Навигация по странице:
|
Тема Введение. Теория и методика обучения культурологии как наука
Тема 1. Введение. Теория и методика обучения культурологии как наука.
Теория и методика обучения культурологии является частной дидактикой. Ее цель – изучение процесса обучения предметам культурологического цикла в средней школе.
Пока эта педагогическая дисциплина находится в стадии формирования, поэтому готовых универсальных «рецептов» обучения культурологии нет. Относительно недавнее включение предметов культурологического цикла в школьную программу поставило перед педагогами задачу быстро разработать и освоить методическую базу предмета, однако без достаточного опыта и профильного педагогического образования сделать это практически невозможно.
Предмет изучения методики может быть сформулирован в виде ряда вопросов: зачем учить, чему учить, как учить, как учится ребенок.
Первым вопросом определяется цель обучения культурологии, которая формулируется с учетом государственной концепции гуманитаризации образования, развивающих и воспитательных задач, а также конкретных образовательных целей, разрешаемых в процессе общего среднего образования.
Второй вопрос касается содержания образования. При определении этих параметров учебного предмета необходимо руководствоваться государственным стандартом образования. Сложность этого подхода применительно к обучению культурологии заключается в том, что учебная дисциплина с таким названием входит в объем высшего, а не среднего образования. Государственный стандарт высшего профессионального образования по культурологии для негуманитарных специальностей предполагает следующие разделы:
Государственный стандарт общего среднего образования по дисциплинам культурологического цикла определен весьма схематично. Основным предметом школьного изучения является Мировая художественная культура (МХК). Существует стандарт образования по МХК, содержащий следующие формулировки:
«В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре;
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
-
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества».
Вопрос «как учить» предполагает определение методов и приемов обучения предметам культурологического цикла. В их число входят и методы общих гуманитарных дисциплин и специфичные способы преподавания. Методы и приемы обучения культурологии выбираются в зависимости от конкретных образовательных задач, решаемых на данном уроке, а также с учетом специфики изучаемого материала.
Проблема «обратной связи», обозначенная четвертым вопросом, в рамках школьного цикла обучения практически не решается. Оказывается сложным собрать информацию о том, как ученики используют полученный на уроках опыт за пределами школы. Трудность заключается не в том, чтобы проверить, помнят ли школьники содержание предмета в объеме стандарта, а в том, чтобы убедиться, что знания о различных формах, видах культуры, их специфике и навыки общения с культурным наследием, искусством полезны и востребованы детьми в их обычной жизни. Даже если есть некоторая информация о собственном опыте общения детей с культурными артефактами, у учителя практически нет возможности систематизировать это общение за пределами школы.
Целью методики преподавания культурологических дисциплин в средней школе является формирование теоретической и практической базы изучения процесса обучения предметам данного цикла с учетом специфики их материала.
Задачи курса определяются следующим образом: обобщение и систематизация знаний студентов по теории и истории культуры на основании практического применения их в процессе педагогической деятельности; осмысление специфики культурологических дисциплин как учебных предметов; формирование педагогической и методической грамотности студентов.
Тема 2. Мировая художественная культура как учебная дисциплина.
Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.
Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см. ) и универсальная учебная программа.
Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.
Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.
Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.
Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».
Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культуру в школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.
Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.
Таким образом, можно сформулировать цель курса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.
Этим определено содержание курса, которое складывается из нескольких компонентов:
– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;
– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;
– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.
Итогом изучения курса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:
– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;
– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;
– создание художественной картины мира;
– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;
– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.
Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общение и приобщение через материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.
Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.
Тема 3. Принципы построения курса МХК в средней школе.
Существуют два основных принципа построения изучения любого школьного курса: линейный и циклический. Они отличаются подходами к компоновке материалов, изучаемых в течение одного учебного года.
Циклический принцип предполагает изучение всех тем, входящих в содержание предмета, на протяжении одного года с постепенным (от года к году) усложнением материала, на котором рассматриваются темы. Например, культура Древней Греции может изучаться таким образом: первый год – мифология; второй – искусство; третий – философия и т.д.
Достоинствами циклического принципа являются следующие черты:
– возможность повторять ранее изученный материал, актуализировать знания учащихся по темам курса, логично включать повторение в контекст изучения новых тем;
– возможность учета возрастных особенностей учеников, степень развития их мыслительных операций, абстрактного мышления, тем более, что восьмиклассники и десяти-, одиннадцатиклассники по психофизиологическому развитию относятся к разным группам. Такая дифференциация позволяет выбрать наиболее оптимальные для данной возрастной группы учеников методы обучения.
– позволяет логично завершить цикл обучения ребенку, получающему в школе неполное среднее образование.
Наряду с достоинствами, можно назвать и следующие недостатки циклического принципа построения курса:
– не все темы можно логично разделить по уровням сложности, а искусственное деление ведет к схематизированию, упрощенному подходу к явлениям культуры;
– поверхностность обучения, так как за ограниченное количество времени (примерно 34 часа в год – 1 урок в неделю) необходимо рассмотреть все темы, которые входят в содержание курса;
– отсутствие целостности в восприятии учениками каждой изученной темы и всего историко-культурного процесса, что значительно снижает возможность систематизации материала на основе мировой художественной культуры.
Не является недостатком, но осложняет применение данного подхода и сложность интегрирования тем курса МХК, построенного циклически, с другими предметами гуманитарного цикла, так как скорость и объем прохождения тем МХК не позволяет уделить достаточное внимание межпредметным связям при одновременном изучении смежных тем по истории, литературе, обществоведению и др.
Условия применения циклического принципа построения курса МХК:
– большее количество учебного времени, отведенного на изучение Мировой художественной культуры (2 часа в неделю или углубленное изучение предмета с 5 класса, или наличие факультатива / кружка по предмету, позволяющее рассмотреть целую тему отдельно: драматический кружок – история театра с выходом в практику, киноклуб, краеведение и т.д.);
– преподавание МХК в классах, где большинство учащихся не предполагает продолжения обучения в 10–11 классах;
– полны переход в школе на циклическое изучение литературы в старших классах (по программе Кутузова).
Линейный принцип построения Мировой художественной культуры предполагает последовательное изучение тем курса, выстроенных обычно на основе хронологической последовательности (с древнейших времен до наших дней) или на основании другого общего принципа. Данный принцип долгое время считался доминирующим в планировании предметов гуманитарного цикла и сохраняется сейчас преимущественно в преподавании истории (и мировой, и отечественной). В программах по литературе проводилась попытка полного перехода на циклический принцип преподавания в старших классах (программа Кутузова), но вариативность курса позволяет учителям выбрать оптимальный, на их взгляд, подход.
Достоинства линейного принципа:
– позволяет проследить весь культурно-исторический процесс, выявить взаимосвязь и взаимовлияния различных явлений культуры, удаленных друг от друга хронологически и географически;
– дает возможность систематизировать знания на основе хронологической последовательности, как наиболее понятной и привычной учащимся логике изложения материала;
– дает возможность углубления в отдельную тему в соответствии с конкретными образовательными целями и задачами;
– позволяет соблюсти логику изложения каждой темы в составе курса, а также в достаточной степени глубины проанализировать составляющие темы.
У линейного принципа построения курса также существуют недостатки:
– нет возможности повторного подробного обращения к ранее изученным темам, то есть фактически исключается повторение давно изученного материала;
– не учитываются возрастные особенности учеников, что осложняет работу учителя и заставляет упрощать материал, адресованный ученикам восьмого класса;
– знания, полученные выпускниками девятого класса, являются неполными, а возможность дальнейшего изучения тем будет не у всех.
С учетом замечаний в адрес обоих принципов организации учебного процесса по МХК представляется наиболее логичным их комбинированное использование: циклическое (замкнутое) построение курса МХК в восьмом классе (и до восьмого класса, если предмет изучается углубленно) и линейное построение курса в 10–11 классе. Эта комбинация позволяет компенсировать принципиальные недостатки обоих подходов и в полной мере использовать их достоинства. По содержанию курса представляется возможным разделить материал предмета следующим образом: базовые знания по морфологии искусства, навыки владения эмпирическим материалом будут заложены в 8 классе, а основные знания по теории и истории культуры – в старших классах.
Тема 4. Принципы обучения МХК.
В современной педагогике взаимодействие учителя и ученика строится по принципу сотрудничества, что предполагает их равное участие в процессе обучения. Исходя из этой тенденции, необходимо было бы изменить понятие «обучение», предполагающее субъектно-объектный подход к преподаванию, на «изучение», в которое заложен принцип взаимодействия, активного участия учащихся в постижении знаний. Однако принципы обучения МХК относятся, прежде всего, к способу подачи материала, к общему отношению к учебному процессу со стороны учителя как участника данного процесса.
Первым принципом, необходимым для любого предмета в школьном курсе, является принцип развития познавательных и мыслительных способностей учеников. Материал курса МХК в средней школе является хорошим основанием для развития основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения. В связи с этим необходимо использовать разнообразные методы и приёмы преподавания для того, чтобы учащиеся имели возможность разностороннего развития. При этом основной упор должен делаться не на память, а на мышление. Изучение явлений художественной культуры способствует развитию воображения, что, вместе с основными мыслительными операциями, предполагает развитие абстрактного мышления, а это является одной из составляющих гармоничного формирования личности.
Принципом, особенно важным для сохранения специфики предмета, является принцип наглядности. Каждое рассматриваемое явление культуры мы можем проиллюстрировать, создавая у учеников представление об эпохе, специфике культурной среды и т. д. Большое значение в изучении мировой художественной культуры имеет разбор и усвоение эмпирического материала, владение реалиями художественной культуры разных эпох и народов. Реализация данного принципа дает возможность развития эрудиции, а также навыка взаимодействия с произведениями разных видов искусства.
Принцип научности предполагает раскрытие ведущей научной концепции о данном предмете. В мировой культуре существует огромное количество спорных теорий и предположений относительно появления тех или иных памятников культуры или особенностей эпохи. Данный принцип предполагает выбор принятой в современной научной практике гипотезы или сопоставление двух–трех наиболее распространенных теорий. Таким образом, материал, изученный школьниками, не должен противоречить общепризнанным теориям.
Для организации изучения материала очень важен принцип систематичности. Данный принцип предполагает формирование четкой системы преподавания и изучения предмета. Им необходимо руководствоваться при отборе изучаемых явлений культуры, выборе способа подачи материала и форм работы учеников. Если история художественной культуры древности изучается на материале всех видов искусства, то эти же виды искусства необходимо разбирать и при изучении более поздних периодов культуры.
С предыдущим тесно связан принцип преемственности и перспективности. Реализация данного принципа дает возможность установления логических связей материала разных тем: при изучении ранних (по времени изучения) тем акцент делается на информацию, которая будет востребована в содержании более поздних тем. Так обеспечивается перспективное изучение. В процессе изучения поздних тем необходимо обращаться к родственному материалу из ранее изученного. Например, при изучении культуры античности необходимо сделать акцент на архитектурном ордере, так как данный материал потребуется при изучении архитектуры барокко, классицизма, некоторых направлений в архитектуре ХХ века. При обращении к этому материалу можно повторить все 4 архитектурных ордена античности и обсудить, какие оказались более востребованы в поздние эпохи и почему.
Принцип активного восприятия напрямую связан со степенью активности учеников в процессе освоения знаний. Это необходимый компонент успешного занятия, так как ученики, особенно, средних классов, обладают деятельным подходом к постижению действительности. Таким образом, необходимо предлагать ученикам разнообразные формы работы, которые позволили бы им реализовывать на уроке творческие и интеллектуальные способности, активизировать восприятие теоретического материала, могли бы содержать игровые элементы с целью привлечения детей к изучаемым явлениям культуры и повышали их интерес к работе на уроке.
Напрямую связан с предыдущим принцип самостоятельности. Необходимость его соблюдения заключается в том, что большая часть материала по истории художественной культуры не может быть рассмотрена на уроках из-за недостатка аудиторного времени. Следовательно, необходимо организовать работу по предмету таким образом, чтобы ученики имели возможность и чувствовали необходимость самостоятельного изучения тем, не рассмотренных в классе (по краеведческому материалу, например), или изученных обзорно. Для этого следует продумать задания для самостоятельной работы учеников и оптимальные способы проверки её выполнения, позволяющие оценить работу ребенка и не отрывающие время от уроков.
Опора на эти принципы в системе преподавания позволяет сохранить специфику изучаемого предмета, сделать обучение максимально продуктивным и способствует разностороннему развитию личности учащихся, особенно, основных мыслительных операций. Кроме того, реализация указанных принципов дает возможность формирования навыка работы с разнородным материалом, что является необходимым в условиях современной системы обучения.
|
|
|