Главная страница
Навигация по странице:

ВОСПОМИНАНИЯ. Воспоминания



Скачать 19.52 Kb.
Название Воспоминания
Анкор ВОСПОМИНАНИЯ.docx
Дата 18.01.2018
Размер 19.52 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ВОСПОМИНАНИЯ.docx
Тип Документы
#15531

ВОСПОМИНАНИЯ

1). Т.М.Макарова

Татьяна Михайловна на десять с лишним лет младше Альберта Владимировича, вспоминает: когда была юной девушкой, ее со сверстницами привлекал образ художника. Буквально, говорит, раскрыв рот, смотрели на проходящего мимо на улице А.В.: «Художник идет, художник идет..!» Жена у него была очень активная, подвижная, успевала во всех делах, путешествовала вместе с ним, к сожалению, рано умерла.

Непосредственно познакомилась Т.М. с Зотиковым в 1999 г., когда он руководил картинной галереей, а она – краеведческим музеем. Альберт Владимирович производил впечатление самодостаточного человека, который четко знал, что ему надо от жизни. Все стремился сделать сам. «Мы, сотрудники музея, его всегда жалели, потому что для музейной работы уже были необходимые экпонаты, ему же приходилось договариваться с художниками о выставках, организовывать доставку картин, а отсюда и находить средства у местной администрации хотя бы за оплату транспорта». Ему же в одиночку приходилось обустраивать здание галереи: оформление фасада, внутренняя отделка, благоустройство прилегающей территории. При этом он никогда не жаловался на трудности, равно как и не хвастался за сделанное. Просто знал, что нужно делать, и – делал. Чтобы привлечь даниловцев к творчеству, он раздобыл муфельные печи для обжига глины и начал обучать желающих работать на гончарном круге и обращаться с глиной. С Татьяной Михайловной приходилось встречаться и на плановых собраниях в Управлении культуры. «На одной из таких планерок Зотиков говорит: «Сидим мы здесь час-два, одни слова только, пора уже работать». Альберт Владимирович никогда ни перед кем не заискивал, строго придерживался своей линии, в то же время оставаясь бесконфликтным человеком. Чтобы вывести его из себя – надо было очень постараться. Она припоминает в данном случае один эпизод, связанный с его уходом с поста руководителя Даниловской художественной галереи. Тогда он забрал свои картины, предварительно подаренные городу, поскольку счел возмутительным факт самовольного распоряжения его работами администрацией города. Подарок городу он не связывал с подарком городской администрации. «Нас тогда этот случай удивил, и мы сначала даже не поняли его правоту». Уважение к нему было несомненное. Он, в свою очередь, ценил работу сотрудников краеведческого музея, всегда с гордостью показывал его своим друзьям. В трудных условиях того времени он не забывал и заниматься творчеством. «Бывало, придет в музей, попросит тот или иной экспонат для натюрморта, - мы относились к нему с безусловным пониманием. Сам по себе он всегда был полон творческих планов. Какой чудный он построил дачный домик, очень оригинально получилось!» С другими художниками он поддерживал ровные отношения, не высказывался о ком-либов негативном ключе, не отстранялся от художественной жизни города. Еще в нем удивляло, что его внешний вид фактически не менялся с годами: «Худощавый, всегда подтянутый и подвижный, полный сил и планов. Ему бы еще можно было пожить…»

2). Белоусова Л. М.

Глава районной администрации А. В. Евтушенко изыскал средства, и в галерее ввели должность экскурсовода с небольшим окладом. Время было тяжелое: очередной кризис, закрывались организации, задерживалась заработная плата, безработица. Дом художественного творчества уже функционировал, когда Анна Вячеславовна Головкина – директор школы искусств (ДХТ считался от школы искусств), принимала меня на работу на должность экскурсовода. В картинной галерее из штата сотрудников был только директор – Зотиков А.В. Провести экскурсии для делегаций приходила архитектор Ирина Николаевна Савинова. Альберт Владимирович встретил меня сначала настороженно, до этого мы с ним не были знакомы. Его можно было понять: у меня не было художественного образования, но было желание работать. Чтобы работать в художественной галерее приходилось читать много литературы, но все же самое главное я получила из уст художника. Пока оформляли выставку, обсуждали с ним каждую работу. Вернее, он рассказывал, а я старалась все запомнить. На открытии выставки общались с художниками. Так и складывался план экскурсий. В открытую Альберт Владимирович меня никогда не проверял, но в первое время веду экскурсию и слышу: на лестнице половица скрипнула, постоит …и пойдет наверх, - значит все правильно говорю. Работали мы вдвоем. Альберт Владимирович занимался организацией выставок. На машине управления культуры съездит за работами, потом вместе с водителем разгружает. Примерно за пару дней все оформлялось. Затем, после открытия выставки, я ходила с рекламками по школам, поскольку в галерее не было даже телефона. Альберт Владимирович знал многих художников: они к нам приезжали из Ярославля, Любима, Пошехонья, Некрасовского и прочих районов. Несколько позже он увлекся глиной, и стал обучать лепке детей, которые приходили из школы искусств. Администрация приобрела печь для обжига. В выходные сам ездил за глиной. Первое время по бездорожью, на велосипеде или на мотоцикле. Я ему советовала попросить машину, но он просить не любил, рассчитывал только на свои силы. Меня всегда удивляла его работоспособность. Трижды в неделю по несколько часов я работала в салоне народного творчества. Альберт Владимирович решил попробовать делать глиняную посуду. Не все сразу получалось. Стоило немного отступить от технологии, и горшок трескался. Но со временем дело двигалось, и его горшочки и крынки пользовались спросом в салоне, да и я сама до сих пор иногда пользуюсь этой посудой. Любое дело А.В.Зотиков старался довести до совершенства. И когда он это делал, его увлекали другие идеи. И Альберт Владимирович занялся оформлением фасада здания галереи. Работа было настолько кропотливой, что приходилось постоянно работать среди пыли и грязи, но его упорству не было предела. Альберт Владимирович работал до поздней ночи. Я же в это время занималась всем остальным. У нас не было ни уборщицы, ни дворника. Все делали сами. Под окном у нас была клумба, хоть даже и из простых цветов: бархатцы, флоксы… Если сама не справляюсь, то Альберт Владимирович обязательно выйдет и поможет. Вместе сажали кусты у здания, окашивали двор и все прочее. Ко мне Альберт Владимирович всегда относился с уважением. Не помню, чтобы мы ссорились за четыре с половиной года совместной работы. Бывало, конечно, придет хмурый, расстроенный. Он молчит, и я молчу. Часа через два заговорит как ни в чем ни бывало, и снова все нормально. Был очень принципиален: если считал, что прав, то ни за что не уступал и на компромиссы не шел, невзирая на должности. Альберт Владимирович боготворил свою дочь Наташу и всегда переживал за нее. Она часто заходила к нему. Разговаривал он с ней с напускной строгостью, хотя сам прямо светился. Иногда заходил и сын Володя за отцовским советом, хотя сам уже тогда был папой. После того как я уволилась в ноябре 2001 года (предложили более оплачиваемую работу), виделись мы редко, скорее даже случайно. Правда лет шесть назад Альберт Владимирович принес мне домой пейзаж с дарственной надписью: «На память о совместной работе в галерее от Зотикова Альберта». Благодаря Альберту Владимировичу и своей работе я обшалась с такими интересными людьми, как Олег Павлович Отрошко, В.А.Ульянов и многими-многими другими. Мне очень жаль, что он так рано ушел из жизни.

3). Запись в журнале

«Зотиков Альберт Владимирович, автор подаренной даниловцам частной коллекции, вернул себе все произведения ввиду того, что администрация и управление культуры считают фонд ДХТ и собрание живописи народного музея своей муниципальной собственностью и распоряжаются по своему желанию. Я считаю, что фонд ДХТ и экспозиция народного музея – неприкосновенный культурный фонд, не подлежит растаскиванию по администрациям. Считаю невозможным больше работать в ДХТ. Зотиков А.В. 10.10.2002»

4). Зотиков о Данилове

«Город Данилов – моя родина. Здесь я родился и живу. Я помню его после войны убогим и грязным, солнечным и радостным, с булыжной мостовой и в асфальте. Сейчас он стал краше, роднее. В свое время я много ездил по России, и всегда моими спутниками были жена, сын и этюдник. Очень дорожу, берегу свои этюды, созданные в различных красивых местах. Но всегда, возвращаясь на свою малую родину – город Данилов и сопоставляя разные уголки большой России, я понимал, что хочу жить только здесь. Желаю всем даниловцам любить свой город, а городу – процветания.»

5). И.Н.Савинова «Хозяин».

Знакомство с Альбертом Владимировичем Зотиковым произошло в 1995 году, когда здание на Володарского пока еще считалось частью школы искусств. На будущий год возникла необходимость определить «хозяина» выставочного зала школы искусств (Домом художественного творчества он станет позже). К этому времени около года в здании занимались группы общеэстетического отделения ДШИ, но второй этаж фактически не использовался. Альберт Владимирович, в свойственной ему манере, сразу взялся за дело. Постепенно он начал подготавливать второй этаж к приему картин из фондов народного музея. После соответствующего документального акта передачи картины из музея переселились в новое здание, которому в 1997 году был присвоен статус «картинной галереи».

Наблюдая, как А.В.Зотиков относится ко всему, к чему прикасается, укреплялась уверенность в непременном возрождении «культурного поля» Даниловского района. Первым делом была сформирована и представлена зрителю выставка работ местных художников как отправная точка для дальнейшего роста. Сколько заботы, любви было вложено в каждый экспонат: начиная с его реставрации и заканчивая выгодным размещением в залах картинной галереи! Я помню, как Альберт Владимирович уделял большое внимание казалось бы сущим мелочам в повседневном труде: это и устройство калибровки для крепления картин, и подклейка обоев, и подготовка к работе муфельной печи, планировка интерьера салона народного творчества на первом этаже, устройство козырьков над входами в картинную галерею и салон, создание горельефов на главном фасаде и металлических решеток с воротами и калитками. И все это выполнялось своими руками! Деяния эти подтвержают несгибаемую волю человека и его веру в торжество красоты и гармонии. Он этим жил, он нес людям красоту и достоинство каждым своим решением. Поражала его уверенность в результате (в частности, оформление главного фасада).

Альберту Владимировичу не нужно было никаких согласований по облику здания. Я, как архитектор, волновалась, памятуя об индивидуальных застройках, инициативы которых не всегда были к месту как в плане подачи архитектурных решений, так и в цветовой гамме. Но А.В.Зотикову можно было верить с самого начала и до конца, потому что хорошо чувствовалось, насколько глубоко он продумывал каждую деталь, доводя все элементы до необходимого сочетания. Я ни разу не видела эскизов по оформлению фасада, оттого было более удивительно делать открытия по мере его изменения, начиная от горельефов в полукруглых нишах до козырька главного входа с металлическим ограждением в виде веточек деревьев и рекламным стендом. Однажды испугала лишь одна деталь – насыщенный терракотовый колер главного фасада, ярко выделяющийся на улице Володарского. Правда изначально Альберту Владимировичу об этом никто не сказал, компромисса он не терпел и был полностью убежден в своей правоте. Хотя время все же сделало свое дело и погасило столь яркий цвет.

Говорят, что А.В.Зотиков был закрытым человеком. Можно отчасти согласиться. Больше подходит понятие – самостоятельный. Ведь что бы он не делал – все умел делать сам. Альберт Владимирович сформировал свой мир и смог щедро поделиться им с людьми. «Хозяин» своей судьбы написал хорошее продолжение для судьбы Рода.
написать администратору сайта