Навигация по странице:
|
Методы психодиагностики. Тесты Тесты (англ test испытание, проверка, проба) это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальнопсихологических различий между людьми.
Тесты
Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тест позволяет определить уровень выраженности изучаемого психического свойства у испытуемого, так как индивидуальный показатель соотносится с нормой теста (определяемой в результате тестирования большой выборки испытуемых и усреднения полученных значений).
Следует заметить, что ключевое понятие в приведенном
выше определении – стандарты. Во-первых, это обозначение единообразия требований ко всем условиям тестирования и инструкциям по его проведению и обработке результатов. В отношении разных лиц тест применяется унифицированно, по одному и тому же стандарту. Тем самым обеспечивается определенная гарантия уравнивания ситуативных факторов, способных поставить часть испытуемых в более выгодное положение по сравнению с остальными. Без стандартизации становится невозможным сопоставление индивидуальных результатов. Так, например, инструкции обычно предъявляются в письменном виде или (реже) зачитываются, но никак не формулируются по памяти, своими словами. После этого никому не дается персональных пояснений, индивидуальных комментариев и т. п.
Во-вторых, стандартизированностью называют перевод
первичных («сырых») тестовых баллов, отражающих количество выполненных заданий, в более обобщенную шкалу, характеризующую степень индивидуальной выраженности данного психического свойства или функции. Допустим, при выполнении теста интеллекта испытуемый успешно решил определенное количество заданий. Зная только это, мы не можем еще ничего сказать о том, каков уровень его интеллекта. В самом деле, много им сделано или
мало? Хорошо прошло для него испытание или плохо? Часто ли такой показатель встречается у других? А сколько заданий следовало бы выполнить, чтобы засвидетельствовать высокий уровень интеллекта? На все эти вопросы невозможно дать ответ, не имея единой для всех системы отсчета, некоего эталона. В качестве последнего обычно выступают итоги тестирования многочисленной и репрезентативной выборки. Сравнивая одного испытуемого с другими, делавшими ранее тот же тест, мы осуществляем стандартизацию по статистической норме. В последнее время все чаще применяется и несколько иной вид стандартизации, когда результаты испытуемого сопоставляют не с другими результатами, а с описанием требований общества к развитию данной функции или свойства, то есть с социально-психологическим нормативом. Как бы то ни было, стандартизация обеспечивает возможность перехода от сведений по выполнению конкретного теста тем или иным лицом к психологическим характеристикам, которые лежат в основе единообразия интерпретации.
Достоинствами метода тестирования безусловно являются: относительная простота (есть готовая инструкция, задания, способы обработки и интерпретации результатов); быстрота (время выполнения тестовых заданий ограничено); получение массового материала (тестирование можно проводить с большим количеством испытуемых). Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, что приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых мотивов и искажению результатов (желание давать социально одобряемые ответы, стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора и пр.) Результаты теста позволяют лишь измерить и описать изучаемое психическое качество испытуемого, но не дают возможности проникнуть за изучаемое явление, понять причину его проявления, не вскрывают закономерности его развития.
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, тестирование является одним из самых распространенных методов психологического исследования. Динамично развивается его инструментарий, непрерывно совершенствуются способы обработки и интерпретации информации.
В зависимости от предмета измерения выделяют тесты:
интеллекта, обеспечивающие изучение уровня развития мышления и познавательных процессов в целом;
-
способностей, оценивающие обучаемость, возможность и легкость овладения определенными знаниями, умениями и навыками. Сюда относят тесты общих и специальных способностей;
достижений, определяющие обученность, то есть уровень овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо области (учебной, профессиональной, спортивной);
личности, направленные на изучению различных аспектов личностного развития, таких как интересы, мотивы, эмоции, отношения и др.;
межличностные, предусматривающие оценку человеческих отношений в группе, выявление специфики коммуникативных процессов.
По характеру тестовых заданий различают следующие виды тестов:
вербальные, материал которых представлен в словесной форме;
образные, где работа испытуемых производится с рисунками, схемами на основе возникающих при этом наглядных представлений;
- практические, выполняемые при манипулировании реальными объектами или их заместителями;
- комбинированные, объединяющие в себе как вербальный, так и невербальный материал заданий.
По форме предъявления заданий тесты подразделяются
на бланковые («бумаги и карандаша»), аппаратурные, рисуночные и устные.
В зависимости от количества испытуемых тесты делятся на индивидуальные и групповые
Использование метода тестов для научных исследований требует наличия как общепсихологических знаний, так и компетентности в области теории и практики измерения. Недостаток квалификации нередко оборачивается потерей индивидуального подхода, грубейшими дефектами интерпретации результатов, увеличением числа ошибок при организации процедуры испытания.
Опросники
Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.
Опросники могут быть подразделены на
личностные опросники
опросники-анкеты.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. Этим они близки к процедуре тестирования. От опросников-анкет личностные опросники отличаются следующим:
направленностью на изучение психологических особенностей;
стандартизацией процедур применения и интерпретации;
опорой на содержание определенной научной концепции, теории;
наличием норм выполнения или соответствующих критериев развития, по отношению к которым осуществляется стандартизация индивидуальных результатов, проверкой степени валидности и надежности. Это можно обозначить как достоинства этого метода. К недостаткам применения личностных опросников, как и у тестирования, можно отнести осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, искажение результатов (желание давать социально одобряемые ответы). Так же, результаты опросников-анкет не дают в полной мере понять причину поведения испытуемого. Примером может служить Опросник Айзенка по определению типа темперамента.
Опросник-анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей диагностики. Анкетирование обычно проводят с использованием данных наблюдения, которые используют при составлении опросников-анкет.
Применение опросников-анкеты в диагностике имеет целый ряд достоинств: Во-первых, это - относительная свобода в составлении анкеты, исследователь может задать вопросы по своему усмотрению, определить их количество, выбрать вид анкеты. Во-вторых, возможность охватить большое количество опрашиваемых, выявить массовые явления (интересы школьников, эмоциональный климат в коллективе в целом, отношение к учебным предметам и др.). Бесспорным достоинством этого метода является быстрое получение массового материала. Недостатком метода является то, что он позволяет вскрыть только самый верхний слой факторов: результаты не могут дать исследователю представления о многих закономерностях, относящихся к психологии. При письменном опросе отсутствует живой контакт исследователя и испытуемого, нет возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов. Поэтому анкетирование часто рассматривают как средство первой ориентировки, средство предварительной разведки.
Различают три основных типа опросников-анкет:
- анкеты открытого типа (составленные из прямых вопросов) - направлены на выявление осознаваемых качеств испытуемых, предполагают размышление учащегося и распространенные ответы на вопросы анкеты. Например, вопросы: “Как ты думаешь, почему некоторые животные, птицы и растения занесены в Красную книгу?”, “Если бы тебе предложили сейчас не учиться больше, завершить образование, как бы ты поступил?”.
- анкеты селективного типа, где испытуемому на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, практически равнозначных между собой. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: “Какой из учебных предметов - самый интересный для тебя: алгебра, химия, физика, география?”.
Анкеты такого типа, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но работа с ними занимает меньше времени и они лучше поддаются математической обработке.
- анкеты - шкалы, где испытуемому также на каждый вопрос предлагается ряд готовых ответов, но они расположены по шкале, от меньшего к большему; испытуемый выбирает подходящий. К этому типу относятся вопросы, требующие альтернативного ответа «да» или «нет», а так же ответов по бальной системе (по трехбалльной: 3 балла – «да», 2 балла 0 «не знаю, затрудняюсь ответить», 1 балл – «нет», по пятибалльной: 5 баллов – уверенно «да», 4 балла – больше «да», чем «нет», 3 балла – «не уверен», «не знаю», 2 балла – скорее «нет», чем «да», 1 балл – уверенно «нет»). Например, изучая отношение ребенка к школе, можно воспользоваться вопросом: “Скучаешь ли ты по школе во время школьных каникул?”. В качестве возможных ответов можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 1 - да, сильно; 2 - скучаю; 3 - иногда; 4 - не скучаю; 5 - даже не вспоминаю.
Количество вопросов в данном типе анкет определяется замыслом исследования, может достигать до 30.
Между этими типами анкет не существует принципиальных различий. Однако анкеты первого типа дают больше качественной информации о личности, но затруднен количественный анализ материала. Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Проективные методики
Проективные методики - методики, основанные на феномене проекции. Методический прием их заключается в предъявлении испытуемому недостаточного структурированного, неопределенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие обращения к прошлому опыту, приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания.
Различают следующие виды проективных методик:
1) Ассоциативные (в этих методиках проявляется взаимосвязь ассоциаций человека с его личным опытом, переживаниями, чувствами (тест чернильных пятен Роршаха, где по стимулам – чернильным пятнам, создают образы; тест завершения неоконченных предложений).
2) Интерпретационные(где задачей испытуемого является истолкование социальной ситуации, изображенной на картинке. Интерпретация также основана на личном опыте участия человека в подобной ситуации).
3) Рисуночные(«Дом – Дерево – Человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.)
4) Экспрессивные (психодрама (задается сюжет, а участники сами его разыгрывают, придумывают сценарий, распределяют роли); анализ почерка (графологическая экспертиза); анализ особенностей речи, походки.
5) Импрессивные (Цветовой тест М. Люшера – методика изучения настроения, внутреннего состояния человека в настоящий момент с помощью 8 цветовых карточек).
Применение проективных методик предусматривает:
1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала;
формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;
неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов.
Достоинством применения этого метода является глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Причем, исследователю порой легко придать ситуации диагностики неформальный характер (задание порой воспринимается как игра, а не как испытание, как это бывает в тестах). Однако интерпретация результатов подчас требует высокого профессионализма исследователя, опыта работы по применению данного метода. Это существенно ограничивает свободу его применения педагогами, что позволяет назвать этот факт как недостаток метода.
Психофизиологические методики
Особый класс психодиагностических методов, позволяющих диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.Они разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология».
Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.
При доказательстве диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность).
По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога и педагога они могут представлять интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.
К недостаткам этих методик относятся: значительная стоимость приборов и их обслуживания, малая пропускная способность, недостаточная стандартность условий обследования и самих приборов. Однако их применение является совершенно необходимым, так как только они обеспечивают наиболее адекватный подход к исследованию психомоторики (Кулагин Б.В. 1984).
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных областях психологии. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Кроме того они трудоемки. Поэтому на протяжении ряда лет ведутся поиски экспресс-методов для определения силы нервной системы, а также подвижности и уравновешенностинервных процессов по психомоторным показателям.
Метод наблюдения
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Особенностью метода является проведение исследования в естественных для испытуемого условиях, без вмешательства исследователя в его деятельность.
Наблюдение может применяться как самостоятельно, так и органически включаться в состав других диагностических методов. Предмет наблюдения - различные особенности вербального и невербального поведения испытуемого.
Недостатками наблюдения как метода могут быть: длительность (исследователь может долго ждать проявление изучаемого феномена), невозможность повторения наблюдаемого явления, субъективность восприятия при регистрации и анализе результатов (личный опыт исследователя накладывает отпечаток на восприятие происходящего). Однако наблюдение имеет большое достоинство: изучается естественное поведение испытуемого, что позволяет создать целостную картину происходящего, отразить поведение испытуемого во всей полноте.
Виды наблюдения можно выделить следующие:
Систематическое (проводимое по намеченному плану) и несистематическое (когда имеется только лишь общая цель наблюдения, требуется создание некой обобщенной картины поведения человека);
Сплошное (когда фиксируются все особенности поведения испытуемого, доступные для максимально подробного наблюдения) и выборочное (при этом исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или качества испытуемого);
Включенное наблюдение (когда испытуемый и исследователь объединены общей деятельностью и находятся в одной ситуации) и внешнее (когда наблюдение осуществляется со стороны).
Независимо от того, сплошное или выборочное наблюдение будет использовано для изучения личности ученика, оно должно подчиняться определенной логике исследования, которое включает в себя следующие этапы:
- определение задачи и цели наблюдения (для чего и с какой целью);
- выбор времени и ситуации наблюдения (когда и где наблюдать);
- выбор способа наблюдения, который меньше всего влияет на исследуемый объект и обеспечивает сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации психологических фактов (как фиксировать наблюдаемые факты или явления);
- анализ полученных результатов наблюдения (сравнение и обобщение результатов наблюдения, выводы).
Наблюдать и изучать учащихся необходимо в естественных условиях их обучения и воспитания. Такими естественными условиями для школьников будут все виды учебных занятий - урок, индивидуальные или факультативные занятия, а так же любое из внеклассных мероприятий.
Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя профессионального опыта и подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:
♦ проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;
♦ не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;
♦ не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;
♦ стараться быть беспристрастным;
♦ оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми.
Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности исследователя на результаты наблюдения все же невозможно.
Беседа
Беседа - специфичный метод психодиагностики, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседа используется обычно для более глубокого изучения индивидуальных особенностей человека. Используется как самостоятельный метод, так и как дополнительный.
Достоинством метода является то, что он позволяет “вскрыть” глубокие личностные особенности испытуемого (понять причины, мотивацию поступков). Недостатком метода является затруднительная фиксация результатов: использование аудио- и видеотехники снижает естественность поведения испытуемого. Исследователю приходиться использовать отсроченную запись результатов, что нередко приводит к их субъективной интерпретации. Также метод беседы требует необходимой профессиональной подготовки и профессионально важных личностных качеств самого исследователя.
В жизни мы беседуем очень много. Но реализовать беседу как метод психологического исследования – дело непростое. Последующие рекомендации могут быть использованы при организации беседы со школьником:
Беседа должна начинаться с установления контакта, надо расположить школьника к себе. Уже обращение к нему по имени решает часть проблемы. Не следует принуждать учащегося к беседе, если очевидно, что он куда-то устремлен. Лучше договориться о ней заблаговременно.
Хоть беседа и строиться в форме личного общения, как и любой метод исследования, она проводится по заранее продуманной и составленной программе. Необходимо наметить ключевые вопросы, а также порядок обращения с ними, создать некоторую модель беседы, которая, однако, должна остаться вероятностной моделью. Жесткое, без обратной связи, следование плану в нашем случае недопустимо. Надо внимательно слушать собеседника, оказывать ему эмоциональную поддержку (кивание головой, поддакивание междометиями, реплики: «это интересно», «другими словами ты считаешь, что…» и др.), задавать вопросы с учетом его ответов. Считается неуместным осуждать школьника или оправдывать его, его надо понимать.
Целесообразнее беседу начинать с тем, которые интересны собеседнику, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес. Это еще раз подтверждает важность предварительной серьезной подготовки к предстоящей беседе. Для того, что бы побудить школьника к высказыванию суждений по интересующим вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем. Так, вместо лобового вопроса: «Какие учебные предметы тебе нравятся?», можно обратиться к школьнику с такими словами: «Если бы ты мог изменить действующее расписание по своему усмотрению, то по каким учебным предметам ты добавил бы уроков, а по каким бы убрал?». Можно предложить учащемуся написать на листке бумаги (приготовленном заранее) предметы, по которым он хотел бы увеличить количество занятий в левый столбик, а предметы, по которым уменьшил бы – справа. В процессе распределения учебных предметов по группам надо очень внимательно относиться к словам и эмоциональным реакциям ребенка. Наряду с этим уместно ставить вопросы, косвенно провоцирующие его высказывания относительно этих предметов. Ценной является информация о том, почему предмет оказался именно в этом столбике.
В зависимости от конкретного хода беседы целесообразно ставить перед испытуемым вопросы, помогающие выяснить, что привлекает и что не нравиться в учебном предмете, всегда ли испытуемый относился положительно (или негативно) к тому или иному предмету, что повлияло на изменение его отношения. Надо проявлять внимание к высказываниям школьника, дающим сведения о том, в какой степени отношение к предмету зависит от отношения к учителю.
-
Хотя для беседы и важна ясная и четкая постановка вопроса, но нельзя задавать вопросы подсказывающего характера, ответы на которые будут наверняка «желательными», социально одобряемыми, и, соответственно, недостоверными. Так, нецелесообразно спрашивать подростка: «Как ты относишься к родителям? Следуешь ли их советам?». Предпочтительнее предложить ему: «Назови наиболее авторитетных людей, к которым можно обратиться за советом». И таким образом выяснить, попадают ли в эту категорию родители. Вопросы косвенные, выявляющие интересующие оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах, как правило, более результативны.
Во время беседы необходимо выделять признаки, наличие или отсутствие которых позволяет сделать выводы об искренности и достоверности ответов ребенка. К числу таких относятся: заинтересованные, активные ответы, или, наоборот, желание уйти от ответа, невольные паузы, особенности мимики и жестикуляции, эмоциональная реакция (т.е. невербальная информация).
Правильное применение метода беседы предполагает определение времени, места и состав участников. Проводить беседу при ограниченном количестве времени не следует. Наспех проведенная беседа может запутать и затруднить исследование, так как полученные ответы будут неточными, отрывочными и в целом необъективными. Беседа может проводиться, в принципе, в любой непринужденной обстановке (в классе после уроков, на улице по дороге домой, при выполнении какого-либо практического задания). Но в любом случае, окружающая обстановка должна способствовать комфорту в общении, установлению контакта с ребенком. Поэтому, немаловажным будет поинтересоваться: «Не против, если мы поговорим с тобой здесь? Сколько у нас есть времени?».
Правильно организованная беседа несет в себе не только исследовательскую, но и воспитательную функцию. Интерес и внимание, проявленные к ребенку, может стимулировать повышение его самооценки, снятию некоторых барьеров в общении, рефлексии своего поведении; он в процессе беседы может ответить себе самому на те вопросы, на которые раньше не находил ответов. Причем, воспоминания о проведенной беседе надолго остаются в памяти, могут тем или иным образом влиять на дальнейшее поведение ребенка, его отношении к себе и другим. Поэтому, беседа требует серьезного и ответственного отношения и как метод исследования, и как метод воздействия на поведение школьника.
Анализ продуктов деятельности
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные документальные источники (стихи, рисунки, дневниковые записи, школьные сочинения и пр.). При чем, анализируя продукт деятельности, исследователь обращает внимание не только на содержательную характеристику объекта (отвечая на вопрос “что написано, нарисовано и т.д.?”), но и на формальную его характеристику (отвечая на вопрос “как это сделано?”).
В качестве документального источника можно использовать письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты.
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализа (буквально "анализ содержания"). Впервые он начал применяться, начиная с 20-х годов нашего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Это сближает этот метод с формализованными, что становится его достоинством. (Так, в 20-е годы русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола).
Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые (качественные) единицы анализа и единицы счета (количественные). Основная трудность при работе с документальными источниками - умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей. Этот факт усложняет применение этого метода в качестве диагностики, что является его недостатком.
Анализ продуктов деятельности широко используется в педагогической психологии - изучая рисунки, поделки, сочинения, исследователь получает богатый материал о психических особенностях детей.
Примером применения этого метода в психолого-педагогической диагностике могут служить и рисуночные методики (Методика «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного»).
Школьные тетради, дневники так же могут быть использованы в качестве продуктов деятельности школьника, анализируя их, учитель может получить богатый материал о психологических особенностях ребенка (аккуратность, исполнительность, ответственность и пр.)
|
|
|