Навигация по странице:
|
Тема №3 Психоаналитические теории развития. Тема 3. Психоаналитические теории развития. Концепция психического развития ребенка З. Фрейда
Тема №3. Психоаналитические теории развития. Концепция психического развития ребенка З. Фрейда.
Движущие силы психического развития.
Стади психосексуального развития.
Движущие силы психического развития ребенка в концепции З. Фрейда.
Концепция Зигмунда Фрейда двухфакторная теория. Особенность соотнешния факторов наследственности и среды – это их онтогонизм, выраженный в подавлении наследственного социальной средой.
2 рода влечения:
Сексуальное влечение. Наделено энергией либидо, которое является источником активности. Определяет достижение человека и основы его развития. Характеризуется:
- сексуальными целями – телесные области, связанные с удовлетворением влечения, или эрогенные зоны, на протяжении жизни они меняются, отражая логику развития. Он предопределны наследственно.
- сексуальными объектами.
Влечение к смерти. Проявлене завершенности жизненного цикла. Выражет тендецию к равновесию. Таким образом, человек пришел из не от куда и должен придти в никуда.
- аутоагресия – агрессия направленная на самого себя.
- внешняя агрессия
Общество выступает помехой, как на пути удовлетворения сексуальных влечений, так и на пути саморазрушения. Таким образом социальная среда противостоит, подавляет наследственное в человеке. В пределах двухфакторной теории наследственность является ведущим фактором развития. То есть психическое развития зафиксированно наследственно и может наступить без помощи воспитания. Среда является барьером на пути реализации влечений. Вносит коррективы и искажения, но принципиально изменить ход события не может. Австрилийский исследователь выделяет три основные линии развития личности в онтогинезе:
Развитие сексуальных целей и объектов, связано с переходом либида от одной сексуальной цели к другой. Развитие сексуальных объектов предпологаетаутоэротизм (отсутствие нужды во внешних объектах) и два выбора сексуальных объектов, которые осуществляются на третьей и пятой стадии развития. Сексуальные объекты не предопределены наследственно.
Развитие структуры личности. Согласно Фрейду структура личности включает в себя:
- Оно (Id) – врождено и наследственно зафиксированно. Составляет область бессознательного. Включает в себя врожденное влечение, а так же вытесненное и приобретенное. Оно снабжено энергией либидо. Находится в конфдликте с «Я» и «Сверх-Я».
- Я (Ego) – возникает из «Оно» на самой первой стадии развития, как приспособительный аппарат. Выполняет функцию посредника между «Оно» и «Сверх-Я». Соответствует принципу реальности и всегда следует цели.
- Сверх-Я (Super Ego) – формируется на третьей стадии психосексуального развития, в результате преодоления Эдипово комплекса и интериоризации родительских требований и запретов. Выполняет функцию цензора и судьи по отношению к «Я». Регулирует поведение и активность человека.
Развитие защитных механизмов. Защитные механизмы – это совокупность действий, напрвленных на уменьшение или устранения угрозы целостности индивида. Различаются по особенностям выражений в поведении и типу возникающего растройства личности. Наиболее значимыми защитными механизмами являются:
- Вытеснение в область бессознательного каких-то травмирующих событий.
- Регрессия – возвращения на более ранние стадии развития к предыдущим формам поведения и мысли.
- Уход – предпологается физическое бегство или внутренний мысленный уход.
- Проекция – приписывание другому лицу желание и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя.
- Замещение – замена действительного источника тревоги менее могущественной и опасной фигурой.
- Сублимация – смещение инстинктивных врожденных влечений на социально желаемые и приемлемые цели.
Стадии психосексуального развития.
Критериями выделения стадий стали: сексуальные цели или эрогенные зоны, характеристика процессов развития, источники конфликта. Переход на новую стадию связан с конфликтом между наследственностью и средой, между влечением ребенка и невозможностью его удовлетворить. Если возможности личности будут всегда соответствовать ее желаниям, развития не будет.
Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития:
Оральная (0 – 1 г.). Эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности пищи. Сексуальная цель или эрогенная зона – рот. Включает две фазы:
- Аутоэротизм. Полная привязанность ребенка с матерью, ребенок не отделяет себя от матери, доминирует принцип удовольствия.
Исскуственное вскармливание является источником конфликта и может приводить к невродизации ребенка.
- Началом отлучения ребенка от груди матери, увеличиваются интервалы между кормлениями, таким образом мать начинает навязывать нормы и препятствовать получения наслаждения. Ребенок впервые сталкивается с принципом реальности.
Эти негативные факторы стимулируют процессы личностного развития. В силу нового опыта у ребенка создаются условия для формирования «Я» (Ego). Если конфликт разрешается не эффективно, то наблюдается нарушение развития личности, за счет механизмов фиксации и вытеснения. Вытеснения и фиксации могут проявляться в ряде невротических симптомов.
Примеры вытеснения: комок в горле, истерическая рвота у детей.
Примером оральной фиксации: курение, обжорство, тяго к спиртному, поцелуи.
Анальная (1 - 3 г.). Ребенок начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения, облегчения. Общество требует от ребенка произвольную регуляцию телесных функций. Психологичекое – в том, что ребенок впервые становится объектом и субъектом. Начинает формироваться сверх Я ребенка, где заложены авторитеты взрослых, влияние родителей.
Ребенок впервые соотносит два принципа – удовольствие и реальность. В случае фиксации может быть формировано упрямство, упорство, экономность, бережливость, склонность к накопительству, коллекционированию. Тенденции к противостоянию, негативизм и т.п.
Фиксация может привести к формированию чувства удовольствия от наказания, может проявляться энорезом и искажением сексуальной ориентации.
-
Фаллическая (3 – 5 г.) ключевая в развитии личности. Рост познавательной активности ребенка приводит к открытию различий между полами, создаются свои «теории» рождения по принципу аиста и т.п.
На этой стадии осуществляется первый выбор сексуального объекта, который приводит к формированию эдипова комплекса (мальчики) и электры (у девочек). В основе эдипова комплекса лежит бессознательное сексуальное влечение мальчика к матери и стремление к физическому устранению отца. Положительный эдипов комплекс сочетает в себе враждебность к отцу как к более удачливому сопернику за любовь матери и восхищением его силой, могуществом, умом и т.д. Разрешение конфликта и преодоление эдипова комплекса осуществляется как отказ от объективного влечения к матери и усиление идентификации с отцом. Результатом разрешения эдипова комплекса становится формирование структуры «сверх я». Которое включает социальные нормы, запреты, мораль, идеалы. Негативный эдипов комплекс характеризуется любовью к отцу и ненавистью к матери, что чревато формирование гомотенденций на более поздних стадиях развития.
Латентная стадия (стадия затишья, либидо себя никак не проявляет). Характеризуется прерыванием сексуального развития. Энергия либидо сублимируется в игре, учении, хобби и направляется на социально-желаемые цели.
Генитальная стадия отличается бурным половым созреванием. Источник конфликта – невозможность удовлетворения сильного сексуального влечения перед лицом моральных запретов, тревогой и тревогой перед давлением id (оно). Происходит второй выбор сексуального объекта, который находит отражение в преодолении остатков эдипова комплекса. Из-за неспособности эго или «я» справиться с давлением «оно» и «сверх я» может произойти регресс на предшествующей стадии развития.
Регрессия на оральную стадию может проявляться в таких видах нарушения как: отказ от еды (анорексия), либо чрезмерное обжорство, курение, тяга к спиртному, тяге к поцелуям, вербальная агрессия.
Регрессия на анальную стадию: не опрятность, пренебрежение к порядку или чрезмерную педантичность, излишней тяге к чистоте и порядку. Нарушения формирования характера происходят по гомосексуальному и нарциссическому типу, который проявляется в индивидуализме, самовлюбленности, в неспособности близких взаимоотношений с людьми.
Заслугой Фрейда в развитии возрастной психологии стало установление роли семьи и общества в развитии личности. Были убедительно доказаны роль общения и взаимодействия ребенка с близким взрослым, значении детства (особенно ранних периодов) для развития личности.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Эрпигинез – наличие целостного врожденного плана, определяющий этапы развитие.
План предусматривает поэтапность формирования психологических способностей
Э.Эриксон создал психо-аналитическую теорию об отношения я и общества, расширил предисскую концепцию и перенес ударение с оно на я
Если теория Фрейда психо-сексуальная, то у Эриксона – Психо-социальная.
Различия психоанализа и теория эриксона в трактовке развития личности.
Фрейд
|
Эриксон
|
1 В центре внимания Оно и Сверх я
2 Отношение Ребенок-общество враждебное, борьба двух миров
3 Решающая роль принадлежит сексуальности
4 Концепция замыкается парадидаме двух факторов.
|
1 Я и её развитие
2 Отношение личности и общества – отношения сотрудничества, обеспечивающее гармоничное развитие личности
3 признавая значение сексуальности, полагал что сексуальность не является основным источником развития
4 Предполагает более сложную систему причин, условий и факторов развития, включая активность личности и общение
|
Главным содержанием в развитии личности является процесс становления эгоидентичности, т.е. быть самим собой в собственных глазах и в глазах окружающих.
Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психо-социальных кризисов.
Делит на 8 кризисов
Суть кризиса – выбор между альтернативными путями развития. Т.е. развитие может быть позитивным гармоничным или негативным с деструктивными новообразованиями.
Деструктивный сценарий – препятствие на пути формирования идентичности и сопровождается множеством проблем. Кризис осуществляется в радиусе значимых отношений.
Общество помогает в разрешении кризиса, предлагая ритуализацию
Ритуализация – устойчивый в социокультурной форме взаимодействие личности и ее социального окружения, создающее необходимые условия для благополучного разрешения кризиса.
Ритуализации:
Обожествляющая. Предполагает определенную стабильность и взаимность отношений матери и ребенка. Узнавание – ранняя форма идентичности.
Рассудительная. (1-3 года) предполагает стремление самостоятельности при отдалении от матери.
Драмматическая. Раскрывает возможности свободного исследования и экспериментирования не угрожая переживаниям чувства вины, связанным с нарушением социальных запретов.
Формальная (технологическая). Отвечает задачам формирования компетентности, помогая осуществить выбор между трудолюбием и чувством неполноценности.
|
|
|