|
философия. Тесты для самоконтроля стр. 3143 13. Литература стр. 43.. стр снительная записка
Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ
Конспект лекций
для учащихся по курсу «Основы философии».
Разработала: Макурина Е.В.
Астана. 2009 г.
Содержание.
Пояснительная записка …………………………………….стр.3
План-конспект лекции «Философия и ее роль в обществе»……..стр.4-7
План-конспект лекции «Философия Античности и Средних веков» ….стр.8-11
План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени» ….стр.11-15
План-конспект лекции «Современные философские учения» ….стр.16-18
План-конспект лекции «Бытие как философская категория» ….стр.18-20
План-конспект лекции «Познание как объект философского анализа» ….стр.20-22
План-конспект лекции «Природа как предмет философского осмысления» ….стр.22-24
План-конспект лекции «Философское понимание общества» ….стр.24-26
План-конспект лекции «Бытие человека как проблема философии» ….стр.26-27
План-конспект лекции «Глобальные проблемы и философия» ….стр.28-29
Тесты для самоконтроля………………………………………..стр. 31-43
13.Литература…………………………………………………………стр.43.
.стр.
снительная записка ...
Пояснительная записка.
Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы философии» для средних специальных учебных заведений и рабочей программы, разработанной Макуриной Е.В. на основе типовой программы по данной дисциплине.
Цель работы заключается в том, что бы познакомить учащихся с базовыми философскими понятиями, содействовать формированию навыков теоретического анализа проблем, стоящих перед обществом и человеком в современном мире.
План-конспект лекции «Философия и ее роль в обществе».
Философия как разновидность мировоззрения.
Специфика философского знания.
Предмет и метод философии.
Функции философии и ее структура.
Основной вопрос и основные направления в философии.
Философия как разновидность мировоззрения.
Мировоззрение – это целостный взгляд человека на мир, общество, природу и самого себя. Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.
Мифология – это форма общественного сознания, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Миф пытается дать ответы на следующие вопросы: 1) происхождение Вселенной, Земли и человека; 2) объяснение природных явлений; 3) жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; 4) вопросы долга, чести, этики и нравственности. Черты мифа: 1) очеловечивание природы; 2) наличие богов, их общение и взаимодействие с человеком; 3) отсутствие абстрактных размышлений; 4) практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; 5) однообразие мифологических сюжетов.
Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении чувственная форма восприятия окружающей действительности преобладает над рациональной.
Философия – это научно-теоретический тип мировоззрения, имеющий следующие черты: 1) основано на знании; 2) мысль обращена на саму себя; 3) логично, т.е. имеет внутреннее единство и систему; 4) опирается на четкие понятия и категории. Три стадии эволюции философии как мировоззрения: 1) космоцентризм (философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество, всесильность и бесконечность Космоса; характерно для философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции); 2) теоцентризм (философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство Бога; характерно для средневековой Европы); 3) антропоцентризм (философское мировоззрение, в центре которого стоит проблема человека; характерно для философии Возрождения, нового, новейшего времени и современных философских школ).
2.Специфика философского знания.
Главное отличие философии от других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки; философия обобщает иные науки, но не поглощает их.
Научное знание в целом Философия Вненаучное знание
Особенности философского знания: 1) сложная структура (онтология, гносеология, логика, аксиология, этика и т.д.); 2) предельно общий, теоретический характер; 3) содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4) субъективно (несет отпечаток личности философа); 5) отражает ценности, идеалы, знания эпохи; 6) изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 7) обращенность мысли на саму себя; 8) испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами; 9) постоянно развивается и обновляется; 10) опирается на предельно общие понятия (категории); 11) неисчерпаемо по своей сути; 12) ограниченно познавательными возможностями человека, имеет неразрешимые проблемы, которые не могут быть разрешены логическим путем (происхождение бытия, первичность материи и сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, смысл жизни и др.).
3. Предмет и метод философии.
Предмет философии (круг, изучаемых вопросов) – это содержание четырех основных разделов: онтология (наука о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. В рамках данных разделов рассматриваются следующие частные вопросы: 1) сущность бытия; 2) происхождение бытия; 3) материя и ее формы; 4) сознание, его природа и происхождение; 5) взаимоотношение материи и сознания; 6) бессознательное; 7) человек, его сущность и существование; 8) душа и духовный мир человека; 9) общество; 10) общество и человек; 11) природа; 12) природа и человек; 13) духовная сфера жизни общества; 14) материально-экономическая сфера жизни общества; 15) социальная сфера общества; 16) общественно-экономические формации и проблемы цивилизации; 17) перспективы человека и общества; 18) экология и проблемы выживания; 19) особенности познания; 20) ограниченность и безграничность познания; 21) философские категории; 22) диалектика и многие другие вопросы.
Основные методы философии (пути и средства философского исследования): 1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин, следствий, единства и борьбы противоположностей); 2) метафизика (метод, противоположный диалектики, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно); 3) догматизм (восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер); 4) эклектика (метод, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий и концепций); 5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных посылок, новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу); 6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов).
4.Функции философии и ее структура.
Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение. Функции философии: 1) мировоззренческая (способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте в нем человека); 2) методологическая (вырабатывает основные методы познания окружающей действительности); 3) мыслительно-теоретическая (учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность); 4) гносеологическая (разрабатывает механизм познания); 5) критическая (подвергает сомнению окружающий мир и существующие знания; расширяет границы познания и разрушает догмы); 6) аксиологическая (оценивает объекты окружающего мира с толчки зрения различных ценностей); 7) социальная (объясняет общество, вскрывает противоречия и указывает пути совершенствования); 8) воспитательно-гуманитарная (культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу); 9) прогностическая (прогнозирует тенденции развития).
Структура философии:
Онтология
|
Учение о бытии
|
Гносеология
|
Учение о познании
|
Философская антропология
|
Учение о человеке
|
Праксеология
|
Учение о практической деятельности человека
|
Аксиология
|
Учение о ценностях
|
Этика
|
Учение о морали
|
Эстетика
|
Учение о прекрасном
|
Философия истории
|
Теория исторического процесса
|
Философия языка
|
Лингвистическая философия
|
Социальная философия
|
Учение об обществе
|
История философии
|
Исследование жизни и творчества философов
|
Философия и методология науки
|
Исследование особенностей и закономерностей научного познания
|
Кроме этого существует: философия техники, философия образования, философия религии, философия управления, философия права, философия глобальных проблем и т.д.
|
5.Основной вопрос и основные направления в философии.
Основной вопрос традиционной философии: отношение сознания к бытию, а бытия к сознанию. Это вопрос имеет две стороны: онтологическую (что первично – материя или сознание?) и гносеологическую (познаваем или непознаваем мир?). При рассмотрении онтологической стороны вопроса выделяют такие направления как: 1) объективный идеализм (реально существуют только первичные идеи, мир вещей, лишь отражение идей; Платон, Лейбниц, Гегель); 2) субъективный идеализм (идеи существуют только в разуме человека, вне сознания человека ничего нет; Беркли, Юм); 3) материализм (материя – самостоятельная субстанция, не нуждающаяся в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Маркс, Ленин); 4) вульгарный материализм (абсолютизация роли материи; Фохт, Молешотт); 5) дуализм (материя и идея – две независимые субстанции; Декарт); 6) деизм (Бог сотворил мир, но не оказывает на него никакого влияния; Вольтер, Монтескье).
При рассмотрении онтологической стороны вопроса выделяют такие направления как: 1) эмпиризм (в основе познания лежит только опыт и чувственные ощущения; Бэкон, Гоббс, Локк); 2) рационализм (достоверное знание может быть выведено только из разума; Декарт, Лейбниц); 3) гностицизм (мир познаваем и возможности познания не ограничены; Дидро, Гегель, Маркс); 4) агностицизм (возможности человеческого разума ограничены, следовательно, мир непознаваем; Кант, Юм).
В 20 веке были заложены основы другого основного вопроса философии: проблема экзистенциализма или человеческого существования (Ясперс, Камю, Сартр).
План – конспект лекции «Философия Античности и Средних веков».
Досократическая философия: главные черты и крупнейшие представители.
Философия Сократа.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Основные черты средневековой теологической философии.
Главные представители средневековой философии.
Значение средневековой философии.
1.Досократическая философия: главные черты и крупнейшие представители.
Время существования: 7 – 5 вв. до н.э.
Крупнейшие школы: 1)Милетская; 2)Пифагорейская; 3)Школа Гераклита; 4)Элейская; 5)Школа атомистов.
Характерные черты: 1) ярко выраженный космоцентризм; 2) повышенное внимание к проблеме объяснения явлений природы; 3) поиск первоначала, породившего все сущее; 4) гилозоизм (одушевление неживой природы); 5) недискуссионный характер философских учений.
Крупнейшие представители милетской школы: 1) Фалес (основатель; первоначалом всего сущего считал воду); 2) Анаксимандр (начало всего сущего «апейрон» – вечная неизмеримая, бесконечная субстанция; сформулировал идею эволюции); 3) Анаксимен (первопричина – воздух).
Крупнейшие представители пифагорейской школы: Пифагор (первопричина всего сущего – число).
Крупнейшие представители школы Гераклита: Гераклит (первоначало – огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей; мир находится в постоянном движении и изменении; относительность окружающего мира; движущая сила всех процессов – борьба).
Крупнейшие представители элейской школы: Парменид, Зенон, Мелисс Самосский (изучали проблемы познания).
Крупнейшие представители школы атомистов: 1) Демокрит (материальный мир состоит из атомов); 2) Левкипп.
2.Философия Сократа.
Основные идеи философии Сократа (469 – 399 гг. до н.э.):
Метод майевтики : учить нужно не истине, а логическим приемам, которые могут привести к самостоятельному нахождению истины;
Любое знание есть добро; любое зло совершается от незнания;
Добродетель состоит в знании добра;
«Познай самого себя» - познание мироздания начинается с познания сущности самого человека;
«Я знаю, что ничего не знаю» - абсолютное знание не достижимо для человека, никто из смертных не может обладать полной истиной. Чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него возникает.
3.Философия Платона.
Основные работы Платона (427 – 347 гг. до н.э.): «Апология Сократа», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Историческое значение философии Платона:
Первый философ, который оставил собрание фундаментальных произведений;
Положил начало идеализму как крупнейшему философскому направлению;
Впервые исследовал не только проблемы природы, но и общества;
Предпринял попытку выделить философские категории (бытие, вечное и др.);
Создал философскую школу, просуществовавшую более 1000 лет, из которой вышли многие великие философы (Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах и др.).
4.Философия Аристотеля.
Основные работы Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.): «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Историческое значение философии Аристотеля:
Внес существенные коррективы в философию Платона (нельзя отрывать мир идей от реального мира, который имеет свои собственные характеристики);
Материалистическая трактовка происхождения мира и человека;
Выделил 10 философских категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание);
Дал определение бытия через категории (бытие – это сущность, обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания);
Определил сущность материи (материя – это потенция, ограниченная формой);
Выделил шесть типов государства (монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия, полития);
-
Внес колоссальный вклад в развитие логики, определив дедуктивный метод и систему силлогизмов;
Осуществил классификацию наук, разделив их на три части – теоретические, практические и творческие.
5.Основные черты средневековой теологической философии.
Теоцентризм (причина всего сущего, высшая реальность, основной предмет философии – Бог);
Схоластика – направление в философии, пытающееся обосновать веру с помощью рациональных доводов;
Патристика – учение отцов церкви (ранних христианских мыслителей);
Господство догматов (догмат творения и догмат откровения);
Рассмотрение человека как божественное творение.
Мир познаваем через познание Бога, которое осуществляется через веру;
Замкнутость, традиционность, оторванность от реального мира, воинственность, назидательность.
6.Главные представители средневековой философии.
Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354 – 430 гг.). Основные работы: «О граде Божьем», «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».
Основные идеи:
Ход истории – это борьба двух царств – грешного Земного и совершенного Божественного;
Земное царство погрязло в грехах и рано или поздно будет побеждено Божественным;
Церковь – единственная сила, способная помочь миру;
Высшее блаженство – это углубление человека в себя;
Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии».
Основные идеи:
Доказательства бытия Бога;
Разум и философия не противоречат вере, но вера всегда выше разума.
Классификация форм государственного правления;
Цель человеческой жизни - достижение небесного блаженства, а к этой цели человека может привести только церковь.
Иоанн Скотт Эриугена (810 – 877 гг.). Основные работы: «О разделении природы». Основная идея: Бог – начало и конец развития мира, но он же один из видов природы. Учение объявлено ересью и осуждено.
Аль Фараби (870-950 гг.). Основные работы: «Геммы мудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Большая книга музыки». Основная идея: Бог – первопричина существования мира («Первый Сущий»).
Авиценна (Ибн Сина) (980-1037 гг.). Основные работы: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», «Канон врачебной науки». Основная идея: Бог – активное , а материя – пассивное начало мира, но они одинаково вечные начала бытия.
Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Основные работы: «История моих бедствий».
Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198 гг.). Основные работы: «Опровержение опровержения». Основная идея: Индивидуальная душа смертна, бессмертен лишь общечеловеческий, универсальный разум. Работы Аверроэса были запрещены католической церковью.
Уильям Оккам (1285-1350 гг.). Основные работы: «Свод всей логики». Основная идея: Сущности не следует умножать без необходимости («бритва Оккама»). Отлучен от церкви, учение запрещено.
7.Значение средневековой философии.
Связала античную философию и философию Возрождения;
Сохранила и сумела развить ряд античных философских идей;
Способствовала появлению новых разделов в философии (гносеология);
Разделила идеализм на объективный и субъективный;
Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
Выдвинула идею оптимизма (победа добра над злом и воскрешение).
План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени».
Философия Возрождения.
Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии.
Немецкая классическая философия.
Философия Возрождения.
Предпосылки возникновения
|
Кризис феодализма;
Развитие ремесла и торговли;
Усиление городов и рост их значения;
Централизация государств и усиление светской власти;
Кризис церкви и схоластической философии;
Повышение уровня образованности;
Великие географические открытия;
Научно-технические открытия (порох, огнестрельное оружие, микроскоп, телескоп, доменная печь, книгопечатание и др.).
|
Основные черты
|
Антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек рассматривается как центр мироздания);
Гуманизм (признание ценности человека и вера в его безграничные возможности);
Оппозиция церкви и церковной идеологии;
Перемещение основного интереса от идеи к содержанию;
Новое, научно-материалистическое понимание мира;
-
Повышенный интерес к социальным проблемам;
Торжество индивидуализма;
Распространение идей социального равенства.
|
Основные течения философии Возрождения
|
Течение
|
Крупнейшие представители
|
Главные идеи
|
Гуманистическое
|
Данте Алигьери;
Петрарка;
Лоренцо Валла
|
Все внимание обращено к человеку, его достоинствам, величию и могуществу.
|
Неоплатоническое
|
Кузанский;
Пико делла Мирандола;
Парацельс
|
Развитие учение Платона, познание Космоса и человека с точки зрения идеализма.
|
Натурфилософское
|
|
Новое представление о мироздании, построенное на научных и астрономических открытиях. Пантеизм – учение, согласно которому понятия «Бог» и «природа» совпадают.
|
Реформационное
|
Лютер;
Мюнцер;
Кальвин;
Роттердамский
|
Коренной пересмотр церковной идеологии и взаимоотношений между церковью и верующими.
|
Политическое
|
|
Проблемы управления государством и поведения правителей.
|
Утопическо - социалистическое
|
|
Идеально-фантастические формы построения государства
|
Эмпиризм и рационализм в Новоевропейской философии.
Течение
|
Главные представители
|
Основные идеи
|
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее главным источником и критерием научных утверждений опыт, совокупность чувственных данных.
|
Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.)
«Новый Органон»; «Новая Атлантида».
|
Родоначальник эмпиризма и основоположник опытной науки Нового времени;
«Знание – сила» - афоризм выражает веру в силу человеческого разума и всесилие науки;
Разработал метод индукции (движение от единичного к общему);
«Учение об идолах». Идолы – препятствия на пути познания: идолы рода – ошибки, обусловленные самой природой человека; идолы пещеры – ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений, образования, воспитания; идолы площади – ошибки, порождаемые речевым общением; идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением воззрений.
|
Джон Локк (1632-1704 гг.)
«Опыт о человеческом разумении»
|
Единственный источник всех человеческих идей – опыт;
Крупнейший представитель сенсуализма – философского течения, согласно которому источником знаний являются ощущения;
|
Джордж Беркли (1685-1753 гг.)
|
Все ощущения субъективны;
«Быть – значит быть воспринимаемым».
|
Дэвид Юм (1711-1776 гг.)
|
Человек не может выйти за рамки опыта;
Человек может исследовать лишь содержание своего сознания, но не внешний мир;
Действительность – поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления, - непознаваемы.
|
Рационализм – направление в теории познания, считающее разум основой познания и критерием истинности научных положений.
|
Рене Декарт (1596-1650 гг.)
|
Основоположник рационализма;
«Мыслю, следовательно, существую» - абсолютно можно быть уверенным только в собственном существовании;
Учение о врожденных идеях;
Механистическое объяснение души;
Деизм – концепция, согласно которой Бог сотворил мир, но затем мир развивается без участия и вмешательства Бога
|
Бенедикт Спиноза (1623-1677 гг.)
«Этика»
|
Сторонник пантеизма;
Анализ содержания нашего сознания дает нам истину о мире и наоборот, познавая мир, мы познаем свое сознание.
|
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)
|
Учение о монадах (принцип многообразия основ бытия);
Сведение законов мира к законам мышления.
|
Немецкая классическая философия.
Представители
|
Главные работы
|
Основные идеи
|
Иммануил Кант (1724-1804 гг.)
|
«Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения»
|
Агностицизм – отрицание возможности познания мира;
«Вещь в себе» – часть мира, закрытая для человеческого понимания;
Категорический императив «Поступай так, что бы ты относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству».
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.)
|
«Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права»; «Философия природы»
|
Основа мироздания Мировой (Абсолютный) Дух;
В своем развитии Абсолютный Дух проходит три стадии: 1) Идея-в-себе (Логос); 2) Идея-в-ином (Природа); 3) Идея-в-себе-и-для-себя (Дух);
Сформулировал понятие о диалектики как основополагающем законе развития и существования Мирового Духа;
«Все разумное – действительно, все действительное – разумно» - законы разума и маара совпадают.
Систематизировал развитие мировой классической философии.
|
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.)
|
«Наукоучение»
|
Единственная реальность – субъективное человеческое Я;
«Я» образует «не-Я», т.е. внешний мир.
|
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.)
|
«Система трансцендентального идеализма»; «О сущности человеческой свободы»
|
Осмысление первоначал бытия и мышления;
Природа – это единство субъективного и объективного; вечный разум; целостный организм, обладающий одушевленностью.
|
План-конспект лекции «Современные философские учения».
Философское течение
|
Крупнейшие представители
|
Главные идеи
|
Волюнтаризм
|
Артур Шопенгауэр (1788-1860) «Мир как воля и представление»; «Афоризмы житейской мудрости».
|
«Жизнь – это плесень на одном из шаров».
Мир неподконтролен разуму, а подчиняется воле.
-
Воля – идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
Человек – это сгусток вожделений, его постоянно мучает ненасытная жажда, хотение, которое он никогда не сможет полностью удовлетворить.
Неудовлетворенные желания приносят страдания.
Страдание – это постоянная форма проявления жизни.
Привнес в философию тему трагичности бытия отдельного человека и человечества в целом.
|
Фридрих Ницше (1844-1900) «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин».
|
Жизнь – это единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Задача философии – помочь человеку приспособиться к жизни («падающего – толкни», «воля к власти», «переоценка ценностей», «Бог умер»).
|
Марксизм
|
Карл Маркс (1818-1883)
Фридрих Энгельс (1820-1895) «Святое семейство», «Немецкая идеология».
|
Материалистическое понимание истории; идея преобразования мира.
Учение о социально-экономических формациях и классовой борьбе.
Диалектический материализм – признание первичности материальных процессов перед духовными.
|
Прагматизм
|
Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914 гг.).
Уильям Джеймс (1842-1910 гг.)
Джон Дьюи (1859-1952 гг.)
|
Мышление - вид приспособительной функции организма.
«Мир есть то, что мы из него делаем».
Истинно то, во что удобнее верить.
|
Позитивизм и неопозитивизм
|
Огюст Конт (1798-1857) «Курс позитивной философии».
Спенсер, Рассел, Витгенштейн, Карнап, Поппер.
|
Философское знание должно быть точным и достоверным.
При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук.
Философия должна исследовать только факты, а не их причины.
Философия не должна иметь оценочного характера.
Философия должна занять конкретное место среди прочих наук, а не возвышаться над ними.
|
Экзистенциализм
|
Серен Кьеркегор (1813-1855).
Николай Бердяев (1874-1948).
Карл Ясперс (1883-1969).
Жан-Поль Сартр (1905-1980).
Альбер Камю (1913-1960)
|
В центре внимания философии лежит проблема сущности человеческой жизни.
Смысл существования заключен в самом существовании.
Этот смысл скрыт от человека повседневностью и обнаруживается только в пограничных ситуациях – между жизнью и смертью.
|
Психоанализ
|
Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Адлер, Юнг, Фромм, Райх.
|
Бессознательное – это психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени его контролирует.
Основные противоречия человеческого существования: матриархат и патриархат; власть и подчинение; личное бытие и историческое бытие.
Задача философии – помочь человеку эти проблемы решить.
|
План-конспект лекции «Бытие как философская категория»
Бытие как философская категория.
Проблемы бытия и небытия, существования и несуществования изучает онтология.
В первые проблему бытия как философской категории выделил Парменид. Досократическая философия отождествляет бытие с вечным и совершенным космосом. Понимание бытия значительно расширил Платон, который указал на то, что бытием может обладать не только материальное, но и идеальное.
Для средневековой философии «истинное бытие» – Бог, неистинное – бытие, сотворенное Богом.
Немецкая классическая философия ввела понятие «субстанция» – некая сущность, лежащая в основе мироздания.
Философия 20 века связала понятие бытия с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.
Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.
Современная наука предлагает следующую структуру бытия:
БЫТИЕ
Бытие неживой природы Бытие живой природы
Бытие неживой ест. Быт. Неж. Искусст. Быт. Жив. Неодухот. Быт. Жив. Од.
Бытие конкр. людей Бытие соц. Бытие идеального
Проблема субстанции в философии.
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции («то, что лежит в основе» лат.), в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета какой-то одной субстанции, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, такая философская позиция называется дуализмом; если более двух – плюрализмом.
Монизм может быть материалистическим: мир изначально материален, материальность лежит в основе его единства. Идеальное – это свойство материи.
Идеалистический монизм считает, что идеальное является вечной, неуничтожимой первоосновой любого бытия.
Таким образом, философия рассматривает две самостоятельные субстанции – материю и сознание.
Движение и развитие.
Движение – это любое изменение состояний природных процессов и явлений. Движение вечно, неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой относителен и имеет преходящий характер.
В науке выделяют два основных типа движения. Первый связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества. Это количественные изменения.
Движение может сопровождаться изменением внутренней структуры предмета, что ведет к изменению качества вещи и превращению ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения называется развитием. Если развитие сопровождается усложнением структуры, повышением уровня организации – это прогресс; если оно идет от более развитых форм к менее развитым – это регресс.
4. Пространство и время.
Любое тело, вещь или явление всегда соседствуют с другими предметами и явлениями действительности, обладают протяженностью, т.е. имеют пространственные характеристики. Они также непрерывно изменяют свои внутренние и внешние состояния по отношению друг к другу, и в разных конкретных случаях это происходит с различной скоростью, темпом, ритмом и длительностью. Таким образом, пространство и время, выступают как формы бытия бесконечной в своем многообразии реальности.
В философии сложилось два направления в понимании пространства и времени: субстанциональное и реляционное.
В субстанциональном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности (Аристотель, Ньютон).
Второе направление, реляционное, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами существующего мира (Лейбниц).
Современные философские представления о пространстве и времени неразрывно связаны с последними достижениями в области физики, биологии, астрономии, других естественных и точных наук и подтверждают обоснованность реляционных взглядов на их природу. Так, в соответствии с теорией относительности Эйнштейна пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в такой неразрывной связи с материей, что не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят от скорости движения материальных тел, когда при увеличении относительной скорости движения тела его пространственные характеристики сокращаются, а время в отношении его замедляет свое течение.
По существу пространство характеризуется протяженностью, однородностью, многомерностью, а время – длительностью, необратимостью и изотропностью (равноправность всех возможных направлений).
План – конспект лекции «Познание как объект философского анализа»
Познание – это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познания, человек, может исследовать самого себя (самопознание).
|
|
|