Навигация по странице:
|
картина мира. Вещественноэнергетическая картина мира
Вещественно-энергетическая картина мира.
Мы живем в макромире, т.е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (здания, средства транспорта, мебель, одежда, станки и механизмы и т.д.) и живые (сам человек, животные, растения и т.д.).
Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.
Мы живем на планете Земля, которая входит в солнечную систему. Солнце вместе с миллионами других звезд образует нашу галактику - Млечный путь, а миллионы галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие этих объектов состоит из вещества.
Согласно физической теории «Большого взрыва» наша Вселенная образовалась в результате взрыва сгустка «первоматерии» около 20 миллиардов лет назад. Тогда материя существовала фактически в форме энергии. Затем на протяжении долей секунды начало образовываться вещество в форме элементарных частиц. Постепенно структура вещества стала усложняться, элементарные частицы стали образовывать атомы, а атомы - молекулы. Атомы и молекулы за счет сил гравитационного притяжения образовали сложные структуры мегамира (галактики, звезды, планеты).
Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд, галактик и т.д. При этом на уровне молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой, человеком, обществом и техникой.
Поднятое над поверхностью земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряженный проводник - электрической, ядра атома - атомной.
Механическая энергия падающей воды вращает турбины гидроэлектростанций, тепловая энергия превращается в электрическую на тепловых электростанциях, атомная в электрическую - на атомных станциях. Электрическая энергия передается по проводам и с помощью электродвигателей превращается в механическую энергию (движение поездов, лифтов и т.д.).
Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться еще в античной философии, а с XVIII века формировалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины XX века все большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных систем (биологических, социальных и технических) в рамках биологии и других наук. Однако, не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традиционного вещественно-энергетического подхода.
Информационная картина мира. Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. К концу XX века стала складываться, сначала в рамках кибернетики, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, при этом она не противопоставляется вещественно-энергетической картине мира, но дополняет ее.
Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования.
Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каждой клетке организма и является одним из основных факторов, определяющих его строение.
Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для того чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию). В процессе общения с другими людьми человек передает и принимает информацию. Человек живет в мире информации.
Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.
Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий и т.д.
История человеческого общества - это, в определенном смысле, история накопления и преобразования информации. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми используются языки. Хранение информации осуществляется с помощью книг, а в последнее время все больше с помощью электронных носителей информации.
Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Человеком созданы технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.
Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах.
Информатика - это наука, которая изучает информационные процессы в живой и неживой природе, обществе и технике.
1. Дайте краткую характеристику вещественно-энергетической картины мира.
2. Дайте краткую характеристику информационной картины мира.
Что изучает информатика?
Угринович Н. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для 10-11 классов. Углубленный курс. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000. – 440 с.: ил.
|
|
|