Главная страница
Навигация по странице:

2015 3 курс методика УРОК 2. Урока отличается ли структура урока изучения нового по орфографии от структуры урока изучения нового по грамматике Тема урока Буквы а и о в корне гар гор. Тип урока объяснение нового материала



Скачать 33.99 Kb.
Название Урока отличается ли структура урока изучения нового по орфографии от структуры урока изучения нового по грамматике Тема урока Буквы а и о в корне гар гор. Тип урока объяснение нового материала
Анкор 2015 3 курс методика УРОК 2.docx
Дата 18.12.2017
Размер 33.99 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 2015 3 курс методика УРОК 2.docx
Тип Урок
#12920




Урок 2

Задание 1. Познакомьтесь с конспектом урока изучения нового материала по орфографической теме. Ключевой вопрос анализа урока: отличается ли структура урока изучения нового по орфографии от структуры урока изучения нового по грамматике?
Тема урока:Буквы а и о в корне -гар- / -гор-.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

– познакомить учащихся с правилом правописания чередующихся гласных в корне -гар- – -гор-;

– формировать орфографическое умение написания корней с чередующимися гласными;

– выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;

– способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

План урока

1.Комплексная работа с текстом:

– тема, основная мысль текста;

– осложнённое списывание с зрительной подготовкой;

– составление схемы предложения с прямой речью.

2.Проверка работы по орфографии:

–орфограммы в приставках, в корне, в окончаниях;

–орфограммы в корне (гласные, согласные);

–орфограммы-гласные в корне (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся).

3. Переход к изучению нового материала:

а)воспроизведение изученных корней с чередованием гласных,

б)приведение примеров,

в)постановка задачи урока – познакомиться ещё с одним корнем с чередованием гласных.

4. Изучение нового материала:

Наблюдение: сравнительно-сопоставительный анализ дидактического материала – слов с корнем -гар-/-гор-.

Вывод – формулировка правила выбора букв а и о в корне

-гар-/-гор-.

Чтение правила в учебнике. Разбор образца обозначения орфограммы.

5. Первичное закрепление. Словарный объяснительный диктант. Отработка образца применения правила.

6. Углубленное изучение материала: введение понятия корней-омонимов.

– Лингвистическая сказка.

– Подсказка-рифмовка: обучение способу действия.

7. Тренировочные упражнения:

– Распределительный диктант (предупредительный).

– Диктант-путаница (объяснительный).

8.Подведение итогов урока. Выведение алгоритма рассуждения при встрече со словами, которые начинаются с гор-.

9.Организация домашнего задания.

Ход урока

1. Комплексная работа с текстом.

Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.

У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.

Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
– Прочитайте текст выразительно вслух.

– О чем говорится в тексте?

– Какую мысль хотел донести до нас автор текста?

Чему учат нас сказки, которые мы читаем?

– Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор написания.

– Составьте схему последнего предложения текста.

2.Проверка текста, работа с орфограммами.

Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.

– В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (подарили), в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)

– Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.

Орфограммы в корнях слов
Согласные в корнях слов Гласные в корнях слов

Проверяемые непроверяемые чередующееся

– Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)

– Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос-.)

– Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.

3.Подготовка к восприятию нового материала.

– Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

– Какие примеры вы подобрали на правописание корня

-раст-, -ращ-//-рос-? (Расти, растение, выросли, выращен-ный, отраслевой.)

– Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые пишутся «по правилу»: выбор гласной а в корне -лаг-/-лож- определяется суффиксом -а-, правописание же буквы а в корне -раст-, -ращ-/-рос- зависит от последующего согласного в корне слова. Сегодня мы познакомимся еще с одним корнем с чередованием.

4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

• Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней.

Методический совет: В случае затруднения можно дать «подсказку»: поставьте ударения в словах первого и второго столбиков.

Запись на доске:

загар загорели

угарный обгореть

гарь выгореть

(В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а, без ударения о.)

• Откройте учебник, прочитайте правило на странице …, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.)

• Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила? Проанализируйте образец обозначения орфограммы.

5. Первичное закрепление изученного материала. Словарный объяснительный диктант.

Образец ответа ученика: возгораемость – в этом слове есть вариант корня -гар-/-гор-; гласная в корне безударная, поэтому пишу букву о.

Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.

6. Углубленное изучение материала.

– Сложное ли правило правописания корня -гар-/-гор-, которое мы узнали на уроке? (Несложное.)

– Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.

– Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...

Лингвистическая сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.

Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть? Помогите корню -гор-!
– Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

– Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора?

– Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.

Одинаковы мы внешне, схожи очень, хороши,

Но, определяя корень, прежде ты подумай, не спеши. Размышляй над нашим смыслом, в содержание вникай,

Лишь тогда нас различишь ты, лишь тогда не будет тайн.

7. Выполнение тренировочных упражнений.

Распределительный диктант (предупредительный)

Задание: запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

-гар-/-гор- -гор- (гора) -гор- (горе)

Образец ответа ученика: горевать – орфограмма «безударная гласная в корне, проверяемая ударением», записываю слово в третий столбик, т.к. проверочное «горе».

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Диктант-путаница (объяснительный)

Задание: даны слова, каждое из которых начинается с гор-. Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило и подчеркнуть.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горделивый, городской; горизонтальный, разгорелся, гордиться, выгореть, горчичник; горячий, горюешь, подгорелый, горилла, гороховый; горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горнист.

Проверка проводится через каждые 5 слов: отвечающий ученик выделяет корни в словах, подбирает родственное слово с ударной гласной корня (если возможно), называет слова с чередующейся гласной в корне -гар-/-гор-.

8.Подведение итогов урока:

– С каким корнем с чередующимися гласными мы познакомились на уроке?

– От чего зависит выбор гласной в корне -гар-/-гор-?

– Приведите примеры.

Назовите корни-омонимы, укажите их значения. Приведите примеры.

– Определите последовательность действий, если корень начинается с гор-.

9.Организация домашнего задания.

– Выучить правило, записать 3 примера с обозначением орфограммы в тетрадь «Орфограммы».
– Составить диктант из словосочетаний, включив слова с орфограммой «чередующиеся гласные в корне -гар-/-гор-».

–*Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.
написать администратору сайта