|
Ситников В.Л. Ситников В. В. Л. Ситников (В. Л. Ситников, 2001), развивая роль образа в представлении себя и другого, установленную М. И. Лисиной (М. И. Лисина, 2001), предлагает модель гендерной идентичности, основанную на понятии образа. Он счит
В.Л.Ситников (В.Л.Ситников, 2001), развивая роль образа в представлении себя и
другого, установленную М.И.Лисиной (М.И.Лисина, 2001), предлагает модель гендерной
идентичности, основанную на понятии образа. Он считает понятие образа одним из
центральных в психологии, поскольку именно образ, отражая объективную реальность,
являются содержанием психики субъекта. Так, под образом ребенка он понимает целостную
совокупность всех житейских и научных представлений о ребенке, комплекс всех
социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и
актуализирующихся в процессе взаимодействия с ребенком.
В.Л.Ситников (В.Л.Ситников, 2001) утверждает, что в основе психологического
механизма формирования полоролевой идентичности ребенка лежит система образов-
эталонов, образов-ориентиров и образов- отражений. Схема этого процесса представлена на рис.1.1 автореферата Е.М. Ижвановой на стр. 48.
Образы-эталоны маскулинности-фемининности взрослых людей – это представления
взрослых о том, какими должны быть настоящие мальчики и девочки и на которые ребенок
ориентируется для того, чтобы максимально соответствовать этим представлениям. Образы-ориентиры – образы маскулинности-фемининности детей, возраст которых
ненамного отличается от собственного возраста, являются реальными ориентирами и
выполняют ориентировочно-коррекционную функцию для собственной гендерной
идентичности: дети старшего возраста ориентируют ребенка на то, что он должен
скорректировать, чтобы стать таким, каким он хочет стать и соответствовать образу-эталону,
а образы – ориентиры детей младшего возраста - каким он не должен быть.
Образы- отражения – это собственные представления ребенка о других детях и что
взрослые ценят в «настоящих» мальчиках и девочках.
В гендерной модели В.Л.Ситникова (В.Л.Ситников, 2001) система образов- эталонов,
образов-ориентиров и образов- отражений не только взаимодействуют в сознании ребенка,
но и с подобными образами в сознании всех окружающих людей и представленных в
произведениях искусства в виде некоего образа-идеи, при этом наиболее распространенные
гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря основным институтам
социализации.
Рассматривая процесс полоролевой идентификации в свете прямых или
опосредованных контактов с другими людьми, можно утверждать, что
1) на процесс полоролевой идентификации оказывают влияние три основных
фактора: влияние большого социума, принадлежность к той или иной возрастной группе,
половой, национально-этнической и т.п., а также малая группа – семья, школьный класс и
т.д. (А.А.Бодалев, 1995);
2) полоролевая идентичность включает в себя как когнитивную, так и эмоциональную
составляющие;
3) важную роль при построении образа своего «Я» как принадлежащего к
определенному полу, играет образ близкого взрослого уже на ранних стадиях онтогенеза.
Ижванова – с. 48-49, 109-110
|
|
|