Главная страница
Навигация по странице:

сервисология. Учебнометодическое пособие Н. Новгород



Скачать 412.5 Kb.
Название Учебнометодическое пособие Н. Новгород
Анкор сервисология.doc
Дата 27.04.2017
Размер 412.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла сервисология.doc
Тип Учебно-методическое пособие
#4386
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6


Федеральное агентство по образованию
Нижегородский государственный педагогический университет


М.В. Мухина
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ
Учебно-методическое пособие

Н.Новгород
  1. г.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Мухина М.В.

Человек и его потребности. Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: НГПУ, 2009. 80 с.


Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета НГПУ, обучающихся по специальности « 100110 – Домоведение» и «100103 – Социально культурный сервис и туризм». Его цель - в компактном изложении дать основные сведения по данной дисциплине. Пособие может быть использовано для самостоятельной работы студентов, а также при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам.

Рецензент: Н.С. БУРИНА, канд. техн. наук, доцент



Ответственный за выпуск: С.М. ШЕВЧЕНКО, канд. техн. наук, доцент

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….4

Тема 1. Предмет «Человек и его потребности» и его взаимосвязь с другими

науками о человеке и обществе …………………………………………………5

Тема 2. Философские представления о человеке ………………………………8

Тема 3. Человек как социально-природное существо…………………………13

Тема 4. Понятие «потребность», связь потребностей с социальной

активностью ..……………………………………………………………………21

Тема 5. Проблема классификации потребностей. Оценка их социальной

значимости ………………………………………………………………………29

Тема 6. Потребление как вид человеческой деятельности …………………..38

Тема 7. Поведение потребителей ………………………………………………41

Тема 8. Модель потребительского поведения ………………………………..47

Тема 9. Социально-экономическая эффективность бытового обслуживания.59

Задания для самостоятельной работы …………………………………………68

Темы семинарских занятий ……………………………………………………69

Тестовый контроль ………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………..


Введение

Сегодня рыночная экономика – это наша действительность. Рынок диктует свои законы, правила, к которым мы вынуждены приспосабливаться. Главным действующим лицом на рынке является потребитель. Именно он определяет, какой товар приобрести, какими услугами воспользоваться, какой фирме отдать предпочтение. Чтобы быть успешными, будущие менеджеры должны понимать особенности поведения человека в качестве потребителя, а также социальное и культурное значение и роль потребностей в жизнедеятельности человека.

В данном пособии рассматриваются основные понятия курса «Человек и его потребности»: потребность, субъект потребности, предмет потребности, мотив, классификация потребностей, структура потребностей, функции потребностей и т.д.

Цель курса – дать системное представление о человеке и его потребностях на основе современных достижений человекознания.

Задачи курса – освоить сложность и многообразие потребностей человека, их специфические особенности, а также научные подходы к их классификации; раскрыть средства и механизмы удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей; способы образования новых потребностей.

Пособие построено на материалах курса лекций. В нем приводятся также темы семинарских занятий и заданий для самостоятельной работы. Данное пособие предназначено для студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по специальности «Домоведение», «Социально-культурный сервис».

Тема 1. Предмет «Человек и его потребности» и его взаимосвязь

с другими науками о человеке и обществе

Проблемы человека давно стали ведущими в науках об обществе во всем мире. Преобразования социально-политической и экономической среды проявляются в приспособлении к изменяющемуся социальному субъекту общественных структур в рыночной «системе координат». В каждых конкретных социально-культурных условиях нужда индивида принимает форму потребности, сопряженную с личностью индивида. Потребность выступает как запрос индивида, она подкреплена его покупательской способностью. Поэтому необходимо адекватно определять приоритеты тех или иных потребностей человека и виды его деятельности, выделять базовые потребности, с тем чтобы в большей степени удовлетворять нужды индивида. Нужды людей многообразны, они являются исходными составляющими природы человека. Однако общество не может руководствоваться только запросами индивида в данный момент, т.к. смена условий выбора необходимого товара (услуги) происходит не только в связи с изменением цен и уровня доходов, но и в связи с эволюцией личности индивида.

Поскольку в обществе с рыночной экономикой главным действующим лицом является живой конкретный потребитель, производители должны отыскивать потребителей, исследовать их потенциальные потребности и только затем создавать товары и услуги для более полного удовлетворения этих потребностей. Причем этот процесс распространяется не только на вещественные товары и услуги, но и на организации, виды деятельности, идеи, персоны. Так, именно потребитель решает, какую передачу посмотреть по телевидению или послушать по радио (информационную, образовательную, развлекательную), где и как отдохнуть, какие идеи поддержать, каким организациям оказать благотворительную помощь и др.

В рамках данной дисциплины нас, прежде всего, интересует рыночная ориентация личности человека, т.к. главной характеристикой современной социальной среды является рынок. «Рыночное превосходство меновой ценности над полезностью распространяется и на человеческие взаимоотношения. Человек начинает воспринимать себя как товар, а собственную ценность (полезность) ощущает через меновую, так как его материальный успех (материальное благополучие) во многом зависит от признания его полезности (как личности) теми, кто платит за его услуги или нанимает на работу и платит денежное вознаграждение. Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: ценностью является меновая ценность, для которой полезность есть хотя и необходимое, но не достаточное условие» [1, с. ].

Кроме того, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и знанием для выполнения поставленной задачи. Необходима способность вступать в состязание со многими другими специалистами. Данное обстоятельство формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Он начинает воспринимать себя и как товар, и как его продавец одновременно. В определенной мере справедливо замечание о том, что человек заботится не столько о себе, о своем стремлении к счастью, сколько о том, чтобы стать востребованным товаром. Подобно обычному товару, человек должен знать, какой вид (тип) личности пользуется повышенным спросом. Подобные знания человек получает в процессе социализации. Огромную роль в данном процессе играет и реклама. При этом каждый должен стремиться полнее использовать свои силы, что предполагает, во-первых, постижение окружающей социальной реальности, во-вторых, изменение ее посредством активной собственной деятельности. И в этом двояком процессе человек изменяется сам, реализует через деятельность свои силы и возможности. Безусловно, рыночная ориентация личности имеет свои плюсы и минусы.

В связи с ростом значения «фигуры» потребителя на рынке существенно возрастает роль социума, его качество, привлекательность, комфортность и т.д. Необходимо создавать специальные социальные структуры, формы, методы, правила «обслуживания» индивида – потребителя. Причем необходима все большая индивидуализация обслуживания, учитывающая особенности конкретной личности, индивидуальный жизненный стиль, потребности, запросы. Поэтому важно подробное изучение человека в условиях рыночных отношений, его потребностей, их изменений в новых социально-экономических условиях. Сама возможность появления этой дисциплины связана с рыночными преобразованиями российского общества. Дисциплину «Человек и его потребности» можно представить как междисциплинарную науку, включающую в себя знание многих дисциплин. В принципе, все общественные науки занимаются человеческим поведением, но концентрируют внимание на разных его аспектах. Так, история и антропология изучают реакции человека на культурные и социальные условия, отличные от современных. Социальная психология изучает реакции на различные социальные установки внутри нашей собственной культуры, структуры личности как целостности, развитие ее свойств, служит тому, чтобы человек глубже понимал мир, мог эффективно осуществлять профессиональную деятельность, успешно взаимодействовать с другими людьми, строить правильные отношения в семье, хорошо воспитывать своих детей и т.д. Социология изучает общественную жизнь индивида, групп, общества – от анализа случайных конфликтов индивидов на улице до исследования глобальных социальных процессов (урбанизации, бедности и др.). Культурология включает в себя изучение ценностей, носителями которых являются члены определенной группы; нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности – это абстрактные идеалы, нормы – это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы – это «можно» и «нельзя» социальной жизни.

Междисциплинарность курса «Человек и его потребности» предполагает также использование знаний в области техники, технологии и организации всех форм обслуживания как такового.

Итак, дисциплина «Человек и его потребности» - это наука, дающая системное представление о человеке и его потребностях на основе современных достижений человекознания.
Тема 2. Философское представление о человеке

  1. Античная эпоха.

  2. Эпоха Средневековья (христианство).

  3. Эпоха Возрождения.

  4. Философия Нового времени (немецко-классическая философия).

  5. Русская философия.

  6. Современная философия.

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого.

В XX столетии произошел решительный поворот в постижении человека как живого существа. Новому истолкованию свойственны трезвость и здравомыслие. Действительно ли человек – властелин природы? Можно ли считать его венцом творения? Верно ли, что он возвышается над животным царством? Однозначных ответов на эти вопросы сегодня нет.

Философия, как уже говорилось, обращается к непреходящим ценностям и универсальным проблемам, пытается понять предельные основания бытия. Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных вопросов. Это означает, что любовь к мудрости неразрывно связана с проникновением в тайну мыслящего существа. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Почему в отличие от других природных существ он наделен разумом? Какова природа человека?

Разумеется, первоначальные представления о человек сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия. Но задумавшись о самом себе, человек уже никогда не оставит эту тему, задавая себе все новые вопросы, на которые пока ни современная наука, ни религия не могут в полной мере дать ответ. Да и смогут ли когда-нибудь?
1. Античная эпоха (VII-VI вв. до н.э. и V-VI вв.н.э.)

В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ – все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, греческое искусство стремилось воспроизвести, запечатлеть человеческое тело. Грек созидал мраморное тело бога и распоряжался им, делая его таким, каким хотел…

Древние греки (эллины) создали культ человеческого тела. Они славили его, восхищаясь этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков облик человека.

Древние философы высоко отзывались и о духе человека. Однако у древних греков, как и у большинства народов Востока, еще не сложилось ощущение личности. Человек воспринимался как песчинка мироздания. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слиты. Человек на прежних ступенях развития не отделяет себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствует свою генетическую неразрывную связь со всем остальным органическим миром.

Древние эллины обоготворяли явления природы, которые, по их мнению, оказывали благодетельное или разрушительное воздействие на человеческую жизнь.

Чтобы подойти к тайне человека, важно было отделить индивида от космоса, воспринять его как нечто самостоятельное. Отчуждение от остальной живой природы вырабатывалось у представителей народов Азии и Европы на протяжении многих веков, через смену многочисленных поколений. Распадение целостной, неразъемной картины мира имело далеко идущие последствия.

Античность сделала только шаг на пути обособления человека от целостного космоса. Но шаг весьма значительный. Постепенно описание космоса уступило место собственно человеческим проблемам. В античной философии поворот к человеческой теме осуществлял Сократ. Его называют родоначальником философии человека.
2. Эпоха средневековья (V-XV вв.)

Новый поворот в осмыслении человека содержится в христианстве, рождается представление о человеке как существе, воплотившем в себе телесную и чувственную субстанцию, одушевленную разумом и духовностью.

Человек рассматривался как высшая цель мироздания. Человек несет на себе знак Божественного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток личности творца. Человек в христианстве обретает абсолютную самоценность.

Вместе с тем в христианском Средневековье произошла дискредитация человеческого тела (так как. тело отвращает человека от высшего назначения, плоть рассматривается как вершина всех человеческих заключений). Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, мученика. Преодоление телесных влечений будет возведено в принцип, победа над голодом, жаждой, сном, над тягой к наслаждениям стала смыслом земного существования.

В такую эпоху возникли глубокие философские мысли о человеке, обсуждались проблемы человеческой природы, понятия любви, святости, сострадания, греха, совести, спасения. Ощущение одиночества, греховности, покинутости впервые возникает в философии Аврелия Августина. В философии Фомы Аквинского рождается новый христианский космос: человек оказывается самым благородным существом во Вселенной.
3. Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

Возрожденческий идеал человека сопряжен с поиском своеобразия самобытности человека. Рождается проблема индивида и индивидуальности. Возрожденческий индивидуализм порождает стихийное самоутверждение человека.

В европейском сознании возникает идея гуманизма, которая прославляет человека как высшую ценность.

Возрожденческий гуманизм – это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой морали, власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной реальной жизни, величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств.

Философия возрождения, апоцентрична, т.е. на 1-м месте ее рассмотрения – человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.
4. Философия Нового времени (XVII-XIX вв.)

В эту эпоху возникают представления о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного человека, развитие персоналистcкой линии европейского сознания. Немецкая классическая философия принесла с собой множество философских прозрений о человеке.

Они выстраивались вокруг проблем свободы и духа. В трудах Канта родилась идея создания особой сферы философского знания – философии антропологии. Были сделаны попытки изложить учение о человеке, обозначить состояние социального и бессознательного в человеке.

Возникло обостренное внимание к человеческому самочувствию, к нюансам человеческого состояния.

Появление экзистенциализма значительно расширило представление о человеческом бытии. Он приковывал внимание к индивидуальным смысложизненным вопросам: вины и ответственности, выбора и решения, бессилия и разума, элементы случайности в судьбе, и т.д.

Крупнейшим открытием XIXв. явилось учение Маркса. Марксизм связывал понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития.

Маркс обращает внимание на общие закономерности поведения человека для того, чтобы рельефнее оттенить личностные индивидуальные качества человека.
5. Русская философия (XIX-XX вв.)

Представителями русской философии являлись Бердяев, Соловьев, Белинский, Достоевский, Герцен и др.

Философия развила понятие о цельности духа, об универсальности, всеединстве. Рассматривая природу человека, русская философия толковала человека как точку пересечения 2 миров: микро- и макрокосмоса. В центре рассмотрения русской философии:

- проблема красоты,

- проблема свободы,

- проблема любви.

Важная особенность русской философии – ее литературные корни, связь с литературой, ее обратимость к судьбам человека, его разуму, его внутреннему миру.

6. Современная философия

Современная философия, несмотря на популярность социобиологии, критически относится к биологизаторским концепциям человека, ссылающимся на этологию, генетику и др. науки. Она связывает развитие человека с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному обществу, при котором полное и всестороннее свободное развитие каждого индивида, всех членов общества становится самоцелью. В настоящее время получило развитие общее человековедение, которое рассматривает человека как комплексную проблему современной науки и философии.

Человековедение – новое научное направление, связанное с целостным изучением человека и постижением его интегральной природы на основе достижений разных теоретических дисциплин [6, с. 683].

Человек будущего – это человек, разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека – его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью человеческого «Я» человек утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими идеалами, нравственным смыслом.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта