Главная страница
Навигация по странице:

Узлы. Важнейшие узлы, жирным шрифтом выделены узлы, знать которые необходимо каждому



Скачать 0.88 Mb.
Название Важнейшие узлы, жирным шрифтом выделены узлы, знать которые необходимо каждому
Анкор Узлы.doc
Дата 30.04.2017
Размер 0.88 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Узлы.doc
Тип Документы
#5251

Важнейшие узлы, жирным шрифтом выделены узлы, знать которые необходимо каждому.

Обратите внимание на область и условия применения каждого узла. Уметь вязать узел мало - надо ещё обязательно знать, где и когда он вяжется. Если во время использования знаний на практике у вас появятся сомнения в правильности вязания узла, откажитесь от него и свяжите узел, в котором вы уверены.

Для узлов, которые применяются для связывания верёвок и петель для переправ и страховочных систем (т.е. для узлов, от прочности которых зависит жизнь людей) указана их прочность в процентах. Она показывает, какую нагрузку в зависимости от прочности верёвки выдержит узел. Т.е. если у вас есть 2 верёвки, каждая из которых выдерживает две тонны, то надо иметь в виду, что если вы связали их узлом встречный проводник (прочность узла 41%), то они выдержат вес = 2000*0.41= 820 кг, после чего порвутся по узлу.

При вязании узлов надо непременно иметь в виду, что:

  • Каждая верёвка, шнур, канат и.т.д. имеют свою прочность. Каждый узел её ослабляет на 30-60%. Например, "восьмёрка" ослабляет верёвку на 45%, "булинь" - на 48%, ткацкий узел - на 44%. Мокрая верёвка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность верёвки при температуре, близкой к 30 градусам мороза. Вполовину уменьшается прочность грязных, старых, сушившихся на солнце верёвок, а также верёвок с нарушенной внешней оплёткой. Использование верёвок с повреждённой оплёткой для страховки или наведения переправы НЕДОПУСТИМО. Такие верёвки обычно разрезают в месте нарушения оплётки и связывают узлом грейпвайн либо выхватывают поврежденный кусок веревки в петлю узлом австрийский проводник.

  • Узлы нужно расправить и затянуть перед использованием. "Перехлёсты" в узле могут полностью изменить (не в лучшую сторону, увы) его свойства. В плохо затянутом узле перехлёсты могут возникнуть при затягивании под нагрузкой.

  • В нервной (не обязательно даже экстремальной) обстановке человеку свойственно терять все навыки, кроме наиболее прочно вошедших в подсознание и доведённых до автоматизма, и делать глупые ошибки. Старайтесь в подобной ситуации пользоваться только хорошо знакомыми и часто используемыми узлами.

  • Чем больше радиус кривизны в месте изгиба и больше сдавливание веревки, тем сильнее уменьшается ее прочность.

  • Наличие узлов не меняет динамических свойств веревки.

Классификация узлов:

1. Узлы для связывания веревок: прямой, встречный, грейпвайн.

2. Узлы проводника (петли). Используются для пристегивания конца веревки к карабину, привязывания или присоединения веревки к опоре. Простой проводник («клеверный лист»), проводник восьмеркой (восьмерка), австрийский проводник («альпийская бабочка», «узел третьего»), двойной проводник (заячьи ушки), брам-шкотовый.

3. Узлы для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете (не требующие карабина): булинь, стремя (выбленочный узел).

4 .Вспомогательные схватывающие (фиксирующие) узлы: узел Прусика (прусик, простой симметричный схватывающий узел), австрийский схватывающий (узел Маршара, прусик Клеймхейст), узел Бахмана.

5. Вспомогательные узлы трения (для организации страховки, для контролируемого спуска по веревке или спуска веревкой тяжелого груза): узел UIAA (узел УИАА, итальянский выбленочный узел).

6. Прочие вспомогательные узлы узкоспециального назначения (в том числе контрольные узлы): контрольный узел (полуткацкий), полугрейпвайн.

1. Узлы для связывания верёвок

Название

Плюсы

Минусы

Условия применения

Схема завязывания

Прямой узел

легко вяжется

под нагрузкой сильно затягивается

нельзя применять на мокрых, жестких обледенелых верёвках

Связывание верёвок одинакового диаметра

Использовать ТОЛЬКО с контрольными узлами

При больших нагрузках вставить в середину узла, какой-нибудь предмет, препятствующий затягиванию (например, кусок палки)



Рифовый узел




Связывание верёвок одинакового диаметра

Бытовой узел, удобно использовать вместо бантика



Ткацкий узел

легко вяжется

"ползёт" при переменных нагрузках

сильно затягивается под нагрузкой

Связывание верёвок одинакового диаметра, рыболовных лесок.

Прочность: до 56%

Использовать ТОЛЬКО с контрольными узлами



Встречный проводник

легко вяжется

не ползёт

сильно затягивается под нагрузкой

Связывание верёвок любого диаметра, лент, сочетаний лента-верёвка

Петли из стропы связываются ТОЛЬКО этим узлом

Если узел побывал под сильной нагрузкой, то развязать его нельзя.

Прочность: до 41%



Восьмёрка

надёжный узел

не ползёт

медленно вяжется

сильно затягивается

Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров.

Прочность: до 55%



Шкотовый узел

(а-в)

надёжный узел

легко вяжется

не затягивается под нагрузкой

"ползёт" при переменных нагрузках

Используется для связывания верёвок одинакового диаметра

ОБЯЗАТЕЛЕН контрольный узел




Брамшкотовый узел (г)

Усиленная версия шкотового узла

Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров

ОБЯЗАТЕЛЕН контрольный узел

Грейпвайн

самый надёжный узел для связывания двух верёвок.

для правильного вязания требуется практика

под нагрузкой сильно затягивается

Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров, лент, рыболовных лесок

Удобен для вязания петель, оттяжек

Если узел побывал под сильной нагрузкой, то развязать его нельзя.

Прочность: до 56% (наилучший показатель для узлов этого класса)



2. Узлы проводника (петли)

Название

Плюсы

Минусы

Условия применения

Схема завязывания

Простой проводник

Не скользит и не затягивается

Простота завязывания

Легко вяжется и одной рукой


После нагрузки трудно развязывается. Рекомендуется в сплетение узла вставить крюк, прощелкивать карабин

Плохо работает на середине верёвки

Петля находится под углом к основной верёвке

Для привязывания верёвки к основным и промежуточным креплениям;

Применяется как амортизирующий узел;

Применяется для привязывания к середине верёвки, если нет страховочной системы;

Для связывания веревок — два проводника на концах верёвок соединяются карабином.



Скользящая петля

легко вяжется

легко развязывается

позволяет регулировать размер сдвоенной петли

"ползёт"

Используется ТОЛЬКО в быту для стягивания чего-либо (мешка, рюкзака и.т.д.)



Девятка

легко вяжется в любой части верёвки

может вязаться одним концом

под нагрузкой не сильно затягивается

не "ползёт"

трудно запоминается

при сильных нагрузках затягивается "намертво"

 

Удобен для образования надёжной петли

Прочность: до 70%

Используется

  • для крепления верёвочной петли к чему-либо

  • организации связок (НЕОБХОДИМ контрольный узел)

  • можно привязывать колышки от палатки

с

начала «восьмёрку»


петлю ещё раз готово

Австрийский проводник

надёжный узел

вяжется как на конце верёвки, так и посередине

под нагрузкой не затягивается

ослабляет прочность верёвки меньше, чем проводник и восьмёрка

трудно запоминается, требует практики

Используется для

  • вязания верёвочной лестницы

  • организации связок

  • создания прочной петли

Прочность: до 60%



Восьмерка (петля)

Не нуждается в контрольных узлах

После нагрузки трудно развязывается

Сложно завязать правильно (без "перехлестов", которые снижают надежность узла)

Не требует контрольного узла на конце и используется в основном для закрепления карабина на основной веревке

Используется для крепления веревки на точку (дерево, петля) или в качестве проводника (вяжется одинарная восьмерка, затем рабочий конец возвращается назад строго вдоль коренного)

Иногда узел применяют для крепления обвязки участника к основой веревке



Заячьи ушки

очень надежный узел

образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв

не ползёт

под нагрузкой сильно затягивается

долго вяжется

Может использоваться везде, где нужна прочная петля

По области применения идентичен двойному булиню.

Прочность: до 53%



3. Узлы для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете (не требующие карабина)

Название

Плюсы

Минусы

Условия применения

Схема завязывания

Булинь

(беседочный узел)

простой и надёжный узел

сильно не затягивается под нагрузкой

"ползёт" при переменных нагрузках

Используется для

  • крепления верёвки к кольцам, проушинам и.т.п.

  • обвязывания вокруг опоры

  • связывание двух тросов из разных диаметров и материалов (одно из самых надёжных соединений)

  • организации связок (зависание в грудной обвязке более 10 минут крайне опасно для жизни из-за нарушения кровообращения)

ОБЯЗАТЕЛЕН контрольный узел

Прочность: до 52%



Двойной булинь

надёжный узел

позволяет делать петли как одной, так и разной длины

для правильного вязания нужна практика.

Чтобы рисунок узла получался верным, нужно петлю "А" полностью вытянуть в противоположном от петель "Б" направлении, после чего затянуть узел (2)

Используется для:

  • крепления верёвки путём накидывания петель на опору, крюк и.т.п.

  • страховки

Прочность: до 53%



Выбленочный узел (стремя)

легко вяжется

не затягивается под нагрузкой

"ползёт" при переменных нагрузках

Надёжно работает при постоянной нагрузке

Удобен для привязывания верёвки к любому количеству опор



4. Схватывающие (фиксирующие, привязочные) узлы

Название

Плюсы

Минусы

Условия применения

Схема завязывания

Прусик

Просто вяжется

Плохо работает на мокрой и обледенелой опоре

Снижает среднюю прочность верёвки в пределах 46,9—26,55 % (при сухой верёвке — 69,17—3,5 %; при мокрой — 67,3—70,4 %; при мёрзлой — 53,1—54,3 %)

Может завязываться репшнуром диаметром 6—7 мм вокруг 9—14 мм основной верёвки, обеспечивая тем самым страховку альпиниста

Непосредственно при подъёме по верёвке (используется как жумар)



Австрийский (Маршара)

держит гораздо лучше остальных, в том числе при неблагоприятных соотношениях диаметров основной верёвки и репшнура

не допускает проскальзывания даже не будучи плотно затянутым перед нагружением




Для страховки, самостраховки, натягивания перил и др. Существует два варианта узла — прямой и обратный. Завязывается репшнуром диаметром 6—7 мм вокруг 9—14 мм основной верёвки.



Бахмана

Узел прост, надёжен

Не затягивается при больших нагрузках и легко развязывается

Вяжется и на одинарной, и на двойной верёвке


Узел может срабатывать с запозданием и проскользнуть при срыве

Применяется для силовых операций с верёвкой (например, натяжение полиспаста)

Для самостраховки применяется относительно редко



Привязочный узел (коровий)

легко вяжется

не затягивается под нагрузкой

"ползёт" при переменных нагрузках

ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать контрольные узлы или закрепить свободный конец встречным узлом (в-г)

Удобен для привязывания верёвки к любому количеству опор



Узел удава

очень надёжный узел

быстро и сильно затягивается

не ползёт

трудно запоминается

при сильных нагрузках затягивается "намертво"

 

Для облегчения завязывания узла вяжется петля (г) со свободным концом не менее одного метра

Используется для ремонта и связывания различных каркасов у плотов, байдарок, катамаранов



Простой штык

очень надёжный узел

легко вяжется

никгда не затягивается

способен работать под большими нагрузками

"ползёт"

надо быть внимательным при накидывании "полуштыков"

ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать контрольный узел

Используется для

  • привязывания верёвки, троса, каната к кольцам, проушинам, крюкам, опорам округлой формы

  • навесной переправы

  • того, чтобы повесить тросик



Штык со шлагом

Шлаг вяжут, чтобы верёвка не перетёрлась



Штык с обносом

При маятниковых нагрузках никогда не скользит вокруг предметов, к которым привязан

5. Вспомогательные узлы трения

Название

Плюсы/минусы

Условия применения

Схема завязывания

Узел UIAA

простой узел, используемый для страховки

безбожно портит оплетку веревки

Используется для усиления трения при движении основной веревки, проходящей через карабин

Заменяет специальные механические тормозные устройства

В случае динамической страховки применим только на эластичной веревке

Внимание! При спуске на УИАА, муфта карабина НЕ должна находиться со стороны свободного, заходящего снизу, конца веревки!



6. Прочие вспомогательные узлы

Название

Плюсы

Условия применения

Схема завязывания

Маркировочный узел

простой удобный узел

позволяет держать верёвку в компактном состоянии

Используется для транпортировки верёвки

Вяжется на любых верёвках, лентах

короткие верёвки удобно маркировать способом (I), длинные верёвки - способом (II)



Контрольные узлы

простые узлы

препятствуют самопроизвольному развязыванию других узлов

Используются всегда, когда есть сомнения в надёжности какого-то узла (особенно на жёстких, грязных, мокрых и обледенелых верёвках)

Для предотвращения сползания контрольного узла к основному использовать глухой контрольный узел (в-д)



Веревочная цепочка (косичка)

при необходимости верёвка расправляется в считанные секунды

не боится нагрузки

верёвка не скручивается

позволяет временно укоротить верёвку в 3-3,5 раза

Используется для хранения и транспортировки верёвки




УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК ОДИНАКОВОГО СЕЧЕНИЯ.

Применяются:
1. ВСТРЕЧНЫЙ;
2. ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ;
3. ГРЕЙПВАЙН;
4. ШКОТОВЫЙ НА ПРОВОДНИКЕ (с контрольным узлом);
5. БРАМШКОТОВЫЙ НА ПРОВОДНИКЕ (с контрольным узлом);
6. СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ.

Рис. 2

УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК РАЗНОГО СЕЧЕНИЯ (веревка и репшнур; веревка и лента; одинарная и двойная веревка).

Применяются: ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ; БРАМШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ; АКАДЕМИЧЕСКИЙ; АКАДЕМИЧЕСКИЙ НА ПРОВОДНИКЕ; СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ. Проводник вяжется на более толстой веревке.

Рис. 3

УЗЛЫ ДЛЯ НАРАЩИВАНИЯ ВЕРЕВКИ НА СПАСРАБОТАХ (двойной, одинарной) при спуске пары "пострадавший + спасатель" (спасработы).

Применяется: ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ ПЕРВОЙ ВЕРЕВКИ; БРАМШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ ПЕРВОЙ ВЕРЕВКИ (веревкой наращивания вяжется контрольный узел); СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ (с муфтой).

УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ЛЕНТ И РЕМНЕЙ применяются узлы: ВСТРЕЧНЫЙ, ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ.

УЗЛЫ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КОНЦА ВЕРЕВКИ с помощью вспомогательной веревки (репшнура). Применяются: ШКОТ или ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ передаваемой веревки, без контрольных узлов.

УЗЛЫ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ:

А) На опорах круглого сечения (деревья, сваи, трубы, балки и др.), на исходном берегу применяется КАРАБИННАЯ УДАВКА (Рис.4 п-5). К проводнику карабина пристегивается веревка для дистанционного снятия переправы.

Б) На целевом берегу вяжется: СТРЕМЯ, ТРОЙНОЕ СТРЕМЯ, ДВОЙНОЙ И ТРОЙНОЙ ШТЫК, ДВОЙНАЯ КАРАБИННАЯ УДАВКА С ЗАЩЕМЛЕНИЕМ (рис.4)

Рис. 4

В.) На целевом берегу допускается разнесение узла на опорах (рис.5). Веревкой делается 2-3 охвата одного дерева, затем, на другом дереве или толстой ветке и вяжется конечный узел (стремя или штык).

Рис. 5

В) Карабинная удавка на судейском карабине. Вяжется на карабине исходного берега, для дистанционного снятия переправы. Проводник удавки вяжется из двойной веревки. Судейский карабин ориентируется к проводнику удавки острым углом, чтобы проводник не проскочил в карабине.

Г) Карабинный узел крепления переправы (Тройной УИАА): Вяжется на карабине пристегивания переправы к точке на целевом берегу (рис.6).

Рис. 6

Узел легко вяжется, не ползет и не затягивается и легко развязывается при снятии даже сильно натянутой переправы. Он вяжется одинарной и двойной веревкой. При сильных натяжениях (чтобы не клинилась муфта карабина) он вяжется на двух сложенных карабинах. Узел завершается контрольным узлом (простым, полугрейпвайном, но лучше стремечком). Он может быть завязан заранее на командном карабине, и пристегнут к судейской точке крепления переправы.

На навесной переправе запрещается:

1. Во избежание среза веревки переправы при ее большом натяжении на узлах крепления запрещается применение контрольных шайб из тонких металлических пластин и шайб с острыми краями.

2. На переправе с сильным натяжением, во избежание порчи веревки, не рекомендуется применение узла стремя на карабине.

УЗЛЫ КРЕПЛЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И НАКЛОННЫХ ПЕРИЛ применяются: ПРОВОДНИК, ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ, СТРЕМЯ, ДВОЙНОЙ ШТЫК, КАРАБИННАЯ УДАВКА, КАРАБИННАЯ СТЯЖКА.

А) Карабинная стяжка. Представляет карабинный полиспаст из конца перильной веревки. Вяжется в начале или конце перил. Предназначена для натяжения и придания необходимой жесткости перил.

Способ завязывания: После закрепления одного конца перил, в противоположном пункте перильной веревкой охватывается опора (дерево или карабин). Затем, в 1,5-2м от опоры, на перилах вяжется проводник и к нему пристегивается карабин. Перильная веревка, после охвата опоры, проходит через этот карабин и образует простейший полиспаст, который, усилием 1-2 участников, стягивается к опоре и фиксируется на ней одним из стандартных узлов крепления. Такой затянутый полиспаст заменяет узел крепления.

УЗЛЫ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПЕРИЛ применяется:

А) НА ПОДЪЕМЕ применяется ПРОВОДНИК или ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ с карабином. К судейской петле и к судейскому проводнику перила пристегиваются карабином. На дереве перила закрепляются КАРАБИННОЙ УДАВКОЙ или узлом БУЛИНЬ. Особое условие: При креплении узлом БУЛИНЬ обязательно вяжется контрольный узел. К петле булиня нельзя пристегиваться самостраховками, вешать на нее рюкзаки и тяжелые предметы, пристегивать другие перила.

Рис. 7

Б) НА СПУСКЕ - применяется КАРАБИННАЯ УДАВКА. Для дистанционного снятия веревки с опоры вспомогательной веревкой.

УЗЛЫ ДЛЯ ПРИСТЕГИВАНИЯ ВЕРЕВКИ К КАРАБИНУ

Применяются: ПРОВОДНИК, ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, УЗЕЛ СРЕДНЕГО.

УЗЛЫ В СТРАХОВОЧНОЙ СИСТЕМЕ УЧАСТНИКА

А) УЗЛЫ КАРАБИНА САМОСТРАХОВКИ

Б.1. Проводник или проводник восьмеркой (рис.15; п.1). Вместо контрольного узла свободный конец проводника приматывается к веревке изолентой или скотчем. Для фиксации карабина в штатном положении его иногда приматывают к проводнику изолентой или скотчем.

Рис.15

Б.2. Проводник со стремечком (рис.15; п.2). Петлю проводника делают несколько большего размера и из нее вяжут стремечко, которое одевается на карабин и затягивается на коренной вершине карабина.

Б.3. Грейпвайн-удавка (рис.15; п.3). Для крепления карабина самостраховки применяется простой и надежный узел, который представляет, затягивающуюся на карабине петлю, фиксируемую половиной узла Грейпвайн.

Б) ДВОЙНОЙ БУЛИНЬ БЛОКИРОВКИ ЛСС. Применяется для блокировки ЛСС старого типа, состоящих из отдельных грудного пояса и беседки. При вязке одно кольцо узла охватывает беседочную петлю, другое петли грудного пояса. Из свободных концов узла делаются две самостраховки.

К верхнему кольцу узла пристегивается карабин динамической страховки. К нижнему - все средства подвески участника на перилах (восьмерка, каретка и др.).

Предостережение: Недостаточно затянутый ДБ, а так же ДБ из веревки со скользкой оплеткой, под нагрузкой может выворачиваться или ползти. При узком грудном поясе это приводит к сжатию груди (к удушению). При длительной работе булинь сильно затягивается, и его трудно развязать.

В) ОБВЯЗКА ГРУДНАЯ. Обвязывание груди участника концом или отрезком веревки для страховки на склонах не круче 50О. Вяжется при отсутствии ЛСС. Веревка охватывает грудь участника и завязывается спереди (на вдохе) узлом булинь. Холостой конец узла делается такой длины, чтобы охватить в виде лямок плечи участника и завязать на груди контрольным узлом (полуткацкий или полугрейпвайн), чтобы он упирался в булинь. Если О вяжется из отрезка веревки, из его основного конца делается самостраховка.

На соревнованиях ТМ, если это не оговорено особо, не применяется.

КОНТРОЛЬНЫЕ УЗЛЫ

Служат для подстраховки (контроля) основного узла (Рис. 16). Применяется: ПОЛУТКАЦКИЙ (обычный КУ) и ПОЛУГРЕЙПВАЙН. На узлах круглых опор (штыковые узлы) применяется КОНТРОЛЬНОЕ СТРЕМЕЧКО (стремя, завязанный на веревке перед узлом). Контрольный узел должен быть тщательно затянут.

Из контрольных узлов менее надежным является ПОЛУТКАЦКИЙ. Самым надежным является ПОЛУГРЕЙПВАЙН. На двойной веревке более удобен и надежен ШКОТОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ.

Рис. 16

ШКОТОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ (Рис. 16. п-4). Вяжется на двойной веревке узла крепления навесной переправы или (двойных перил, при наращивании двойной веревки на спасработах и т.п. Свободный конец узла проводится между веревок переправы, а затем делается шкотовый охват. При натяжении переправы веревка контрольного узла защемляется между веревок переправы. Этим обеспечивается надежность контрольного узла.

СХВАТЫВАЮЩИЕ УЗЛЫ

Специальные подвижные узлы, предназначенные для автоматической фиксации на веревке. В частности: Для натяжения веревки; Для верхней, фиксирующей страховки; Для самостраховки на вертикальной веревке и др.

Обычно СУ вяжутся из замкнутой петли капронового шнура 6-8мм. Применяются три типа петель: 1. Одинарная замкнутая петля, связанная узлом грейпвайн или встречным узлом (Рис.6 п.-4). На практике не исключается вязка СУ одним концом.

Рис. 6

2. Одинарная петля с общим двойным проводником (Рис.6 п-5).

3. Двойная петля с общим двойным проводником (Рис.6 п-6). Примечание: Симметричный схватывающий узел из такой петли на одинарной веревке проскальзывает. Для страховки (самостраховки) применять его нельзя.

Следует помнить, что страховка схватывающим узлом применяется только в крайнем случае, когда отсутствуют жумар, кроль и др. стандартное снаряжение.

Прочность петли из нового 6мм репшнура первого сорта составляет ок. 400кГ. По мере эксплуатации ее прочность быстро снижается. Ниже даны основные типы схватывающих узлов:

А) Полусхват - симметричный одно охватный СУ. (Рис. 6, п-1).

Узел хорошо держит на толстом 50мм канате, стволе дерева, но проскальзывает на одинарной и двойной 10-11мм веревке.

Б) Классический симметричный схватывающий узел (рис.6. п-2), и усиленный симметричный схватывающий узел (пункт-3). Узел вяжется из веревочной петли одинарного репшнура, сечением 6-8мм. Узел применяется для фиксации веревки и для страховки на вертикальных перилах, на склонах до 45-50О. На склонах круче 50О прочность одинарной петли становится недостаточной.

ССУ, выполненный из двойной петли 6мм репшнура (пункт-6) имеет большую начальную прочность 800-1000кГ, но проскальзывает на одинарной веревке. Он может применяться только на двойной веревке.

В) Австрийский схватывающий узел. Существует две формы узла - прямая (рис.7 п.1-2) и обратная (рис.7 п.3-4). При прямом варианте схватывающая петля накручивается вверх по перилам, при обратной вниз.

Рис. 7

Прямой вариант узла обычно применяется для натяжения навесной переправы. В этом случае он вяжется из двойной 6мм петли или из 8мм петли. При этом делается 4-6 оборотов петли вокруг веревки.

Обратный вариант узла (рис.7 п.2) часто применяется для самостраховки на вертикальных перилах (как симметричный СУ). При этом ограничиваются двумя, максимум тремя оборотами петли вокруг перил.

Г) Узел Бахмана (рис.8). Обычно применяется для силовых операций с веревкой. Для самостраховки применяется редко. Рис 8.

Рис. 8

Надежность схватывания узла на тяге зависит от количества его охватов на веревке. Обычно ограничиваются 4 оборотами.

Е) Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем. (рис.9) Вкладыш значительно повышает сцепление узла на веревке.

Рис. 9

Карабин-вкладыш устанавливается так, чтобы в вершине карабина Бахмана находилось не менее двух оборотов схватывающей петли.

Ж) Узел Бахмана неполный. (Рис. 10). Первые 2-3 оборота петля охватывает только перильную веревку, а последующие 2 оборота охватывают и веревку и карабин.

Рис. 10

З) Узел "Псевдобахман". (Рис. 11). Все обороты петли охватывают только перильную веревку. Затем петля проводится через карабин. Узел можно завязывать, не отстегивая его от средства тяги, или от участника.

Рис. 11

Псевдобахман хорошо держит только на натянутой веревке, или на веревке с подвешенным грузом. Узел хорошо держит на металлическом тросе, сечением более 6мм. На свободно висящей веревке узел не держит и срывается.

И) Узел УПИ. (Рис. 12). Оригинальный, достаточно надежный узел. Предложен туристами Уральского Политехнического института, автор А.Ю.Яговкин.

Рис. 12

Вяжется как Псевдобахман, затем проводник петли пристегивается к карабину Бахмана. Узел быстро вяжется и применяется для натяжения одинарной и двойной веревки.

К) Схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем. На двойной веревке СУ, как правило, держат лучше, но при больших нагрузках, на мокрой веревке и особенно ледяной веревке они могут проскальзывать.

Рис. 13

Для исключения проскальзывания между веревками, в центральной точке узла пристегивается карабин, который работает как стоп-вкладыш. При затягивании узла двойная веревка охватывает пруток карабина и образуется упор. В отличие от всех, перечисленных выше, схватывающих узлов, петлю данного узла можно вязать из толстой и даже из основной веревки (8-11мм). Хорошо работает даже ПОЛУСХВАТ. Это позволяет повысить безопасность работы при больших усилиях тяги. (Разработка автора).

Л) Узел Гарда. Двух карабинный узел Гарда применяется для фиксации веревки, для верхней фиксирующей страховки, ия самостраховки на вертикальных перилах. Так как прочность карабина прочней репшнура, он не перетирается и не перегорает, узел Гарда более надежен.

Л.1. Страховка Гарда. (рис.14) При верхней фиксирующей страховке два одинаковых карабина пристегиваются коренными вершинами к веревочной петле пункта страховки (не на карабин и не на кольцо). Способ вязки узла показан на рис.14, пункты 1-2.

Рис. 14

При верхней страховке (рис.14.3) верхний конец веревки закрепляется в пункте или на страхующем участнике.

При подъеме страхуемого веревка и узел расслабляются. Участник на страховке, удерживая веревку по разные стороны от узла, протягивает ее через карабины. При срыве и зависании страхуемого узел Гарда защемляет веревку. Так обеспечивается фиксирующая, верхняя страховка.

При фиксации двойной веревки делается два узла Гарда (4 карабина). При этом недопустимо перекручивание веревок.

Л.2. Самостраховка Гарда. Применяется на свободно висящей (не натянутой) по склону или в пустоте перильной веревке. Карабины узла пристегиваются к беседке участника (рис.14.п-4).

При подъеме узел расслабляется, и участник выбирает через него веревки. При нагружении узла веревка защемляется, и участник фиксируется на перилах.

ОСОБО ОПАСНЫЕ УЗЛЫ

Узлы, склонные к саморазвязыванию при работе с веревкой. Из, известных в спортивном туризме и альпинизме, узлов можно перечислить следующие:

1.ПРЯМОЙ УЗЕЛ. Склонен к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде ПОЛУТКАЦКОГО узла.

2.ШКОТОВЫЙ И БРАМШКОТОВЫЙ, завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде ПОЛУТКАЦКОГО узла.

Узлы 1-2 склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла веревки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства спуска.

3.БУЛИНЬ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПЕРИЛ. Узел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным ПОЛУТКАЦКИМ, если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др.

4.БУЛИНЬ ГРУДНОЙ ОБВЯЗКИ УЧАСТНИКА. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле. Выворачивание узла, как в ситуации-3.

5.УЗЕЛ СТРЕМЯ, завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается, разматывается с нее при нагружении веревки.

6.ДВОЙНОЙ БУЛИНЬ БЛОКИРОВКИ ЛСС, С РАЗНЕСЕННЫМИ НА ГРУДЬ И НА БЕСЕДКУ, ПЕТЛЯМИ, на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из веревки со скользкой оплеткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди.

7.СХВАТЫВАЮЩИЙ УЗЕЛ ИЗ ДВОЙНОГО РЕПШНУРА. Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной веревке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в том, что этот узел рекомендован как надежный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих туристских рекомендациях и правилах Туристского многоборья. В частности, в методике под редакцией В.Теплоухова, которая признана обязательной для выполнения на соревнованиях по ТМ.



написать администратору сайта