Навигация по странице:
|
Тематика практических занятий. Сущность педагогической деятельности в целостной структуре процесса формирования личности, ее закономерности и принципы
Тематика практических занятий (семинаров)
Направление подготовки: социальная работа
Учебная дисциплина «Теория и методика педагогической деятельности», семестр 2
Преподаватель: Е.Н.Корсикова, к.п.н.
Практическое занятие №1
Тема: Сущность педагогической деятельности в целостной структуре процесса формирования личности, ее закономерности и принципы.
Вопросы для обсуждения:
Понятие и сущность педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности: социальная значимость, ответственность, творческий характер, зависимость результатов от личностных качеств работников.
Структура и основные функции педагогической деятельности. Место педагогической деятельности в процессе формирования личности.
Сущность педагогического процесса, его структура и этапы.
Закономерности и принципы педагогического процесса.
Задания для самостоятельной работы:
Оформить педагогический словарик;
Написать эссе, посвященное особенностям педагогической деятельности.
Начать оформление портфолио по учебной дисциплине.
Практическое занятие №2
Тема: Подходы к организации педагогической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
Понятие методологии педагогической науки. Уровни методологии.
Обзор методологических оснований реализации педагогического процесса: синергетический, целостный, личностный, полисубъектный, аксиологический, антропологический, социокультурный (культурологический) подходы
-
Системный подход – ведущее методологическое основание реализации педагогического процесса: сущность системного подхода в педагогике; социальная система и ее признаки; системный анализ.
Педагогические системы и их виды
Методологическая культура ученого и педагога-практика.
Задания для самостоятельной работы:
Составить сравнительную таблицу аксиологического, компетентностного, личностно-ориентированного, системно-деятельностно подходов.
Составить кластеры, отражающие сущность аксиологического, компетентностного, личностно-ориентированного, системно-деятельностно подходов.
Практическое занятие №3
Тема: Процесс обучения в структуре целостного педагогического процесса.
Вопросы для обсуждения:
Сущность, функции, движущие силы, логика процесса обучения.
Учение и научное познание.
Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Характеристика компонентов учебного процесса.
Виды обучения. Особенности взаимодействия учителя и ученика в различных видах обучения.
Практическое занятие №4
Тема: Закономерности, принципы и правила обучения.
Вопросы для обсуждения:
Понятие закона, закономерности, принципа и правила обучения.
Обзор основных законов и закономерностей обучения. Характеристика внешних и внутренних закономерностей обучения.
Принципы обучения как категории дидактики. Пути и условия реализации принципов обучения.
Правила обучения как методические рекомендации применения на практике принципов обучения.
Задания для самостоятельной работы:
Составить таблицу, в которой отразить связи между закономерностями и принципами обучения.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Раздел «Портрет»
-
Предназначен для представления информации о студенте — авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п.
Должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов.
-
Обязательно содержит вступительную статью — обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.
В некоторых видах портфолио в данный раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ.
Раздел «Коллектор»
-
Содержит материалы, авторство которых не принадлежит студенту. Это могут быть предложенные ему педагогом памятки, схемы, списки литературы, а также найденные самостоятельно или товарищами по группе ксерокопии статей, материалы периодических изданий, энциклопедические статьи , иллюстрации.
Раздел «Рабочие материалы»
Должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы студентом (рабочие листы его деятельности, творческие, исследовательские работы).
Раздел «Достижения»
Помещаются те материалы, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи (свидетельства, сертификаты, грамоты, рефлексивные записки педагога о качестве выполненной работы и продвижении студента).
-
Автор может хранить в портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету). Каждый артефакт, помещенный в портфолио, в идеале должен сопровождаться кратким рефлексивным комментарием студента (что у него получилось, какие выводы можно сделать) и датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Желательно, чтобы окончательный вариант его оформления включал в себя четыре обязательных элемента:
титульный лист;
сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения;
-
аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио;
самоанализ и прогноз на будущее.
|
|
|