Введение.
Актуальность темы исследования. Инквизиция оставила большой
след в истории человечества. За время ее существования тысячи ничем
неповинных людей подвергались всевозможным изощренным пыткам и
чудовищным смертям. С самого появления, инквизиция обвиняла тех, кто был не согласен с ее доктриной.
Множество людей даже не понимали, в чем заключается обвинение
против них, но во время пыток все-таки признавались инквизитору в колдовстве и ереси. Ведь не случайно, описание шабаша все ведьмы
давали одинаковое. Такая картина связана с тем, что вопросы, задаваемые
инквизиторами, были практически одними и теми же в различных частях
западной Европы. В каких бы регионах вопросы не задавались, ведьмы под
пытками отвечали на них, только подтверждая обвинительные слова
инквизитора.
Таким образом, появились всевозможные мифы и легенды о дьяволе, о
том, как ведьмы посещают шабаш и занимаются там различными
непристойностями, о воровстве детей, оборотничестве и т д. Все это нашло
подтверждение в книге, которую профессор Лозинский назвал «роковой
книгой средневековья»1 - «Молот ведьм». Эта книга, написанная в 1486 году,
позволяет нам увидеть мировоззрение людей того времени, ощутить их
религиозный фанатизм.
«Молот ведьм» подробнейшим образом показывает, кто такие ведьмы и как их распознать, как на них охотиться и добывать из них признания, какие меры наказания применить. Никакая книга про ведьм не стала столь популярной, чем «Молот ведьм». Быстро разлетевшись по Европе, книга стала приговором для тысячи невиновных людей. А самое главное обвинения в сторону женщин-ведьм.
Объектом исследования выступает история создания книги «Молот
ведьм», ее распространение среди народных масс, причины популярности и последствия применения ее в инквизиционных процессах.
Предметом данного исследования является анализ фактического
исторического материала, собранного у различных историков,
занимающихся проблемой книги и инквизиции в целом. Анализ книги
«Молот ведьм» и других подобных ей исторических источников по
ведовству и практических руководств в «охоте на ведьм».
Целью данной работы является исследование книги «Молот ведьм»
как исторического источника по истории инквизиции, причины ее
популярности среди населения, а также показывает огромную роль
личностного фактора в ее написании.
Для достижение указанной цели предполагается следующие задачи:
- рассмотреть историографию по данной проблеме и исторические
документы, собрав воедино как можно больше информации, касающейся
«Молота ведьм», проанализировать ее и сделать соответствующие выводы;
-выделить характерные черты исторического периода написания и
распространения «Молота ведьм», а так же самого автора, Генриха Крамера;
-найти причины и факторы распространения книги;
-рассмотреть последствия выхода «Молота ведьм»
Источниковую базу исследования составили труды средневековых
авторов касающихся темы ведовства, колдовства и инквизиционного
судопроизводства, и буллы изданные Римскими папами. Главным
источником выступает книга двух доминиканских монахов инквизиторов
Генриха Крамера (Инститориса ) и Якова Шпренгера «Молот ведьм», в
котором в полнее подробно раскрываются религиозный фанатизм эпохи.
Использовался «Диалог о ведьмах и колдовстве» написанный Джорджем Гиффордом, в котором показано как дьявол обманным путем вводит в заблуждение ведьм. Анализ данной работы показывает нам на сколько сильным было религиозное суеверия народа в средние века, что в
дальнейшим послужит материалом при анализе структуры «Молота ведьм».
По мимо этого использовалась Булла Иннокентия 8 «Summis desidederantes» которая раскрывает в себе все законные дозволения
которыми были дарованы инквизиторам Германии а в частности Генриху
Крамеру и Якову Шпренгеру. Булла показывает всю полноту власти,
которой наделялись инквизиторы, более того являясь включенной в книгу
«Молот ведьм» она становилась сильнейшим оружием по искоренению
ведьм и ее анализ важен в понимании проблемы «Молота».
Историография вопроса. В истории изучения, книга «Молот ведьм»,
как отдельное произведение не рассматривалась. Большинство авторов
занимающиеся вопросом инквизиции в своих работах затрагивали различные
аспекты книги.
Наиболее тщательное внимание изучению данной книги уделил российский историк, профессор Самуил Горациевич Лозинский, в своей работе «Роковая книга средневековья», которая является предисловием практически ко всем российским публикациям книги «Молот ведьм». В своей работе он дает краткий анализ книги и приходит к выводу, что она являлась «роковой книгой средневековья». Он отмечает, что в ней сконцентрировано все, что могла дать богословская мысль того времени и на момент своего появления вызвала множество восторженных отзывов. Многие историки инквизиции уделяли в своих работах место «Молоту», и двум ее авторам. Так советский историк специалист по истории католичества и инквизиции Иосиф Ромуальдович Григулевич с своей книге «Инквизиция» называет книгу «Кровожадным произведением» и более того, он отмечает, что она является памятником религиозного мракобесья и изуверства, некоторые богословы считают ее кладом знаний по ведовству и колдовству и по сей день.
Орлов Михаил Александрович в своем труде под названием «История
сношений человека с дьяволом» довольно подробно разбирает историю
инквизиции но про молот ведьм не упоминает ничего. Но все же упоминает
авторов книги говоря о них что «инквизиторы Шпренгер и Инститорис
начали без стеснения хозяйничать по всей Германии, возводя на костры
тысячи жертв. В одном лишь крошечном городке Равенсбурге Шпренгер, по
его собственным словам, сжег сорок восемь ведьм».2
Исследователь Николай Владиславович Бессонов в своей работе «Суды
над колдовством — иллюстрированная история» то же рассматривает
различные стороны книги и проделывает большую работу по ее анализу. Он
говорит о книге, что этот «Трактат, понаслышке известный каждому,
действительно трудно переоценить. Едва увидев свет, порождение
суеверного ума обрело неслыханный авторитет. Ссылаясь на его тексты,
судьи многих стран несколько столетий лишали людей жизни и имущества.
Даже когда христиане Западной Европы раскололись на два непримиримых
религиозных лагеря, обе стороны взяли фанатичную книгу себе на вооружение»3. Проделывая психологически анализ личностей авторов книги и самой книги, он делает прекрасный психологический портрет каждого из них.
Еще одним Российским исследователям проблемы инквизиции
является Наталия Будур. Она автор таких книг, как «Повседневная жизнь
инквизиции в средние века», «История инквизиции, или гении и злодеи».Так
Будур в книге «Повседневная жизнь инквизиции в средние века» уделяет
«Молоту» главу, и говорит о нем что эта приобрела огромную известность и
стала авторитетом как для духовных, так и светских судей.
Наряду с Российскими исследователями хотелось бы отметить работы
зарубежных историков касающихся данной проблемы. Роджер Харт в своей работе «История ведовства» отмечал что, «Гонения в Германии начались, примерно, в момент публикации «Молота ведьм».»Таким образом он делает акцент на то, что усиление гонений на ведьм в Германии было связанно с выходом в свет «Молота».
Книга имела название «Маллеус Малефикарум», «Молот
ведьм», подразумевавшее молот для использования против ведьм, и более
чем на 500 страницах современного издания и в самом деле вполне
буквально являла собой молот. Авторы рассматривают книгу с
психологическим подходом, говоря о ней: на самом деле, она представляет из
себя руководство по сексуальной психопатологии и может служить
наглядной иллюстрацией патологической фантазии, вырвавшейся из-под
контроля на волю. В тексте «Молота» присутствуют описания моментов
совокупления с дьяволом, половая связь с инкубами и суккубами, другие
различные формы сексуальной деятельности, которые под воздействием
суеверия и фантазии были приписаны демоническим силам.
1 Лозинский С.Г. Роковая книга Средневековья // Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм /
Перевод с латинского Н. Цветкова. Предисловие С. Лозинского. Саранск, 1991.
2 Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М.: Республика,1992. С. 294
3 Бессонов Н. Суды над колдовством. Иллюстрированная история. М.: Рипол Классик,2002. С. 10-11
|