Главная страница |
Навигация по странице:
|
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - рассмотрение сущности и значение финансовой системы финансов; - рассмотрение элементов и функции финансовой системы; - анализ финансовой системы Республики Казахстан; - выявить Термин «финансы» в современной мировой экономическоё литературе имеет расширительную и суженную трактовку. В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные. Такая трактовка финансов получила широкое распространение в американской экономической литературе. В узком смысле термин «финансы» используется лишь применительно к бюджетным проблемам. Данный подход используется в немецкой и российской экономической литературе. Причём в немецкой экономической литературе более четко используют различие между расширительной и суженой трактовой понятия «финансы». Итальянский экономист А.Пезенти указывает, что на Западе концепция функциональных финансов, согласно которой деятельность государства должна быть направлена на достижение основной цели государственной экономической политике: «полной занятости без инфляции» (правительство с помощью финансов поток общих расходов на товары, который необходим для покрытия всей суммы производимых товаров).В нашей экономической литературе в теоретическом плане выделяют понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей. Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин финансы возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляется как понятие, связанное системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего финансового аппарата. Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и различной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства. Финансовые отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с появлением государства и регулярного товарно-денежного обращения возникает экономическая категория финансы. Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости. Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями в их хозяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в процессе производства. Материальной основой финансов является производство. Актуальность данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается основой основ любого современного государства. Многие кризисы экономики связаны с нарушением ее функционирования. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны. 1 Теоретические основы системы финансового контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает. Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности. Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др. Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д. Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово - правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово - правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РК). Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются: А) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; Б) проверка выполнения финансовых обязательств пред государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; В) проверка правильности использование государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); Г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; Д) выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного эффективного использования материальных и денежных средств; Е) устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам. В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это чёткое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организация, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о представление льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т. д.). Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями. Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово - хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций. Одной из форм финансового контроля выступает контроль тенге, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчётов. На своевременном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в его содержании. В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы. Преобразование в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Национального банка РК с функциями государственного контроля и надзора. Функции финансового контроля Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система финансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и злоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов. Таким образом можно выделить основные функции финансового контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере. Вторая функция карательная - ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будь то физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажется человек) или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лице государственных органов) потери в связи с его неправомерным поведением. Таким образом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля - (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя (т.е. вовремя не была выплачена зарплата учителям, милиционерам, военным, не хватило средств на строительство районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не получил полагающейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на покупку бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке. 1.2 Виды и формы финансового контроля Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета). Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического. Деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, ибо в основе этого разграничения лежат различные источники данных. Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций. К основным способам документального контроля можно отнести: · формальную и арифметическую проверку документов; · юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах; · логический контроль объективной возможности документально · оформленных хозяйственных операций; · сплошное и выборочное наблюдение; · встречную проверку документов; · способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии; · оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета; · балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации. Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы: · инвентаризация; · экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции; · визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима. Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п. Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно - хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.) Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. Глава 2. Оценка государственного финансового контроля в РК 2.1 Органы государственного финансового контроля в РК Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан в составе Правительства Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в финансовой сфере Республики Казахстан. Полное наименование Министерства — государственное учреждение «Министерство финансов Республики Казахстан». Учредительным документом Министерства является Положение о Министерстве финансов Республики Казахстан утвержденное Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года N 387. Основными задачами Министерства является:
Ведомства Министерства Финансов РК
Видение Счетного комитета – повышение уровня государственной финансовой дисциплины как результат укрепления системы государственного финансового контроля. Миссией Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) является проведение независимого внешнего государственного контроля, обеспечение прозрачности проводимых контрольных мероприятий с целью выявления, недопущения и устранения финансовых нарушений, повышения эффективности поступлений, расходования бюджетных средств и управления активами государства, укрепления финансовой дисциплины, экономической стабильности, а также авторитета Казахстана на международной арене. Видение Счетного комитета – повышение уровня государственной финансовой дисциплины как результат укрепления системы государственного финансового контроля. Структура Счетного комитета Председатель Оксикбаев Омархан Нуртаевич Члены Счетного комитета Горяинов Александр Викторович Зейнельгабдин Алтай Болтайханович Кулмаганбетов Совхозбек Абикешевич Омаров Сапархан Кесикбаевич Плотников Константин Фёдорович Сарсенкулов Жансеит Сарсенкулович Саткалиев Молдагали Абдугалиевич Турлыбеков Ерлан Кабикенович Руководитель аппарата Абдыкулов Багдат Балтагулович Схема 1: «Структура Счетного комитета» 2.2 Анализ текущей ситуации и тенденции развития сферы государственного финансового контроля Стратегическое направление 1: «Улучшение управления финансовыми ресурсами и активами государства посредством проведения внешнего государственного финансового контроля». В числе источников средств для преодоления последствий мирового финансового кризиса и подготовки базы последующего экономического роста Главой государства в своем Послании народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» отмечена необходимость жесткой экономии по всем расходным статьям бюджета и строжайшей финансовой дисциплины. Одним из основных действенных рычагов в сфере соблюдения финансовой дисциплины при использовании бюджетных средств является государственный финансовый контроль. В 2009 году Счетным комитетом проведено 47 контрольных мероприятий. Из общего числа контрольных мероприятий в областях проведено 7 комплексных проверок, в государственных органах осуществлено 24 проверки, 16 контрольных мероприятий проведено в субъектах квазигосударственного сектора. С учетом встречного контроля проверено 382 объекта. Правительству, государственным органам и объектам контроля направлено 470 рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов, а также поручений в целях устранения выявленных нарушений и имеющихся недостатков в работе. Анализ исполнения расходной части республиканского бюджета, основанный на результатах контрольных мероприятий Счетного комитета, свидетельствует о сохранении тенденции использования бюджетных средств администраторами бюджетных программ, субъектами квазигосударственного сектора с нарушениями таких принципов бюджетной системы, как адресность и целевой характер, обоснованность и эффективность. Также отмечается отсутствие надлежащего мониторинга со стороны координирующих государственных органов, вследствие чего имеют место многочисленные случаи срыва сроков реализации программных документов, что в конечном итоге приводит к нарушениям финансовой дисциплины, ненадлежащему и несвоевременному выполнению поставленных целей. Вследствие неосвоения в 2009 году средств республиканского бюджета на сумму 60 млрд. тенге, увеличения размеров дебиторской задолженности до 71,9 млрд. тенге упущены возможности для своевременной реализации инвестиционных проектов, решения важных социальных и экономических задач. Кроме того, допущены финансовые нарушения на сумму 139,7 млрд. тенге. Основными причинами складывающейся ситуации, по оценке Счетного комитета, являются несовершенство бюджетного законодательства, недостаточная координация деятельности администраторов бюджетных программ и конечных получателей бюджетных средств (бюджетные кредиты, целевые трансферты), слабый мониторинг за эффективным и своевременным использованием бюджетных средств со стороны администраторов бюджетных программ, недостаточное исполнение ими принятых обязательств, снижение эффективности налогового и таможенного администрирования. В качестве системных недостатков в вопросе исполнения доходной части бюджета можно определить недостаточно эффективное реагирование налоговых органов на происходящие нарушения налогового законодательства, что подтверждается низкой результативностью работы налоговых органов. За 2009 год в результате документальных налоговых проверок по корпоративному подоходному налогу доначислено 253,7 млрд.тенге, из них в данном периоде в бюджет взыскано лишь 2,9%. Аналогичная ситуация имела место и в 2008 году, когда за этот период доля взысканных сумм составила 5,4%. При исполнении доходной части республиканского бюджета Счетным комитетом за 2009 год установлены финансовые нарушения на сумму более 11 млрд. тенге. Существует ряд проблем, связанных с повышением эффективности деятельности государственных органов финансового контроля, укреплением правовой и совершенствованием методологической основы их функционирования. Сохраняется актуальность проблемы четкого определения назначений и разграничения функций органов внешнего и внутреннего финансового контроля, а также ресурсного обеспечения органов внешнего финансового контроля. Существующая структура и штатная численность органов финансового контроля характеризуется непропорциональностью, что не способствует повышению эффективности системы государственного финансового контроля. Одним из вопросов, требующих решения, является обучение кадров проведению аудита и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Это обусловлено внедрением в государственных учреждениях, начиная с 1 января 2013 года, Международных стандартов финансовой отчетности (МСФООС). Для повышения эффективности внешнего государственного контроля за исполнением республиканского бюджета требуется расширение практики изучения методологии и принципов финансового учета; глубокое изучение подходов к применению МСФООС; совершенствование законодательства, принятие пакета новых нормативных правовых актов по финансовому учету и отчетности. Таким образом, реализация целей и задач Стратегического плана Счетного комитета потребует принятия комплекса системных мер организационного, функционального и финансового характера, направленных на создание эффективной и отвечающей требованиям международных стандартов, а также способствующей строгому соблюдению государственной финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса системы государственного финансового контроля.Об итогах исследований по совершенствованию системы государственного финансового контроля. Бюджетные программы В целях достижения определенных Стратегическим планом целей и задач разработаны следующие текущие бюджетные программы: 1) 001 «Обеспечение контроля за исполнением республиканского бюджета»; 2) 003 «Повышение квалификации и переподготовки кадров органов финансового контроля»; 3) 004 «Исследование финансовых нарушений»; 4) 005 «Капитальные расходы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др. Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям. Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер. В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов. Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий. Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономикой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический рычаг; и как стимул .Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. госбюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта. Государственный бюджет является инструментом осуществления государственной политики и основным источником денежных средств для реализации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в настоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным образом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики. На уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финансовая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходование таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные доходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения). Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторичных финансов государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов. Общественные финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Под конец хотелось бы сделать личные выводы по данной работе: Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке; В Казахстане все еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на данный момент заключается в кредитовании через банки второго уровня данной отрасли. В Казахстане уже началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях. Финансовый контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов. На данный момент нормативно-правовая база касающиеся финансовых отношений все еще реформируется, но уже сложившихся положений достаточно для регулирования финансовых процессов в РК. На сегодняшний день остро стоит вопрос о профиците государственного бюджета. Это говорит о плохо продуманной стратегии расходования средств. Кроме того, несмотря на многократные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, в нашей республике по-прежнему сильна дифференциация денежных доходов населения. Урегулирование этого вопроса в будущем может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет РК. Приоритетной задачей Республики Казахстан на сегодняшний день является, на мой взгляд, урегулирование вышеназванных проблем. Список использованной литературы: 1. Финансовая система Казахстана. Зейнельгабдин А.Б., Астана -2008 г. 2. Налоги РК и развитых стран. Нурумов А.А., 2005 г. 3. Основы финансов. Мельников В.Д., Алматы - 2007 г. 4. Банковское дело. Сейткасимов Г. С., 2007 г. 5. Налоги и налогообложение в РК. Нурхалиева Д.М., 2007 г. 6. Налоговое право РК. Худяков А.И.,2003 г. 7. Банковская система Казахстана. Сейткасимов Г.С., 2008 г. 8. Дробзина Л.А., Финансы – денежное обращение – кредит, М.: «Финансы», 1997 г. 9. Мамедов О.Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г. 10. Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы // Банковское дело в Москве, 2000 г., №10 11. Рижинс С., Основы реальной экономики, http://chat.ru/rigins/ore1.htm 12. Родионова В. М., Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы, 1994 г., № 8 13. Строев Е., О новых ориентирах экономической политики // Вопросы экономики, 1998 г., №5 14. Сахариев С.С., Сахариева А.С., Финансы,Алматы 2004 год 15. Финансы под редакцией Лушина С.И., Слепова В.А.,2003 год 16. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 1996 г. 17. Артеменко Г.Н. Финансовый анализ. - М., 1998 г. 18. Ефимов Т.П. Финансовый контроль. - М., 1998 г. 19. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997 г. 20. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Ё.А. - Киров: АСА, 1998г. 21. Шеремет А.Д.. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998г. 22. Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана. 23. Стратегия развития 2030 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|