Урок 2
Задание 1. Познакомьтесь с конспектом урока изучения нового материала по орфографической теме. Ключевой вопрос анализа урока: отличается ли структура урока изучения нового по орфографии от структуры урока изучения нового по грамматике?
Тема урока:Буквы а и о в корне -гар- / -гор-.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
– познакомить учащихся с правилом правописания чередующихся гласных в корне -гар- – -гор-;
– формировать орфографическое умение написания корней с чередующимися гласными;
– выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
– способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.
План урока
1.Комплексная работа с текстом:
– тема, основная мысль текста;
– осложнённое списывание с зрительной подготовкой;
– составление схемы предложения с прямой речью.
2.Проверка работы по орфографии:
–орфограммы в приставках, в корне, в окончаниях;
–орфограммы в корне (гласные, согласные);
–орфограммы-гласные в корне (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся).
3. Переход к изучению нового материала:
а)воспроизведение изученных корней с чередованием гласных,
б)приведение примеров,
в)постановка задачи урока – познакомиться ещё с одним корнем с чередованием гласных.
4. Изучение нового материала:
Наблюдение: сравнительно-сопоставительный анализ дидактического материала – слов с корнем -гар-/-гор-.
Вывод – формулировка правила выбора букв а и о в корне
-гар-/-гор-.
Чтение правила в учебнике. Разбор образца обозначения орфограммы.
5. Первичное закрепление. Словарный объяснительный диктант. Отработка образца применения правила.
6. Углубленное изучение материала: введение понятия корней-омонимов.
– Лингвистическая сказка.
– Подсказка-рифмовка: обучение способу действия.
7. Тренировочные упражнения:
– Распределительный диктант (предупредительный).
– Диктант-путаница (объяснительный).
8.Подведение итогов урока. Выведение алгоритма рассуждения при встрече со словами, которые начинаются с гор-.
9.Организация домашнего задания.
Ход урока
1. Комплексная работа с текстом.
Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.
У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.
Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
– Прочитайте текст выразительно вслух.
– О чем говорится в тексте?
– Какую мысль хотел донести до нас автор текста?
– Чему учат нас сказки, которые мы читаем?
– Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор написания.
– Составьте схему последнего предложения текста.
2.Проверка текста, работа с орфограммами.
Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.
– В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (подарили), в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)
– Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.
Орфограммы в корнях слов
Согласные в корнях слов Гласные в корнях слов
Проверяемые непроверяемые чередующееся
– Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)
– Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос-.)
– Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.
3.Подготовка к восприятию нового материала.
– Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).
– Какие примеры вы подобрали на правописание корня
-раст-, -ращ-//-рос-? (Расти, растение, выросли, выращен-ный, отраслевой.)
– Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые пишутся «по правилу»: выбор гласной а в корне -лаг-/-лож- определяется суффиксом -а-, правописание же буквы а в корне -раст-, -ращ-/-рос- зависит от последующего согласного в корне слова. Сегодня мы познакомимся еще с одним корнем с чередованием.
4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.
• Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней.
Методический совет: В случае затруднения можно дать «подсказку»: поставьте ударения в словах первого и второго столбиков.
Запись на доске:
загар загорели
угарный обгореть
гарь выгореть
(В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а, без ударения о.)
• Откройте учебник, прочитайте правило на странице …, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.)
• Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила? Проанализируйте образец обозначения орфограммы.
5. Первичное закрепление изученного материала. Словарный объяснительный диктант.
Образец ответа ученика: возгораемость – в этом слове есть вариант корня -гар-/-гор-; гласная в корне безударная, поэтому пишу букву о.
Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.
6. Углубленное изучение материала.
– Сложное ли правило правописания корня -гар-/-гор-, которое мы узнали на уроке? (Несложное.)
– Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.
– Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...
Лингвистическая сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть? Помогите корню -гор-!
– Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?
– Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора?
– Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.
Одинаковы мы внешне, схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде ты подумай, не спеши. Размышляй над нашим смыслом, в содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты, лишь тогда не будет тайн.
7. Выполнение тренировочных упражнений.
Распределительный диктант (предупредительный)
Задание: запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.
-гар-/-гор- -гор- (гора) -гор- (горе)
Образец ответа ученика: горевать – орфограмма «безударная гласная в корне, проверяемая ударением», записываю слово в третий столбик, т.к. проверочное «горе».
Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.
Диктант-путаница (объяснительный)
Задание: даны слова, каждое из которых начинается с гор-. Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило и подчеркнуть.
Горбатый, горнолыжник, угореть, горделивый, городской; горизонтальный, разгорелся, гордиться, выгореть, горчичник; горячий, горюешь, подгорелый, горилла, гороховый; горячиться, горихвостка, горицвет, горластый, горнист.
Проверка проводится через каждые 5 слов: отвечающий ученик выделяет корни в словах, подбирает родственное слово с ударной гласной корня (если возможно), называет слова с чередующейся гласной в корне -гар-/-гор-.
8.Подведение итогов урока:
– С каким корнем с чередующимися гласными мы познакомились на уроке?
– От чего зависит выбор гласной в корне -гар-/-гор-?
– Приведите примеры.
– Назовите корни-омонимы, укажите их значения. Приведите примеры.
– Определите последовательность действий, если корень начинается с гор-.
9.Организация домашнего задания.
– Выучить правило, записать 3 примера с обозначением орфограммы в тетрадь «Орфограммы».
– Составить диктант из словосочетаний, включив слова с орфограммой «чередующиеся гласные в корне -гар-/-гор-».
–*Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.
|