американского опыта для России особенно значимо, так как при всех существенных различиях между этими странами, объективно именно они оказывают огромное влияние на формирование инвариантных социально-этических приоритетов будущего мира. Исследование американского опыта важно для осмысления естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных социальных систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание широкой российской общественности к вопросу организации и развития социальной работы, прежде всего, с учащимися в учебном заведении, и показать тот конструктивный опыт, который накоплен в странах с развитой рыночной экономикой почти за 100 лет существования данного явления - социальной работы с молодежью.
Отечественная литература об организации социальной работы с учащейся молодежью в США фрагментарна и невелика. К тому же в публикациях имеет место как излишняя переоценка, даже известная абсолютизация американского опыта, так и его недооценка. С одной стороны, существует тенденция считать, что в США уже проторены дороги к решению чуть ли не всех социальных проблем молодежи, и нет смысла тратить время на поиск своих путей, лучше взять в готовом виде уже проверенные социальные модели (причем не только современные, но и прошлых лет). С другой стороны, встречаются и утверждения, что изучать американский опыт не обязательно на том основании, что у нас свои трудности, свои проблемы и своя специфика их решения.
Обе эти позиции полярны. Необходимо отвергнуть старые предубеждения и новые стереотипы, относящиеся к нашим коллегам в западном полушарии, оценить реальные успехи американцев в области социальной работы с учащимися и уяснить для себя, в чем именно следует идти другими путями. На это обращают внимание и сами американские специалисты (В.Девор, Б.Лэгей, В.Поллард и др.), которые призывают не копировать опыт США, а более глубоко разобраться в нем, чтобы общие тенденции развития социальной работы в мире нашли адекватное отражение в национальной практике и, тем самым, обогащалась мировая теория и практика социальной работы.
В процессе работы над данной проблемой была использована специальная литература на языке оригинала, беседы и интервьюирование американских социальных работников в период моего обучения в США, "полем" деятельности которых являются учебные заведения и специальные консультативные и информационные службы. Были проведены личные консультации с ведущими специалистами европейских и американских вузов, с профессиональными служащими различных социальных агентств и благотворительных фондов. Результативным оказалось обучение по программе Магистра управления образованием США в Государственном Университете г. Толедо (штат Огайо), что позволило глубже осознать специфику организации социальной работы в учебном заведении и раскрыть генезис современных теоретических подходов, применяемых в проектировании содержания и процессов стандартизации профессионального образования в области социальной работы на федеральном и региональном уровнях. В ходе проведения исследования в Институте социальной работы Сиракузского университета (штат Нью-Йорк) и в Институте социальной работы Вейнерского государственного университете (штат Мичиган) были получены дополнительные данные по изучаемой проблеме в новых социально-экономических условиях.
Абстрагируясь от частностей, можно констатировать, что социальная работа с молодежью в США осуществляется через "Государственные и негосударственные программы поддержки молодежи", что трактуется весьма широко и распространяется на любой вид правительственной и благотворительной деятельности - от детально разработанного комплекса мероприятий до акта выделения из бюджета определенной суммы средств на финансирование отдельных мероприятий, имеющих весьма неопределенный характер.
Реализация государственных программ, как правило, лишь в самой общей форме контролируется правительством, а сами критерии весьма расплывчаты. Так, в качестве "критериев приемлемости" в большинстве программ предусматривается широко трактуемые "неблагоприятные экономические условия" и возрастные пределы, чаще всего возраст до 21 года.
В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодежи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодежи, "Лиги неограниченных возможностей кампуса", "Студенты за ликвидацию голода", "Лицом к улице", программа "Хелп" для одиноких матерей до 20 лет, "Приобщение к городским проблемам" и, конечно же, программы Армии спасения, которые охватывают в настоящее время все профессиональные учебные заведения страны.
Программы социальной работы с учащимися профессиональных учебных заведений в США строятся на основе следующих ведущих принципов: периодическая обновляемость содержания программы социальной работы, гибкость, универсальность, критичность в оценке содержания программ, вычленение обязательного и вариативного компонентов в программах и социальных проектах, скоординированность действий всех субъектов социальной работы, обязательная включенность учащихся в различные виды социальной практики, внедрение идеи партисипативности, которая характеризуется интерактивным общением всех заинтересованных лиц по вопросу определения целей, содержания, форм и средств организации социальной работы и использует неформальные пути привлечения учащихся и их родителей в процессы принятия решений.
Картина социальных услуг для студентов и преподавателей достаточно пёстрая: большое количество фрагментарных и узко специализированных видов по-мощи. По данным Американской ассоциации социальных работников, на начало 2002 года было зарегистрировано 1313 видов социальных услуг. Депар-тамент образования, здравоохранения и социального благосостояния правительства США сгруппировал все виды помощи, оказываемые студентам, в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях.
Первый вид помощи обеспечивает адекватные стандарты существования, здоровья и благосостояния студента и может быть оказан в том случае, если у него недостаточный доход, или же он вообще не в состоянии учиться. Помощь для поддержания жизненного уровня оказывается разово или в течение длительного времени, в зависимости от продолжительности тяжелого положения нуждающегося, а ее объем определяется в соответствии с конкретным случаем. Данная помощь может быть выражена в форме долговременной помощи или единовременного пособия. Это может быть выплата для приобретения одежды, обуви, мебели, постельного белья, одежды для беременных и новорожденных, а в определенных условиях - для ремонта, переезда, на рождество.
Второй вид помощи - помощь в особых жизненных ситуациях - предусмотрен для молодых людей, которым необходима поддержка в особых ситуациях, как, например, болезнь, увечье, содействие в профессиональном образовании или удары судьбы. Помощь в особых жизненных ситуациях оказывается независимо от того, виноват ли в этом случае сам нуждающийся или нет. Тот факт, что нуждающийся не имеет возможности помочь себе сам или получить помощь от других, оказывает решающее значение. Оба вида помощи реализуются через социальные службы местных общин или учебных заведений. Существует также ряд выездных социальных бригад, в которых работают добровольцы из благотворительных организаций. В отдельных случаях оплату этих услуг берет на себя социальная служба университета.
Сравнительный анализ деятельности социальных служб в различных университетах США, изучение их документации позволили выделить основные характеристики такой службы (агентства социальных услуг) в учебном заведении:
Формальная организация: оказываемые услуги студентам четко определены и отличаются от неформальной помощи;
Социальная ответственность и подотчетность: агентства сущест-вуют для целей, санкционированных обществом, государством, конкретным учебным заведением и отвечают за их реализацию;
Отсутствие мотива выгоды как главной цели: социальные агент-ства существуют вне системы свободного предпринимательства и не основывают свою деятельность на базе гонораров за услуги, хотя частичная плата по скользящей шкале с некоторых студентов может взиматься; основной источник финансирования - государс-твенные и частные субсидии;
Социальные агентства предназначены специально для удовлетво-рения потребностей университетской общины через процессы социализации, соци-ального контроля и социальной интеграции (сохранение депривированных групп, студентов с особыми нуждами в качестве полноправных членов общества).
Социальная работа в американских профессиональных школах в начале 21 века - это своего рода метаинститут, кото-рый охватывает множества видов социальной помощи и профессио-нальной деятельности (педагогов, психологов, врачей, юристов), но ключевое место здесь принадлежит социальным работникам, кото-рые во многом реализуют основные функции системы социального благосостояния.
Большая социальная работа проводится студентами - волонтёрами социальных служб. По подсчётам экспертов, сегодня более 75% молодых американцев входят, по крайней мере, в одну добровольческую группу. Иначе говоря, американский "третий сектор" включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты и поддержки населения.
Хотя рядом с учащимися в учебном заведении есть и другие профессионалы (учителя, врачи) или добровольные помощники-волонтеры, тем не менее социальные работники должны быть особенно хорошо подготовлены для выполнения тех особых функций, которые непосредственно связаны с их профессией. Назовем несколько из них.
Учитель социальных и адаптивных (приспособительных) умений, цель которого подготовить учащихся к искусству предотвращения трудных жизненных ситуаций или повышению их способностей приспосабливаться в изменяющихся социальных процессах.
Консультант-клиницист, цель которого помочь учащимся изменить их социальное функционирование путем проникновения в их внутренний мир, анализа своих чувств, вызванных проблематичными общественными ситуациями или какими либо аспектами жизнедеятельности, что позволит им достигнуть желаемого роста. Это непосредственное индивидуальное занятие с личностью с целью систематического воздействия на внутренний мир и психику учащегося для того, чтобы разрешить, ограничить или обеспечить облегчение развивающейся межличностной, или поведенческой, или иной проблемной ситуации.
Руководитель рабочей нагрузки, целью которого является установление баланса в рабочей нагрузке учащегося в период его обучения в учебном заведении. Функции его могут быть следующие: - распределение учебного времени; - помощь в выборе предметов для изучения, - обработка информации; - планирование учебного времени и т.д.
Есть в высших учебных заведениях еще и такие работники, как агенты по вопросам социальных изменений, управляющий делами учащегося как клиента, брокер общественных услуг и др., но их основное внимание направлено больше на взрослых людей, достигших 21 года.
Среди направлений работы социального работника в учебном заведении особо важным считаются консультирование и профессиональное руководство деятельностью студентов, колледжей и университетов. Большое внимание уделяется также проблемам, связанным с учебой, добровольному уходу из колледжа и отчислению, достижениям и затруднениям с учебой, потребностью в отработке конкретных учебных навыков, затруднением в выборе наиболее подходящих курсов обучения и т.п. Особое место в работе, требующее серьезной психологической подготовки, занимает разрешение личностных проблем и затруднений студентов: эмоциональных срывов, любовных неудач, трудностей в установлении взаимоотношений с преподавателями, однокашниками, семьей, утрата уверенности в себе и правильности выбора своего будущего и т.д.
Однако нередко круг вопросов, требующих содействия специалистов, значительно шире, они выходят за рамки чисто педагогического содействия. Это и проблемы здоровья, и вопросы финансовой помощи, и размещения на работах, и возможности для внепрограммной деятельности, и жилищные вопросы, и проблемы питания и т.д. И все они так или иначе сказываются на самочувствии учащегося.
Интерес к консультированию, его организации, видам и качеству, а также признание его роли в улучшении образовательных возможностей в разных учебных заведениях не одинаков. Различается степень и вид ответственности, приписываемой консультированию в отдельных учебных заведениях. Если колледж уделяет мало внимания или вовсе не занимается систематическим консультированием, студенты ищут его при возникновении затруднений сами, обращаясь к педагогам, администрации или в другие организации. Консультирование, таким образом, все-таки происходит, но при этом возникает вопрос: кем, как и с какой эффективностью оно осуществляется, каков вклад именно колледжа, его социально-педагогической службы в совершенствовании этого вида обслуживания и принимают ли на себя образовательные институты обязательства в отношении благополучия своих студентов.
Научить учащегося самому находить баланс между желаемым, реальным и возможным при предстоящих жизненных решениях - идеальная цель социальных работников, работающих на любом уровне непрерывного образовательного процесса.
В целом можно отметить множество сходных черт между американской и евро-пейской моделями социальной работы со студентами. Принципиальное отличие между ними в том, что основополагающим принципом социальной работы в Западной Европе является предупреждение неблагополучия, превентивный характер социальной помощи. В Соединенных Штатах акцент делается на терапевтический аспект: механизм социальной под-держки включается в том случае, когда налицо все признаки неблагопо-лучия, существует просьба о помощи самого студента и доказано, что он(а) нуждается в помощи. Однако одной просьбы нуждающегося в помощи недоста-точно: социальные службы обязаны провести проверку на предмет выяс-нения, действительно ли нужна помощь заявителю, особенно в тех случаях, когда речь идет о материальных затратах.
Система социальной работы с учащейся молодежью в США отличается от большинства моделей социальной работы других стран также децентрализацией. Она достаточно сложная, но одновременно очень гибкая. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Отдельные программы принимаются местными властями.
Одна из проблем социальных работников, возникающая во многих колледжах, - сохранение нормального и прогрессирующего в учебе контингента, поскольку лиц с пограничными состояниями оказывается слишком много. Администрация, общественные организации, заботящиеся о проблемах отклонения в поведении, стремятся переместить внимание социальных служб на патологии поведения, превратив их в психологическую клинику. Студенты со специальными проблемами (нуждами), настойчиво одолевая социальных работников, оттесняют тех, чьи проблемы не столь драматичны и многочисленны. Для устранения такого давления работникам служб приходится ограничивать число интервью на одного студента, отказываться от рассмотрения отдельных типов случаев и т.д.
Однако это не означает, что не обращается серьезного внимания на улучшение умственного здоровья, на постоянную координацию работы с медицинским обслуживанием, на связь с клиниками. Но все же основной упор делается на превентивный подход. Не остаются в стороне и такие социально-психологические проблемы, как взаимодействие и взаимопонимание между обучающимися учащимися.
Одной из главных личных проблем учащихся принято считать проблему адаптации: к колледжу, к школе, особо обращается внимание при поступлении, переходе из начальной школы в среднюю. В младшей средней школе чаще применяется групповой каунслинг; в течение учебного года проводится ряд бесед по программе "домашней комнаты". Анализ их тематики дает ясное представление о том, как в зависимости от возраста учащихся усиливается социальная направленность бесед, проводимых учителем и каунслером - социальным работником. С проблемой личности, личной адаптации в программах тесно связано общественно-гражданское воспитание. В задачи каунслинга вменяется:
нацелить учащихся на эффективную общественно-политическую подготовку;
помочь им понять социальную и гражданскую ответственность и вовлечь в активную социальную деятельность;
помочь учащимся уяснить социальный порядок;
способствовать разработке перспективного плана деятельности для возможно большей общественной пользы.
Ведущими общими методами работы социальных служб являются консультирование и информирование. В ходе консультирования используются совет, тренировка, интерпретация ситуации, проблемы; разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния; увещевание, осуждение, проявление симпатии; все виды недирективного общения; совместное изучение случаев; интервью, обусловливание поведения, психологическое тестирование; групповые дискуссии и тренировки; приемы, исходящие из тех или иных теорий обучения.
В качестве инструментов осуществления названных процедур выступают тесты, информация об образовательных и профессиональных возможностях (в книгах, памфлетах, кинофильмах), компьютерные программы, структурированные интервью и многие практические приемы, не имеющие особой теоретической базы. Справедливости ради необходимо отметить, что большинство используемых за рубежом методов социальной работы хорошо известны в нашей стране. Например, к методам сбора информации относятся опрос, наблюдение, изучение письменных материалов. Метод, используемый для достижения необходимого понимания клиента, называют социальной историей. Необходимо также подчеркнуть, что социальные работники используют весь арсенал методов, имеющихся в распоряжении самых разных отраслей знаний.
Следует отметить, что в социальных службах крупных учебных заведений есть должность консультирующего психолога, требующая профессиональной подготовки на докторском уровне, что отличает ее от практических психологов-консультантов, работающих на уровне методистов. Предпосылками для расширения применения консультирующей психологии в социальной работе с учащимися послужили факторы, связанные с решением задачи обеспечения учащимся возможности на основе коллегиального опыта раскрыть и испытать новые идеи, изучения собственных и чужих установок и ценностей; апробации личностных, социальных, образовательных, профессиональных и общечеловеческих ролей, приобретения ими самостоятельности, овладения контактами с разнообразными, новыми людьми.
Консультирующий психолог как педагог должен помочь учебному заведению обеспечить опыт, развивающий учащегося, а как консультант - помочь ему справиться с напряжением, связанным с новой для него ролью.
Роль социальных служб помощи учащимся с годами возрастает, однако достоверных данных о количестве лиц, участвующих в подобной работе, или колледжей, обеспечивающих такое обслуживание студентов, нет.
Расширение "поля" деятельности социальных служб связано с осознанием того, что многие проблемы учащихся порождены ситуацией, в которой находятся или в которую попадают учащиеся, а не их личностными особенностями; эффективность решений учащегося в большей мере определяется предоставлением ему альтернатив. Отсюда стремление социального работника к совершенствованию учебного заведения, созданию благоприятного психологического климата. Как справедливо отмечают американские ученые (D.Hepworth, J.Lewis, S.Minuchin), касаясь школьных социальных работников, их следовало бы называть психо-социологами образования, поскольку за ними сохраняются и функции клиницистов, и психометристов, и роль исследователей; в то же время на них возлагаются обязанности содействовать решению сугубо социальных проблем.
Традиционно центральным и предпочитаемым всеми социальными работниками видом работ является непосредственное общение с учащимися с целью помочь им лучше понять себя, облегчить принятие решений; улучшить результативность проблемных решений, развить ценностные установки, обратить внимание на изучение отношений и используя множественные теоретические модели, способствовать выработке Я-концепции и готовности к совместному труду. Не случайно в качестве параметров изучения развития студентов-учащихся используют следующие показатели: компетентность, управление эмоциями, самостоятельность, развитие целостности личности, межличностных отношений, интегративности и целеполагания.
Рассказ о социальных службах учебных заведений США хотелось бы дополнить своими личными впечатлениями от деятельности многочисленных служб помощи и поддержки студентов, которые созданы и успешно функционируют в американских университетах наряду с большим количеством Ассоциаций, Союзов студентов, созданных самими студентами для защиты своих интересов. Перечислю лишь некоторые из них, к услугам которых я сама прибегала в период моего обучения в Университете г.Толедо (штат Огайо) и знаю об их деятельности не по книгам:
- служба помощи студентам по вопросам академического обучения. Если у студента возникли какие-то проблемы по изучаемому предмету или курсу, то служба выделяет тьюторов, обычно студентов-докторантов, которые бесплатно 4 часа в неделю будут заниматься с этим студентом. Единственная обязанность последнего - после каждого занятия расписываться в специальном журнале, что занятие проведено;
- служба по оказанию помощи студентам в написании и оформлении письменных работ, которые выполняются в период изучения курса (описание интервью, посещения школ или анализ уроков), так называемый Writing Center. Преподаватель по любому предмету имеет право снижать оценки за ошибки в правописании (чаще всего за неправильно расставленные запятые). Особое внимание обращается на соблюдение стандартных требований к оформлению цитат, ссылок на авторов и т.д. Каждый студент, а также и преподаватель имеют право обратиться в данную службу и получить бесплатную консультацию (до 4-х часов еженедельно) по написанию и оформлению работ.
В каждом государственном университете есть специальные службы в структуре отделов по работе со студентами, которые специализируются по защите и поддержке женщин-студентов. Услуги, предлагаемые этими службами, предоставляются бесплатно и охватывают различные сферы деятельности: от консультирования и дополнительных уроков по отдельным программам, практических занятий по самообороне до индивидуальных тренингов с психотерапевтами по коррекции взаимоотношений с окружающими и изменению характера. Женщина-студентка в период обучения в университете окружена особой заботой и вниманием. Если она задержалась дотемна в библиотеке или Центре отдыха, то студенческий 'эскорт' проводит ее до общежития или автобусной остановки; Медицинский центр университета ежемесячно снабжает всех студенток специальной литературой и проспектами-бюллетенями Национального центра по вопросам здоровья женщины, чтобы женщина могла принимать компетентное решение в вопросах своего здоровья; Университетская служба карьеры поможет найти студентам-женщинам временную или постоянную работы.
Служба защиты интересов женщин-студенток может проводить также расследование в случае, если студентка или преподавательница обратилась с жалобой на какого-либо преподавателя или студента, который, по ее мнению, говорит ей неприличные комплименты, делает намёки, преследует ее или домогается. По данным Национальной ассоциации женщин в образовании, только Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе за последние три года заплатил более миллиона долларов как компенсацию за ущерб, понесённый студентами-женщинами, подвергнувшимися преследованию со стороны преподавателей-мужчин. В частности, этот же университет заплатил 300 тыс. долларов студентке, подвергшейся нападению со стороны однокурсника в общежитии, так как руководство университета и его службы не смогли обеспечить соответствующую безопасность и сохранность.
В службу защиты интересов женщин-студентов можно обратиться также, если кто-либо заметит в содержании изучаемого материала или просто в условии теста или задачи элементы дискриминации. Например, как-то наша университетская газета сообщила, что в результате проверки Инженерного колледжа определенные сборники задач по математике были не рекомендованы для дальнейшего использования в обучении студентов математики. Я поинтересовалась содержанием этих изъятых задач и упражнений. Некоторые из них были примерно следующего содержания: студент Н. на экзамене получил 'отлично', а студентка Р. на этом же экзамене получила оценку 'хорошо' и т.д. Профессору, разработавшему этот сборник задач, были предъявлены претензии в занижении умственных способностей женщин-студенток.
В структуре университетских служб есть специальные люди, в обязанности которых входит обязательный анализ содержания письменных тестов, экзаменационных заданий и проектов на предмет наличия расовой, религиозной или половой дискриминации. Интересно отметить, что возросшее за последнее время число жалоб на предвзятость профессоров при оценивании письменных работ студентов из-за расовых или половых предрассудков привело к тому, что студенты теперь не подписывают свои фамилии на экзаменационных листах, а указывают номер студенческого билета. 'Расшифровка' происходит уже после оценивания работы в 'Университетской службе по академическим успехам', однако, судя по американской прессе, эта мера проблему не решает.
В течение года обучения в университете я была членом трех Ассоциаций студентов: "Ассоциации студентов из Европы", "Ассоциации иностранных студентов в образовании" и "Ассоциации студентов-аспирантов", чья деятельность включала оказание помощи в академической области (проведение встреч с преподавателями, студентами-старшекурсниками, ознакомление с особенностями американской системы образования и т.д.), организацию свободного времени (проведение интернациональных вечеров, праздников национальной культуры и т.д.), а также оказание материальной поддержки, например, предоставление льгот членам ассоциации на пользование копировальными машинами, услугами центра здоровья и отдыха, скидок на билеты в концертные залы, музеи, театры.
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов. Сопоставляя особенности молодежной политики в США и России, укажем, что одной из основных проблем проведения последней является сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, абсолютно не стимулирующей молодежь к самообеспечению и новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей ее в положение "вечно молодого" поколения, полностью зависящего от родителей и "дающего" государства. Молодежная политика, таким образом, в России является по своей идеологии патерналистской, что делит участников взаимодействия на покровителей и одариваемых, причем последние обязательно оказываются в униженном положении, независимо от того, какой практикуется вариант патернализма: либеральный (благотворительность, гуманитарная помощь) или строгий (карательный).
Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку. С учетом американского опыта можно с достаточным основанием утверждать, что эффективность социальной работы с молодежью в России (а также ее экономическая рентабельность) снижается также из-за того, что различные ее направления курируются чуть ли не десятком различных министерств и ведомств, имеющих свое собственное финансирование. Молодой человек с точки зрения государственных органов не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов и среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры. Мировоззренческие и исторические проблемы также создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики в России.
Молодежная политика в России, в противовес американской, так и не стала субъектной, т.е. молодежь не мотивируется на стремление к самореализации в рамках соответствующих общественных структур для внесения наибольшего вклада в социальное развитие общества. С учетом положительных и отрицательных результатов использования американской модели молодежной политики, России следует выработать свой вариант, соответствующий современному этапу социально-экономического и политического развития страны, где молодежь как активное субъектное начало в ней присутствует.
В целом государственный статус социальной работы с молодежью в обеих странах подразумевает возможность централизованного контроля над определенными ее категориями, нуждающимися в помощи, а также выделяемыми для ее оказания ресурсами. Социальный работник в качестве государственного служащего является проводником социальной политики, поэтому направленность и содержание его профессиональной деятельности, а также его собственные установки изначально во многом определяются ценностной, аксиологической концепцией отношения общества к определенным категориям объектов социальной работы. В этой связи можно сказать, что социальная политика и социальная работа с молодежью в России идеологически тяготеют к так называемой медицинской или административной модели. Согласно этой модели, если какой-либо молодой человек, по сравнению с другими, чего-то лишен или находится в невыгодном положении, то для него эта ситуация - трагическая; ограниченные социальные возможности являются частью человека, и это его собственная вина; человек должен приспособиться к обществу, а если он не такой, как все, то он должен подвергнуться процессу социального вмешательства, для того чтобы соответствовать статичным и консервативным социальным представлениям о "норме".
Завершая, можно сделать следующие выводы:
Социальная работа создает предпосылки для решения имеющихся у молодежи социальных, юриди-ческих, медицинских проблем, выступает профилактическим сред-ством асоциального поведения молодежи.
Эффективность и результативность социальной работы с уча-щейся молодежью обеспечивается научно обоснованными целями, прин-ципами, подходами, а также подбо-ром оптимальных методов и средств социально-профессионального становления личности молодого человека.
Объединительной национальной идеей, обеспечивающей стабильность развития американского общества, выступает межинституцинальная солидарность, предусматривающая совпадение социальных интересов как всего общества в целом, так и его от-дельных членов в социальном становлении и воспитании молодых граждан, ориентирован-ных на социально значимую деятельность как образ жизни, несу-щих ответственность за социально незащищённые слои населе-ния.
Социальная работа выступает гарантом успешного выбора жизненного и профессионального пути для учащейся молодёжи, обучая на примерах соблюдения семейного и общественного долга, воспитывая в духе законопослушания, миролюбия, доброже-лательности, уважения к религии, милосердия, рачительного хо-зяйствования.
Основными результатами социальной рабо-ты являются: формирование достойного гражданина общества; вос-питание в учащихся добровольного повиновения, навыков само-дисциплины, способствующих формированию устойчивого харак-тера, самостоятельности, вырабатывающей волевые качества.
Отношения социального работника с учащейся молодёжи но-сят открытый, деловой, доверительный характер, рассматривают-ся как средство решения социально-педагогических проблем в кон-кретном случае с конкретным клиентом.
Социально-педагогическими методами и средствами рабо-ты с учащейся молодёжью выступают: коллективистский метод, метод постоянной воспитательной коррекции, метод учёта взаи-мовлияний отдельных компонентов реальной действительности, метод личного примера социального педагога.
Результативность социальной работы с молодежью в значительной степени определяется привлечением к социальной работе разнообразных слоев населения и представителей других профессий - спортсменов, тренеров, военных, представителей творчес-кой и технической интеллигенции, умеющих организовать моло-дёжный досуг.
Сравнительный анализ организации социально-педагогической работы с молодежью в США и России показал, что большинство форм и методов ее организации вполне приемлемы для критического использования в нашей стране.
Адаптация американского опыта организации социальной работы с молодежью осложняется, в первую очередь, проблемами концептуального уровня, связанными с различными подходами к общественной значимости социальной работы и подготовке профессиональных кадров для нее. Отсутствие в России принятых не только государственными структурами, но и гражданами целей и ценностей социальной работы не позволяет понять и принять стратегические подходы американской системы социальной работы с учащейся молодежью, находящейся на иной ступени развития.
Второй уровень проблем - трудности, связанные с информационным барьером. Российские исследователи, как правило, не владеют необходимой информацией о различных аспектах решения какого-то социального вопроса. Информация, в основном, фрагментарная и не всегда объективная.
Следующий уровень проблем адаптации - это технологические барьеры. Они возникают в связи с тем, что, имея новые рациональные идеи и предложения по совершенствованию какого-либо процесса, технология его применения чаще всего не подходит к нашим условиям. Изменения же отдельных элементов может привести к несрабатыванию системы в целом.
Наконец, проблемы психологического уровня. В эту группу входят преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в социальной сфере и наоборот - излишняя уверенность в том, что все зарубежное лучше нашего.
Далеко не все в американском опыте социальной работы с учащимися понятно и принимаемо, ибо в нашей стране состояние социальной работы находится в несколько ином измерении. Например, трудно себе представить, что социальный работник США должен заниматься поиском своей клиентуры через постоянный мониторинг динамики социальной сферы, через общение со студентами для выявления их потребностей в социальной помощи, ибо никто: ни государство, ни общественные фонды не будут финансировать абстрактную социальную работу. Деньги даются только под конкретные, обоснованные, просчитанные социальные программы и подписанные контракты.
|
|
|
|
|
|