Навигация по странице:
|
Древнеегипетская космогония. Введение мифы древнего Египта представляют собой исключительный интерес не только для истории египетской религии, они являются необходимым источником для изучения всей культуры Египта.
ВВЕДЕНИЕ
Мифы древнего Египта представляют собой исключительный интерес не только для истории египетской религии, они являются необходимым источником для изучения всей культуры Египта. Работа с мифами крайне важна для понимания духовных представлений и менталитета древних египтян. Безусловная актуальность изучения верований людей в долине Нила в наше время подкрепляется следующим высказыванием авторитетной русской исследовательницы Древнего Египта М.Э.Матье: «Египетские мифы дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений различных времен и народов вообще, и для истории возникновения и развития христианства в частности»1.
Среди дошедших до нас мифов важное место занимают самые разнообразные космогонические и теогонические сказания, в которых повествуется о сотворении мира, богов и людей с точки зрения древних египтян.
По словарю Ожегова, «Космогония (греч. κοσμογονία, от κοσμος – мир, Вселенная, и γονή – рождение) – учение о возникновении или сотворении Вселенной». Теогония (греч. θεογονία, от θεος – бог, и γονή – рождение) – учение о происхождении богов.
Исследование космогонических представлений жителей крупнейших религиозных центров Древнего Египта – Гелиополя, Мемфиса и Гермополя, и является целью данной работы. Тема исследования предполагает следующие задачи, которые, на основании изученных источников и историографии, мне хотелось бы решить:
изучение представлений жителей Гелиополя, Мемфиса и Гермополя о возникновении мира, богов и людей,
анализ данного космогонического эпоса трех этих областей,
сравнение сосуществующих на территории Древнего Египта наиболее распространенных точек зрения на сотворение мира, выявление в них схожести и различий,
освещение проблемы моно- и политеизма в религиозной системе египтян.
В соответствии с поставленными задачами, работа поделена на следующие главы: «Изучение и анализ Гелиопольской, Мемфисской и Гермопольской космогоний» (глава 1), «Сравнение трех важнейших египетских космогоний» (глава 2), «Моно- и политеизм в религии Древнего Египта» (глава 3).
В процессе исследования мной были использованы следующие источники:
«Древнеегипетские мифы» – это обширная работа советского египтолога Милицы Эдвиновны Матье, представляющая собой собрание наиболее полных египетских сказаний, сопровождаемое основательным и глубоким комментарием и дополненное исследовательской статьей автора, чей авторитет признан мировой и отечественной научной общественностьб.
Так называемый «папирус Ани» - фиванская, наиболее полная версия «Книги мертвых», содержит чинопоследования ритуалов над умершим, полна подробнейших сведений о едва ли не самой важной стороне культа и традиций древней цивилизации – загробной жизни человека. В данном издании «Книга Мертвых» представлена в переводе и с комментариями доктора Э.А.У. Баджа, включает также фотографии ценнейшего папируса.
Ритуальные надписи, высеченные внутри египетских пирамид – один из важнейших памятников письменности, религии и культуры страны Нила. Переводы этих текстов, составленные уважаемым русским востоковедом А. Л. Коцейовским и снабженные его подробными комментариями, помещены в книге «Тексты пирамид»; издание также включает ряд статей, посвященных различным аспектам изучения пирамидных текстов. Работа выполнена коллективом авторитетных египтологов: Л.А.Коцейовским, А.С.Четвертухиным, М.Е.Матье, под редакцией А.С.Четвертухина.
«Хрестоматия по истори Древнего Востока», составленная Алексеем Алексеевичем Вигасиным, предназначена для студентов, преподавателей и учащихся школ и колледжей. В ней собраны основные сведения по истории Египта, Месопотамии, Малой Азии, Ирана, Индии, Китая, освещены этапы исторического развития и особенности культуры этих регионов. В книге также приведены фрагменты исторических источников, карты и фотографии.
Историография данной тематики насчитывает множество книг и научных статей, из которых стоит выделить несколько трудов, использованных при написании данной работы:
-
«Египетская религия» английского египтолога Уоллиса Баджа рассказывает читателю об основных воззрениях и верованиях древних египтян, касающихся воскресения и жизни после смерти, и целиком почерпнутых из оригинальных египетских источников, охватывающих несколько тысячелетий, в основном из «Книги Мертвых». Обширный комплекс представлений и традиций, относившихся к загробной жизни, имел огромное значение для каждого египтянина, и обеспечение посмертного бытия являлось едва ли не главнейшей заботой его земного существования, поэтому эту сторону их жизни должно изучить как можно более достоверно.
Профессор религиоведения А.Б.Зубов в статье «Проблема монотеизма и политеизма в религии Древнего Египта», опубликованной в рамках материалов научной конференции на тему «Египет и христианство», организованной РГГУ в 2001 году, кратко и по существу, ссылаясь на первоисточники и предшествующие научные разработки, разбирает вопрос об организации религиозной системы Древнего Египта.
Монография М.А.Коростовцева «Религия Древнего Египта» поистине уникальна по широте охвата материала, это первая полноценная отечественная работа на тему культа древних египтян, включающая не только сведения по всем периодам истории религии Египта, но и фактически все ее формы, от теологических трудов жречества до простонародных суеверий. Должно отметить, что беспристрастному научному подходу академика не препятствует социалистическая направленность некоторых его суждений.
Похожие взгляды во введении к монографии «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта» высказывает соотечественница ученого, маститый египтолог М.Э.Матье, но, несмотря на намерение следовать социалистическому принципу в процессе исследования, выраженное ею в начале работы, во всех ее трудах присутствует ярко выраженная индивидуальность и беспристрастный кропотливый поиск истины. «Избранные труды» представляют собой непредвзятое и глубокое исследование древних текстов: Книги Мертвых, Текстов пирамид, наиболее важных сказаний; труды по осмыслению нескольких заупокойных обрядов, праздника хеб-сед; переводы нескольких центральных мифов и комментарии к ним.
Монография И.П.Вейнберга под названием «Человек в культуре Древнего Ближнего Востока» содержит исследование, дающее достаточно полное представление о культуре, быте, религии, общественных отношениях, менталитете древневосточного человека. Работа охватывает Древний Египет, Месопотамию, Палестину, Сирию, Финикию и другие территории.
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ГЕЛИОПОЛЬСКОЙ, МЕМФИССКОЙ И ГЕРМОПОЛЬСКОЙ КОСМОГОНИЙ.
Как уже говорилось ранее, разнообразные мифы и сказания занимали важное место в жизни каждого египтянина. Во многом именно они формировали его мировосприятие и жизненную позицию: вся его жизнь была построена по определенному порядку, нерушимость которого в большинстве случаев подкреплялась ссылкой на божественную волю. Жители страны Нила существовали не в мире понятий, как древние греки, опиравшиеся на логику, а в мире образов и символов, которые формировали у них достаточно своебразное мироощущение.
Важным компонентом картины бытия для жителя Египта являлись легенды о сотворении и устройстве мира – космогонии. В одном ряду с ними стояли теогонии – легенды о сотворении богов. С позиций холодной логики египетские космогонии кажутся далекими от логической последовательности и полными противоречий: творцами в них выступают то животные или птицы, то боги и богини, то неодушевленые существа; по одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому – оно выходит из лотоса, по третьему – из гусиного яйца; различны и способы творения и творцы. Общим для всех сказаний является только представление о первобытном хаосе, из которого возникали те или иные первобоги и различными путями творили мир. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении множества легенд, скзаний и традиций, оказывается возможным понять прикровенный смысл, заложенный в их многообразии.
Здесь мы рассмотрим и проанализируем позиции трех крупнейших религиозных центров по этому вопросу.
ГЕЛИОПОЛЬ
Гелиополь был древнейшим, и вместе с тем крупнейшим религиозным центром древнего Египта. Необходимо подчеркнуть, что сведения об истории и быте египетских городов, и Гелиополя в частности, весьма скудны. Это объясняется тем, что лишь сооружения религиозного назначения — храмы и гробницы — создавались из камня, на века. Все, что предназначалось для повседневной земной жизни, строилось из кирпича-сырца и дерева — материалов недолговечных, быстро подвергавшихся разрушению; до нашего времени от египетских городов сохранились лишь жалкие остатки. Текстов, повествующих об истории городов, не найдено, информация же античных авторов о городах Египта далека от полноты и точности.
О гелиопольской теогонии и космогонии повествуют и «Тексты пирамид», и «Тексты саркофагов», и «Книга мертвых» – памятники, содержащие древнейшие и ценнейшие сведения по религии Египта. Скорее всего, именно здесь были созданы и разработаны древнейшие египетские теогония и космогония, во многом нашедшие отклик в мифах других религиозных центров. Следы концепции авторитетного гелиопольского жречества обнаружены во множестве текстов, и в первую очередь в «Текстах пирамид», древнейшем сборнике магическо-религиозных формул.
Во времена Древнего Царства город с греческим названием Гелиополь – город солнца, или, на древнеегипетском, Иуну, занимал по значимости первое место после столицы Египта – Фив. Здесь же, по-видимому, зародилось сохранившееся до наших времен почитание или обожествление жука-скарабея, которого считали одним из воплощений древнейшего бога Гелиополя — Атума.
Верховным божеством в Гелиополе был бог Атум: он считался первозданным, нерукотворным, изначальным богом, создавшим самого себя из первоначального океана – Нуна. В «Текстах пирамид» об Атуме говорится так: «Этот царь возник из Нуна, когда не было еще неба, когда не было еще земли, когда еще ничего не существовало» (Pyr., § 1040a–с).
Так как космогонии были фантастическим отражением реального бытия, важным их элементом было отождествление первого и главенствующего бога Атума, подателя жизни, с первым холмом, возникшим из первобытного океана. Это можно обосновать тем, что египтяне жили в стране, которая испокон веков во время ежегодных разливов Нила затапливалась им и превращалась в нечто вроде моря, лишь окончании периода разлива из воды появлялась земля, покрытая животворным илом, и можно было начинать сев. В «Текстах пирамид» (Pyr., § 1587a–d) говорится: «Привет тебе, Атум, привет тебе, Хепри, который возник сам! Ты поднялся в твоем имени «холм», ты возник в твоем имени Хепри». Отсюда первозданный холм — начало сотворения мира из безбрежного мирового океана Нуна, первая пригодная для жизни часть мира, важнейший элемент космогонии.
«Египтяне явно связывали эти два явления – возникновение мира и разливы Нила, о чем ярко свидетельствует иероглифический текст в Луксорском храме, датированный третьим годом царствования фараона Осоркона III. Там сказано: «Вода Нуна поднялась […] всю эту страну и достигла обоих утесов пустыни, как при создании мира»2.
В глубокой древности бог-творец Атум был объединен с богом солнца Ра и Хепри (один из вариантов перевода его имени «возникший сам по себе, самосущий»), уже в «Текстах пирамид» читаем: «Они дают тебе, Ра, возникнуть как Ра в твоем имени Хепри, ты поднимаешься к ним как Ра, ты отворачиваешься от их лика как Ра в твоем имени Атум».
Далее, в главе «Моно- и политеизм в религии Древнего Египта», мы еще попытаемся ответить на вопрос, каким образом в результате слияния солярного божества, бога Хепри и верховного демиурга, главы гелиопольской эннеады могло возникнуть триединое божество Хепри-Ра-Атум. Можно только констатировать, что культ бога солнца Ра стал господствующим не только в Гелиополе, но и наложил отпечаток на всю египетскую религию в целом.
Процесс творения Вселенной, по расшифрованному Милицей Матье мифу «Книга познания творений Ра», выглядит так:
«Говорит владыка вселенной после того, как он воссуществовал: "Я тот, кто воссуществовал как Хепри.
Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст.
Не существовало еще небо и не существовала земля. Я сотворил их там из Нуна, из небытия.
И я задумал в моем собственном сердце, и воссуществовали многочисленные существования от существ в образах рождений и в образах их рождений.
И я выплюнул Шу, я изрыгнул Тефнут. И мой отец Нун сказал: "Да возрастут они!" И мое Око было для них защитой вечно, когда они удалялись от меня»3.
Итак, появление из хаоса великого «создавшего самого себя» бога Атума было началом мироздания. Затем он породил первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут: Шу – бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, Тефнут – женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут: Геб – антропоморфный образ земли, Нут – неба. Шу разъединил их — Геба оставил в горизонтальном положении внизу, а Нут поднял вверх. Изогнувшись, она осталась лежать на поднятых вверх руках Шу, упираясь руками и ногами в Геба.
Нут — самая колоритная фигура из названных четырех божеств. В Египте существовало несколько вариаций мифологического образа неба:
– антропоморфная богиня (в другом варианте – корова), живот которой представляет собой небо, усеянное звездами;
– небесный океан, по которому на двух ладьях (одна дневная, другая ночная) плывет Ра;
– медная крыша мира.
От Нут и Геба произошли еще две противопоставляющиеся друг другу пары: Осирис – бог-правитель загробного мира со своей женой Исидой, хитрой и искусной во всякой магии, а также Сет, который с течением времени начал враждовать со своим братом, и жена Сета Нефтида.
Итак, Атум, его Око (любимая дочь бога, по некоторым источникам олицетворение солнца) и его дети и внуки составляют так называемую «гелиопольскую эннеаду», совокупность девяти первых и главных божеств. Остальные боги либо созданы творцом позже: пример – луна, называемая в «Текстах пирамид» глазом верховного бога: «…левый же глаз твой прогнал тьму ночную»4; либо произошли от эннеады – так, в «Текстах пирамид» (Pyr., § 1209) бог солнца Ра упоминается в качестве «золотого теленка», рожденного богиней неба Нут, имевшей облик коровы.
Это кажется странным, но создание людей видимо не слишком занимало умы древних теологов, так как этому вопросу в мифологии уделяется неожиданно мало внимания. В папирусе Бремнер-Ринд (27.3) о них сказано вскользь, как бы мимоходом: «бог Ра говорит: «Я оросил их слезами, и воссуществовали люди, вышедшие из моего Ока»5. Отсюда люди — это слезы бога Ра, и существуют уже в самом начале творения, хронологически даже раньше богов.
Религиозная концепция Гелиополя была засвидетельствована в древних источниках и оказала огромное влияние на теологическую мысль других крупных религиозных центров, в том числе Мемфиса и Гермополя.
МЕМФИС
В эпоху Древнего Царства Мемфис был резиденцией фараонов и на протяжении всей истории Египта оставался одним из самых крупных городов и влиятельным центром религиозной мысли. Мемфис значительно более молодой город, чем древний Гелиополь. Как и в Гелиополе, в Мемфисе чтили многих богов: на обратной стороне папируса Салье IV в обращении к мемфисским богам перечислены: «восемь ипостасей главного бога города – Пта, три ипостаси богини Сехмет, жены Пта, две ипостаси Амона, а также Ра, Хатхор, Анубис, Осирис, Сопду, богини Семат и Шесмет, гелиопольская энеада, мемфисская энеада, богиня Таурт, бог Себек, сирийские боги Баал и Баал-Зефон, богини Кадеш и Анат»6.
Мемфисское жречество создало свои теогонию и космогонию, которые содержатся в так называемом «Памятнике Мемфисской теологии». Возникновение этого текста относится, вероятнее всего, ко времени IV — V династий, т.е. к моменту наибольшего влияния гелиопольских взглядов. В это время Мемфис был еще молодым городом по сравнению с другими культовыми центрами Египта, и его религиозные традиции не могли быть столь же устойчивыми и авторитетными.
Несмотря на то, что Мемфис на тот момент был столицей государства и резиденцией фараонов, под эгидой которых должна была сложиться и укрепиться религиозная концепция, она не смогла избегнуть мощного влияния более древних традиций других центров. Это влияние ярко проявилось в «Памятнике мемфисской теологии».
В Мемфисе главным богом, творцом всех богов и мира, считался бог Пта, один из важнейших в египетской религии. Следует отметить, что в «Текстах пирамид», как и в мастаба времен Древнего царства Пта упоминается очень редко, вскользь, и это несмотря на то что в это время он был главным богом тогдашней царской резиденции. Малочисленны упоминания о Пта и в последующую эпоху, в «Текстах саркофагов». Зато в текстах времени Нового царства бог Пта упоминается очень часто.
В «Памятнике Мемфисской теологии» наряду с Пта встречается редко упоминаемый бог Татенен, имя которого означает «поднимающаяся земля» (по сути, «первозданный холм», точно как Атум в Гелиополе). В дальнейшем эти божества были сопоставлены и слиты в одно — Пта-Татенен, и это наводит на мысль, что «Татетен» – лишь один из эпитетов бога, определение некой его ипостаси.
Согласно концепции «Памятника Мемфисской теологии», бог Пта является верховным всеобъемлющим божеством, создателем вселенной и богов. Хотя создатели папируса не проповедовали бескомпромиссного монотеизма — наличие верховного бога Пта не исключало существования других божеств – но Пта был их создателем, творцом всего, что существует. Как демиург, он отличался особым методом творчества: орудием его было слово. «Сердце – «седалище мысли», порождало творческую мысль, а реализовалась она вовне, претворяясь в объективную действительность лишь после того, как божественный замысел был произнесен божественными устами»7.
Русский египтолог и востоковед М.Э.Матье перевела мемфисское сказание о рождении Вселенной следующим образом:8
Случилось, что сердце и язык получили власть над (всеми остальными) членами, ибо они познали, что он (Пта) в каждом теле, в каждом рту всех богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, какими желает.
Его Девятка богов пред ним в виде зубов и губ. Девятка создала зрение, слух ушей, дыхание носа, чтобы они осведомляли сердце. Ибо это именно оно дает выходить всякому знанию, а язык повторяет все задуманное сердцем.
И были так созданы этим словом духи Ка и определены духи Хемсут, которые творят всю пищу и всю еду.
И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей.
И случилось, что было сказано о Пта: "Тот, который создал Атума и произвел богов". Это Татетен создал богов.
Вышли из него все вещи: пища и еда, пища богов и все другие прекрасные вещи.
И так было найдено и признано, что его сила больше, чем всех других богов.
И был Пта доволен после того, как он создал все вещи и все божьи слова.
Подобное учение о силе творческого слова отнюдь не является исключительным, в поздней редакции гелиопольской космогонии (IV в. до н.э.) содержатся слова, имеющие явное созвучие с развитой в «Памятнике» идеей силы божественного слова: «Многие существа вышли из уст моих».
Подчеркиваем, что для египетской магии (как, впрочем, и для магии многих других стран и народов) в принципе характерна вера во всемогущество слова. Достаточно вспомнить хотя бы в высшей степени трепетное отношение египтян к истинному имени человека, которое, из опасения, что это знание будет использовано во вред его хозяину, чаще всего скрывалось. И если человек, обладавший магической силой, мог заклинать и подчинять себе природные стихии, лечить болезни и насылать проклятия, то магические возможности верховного бога, естественно, были неограниченны. Философское учение мемфисских жрецов о созидательной силе слова Пта имеет своим основанием безоговорочную веру египтян во всемогущество слова, иначе говоря, бог Пта, создавая других богов и мир, священнодействовал согласно одному из основных принципов магии.
Итак, согласно мемфисской теологии, творческое слово божества — источник бытия, источник всего сущего на земле.
ГЕРМОПОЛЬ
Древний Гермополь расположен в Среднем Египте. Современное арабское название Эль-Ашмунейн происходит от коптского Шмун, восходящего к египетскому Хмун — «восемь», что обозначает восьмерку местных богов, или огдоаду. Греки называли этот город Гермополем, так как отождествляли главного бога города — бога Тота — со своим Гермесом.
Из-за отсутствия информации в источниках до сих пор не представляется возможным установить, каким образом бог Тот стал верховным богом в Гермополе. Видимо, это произошло довольно поздно, во всяком случае в птолемеевские времена о боге Тоте уже вполне определенно говорится как о демиурге и победителе сил мрака, однако в более ранних «Текстах пирамид» Тот проходит как бог луны. В этом качестве с ним связывалось представление о времени (фазы луны), счете, знании письма и всех наук, в первую очередь магии, кроме того он считался покровителем профессиональных писцов. На виньетках «Книги мертвых» Тот фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, он активно участвует в вынесении окончательного приговора душе умершего, сердце и дела которого взвешиваются на весах. Отсюда Тот — «владыка Истины», судья в мире богов. По характеристике основоположника русской школы египтологии Б.Тураева, он был у египтян «идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения»9.
Как подметил Б.Тураев, «у большинства египетских божеств женские дополнения были искусственны и бесцветны». Но в качестве супруги Тота чаще всего фигурируют вполне самостоятельные божества: богиня письма Сешат, затем богиня истины Маат; причиной сочетания их в пару с богом наук, по всей вероятности, является схожесть сфер деятельности.
В общем и целом, Тот был весьма популярной фигурой египетского пантеона на всей территории Египта во все времена. Помимо Гермополя культ Тота существовал в Фивах, Абидосе, Гераклеополе, Фаюме, Танисе, Бубасте, Эдфу, Дендере, Мемфисе, на Синае, в Нубии и других городах.
Религиозная система Гермополя известна в основном по текстам позднего времени, в значительной мере происходящим не из самого Гермополя, а из других религиозных центров. Знаменательно, что свое название «Восемь» город получил в честь восьмерки(огдоады) богов, состоящей из четырех пар божеств, в число которых бог Тот не входил. Этими четырьмя парами божеств были представлены стихии, из которых возник организованный мир: Нун и Наунет — первобытный океан, Хух и Хаухет — бесконечность пространства, Кук и Каукет — мрак, Амон и Амаунет — невидимое. Можно сказать, что эти четыре пары достаточно абстрактных божеств были в большей мере символами, обозначавшими четыре начала, чем божествами, их олицетворявшими.
Необходимо подчеркнуть, что Нун и Наунет — символы первобытного океана – входят и в цикл мемфисских божеств, а Нун фигурирует как первобытный океан и в гелиопольском учении о создании богов и мира. К сожалению, по причине скудости источников и неопределенности содержащейся в них информации трудно сказать, кто у кого заимствовал имена божеств, и каковы были взаимоотношения между огдоадой и Тотом. Мы можем только отметить, что между огдоадой Гермополя и Тотом нет такой органической и тесной связи, как между Ра и гелиопольской эннеадой.
На данный момент не ясен ни самый процесс теогонии и космогонии, по Гермопольской версии, ни роль, какую в этом процессе играла огдоада. По совокупности имеющихся данных можно лишь сказать, что главными вехами в гермопольской теогонии и космогонии были:
во-первых, появление из первобытного океана первозданного холма на месте Гермополя;
во-вторых, возникновение на холме чудесного лотоса;
в-третьих, рождение из этого лотоса солнечного бога-ребенка с пальцем у рта. Этим последним актом завершается сотворение мира; бог-ребенок порождает других богов и людей, причем о людях говорится, что они появились из глаз бога (тут уместно провести аналогию с гермопольской версией – появлением людей из слез бога солнца Ра).
Существовала и другая гермопольская версия космогонии и теогонии, но информация о ней скудна и противоречива. Суть ее заключается в следующем: в начале времен на гермопольском первохолме Великий Гоготун (не лишним будет указать, что по Фиванской теории образ гуся соотносится с богом-творцом Амоном) снес божественное яйцо, из которого произошел бог Ра, сотворивший затем других богов. Но к сожалению, эта версия недостаточно полно разработана для того чтобы на нее можно было опираться при воссоздании египетской картины рождения мира.
|
|
|