Тема 5. Производственная логистика
5.1 Организация логистики на производстве
5.2 Производственная логистическая система
5.3 Управления качеством продукции
5.4 Организация материальных потоков на производстве
5.1 Организация логистики на производстве
Производственная логистика –
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий.
Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями).
Производственный цикл –
Длительность производственного цикла во многом зависит от характеристики движения материального потока, которые бывают:
Типы производства в зависимости от числа видов конечной продукции и объема выпуска в натуральных показателях:
1)
2)
3)
4)
5)
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
5.2 Производственная логистическая система
Производственная логистическая система (ПЛС) – часть логистической системы, к которой относится управление внутрипроизводственными потоковыми процессами.
Производственные логистические подсистемы:
Гибкая производственно-логистическая
Виды гибкости ПЛС
Гибкость станочной системы (гибкость оборудования).
Технологическая гибкость.
Гибкость объемов производства.
Гибкость расширения системы.
5.3 Управления качеством продукции
TQM (Total Quality Management) –
Основа системы TQM –
Обеспечение качества - это бизнес-процесс, включающий создание требований к продукту, соответствующих потребностям рынка, и контроль за их выполнением
Основной задачей обеспечения качества является развитие, производство и продажа продукции, удовлетворяющей потребностям клиентов при оптимальном сочетании материальных, человеческих и финансовых ресурсов предприятия
Обеспечение качества как бизнес-процесс включает в себя следующие подпроцессы:
обеспечение качества продукции
обеспечение качества бизнес-процессов.
5.4 Организация материальных потоков на производстве
Таблица 5.1 – Основные логистические концепции
№
|
Концепция
|
Микрологистические системы (методы)
|
1
|
“Точно в срок” (JIT) - тянущие системы
Япония 50-е годы
|
KANBAN
|
2
|
“Планирования потребностей/ресурсов” (RP) - толкающие системы США, СССР 50-е годы
|
MRP – I., MRP – II
DRP – I., DRP - II
|
3
|
“Реагирования на спрос” (DDT)
Европейские страны 80-е годы
|
Метод определения точки заказа (перезаказа) (ROP)
Метод быстрого реагирования
Метод непрерывного пополнения
Метод автоматического пополнения запасов
|
4
|
“Тощее производство” (LP)
Западные страны 90-е годы
|
Система LP (KANBAN + MRP)
|
ТОЛКАЮЩАЯ СИСТЕМА:
ТЯНУЩАЯ СИСТЕМА:
Методология Material Requirements Planning (MRP) - планирования потребностей в материалах (под материалами здесь понимаются все, что необходимо для производства продукции), разрабатывалась и предназначалась для использования на производственных предприятиях, имеющих дискретный тип производства (серийное, сборка и изготовление на заказ или склад), то есть когда имеется ведомость необходимых материалов и комплектующих изделий для изготовления конечного продукта.
Главной задачей MRP является
Принципы MRP:
Таблица 5.2 – Структура корпоративной информационной системы класса MRP-II
(MRP II ISO Standard System)
1. Планирование продаж и операций (Sales and Operation Planning)
2. Управление спросом (Demand Management)
3. Основной календарный план производства (Master Production Scheduling – MPS)
4. Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning – MRP)
5. Ведомость материалов (Bill of Materials – BOM)
6. Подсистема операций с запасами (Inventory Transaction Subsystem)
7. Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам (Scheduled Receipts Subsystem)
8. Оперативное управление производством (Shop Flow Control – SFC)
9. Планирование потребности в мощностях (Capacity Requirement Planning – CRP)
10. Управление входным/выходным материальным потоком (Input/output control)
11. Управление снабжением (Purchasing)
12. Планирование распределения (Distribution Recourse Planning – DRP)
13. Планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control)
14. Планирование финансовых ресурсов (Financial Recourse Planning – FRP)
15. Моделирование ( Simulation)
16. Оценка/измерение результатов деятельности (Performance Measurement)
|
Концепция «точно в срок» -
Таблица 5.3 – Сравнение концепции JIT с традиционными методами управления
Факторы
|
ЛТ-подход
|
Традиционный подход
|
Запасы
|
Играют негативную роль. Все усилия направлены на их минимизацию. Страховые запасы отсутствуют (или минимальны)
|
Необходимый элемент управления. Защищают производство (и продажи) от ошибок прогнозирования и ненадежных поставщиков. Большая часть запасов - «страховые». Большие объемы запасов объясняются скидками при покупке большой партии; экономией на масштабе; страховыми запасами
|
Размер запаса, число закупок MP
|
Размер запаса показывает только текущую потребность. Минимальный объем MP в поставке применяется как для производителя, так и для поставщика. Для определения объема поставки используется модель EOQ
|
Объем запаса определяется нормативом или по формуле EOQ. Не учитывается изменение запаса при изменении затрат в сбыте при переходе на меньшие объемы ГП или MP
|
Распределение
|
Высокий приоритет. Учет изменений спроса путем быстрой переналадки оборудования. Производство небольших партий ГП
|
Низкий приоритет. Цель – максимизация объема выпуска ГП
|
Запасы НП
|
Устранение запасов НП. Если имеются небольшие запасы между производственными подразделениями, необходимо их фиксировать и устранить как можно раньше
|
Необходимый элемент. Запасы НП аккумулируются между структурными подразделениями, являясь основой последующих производственно-технологических циклов
|
Поставщики
|
Рассматриваются как партнеры по производству. Отношения только с надежными поставщиками. Небольшое количество поставщиков
|
Поддерживаются профессиональные длительные отношения с поставщиками. Как правило, большое количество поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция
|
Качество
|
Цель - «ноль дефектов». Исключение входного контроля качества MP и ГП. Идеология TQM
|
Допускается небольшое число дефектов. Выборочные инспекции качества ГП
|
Поддержка технологическим оборудованием
|
Предварительная поддержка существенна. Процесс может быть прерван, если поддержка не обеспечивает непрерывность доставки MP, НП вовремя
|
По мере необходимости. Не критична, пока запасы поддерживаются
|
Продолжительность логистических циклов
|
Сокращение продолжительности логистических циклов. При этом возрастает скорость реакции логистических решений и уменьшается неопределенность, связанная с прогнозом потребности
|
Длительные логистические циклы. Нет потребности в их сокращении, пока имеется компенсация за счет страховых запасов
|
Персонал
|
Требует согласованности действий рабочего и управляющего персонала. Нельзя вносить изменения в логистический процесс, пока нет согласованности
|
Управление осуществляет общий менеджмент. Изменения не зависят от низших звеньев персонала
|
Гибкость
|
Короткий производственный цикл; максимальная гибкость
|
Продолжительный производственный цикл; минимальная гибкость
|
Транспортировка
|
Полный комплекс услуг, надежность
|
Минимальные издержки в пределах базового уровня обслуживания
|
Бережливое производство (lean production) основано на том, что высокое качество продукции, более высокая производительность труда и его гибкая организация могут быть обеспечены за счёт более передовой организации труда, а именно:
1) наделение работников полномочиями и правом принятия решений;
2) работой в команде, групповой организацией труда;
3) ротацией труда, перекрёстной подготовкой;
4) мотивация творчества, самореализации.
В основе концепции лежит оптимизация процессов путем их ранжирования по признакам, определяемым понятиями Муда. Под этими понятиями подразумеваются процессы, которые не приносят добавленной ценности потребителям, или уменьшают ее. Выделяют до восьми видов таких процессов.
1. Процессы ожидания.
2. Процессы, ведущие к перепроизводству.
3. Процессы лишней транспортировки.
4. Процессы излишней обработки.
5. Процессы, приводящие к избытку запасов.
6. Процессы, содержащие лишние движения.
7. Процессы, создающие дефекты.
8. Восьмая группа процессов связана с потерями, обусловленными игнорированием человеческого фактора.
Последовательное или взрывное уменьшение таких процессов позволяет приблизить время и уровень издержек к минимуму, определяемому только временем передела.
Канбан система (в переводе с японского яз. – карточка) основывается на управлении материальными потоками в зависимости от фактической загрузки производственных площадей.
Канбан представляет собой комплексную систему производства, претворяющей в жизнь принципы общей теории систем. Система Канбан состоит их трех подсистем.
Социальная подсистема (подбор и подготовка персонала, мотивация, продвижение по службе). Социальная подсистема предполагает создание определённого климата, взаимного уважения между работниками и работодателями (больше работников, меньше служащих). Работники поощряются за выявление проблем, идеи, улучшающие процесс. Трудовой день заканчивается только после выполнения плана; графики разрабатываются с точностью до нескольких минут, при этом приоритетом является выполнение текущих заданий.
Техническая подсистема (оптимально использование ПМ, высокое качество продукции; встроенная система качества, вместо инспектирования). Назначение технической подсистемы – своевременное реагирование на качественные и количественные изменения спроса, ми-нимизация запасов. Достигается это сокращением до минимума времени переналадки оборудования благодаря техническим и организационным мероприятиям. Используется групповая организация труда и групповая технология, основанная на приспособлении машинного парка и организации производства к обработке однотипных изделий. В основе лежит промышленный инжиниринг, простое оборудование, крепежи (причём, оборудование покупается лишь у ограниченных поставщиков).
Информационное управление в системе Канбан обеспечивает карточка.
Система Канбан позволяет к минимуму свести запасы (в традиционном понимании их там вообще нет), значительно ускорить оборачиваемость оборотных средств (японские фирмы достигают 150-кратного оборота запасов в течение года, в то время как американские – 20-30-кратного, отечественные – 4-кратного), снизить время на выполнение транспортно-складских операций, повысить эффективность и конкурентоспособность производства.
OPT (в переводе с англ. яз. – оптимизационная производственная технология, Optimized Production Technology) представляет собой компьютеризированный вариант система Канбан, и была разработана израильскими и американскими специалистами в 80-е гг. XX ве-ка.
Данная система основана на выявлении «узких» мест, или «критических ресурсов». В качестве критических ресурсов могут выступать: 1) запасы, 2) оборудование, 3) технологические процессы, 4) персонал.
От эффективности использования критических ресурсов и зависят темпы производства, в то время как повышение использования других – на эффективности практически не сказы-вается. Фирмы, использующие OPT, не стремятся обеспечить 100 % загрузку рабочих мест, занятых на некритически операциях, поскольку интенсификация труда этих работников приводит к росту НП и других нежелательных последствий. Данные системы поощряют использование резерва рабочего времени для повышения квалификации, проведение кружков качества, совмещение профессий.
Эффект от внедрения данной системы заключается в снижении запасов НП и длительности ПЦ, увеличении выхода ГП, снижении издержек, увеличении гибкости и приспособля-емости производства.
Тема 5. Производственная логистика
|