Главная страница
Навигация по странице:

referat борьба за власть после смерти сталина. В россии закончилась 30летняя эпоха И. В. Сталина. Эпоха террора и государственного могущества, горьких поражений и великих побед. Жесточайшей, беспощадной системой управления И. В



Скачать 95.5 Kb.
Название В россии закончилась 30летняя эпоха И. В. Сталина. Эпоха террора и государственного могущества, горьких поражений и великих побед. Жесточайшей, беспощадной системой управления И. В
Анкор referat борьба за власть после смерти сталина.doc
Дата 29.09.2017
Размер 95.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла referat борьба за власть после смерти сталина.doc
Тип Документы
#10589

Введение.
В России закончилась 30-летняя эпоха И. В. Сталина. Эпоха террора и государственного могущества, горьких поражений и великих побед. Жесточайшей, беспощадной системой управления И. В. Сталин сделал страну индустриальной, могучей в военном отношении, высоко мобилизуемой державой: он виновен в поражениях первых месяцев и прославлен Победой в Великой Отечественной войне. Никогда за свою тысячелетнюю историю страна в течение одного поколения не теряла стольких своих сыновей и дочерей, – общие демографические потери, как отмечено выше, превышали 100 миллионов человек. И одновременно никогда до этого страна не достигала такой мощи, мирового признания и авторитета. Абсолютно неприемлемы как однозначная апологетика событий Сталинской эпохи и культовое восхваление его самого, так и очернение неповторимых созидательных и героических деяний и свершений нашего народа, осуществленные во время его руководства страной.

На момент смерти Сталина основными конкурирующими объединениями были группа секретарей ЦК А. Жданова и А. Кузнецова и группа секретаря ЦК Г. Маленкова и 1-го заместителя председателя правительства СССР Л. П. Берии. Н. С. Хрущев примыкал ко второй группе.

Вначале казалось, что прерогатива находится на стороне первой группы. Однако по делу о выпуске некачественных самолетов во время войны, названному впоследствии делом авиаторов, были арестованы маршал авиации А. Новиков, министр авиационной промышленности А. Шахурин, генералы и работники ЦК, отвечающие за работу авиационной промышленности, а куратор отрасли от ЦК ВКП(б) Г. Маленков «сослан» на работу в Казахстан. В то же время А. Жданов был занят внешнеполитической деятельностью и без однозначных рекомендаций И. В. Сталина поддерживал предложение руководителей балканских соцстран о создании Балканской социалистической федерации, что, как оказалось, противоречило планам вождя. В итоге А. Жданов умер при диспансеризации на одной из Валдайских спецдач, а Г. Маленков был возвращен на прежнюю работу в ЦК. Теперь уже Г. Маленков и Л. Берия взяли реванш: по их инициативе и под их давлением было сфальсифицировано так называемое Ленинградское дело, по которому ждановцев арестовали и расстреляли. В их число вошел А. Кузнецов, секретарь ЦК и бывший секретарь Ленинградского горкома партии по обороне, к которому И. В. Сталин в самые страшные, самые критические дни блокады и наступления противника на город обратился с призывом: «Спасай Россию, Алеша!». И Алеша подобно легендарному солдату-освободителю Болгарии Алеше, не подвел Родину.[1,218] 1

Всего за период 1949–1953 годов по Ленинградскому делу было репрессировано более 2 тыс. человек (по другим сведениям – около 10 тыс. человек), хотя по данным МВД было арестовано 214 человек, в том числе 69 парт– и госфункционеров и 145 человек их родственников. По приговору из них 23 человека было расстреляно и 85 человек осуждено на сроки от 5 от 25 лет. Г. Н. Куприянов, которого «разоблачал» Ю. В. Андропов, был приговорен к 25 годам каторги.

Объединившись в отсутствие болеющего И. В. Сталина, члены Политбюро на очередном Пленуме ЦК провели решение о ближайшем созыве ХIХ съезда партии. ХIХ съезд состоялся. В работе съезда принял участие И. В. Сталин.

5 марта 1953 года И. В. Сталин умер. 9 марта 1953 года на Красной площади его бальзамированное тело помещают в мавзолей, с этого времени именуемый мавзолеем В. И. Ленина и И. В. Сталина. До этого в течении двух суток тело покойного было выставлено в гробу для «всенародного прощания» с ним. В Москву стали поступать ходатайства о присвоении имени Сталина промышленным предприятиям и высшим учебным заведениям, проспектам и площадям, городам и колхозам. Пропаганда призывала навечно сохранить память о Сталине – гениальном вожде и учителе, великом продолжателе дела Маркса-Энгельса-Ленина. Скорбь в стране была подлинной. Сталин олицетворял власть в стране и, как это бывало не раз в отечественной истории, саму страну. Его смерть порождала тревогу – что будет дальше?

Мертвый Сталин не должен был мешать живым. Превознесение Сталина могло стать серьезным препятствием для осуществления давно необходимых преобразований. Нужда в них была колоссальная. Страна не могла прокормить себя. Даже в Москве не хватало самого простого – картошки. Разоренные налогами крестьяне при любой возможности стремились уйти из деревни. В стране было две огромные армии: армия как таковая, существовавшая по штатам военного времени, и равная ей по численности армия заключенных, занятых на «великих стройках коммунизма» - строительстве гидроэлектростанций, дорог, громадных заводов. Следовать «сталинским заветам» - это означало жить по придуманным им экономическим законам социализма, предполагавшим отказ от торговли, от товарно-денежных отношений. После марта 1953 г. по лагерям ГУЛАГа прокатилась волна восстаний и протестов, нередко провоцируемая лагерными охранниками и надзирателями, которые, предчувствуя возможную расплату, избавлялись от свидетелей. Абсурдность таких новшеств была понятна всем. Поэтому мало было похоронить Сталина. Надо было по-тихому прикрыть и волну его почитания, нейтрализовать его «теоретическое наследие».

1. Борьба за власть после смерти вождя.
В марте 1953г. Сталин умер и в руководящих кругах развернулась борьба за власть. 5 марта 1953г. Бюро Президиума ЦК КПСС, утвержденное ранее как оперативное структурное звено Президиума и созданное по инициативе И.В. Сталина, внесло предложение ликвидировать само Бюро, как неуставное, и одновременно сократить число членов Президиума с 25 до 11 человек. Эти предложения были утверждены на совместном заседании Пленума ЦК, комиссии Совмина и Президиума Верховного Совета.

Новый президиум (по сути, прежнее Политбюро) состоял из всех членов самого бюро с добавлением В. М. Молотова и А. И. Микояна и 4-х кандидатов в члены; новый секретариат ЦК состоял из Г. Маленкова, Н. С. Хрущева, М. Суслова, А. Аристова, Н. Михайлова, а также вновь введенных Д. Игнатьева, П. Поспелова, П. Шигалина. В отставку были отправлены Л. И. Брежнев, П. Пономаренко, Н. Игнатов, Н. Пегов, О. Куусинен.

Г.М. Маленков был утвержден в должности председателя Совмина СССР,

Л.П. Берия – 1-го заместителя председателя Совмина и министра внутренних дел с включением в его состав Министерства госбезопасности, В. Молотов – 1-го заместителя председателя Совмина и министра иностранных дел, Н. Булганин – министра обороны, А. Микоян – министра внешней и внутренней торговли. Был сформирован Президиум Совета министров, в который не вошел Н.С. Хрущев, эму было предложено сосредоточиться на работе в ЦК КПСС.

Первый «раунд» был выигран группой Г.М. Маленкова и Л.П. Берии. Но менее чем через 10 дней, 14 марта 1953г., очередной Пленум ЦК избрал новый секретариат. На этот раз в члены секретариата не вошел Г. Маленков. Ему было предложено сосредоточится на работе Совета министров. Это был парирующий удар Н. Хрущева, который теперь, как единственный член Президиума, входящий в секретариат, фактически его и возглавил.

Вскоре по обвинению «в обмане партии и фабрикации дела врачей» из состава секретариата был исключен Д.С. Игнатьев, занимавший при жизни И.В. Сталина пост министра государственной безопасности СССР.

Все эти события не имели отношения ни к чему другому, кроме борьбы за власть, но отражали определенную нестабильность обстановки в целом. В этих условиях в области государственного управления начал выделяться Л.П. Берия, подчеркнуто демонстрирующий свою независимость и от Г. Маленкова, и от Н. Хрущева.
2. Начинания Л.П.Берии.
Государственный пост Сталина – Председатель Совета Министров СССР – получил Г.М. Маленков, фактически контролировавший карательные службы страны в последние годы жизни Сталина.

Его союзник в последние годы – Лаврентий Павлович Берия – получил пост первого заместителя Председателя Совмина и министра нового министерства под старым названием – Министерство государственной безопасности. Таким образом, ликвидировалось соперничество прежнего МВД и МГБ, Берия становился во главе огромного ведомства, располагавшего собственными воинскими формированиями, своими судьями и местами заключения, промышленными предприятиями, непосредственными возможностями вмешательства практически в любой вопрос внутренней и – через органы разведки – внешней политики страны.

Другим заместителем Председателя Совмина СССР стал Н.А. Булганин, получивший пост военного министра. Заместителями Председателя Совмина стали также В.М. Молотов, вернувший себе после смерти Сталина пост министра иностранных дел и Л.М. Каганович. Пост Председателя Верховного Совета СССР получил К.Е. Ворошилов, также находившийся в тени в последние годы жизни Сталина.2

Став министром внутренних дел Берия, начинает пересмотр политических процессов, которые велись в послевоенный период.

Наряду, с реабилитацией обвиненных по отдельным политическим процессам Берия предложил внести ряд изменений в существовавшую тогда судебную систему. Он выступил с инициативой проведения амнистии в стране. В записке, адресованной в Президиум ЦК КПСС 26 марта 1953г., он сообщал, что в стране в тюрьмах, колониях, исправительно-трудовых лагерях находилось 2526402 человека, в том числе тех, которых считали особо опасными, - 221435 человек.

27 марта 1953г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об амнистии», по которому на свободу вышло около миллиона человек, осужденных на срок до 5 лет. На свободу выходило более трети советских заключенных.3

Выдвинув Г.М. Маленкова на пост первого человека в государстве и став его первым заместителем Берия, принимается за замену наиболее прогнивших опор социалистического режима. Вместе с привлеченным для разработки соответствующих партийных решений Н.С. Хрущевым они понимали, что созданная Лениным и укрепленная и расширенная Сталиным социалистическая система исчерпала многие свои возможности и нуждается в срочном обновлении. Но отступаться от тоталитарного принципа они не собирались. Первое радикальное предложение Берии - об амнистии – они урезали таким образом, что в нем начисто отсутствовало даже упоминание о политических заключенных.

В «кремлевском руководстве» сказывались разобщенность, отчужденность, недоверие, подозрительность, культивировавшиеся в последние годы Сталиным и прочно укоренившиеся настолько, что их не могла пересилить, объединить общая боязнь, даже страх перед Берией. Никто не смел ему открыто возражать. Члены правительства отваживались с ним спорить только по мелочам, деталям или настаивать на том, чтобы отложить на какое-то время принятие окончательного решения. Так, например, удалось поступить с инициативой Берии - ослабить налоги с колхозного крестьянства и разработать систему мер по подъему сельского хозяйства за счет материального стимулирования. Но были одобрены и спущены на места директивы по исправлению национальной кадровой политики. Центральным газетам разрешено было опубликовать полный текст выступления американского президента Д. Эйзенхауэра с призывом к мирному урегулированию всех больших мировых проблем. Так же поступили с предложением британского премьер-министра У. Черчилля провести на высшем уровне конференцию ведущих держав мира. Согласились на восстановление дипломатических отношений с Югославией (как с капиталистической страной) и Израилем. Отказались от прежних требований к Турции о совместной обороне Черноморских проливов и от территориальных требований к ней со стороны Армении и Грузии. Были достигнуты договоренности о перемирии в Корейской войне и подписано соглашение о прекращении огня.

Позиции Берии были не такими прочными. У него не было поддержки в партийном аппарате страны. Он не был связан с собственно аппаратной деятельностью ЦК КПСС. В Совете Министров СССР у него был достаточно узкий сектор деятельности. Его позиции в новом Министерстве внутренних дел отнюдь не были неколебимыми. Это министерство было образовано из двух враждовавших между собой ведомств – Министерства государственной безопасности и Министерства внутренних дел. Поэтому новое министерство не могло быть единым монолитом на который Берия мог бы опереться.

Берия был сторонником проведения более активной национальной политики в СССР, связанной, в частности, с преимущественным замещением руководящих кадров республик уроженцами этих республик. Эта работа была спешно проведена в его МВД. Берия замахивался на святая святых аппарата – номенклатуру, имевшую свои законы, позволявшие назначать Л.И. Брежнева первым секретарем в Молдавию, а П.К. Пономаренко – в Казахстан.

Берия становился все более опасной фигурой для разных людей и по разным причинам. Его боялись и ненавидели. Для одних он был опасным ревизионистом, пытавшимся подвергнуть переоценке основы сталинской политики. Для военной верхушки Берия – опасный противник, ненавидимый генералитетом за репрессии конца 30-х – начала 50-х гг. С его именем связаны преследования высшего командного состава послевоенных лет, его «особисты» были постоянной угрозой для любого командира.

В этих условиях в области государственного управления Л. П. Берия, подчеркнуто демонстрировал свою независимость и от Г. Маленкова, и от Н. С. Хрущева. Л. П. Берия личным распоряжением прекратил, как необоснованные, «дело авиаторов», «Ленинградское дело», «дело врачей», объявил амнистию заключенным, которая коснулась 1,2 миллиона человек, то есть почти 50 % осужденных (одними из первых были возвращены к обычной гражданской жизни П. Жемчужина – супруга В. Молотова, обвиненная в антигосударственной деятельности, А. Каплер – кинорежиссер, виновный в том, что он небезуспешно ухаживал за дочерью И. В. Сталина Светланой), настоял на возвращении ранее репрессированного И. Надя на пост премьера правительства Венгерской республики, продвинул проект решения о выводе советских войск из Восточной Германии (то есть из ГДР).

17 июня 1953 года в ГДР начались спровоцированные (или инициированные?) предложениями Л. Берии массовые протестные выступления жителей ряда городов ГДР. Однако по личному приказу Л. П. Берии эти выступления были жестоко, с многочисленными жертвами подавлены Советской армией.

Сама по себе самостоятельность Л. П. Берии и растущее отторжение партаппаратом его курса обусловили переход Г. Маленкова в лагерь противников, а в дальнейшем и арест Л. П. Берии 26 июня 1953 года.

Аппарат МВД на местах являлся «параллельной властью», хорошо оплачиваемой, во все вмешивающейся и ни за что не отвечающей. Поэтому он был опасен и для партийных и государственных чиновников, и для государственных руководителей.

Для всех Берия был символом угрозы, превращения в «лагерную пыль» по его воле. Крушение Лаврентия Павловича Берии, его арест произошли на заседании Президиума ЦК КПСС 26 июня 1953г. в результате договоренности между Маленковым и Хрущевым. К ним присоединились министр Вооруженных Сил Булганин, маршал Жуков, ряд членов Президиума ЦК.

Арест Л. П. Берии – 1-го зампреда Совмина СССР, министра МВД, члена Президиума ЦК – тайно готовили Г. Маленков, Н. С. Хрущев, а также Н. Булганин и В. Молотов. Однако, зная, что охрана Кремля, как и других партийных и государственных учреждений общесоюзного уровня, подчинена Л. П. Берии, арест был поручен военным – маршалам и генералам, ненавидевшим министра МВД по определению. Арест Л. П. Берии, осуществленный в Кремле, непосредственно во время заседания Президиума ЦК, произвела группа высших военных из 11 человек, в том числе Г. К. Жуковым, К. Москаленко, Л. И. Брежневым. Не доверяя руководству тюрем, находящихся в ведении МВД, Г. Маленков и Н. С. Хрущев распорядились содержать арестованного Л. П. Берию на гауптвахте Московского военного гарнизона.

Со времени ареста Берии за Маленковым признается право быть первым и в партии, если он Председатель Совета Министров СССР, высшее должностное лицо в государстве. В его речи на Пленуме ЦК звучат основные обвинения в адрес Берии:

- стремление Берии проанализировать национальный состав руководящих кадров в союзных республиках и заменить их местными кадрами;

- нарушение Берией директивы ЦК от 4 декабря 1952г. «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле», содержавшей требование покончить с бесконтрольностью в деятельности МГБ и поставить работу в центре и на местах под систематический и постоянный контроль партии. Вопреки этому Берия осуществлял систематическую слежку за руководителями партии и правительства под видом охраны;

- вмешательство Берии в международную политику, его стремление нормализовать отношения с Югославией и отказ от планов строительства социализма в ГДР;

Маленков очень осторожно раскритиковал амнистию, проведенную Берией, он обвинил Берию в том, что тот несет ответственность за негативные оценки, данные Сталиным Молотову и Микояну, за то, что это мнение Сталин сформировал под влиянием Берии и его Министерства внутренних дел.

Хрущев обвинил Берию в создании «дутых дел» вроде «дела врачей». Подробно Хрущев остановился на попытках Берии провести разграничение между партийной и государственной властью, ограничить влияние партийных органов только кадровыми вопросами.

Третья точка зрения была отражена в выступлениях давних членов сталинского Политбюро – Л.М. Кагановича и А.А. Андреева. Их оценка Берии была редкой по ругательности - «антигосударственный преступник», «фашистский заговорщик», «шпион», «враг, хотевший восстановить власть для реставрации капитализма».

Тем самым линия критики культа личности, формально заявленная на июльском пленуме, не получила дальнейшего развития. Суд над Берией должен был убедить общественное мнение в том, что виновники массового террора выявлены и наказаны. Решительный поворот в политике партии не состоялся. Взвалив на Берию вину за преступления и провалы прошлого, его недавние соратники не собирались реабилитировать всех пострадавших от массового террора. Однако устранение «лубянского маршала» сыграло свою положительную роль в дальнейшей судьбе советской системы: с массовым террором было покончено. Атмосфера всеобщего страха, многие десятилетия сковывавшая страну, стала постепенно исчезать.

В декабре 1953г. на закрытом заседании Верховного Суда СССР были осуждены по знаменитой ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР по обвинению в измене Родине, совершении террористических актов в антисоветской изменнической группе и приговорены к смертной казни Л.П. Берия, В.Н. Меркулов, В.Г. Деканозов, Б.В. Кобулов, С.А. Гоглидзе, П.Я. Мешик, Л.Е. Влодзимирский. 4

Феномен Л.П. Берии в истории СССР еще нуждается в специальном исследовании. Он ответственен за преступления, совершенные властью в той же самой мере, как и его соратники – Маленков, Молотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, не говоря уже о Сталине. Моральные принципы Берии были не выше и не ниже, чем у его товарищей по партийному руководству.

Берия отличался от своих коллег другим. Он был наиболее информированным человеком в составе тогдашнего руководства, при этом его информация была разнообразна, точна и независима от других ведомств. Его информация как заместителя Председателя Совета Министров СССР касалась экономики страны, отдельных ее отраслей. В качестве руководителя разведки Берия был в курсе многих вопросов политики и международных отношений, реальных проблем, возникавших между СССР и другими странами. Он имел наиболее достоверную информацию о внутриполитической обстановке в стране, о настроениях людей, обо всех сколько-нибудь заметных выражениях протеста. Берия непосредственно отвечал за разработку ядерного оружия, а это связывало его с армией, с созданием новых видов вооружений и с теми изменениями, которые должны были произойти в Вооруженных Силах в связи с появлением ракетно-ядерного оружия.

А в начале сентября 1953 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором по предложению Г. Маленкова и Н. Булганина Н. С. Хрущев был избран 1-м секретарем ЦК.

Нужно отметить, что после ареста Л. П. Берии и членов его ближайшего руководящего окружения не только были реформированы воинские части госбезопасности (кроме пограничных и региональных), но и во всех партийных, советских, хозяйственных и военных учреждениях старались освободиться от лиц, имеющих связи с органами госбезопасности; так, например, был отправлен в отставку заместитель начальника Генерального штаба Советской армии 50-летний генерал-полковник Штеменко.


    1. Реформы Г.М. Маленкова.


В СССР рост национального дохода шел в основном за счет развития группы «А» - тяжелая индустрия. После смерти Сталина руководители страны и партии взяли курс на гармоничное развитие группы «Б» - строительство, сельскохозяйственное производство, на социально ориентированную экономику. В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР была принята программа подъема производства товаров народного потребления.
3.1. Сельскохозяйственное развитие.

В сельскохозяйственное производство, хотя и неуверенно, внедрялся принцип материальной заинтересованности. Было решено ослабить давление на колхозников – снижались сельхозналоги, увеличивались размеры приусадебных хозяйств, повышались закупочные цены, причем существенно – на мясо в 5,5 раза, молоко и масло – в 2 раза, зерно – наполовину, давались государственные дотации на выпуск ширпотреба. Эта линия открывала перспективу возможной интенсификации производства на базе возрастания (но и всячески ограниченной) материальной заинтересованности в труде, в результате чего уже в первой половине 1953г. производительность труда возросла на 62%, материалоемкость снизилась на 5%.5

Сторонником снижения налогового пресса на крестьянство и попыток развития сельского хозяйства в его традиционных районах – в России, на Украине, в Белоруссии – был Г.М. Маленков. Он защищал «колхозно-крестьянский тип развития», обосновывая необходимостью снижения налогов и невмешательство в подсобное крестьянское хозяйство. Это сочеталось с практическим отсутствием государственных инвестиций в сельское хозяйство. Деревня сама должна была выбираться из кризиса ценой предоставления минимума прав для крестьян – так можно было сформулировать смысл реформ по-маленковски. В это время ослабли государственные меры, препятствовавшие колхозникам уходить из колхоза. Крестьянам начали выдавать по их требованию паспорта.

Программа Маленкова была подвергнута критике. Первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым на январском (1955г.) Пленуме ЦК. Деятельность Председателя Совета Министров СССР Маленкова была оценена как некомпетентная, а сам Маленков был обвинен в попытках завоевать «дешевую популярность» в глазах народа.

Хрущев противопоставил политике Маленкова в области сельского хозяйства и осуществил программу «освоения целины», предполагавшую громадные инвестиции в неосвоенные районы страны, а затем сформулировал амбициозную задачу «догнать и перегнать Америку» по производству сельскохозяйственной продукции. Эти меры привели к глубочайшему кризису сельского хозяйства, возрастанию продовольственной зависимости СССР от закупок за рубежом.


    1. Внешняя политика.


Принимаются меры по улучшению международного положения СССР, по снижению уровня военного противостояния СССР его потенциальным противникам. Смерть Сталина и приход в Белый дом нового президента Д. Эйзенхауэра позволили достичь договоренностей о перемирии в Корейской войне. Военный конфликт длился три года. 27 июля 1953г. было подписано соглашение о прекращении огня. С прекращением боевых действий была устранена угроза «расползания» войны, превращения ее в мировую.

В августе 1953г. Маленков, выступая на сессии Верховного Совета СССР, впервые употребил слово «разрядка», призвал к снижению военного противостояния. 12 марта 1954г. он заявил, что «Советское правительство стоит за дальнейшее ослабление международной напряженности и решительно выступает против политики «холодной войны», потому что это политика подготовки новой мировой бойни, которая при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации».

Высказывания Г.М. Маленкова свидетельствовали о возникавшем понимании невозможности добиться средствами ядерной войны желательных политических результатов. Его взгляды отнюдь не совпадали с мнением других членов политического руководства СССР. Позже рассуждения Маленкова о возможной гибели человечества в условиях ядерной войны будут поставлены ему в вину.

Зато Хрущеву удалось сохранить и укрепить образ СССР как угрозы для всего капиталистического мира. Форсированное развитие советской ракетно-ядерной программы стало средством держать паритет СССР с США, странами НАТО, со всем миром. СССР уверенно втягивался в гонку вооружений.


    1. Внутреннее производство.


Георгий Максимилианович Маленков попытался изменить приоритеты в развитии экономики СССР, увеличить удельный вес производства товаров народного потребления. Эти предложения в области экономики вызвали решительный протест со стороны «идеологов-фундаменталистов», настаивавших, в полном согласии с Первым секретарем КПСС Н.С. Хрущевым, на сохранение прежнего, сталинского курса на преимущественное развитие тяжелой, оборонной промышленности.

В начале 1955г., на январском Пленуме ЦК КПСС, Хрущев обвинил Маленкова в отсутствии необходимых знаний, опыта хозяйственной и советской работы. В вину Г.М. Маленкову было поставлено его выступление на 5-й сессии Верховного Совета СССР, где тот говорил о необходимости увеличения финансирования легкой промышленности за счет некоторого сокращения темпов развития тяжелой промышленности, выпускавшей товары для населения. Сократить расходы на тяжелую (ориентированную на военную) промышленность, был оценен Хрущевым как «теоретически неправильное и политически вредное противопоставление темпов развития социалистической экономики».

25 января 1955г. начинает работу очередной пленум ЦК КПСС, официально созванный для обсуждения вопроса «об увеличении производства продуктов животноводства». Но 31 января Президиум ЦК дополняет его повестку дня «организационным вопросом о т. Маленкове». Докладывал его Н.С. Хрущев. Он высказал мнение «коллективного руководства», что Маленков не обеспечивает надлежащего выполнения обязанностей председателя Совета Министров СССР, так как не обладает достаточными качествами, а также «очень робко и нерешительно, а зачастую и беспринципно подходит к решению многих вопросов».

Особенно же досталось Маленкову за его социально-экономические и внешнеполитические новации. Так, о его речи на августовской (1953г.) сессии Верховного Совета было сказано, что она «напоминала скорее парламентскую декларацию, рассчитанную на соискание дешевой популярности». Теоретически неправильным и политически вредным был назван лозунг форсированного развития легкой промышленности.

Выступило еще несколько членов Президиума ЦК. Они указали на то, что Маленков не имеет навыков и знаний руководства народным хозяйством. Много нареканий вызвал и его «личный склад характера».

Покаяние Г.М. Маленкова позволило ему остаться членом Президиума ЦК и Президиума Совмина. От обязанностей председателя Совета Министров его отстранили единодушно.

Решение пленума ЦК КПСС о замене Маленкова Булганиным, освободив его от обязанностей министра обороны, было оформлено 8 февраля 1955г. на сессии Верховного Совета. Министром обороны был назначен Г.К. Жуков, а Г.М. Маленков стал министром электростанций.

Менее чем через год после утверждения Н. С. Хрущева 1-м секретарем ЦК, 22 января 1955 года состоялось заседание Президиума ЦК, на котором после критики Н. С. Хрущева, В. Молотова, Л. Кагановича и др. был освобожден от должности председателя Совета министров СССР (но оставлен членом Президиума ЦК) Г. Маленков. Хотя и в этом случае существо конфронтации заключалось в борьбе за власть, формально Г. Маленкову было предъявлено обвинение в искажении экономической политики партии, которое, по словам его оппонентов, состояло в изменении налоговой концепции в пользу крестьян, предпочтительном внимании к производству предметов и продуктов потребления перед развитием промышленности и т. п. Вскоре сессия Верховного Совета СССР утвердила в должности председателя Совмина Н. Булганина, освободив его от обязанностей министра обороны. Министром обороны был назначен Г. К. Жуков, а Г. Маленков стал министром электростанций. Июльский Пленум ЦК партии 1955 года ввел в Президиум ЦК М. Суслова и А. П. Кириленко, а в состав Секретариата Е. Фурцеву.

Фактически главой Советского Союза стал Никита Сергеевич Хрущев. В 1955 году по его распоряжению был уничтожен весь личный архив Л. Берии: документы о И. В. Сталине, обо всех членах Политбюро – всего 11 мешков; сохранился лишь акт об их уничтожении.

Однако процесс пересмотра и, в случае доказанной невиновности, реабилитации миллионов граждан – расстрелянных или томящихся в многочисленных учреждениях заключения, только начинался. Н. С. Хрущевым как 1-м секретарем ЦК у генеральной прокуратуры, министров внутренних дел и юстиции были сначала затребованы официальные справки о количестве и составе осужденных в предшествующие годы террора, а затем созданы и наделены достаточными полномочиями партийно-правительственные комиссии по анализу и пересмотру дел репрессивного преследования по политическим мотивам. Судебные учреждения страны реабилитировали посмертно и прижизненно сотни тысяч невинно казненных и осужденных граждан СССР и иностранцев.

Страна оттаивала от кошмара бесправия и террора; были отменены законы о «трудовой повинности», согласно которым администрация ведомств и предприятий имела право не только принуждать работника к продолжению работы против его желания, но и откомандировывать его по своему усмотрению в любой район страны на любую должность; в случае отказа или уклонения от указанного назначения гражданин подвергался судебному преследованию и мог быть осужден к длительным срокам заключения. Были введены единые для городских и сельских жителей государственный паспортный учет и порядок пенсионного обеспечения, предусматривающий самый низкий в мире пороговый пенсионный возраст: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин; создана система подготовки кадров для народного хозяйства – от профессионально-технических училищ (ПТУ) до докторантуры включительно; установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными, отменена плата за обучение в средних специальных и высших учебных заведениях; создана новая отрасль – индустриальное жилищное строительство, которая в условиях бесплатного предоставления жилья гражданам была ориентирована на преодоление жилищного кризиса и полную замену разрушенного войной жилого фонда; начато масштабное освоение целинных и залежных земель, приведшее к значимому повышению валового сбора зерна и одновременно к стратегически важному перемещению базы зернопроизводства на восток страны; в ответ на создание западного атлантического военного блока НАТО был учрежден оборонительный союз стран Варшавского договора; установлен экономический и оборонный паритет с ведущими странами мира.
Заключение.

Середина бурных 50-х годов стала временем, когда были сформулированы те политические принципы, которые легли в основу партийно-государственной системы СССР вплоть до второй половины 80-х годов. Прежде всего, именно тогда был провозглашен принцип стабильности номенклатуры. Приобщение, включение в номенклатуру обеспечивало существование в замкнутой, отдельной от других социальной группе, которой гарантировалась защищенность, то, что в СССР называлось привилегиями. Принцип стабильности исключал массовые репрессии как способ управления, широко применявшийся раньше. Номенклатура разорвала свои связи с репрессивной частью сталинского политического наследия.

В эти годы состоялась последняя в советское время схватка между партийным и государственным аппаратом. Авторитет «Главы Советского государства», как именовали в 40-х – начале 50-х годов Сталина, распространялся на Совет Министров СССР и его аппарат, на органы исполнительной власти. Теперь на практике был утвержден принцип партийного руководства всеми сторонами деятельности государственного аппарата. Утратили свою ключевую роль такие ведомства, как Министерство внутренних дел, министерство обороны, КГБ СССР. Гораздо важнее, хотя и скрытнее, стала роль отделов аппарата КПСС, а после июньского (1957г.) Пленума ЦК значение партийного аппарата возросло.
Список используемой литературы.
1. Бондаренко В.М. «Борьба за власть. Троцкий. Сталин. Хрущев. Брежнев. Андропов.». М. ОЛМА Медиа Групп. 2007. 240с.

2. Под ред. Кулешова С.В. «Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация». В 2т. Т 2. М. ТЕРРА. 1996.720с.

3. Пихоя Р.Г. «Советский Союз: история власти. 1945-1991». Издание второе, исправленное и дополненное. Новосибирск. Сибирский хронограф. 2000. 684с.

4. Пыжиков А.В. «Хрущевская оттепель». М. ОЛМА-ПРЕСС. 2002. 511с.

11. Бондаренко В.М. «Борьба за власть. Троцкий. Сталин. Хрущев. Брежнев. Андропов.». М. ОЛМА Медиа Групп. 2007. C 212

22 Пихоя Р.Г. «Советский Союз: история власти. 1945-1991. С.87.

33 Пихоя Р.Г. «Советский Союз :история власти. 1945-1991. С. 93.

4 Пихоя Р.Г. «Советский Союз: история власти. 1945-1991. С. 107.

5 Пыжиков А.В. «Хрущевская оттепель». С.125.
написать администратору сайта