Занятие 1. Особенности воспитания и развития детей
первого полугодия первого года жизни
Вопросы для обсуждения:
Пренатальный и перинатальный период, внутриутробное развитие плода.
Поведение женщины во время беременности.
Период новорожденности. Особенности физического и нервно-психического развития детей в период новорожденности.
Особенности физического и нервно-психического развития детей первого полугодия первого года жизни.
Учебно-исследовательские задания:
Подготовить рефераты на тему: «Пренатальная и перинатальная педагогика», «Эмоциональное общение детей со взрослым как условие развитие ребенка от рождения до полугода», «Особенности ухода за новорожденным ребенком первого года жизни». 10 б.
Подготовить таблицу: «Особенности физического и нервно-психического развития детей до полугода». Показать в ней динамику развития детей. (Презентация) 5 б.
-
Изучить предложенную литературу, сделать выписки.
Литература
Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.
Голубева Л. Особенности физического развития детей первого года // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 4.
Волосова Е. Что означает первая улыбка у младенца // Дошкольное воспитание.-1992.-№ 9,10.
Волосова Е. Что может малыш на первом году жизни // Дошкольное воспитание.- 1989.-№5.
Мещерякова С. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание.-2003.-№8.
Мартынов С. Чтобы ребенок родился здоровым // Дошкольное воспитание.-1996.-№7.
Чечерина Н. Пренатальная педагогика // Дошкольное воспиание.-2003.-№2.
Фрухт Э., Теплюк С. Ребенок от трех до шести месяцев // Дошкольное вопитание.-2003.-№7.№10.
Волосова Е. Эмоциональная жизнь младенца // Дошкольное воспитание.-1990.-№.7.
Пилюгина Э. Воспитание от 2,5-3 до 5-6 месяцев // Дошкольное воспитание.-1990.-№ 11.
Тарнавский Ю. Начинать надо с младенчества // Дошкольное воспитание.-1989.-№ 7.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1985.
Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981.
Чечерина Н. Музыка в жизни младенца // Дошкольное воспитание.-1990.-№12.
Мещерякова С. Младенец: становление основ личности // Дошкольное воспитание.-1990.-№11.
Разенкова Ю., Выродова И. Игры-занятия с детьми в возрасте от трех до шести месяцев // Дошкольное воспитание.-2004.-№3.
Фьюэлл Р.Р., Вэдзи Н.Ф. Обучение через игру // Дошкольное воспитание.-2003.-№6; 2004.-№ 1,2.
Разенкова Ю., Выродова И. Игры-занятия с детьми в возрасте от одного до трех месяцев // Дошкольное воспитание.-2003.-№8.
Теплюк С.Н. Развитие детей первого года жизни.- М., 2005.
Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк.учреждений/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - М., 2007.
Занятие 2. Особенности физического нервно-психического развития детей второго полугодия первого года жизни
Особенности физического нервно-психического развития детей второго полугодия первого года жизни.
Формирование у детей потребности общения со взрослыми.
Методические приемы развития речи детей на первом году жизни.
Методика развития движений детей на первом году жизни.
Развитие предметной деятельности. Игры-занятия с дидактическими игрушками.
Учебно-исследовательские задания:
Подготовить реферат на тему: «Ситуативно-деловое общение детей со взрослым как условие развитие ребенка от полугода до года», «Особенности ухода за ребенком второго полугодия первого года жизни», «Развитие мелкой моторики на первом году жизни». 10 б.
Подготовить таблицу: «Особенности физического и нервно-психического развития детей второго полугодия первого года жизни». Показать в ней динамику развития детей. (Презентация). 5 б
Изучить предложенную литературу, сделать выписки.
Составьте перечень пособий и игрушек для детей второго полугодия первого года жизни, представить их в презентации. 5 б.
Подготовиться к дискуссии: «Можно ли избаловать младенца?» (Мещерякова С. Можно ли избаловать младенца? // Дошкольное воспитание.-2001.-№11).
Литература
Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.
Голубева Л. Особенности физического развития детей первого года // Дошкольное воспитание.-2003.-№ 4.
Волосова Е. Что означает первая улыбка у младенца // Дошкольное воспитание.-1992.-№ 9,10.
Волосова Е. Что может малыш на первом году жизни // Дошкольное воспитание.- 1989.-№5.
Мещерякова С. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание.-2003.-№8.
Мартынов С. Чтобы ребенок родился здоровым // Дошкольное воспитание.-1996.-№7.
Чечерина Н. Пренатальная педагогика // Дошкольное воспиание.-2003.-№2.
Фрухт Э., Теплюк С. Ребенок от трех до шести месяцев // Дошкольное вопитание.-2003.-№7.№10.
Волосова Е. Эмоциональная жизнь младенца // Дошкольное воспитание.-1990.-№.7.
Пилюгина Э. Воспитание от 2,5-3 до 5-6 месяцев // Дошкольное воспитание.-1990.-№ 11.
Тарнавский Ю. Начинать надо с младенчества // Дошкольное воспитание.-1989.-№ 7.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1985.
Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981.
Чечерина Н. Музыка в жизни младенца // Дошкольное воспитание.-1990.-№12.
Мещерякова С. Младенец: становление основ личности // Дошкольное воспитание.-1990.-№11.
Разенкова Ю., Выродова И. Игры-занятия с детьми в возрасте от трех до шести месяцев // Дошкольное воспитание.-2004.-№3.
Фьюэлл Р.Р., Вэдзи Н.Ф. Обучение через игру // Дошкольное воспитание.-2003.-№6; 2004.-№ 1,2.
Разенкова Ю., Выродова И. Игры-занятия с детьми в возрасте от одного до трех месяцев // Дошкольное воспитание.-2003.-№8.
Теплюк С.Н. Развитие детей первого года жизни.- М., 2005.
Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк.учреждений/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - М., 2007.
Занятие 3. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни
Вопросы для обсуждения:
Особенности физического и нервно-психического развития детей второго года жизни.
Задачи развития ребенка на втором году жизни.
Методика развития речи ребенка второго года жизни.
Развитие способов действий с предметами на втором году жизни.
Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей второго года жизни.
Особенности проведения занятий с детьми второго года жизни в детском саду.
Учебно-исследовательские задания:
Изучить и законспектировать предложенную литературу.
Разработать рекомендации для родителей по воспитанию детей второго года жизни. 5 б.
Составить конспекты занятий с детьми 2 года жизни.5б. Подготовиться к анализу конспектов.
План анализа занятия:
особенности структуры занятий;
образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые решал педагог в процессе занятий;
методы, используемые воспитателем для активизации умственной деятельности детей;
виды деятельности, включенные в занятие;
реализация принципов личностно-ориентированной модели в процессе взаимодействия воспитателя и детей в процессе обучения;
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
проявления индивидуальности педагога в процессе работы с детьми на занятии.
Показатели организации самостоятельной деятельности детей:
- преобладающее настроение детей в группе;
умение самостоятельно выбрать себе игру;
уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность;
взаимоотношения ребенка с окружающими взрослыми и другими детьми;
чистота и характер речевых реакций ребенка.
Анализ проводится как по отношению к отдельным детям, так и ко всей группе.
Показатели правильно организованной самостоятельной деятельности детей:
хорошее настроение детей;
разнообразное использование освоенных навыков;
положительные взаимоотношения друг с другом;
частые обращения ребенка к воспитателю по поводу игры;
-
достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, которые сопровождают самостоятельную деятельность ребенка
5. Составить рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей второго года жизни. 5 б
Литература
Галигузова Л. Как общаться с ребенком // Дошкольное воспитание.-2006.-№1.
Авдеева Н. Развитие личности в раннем детстве // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.
Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание.-2006.-№4.
Павлова Л. Второй год жизни // Дошкольное воспитание.-2004.-№1,3,4,5,6,10.
Новоселова С.Л. Игры-занятия с предметами, орудиями для детей второго года жизни // Дошкольное воспитание.-2004.-№8.
Мещерякова С., Авдеева М. С чего начинается личность? // Дошкольное воспитание.-2004.-№8.
Жукова О.С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста // Дошкольное воспитание.-2004.-№3.
Преснякова Л. Двигательная активность детей раннего возраста // Дошкольное воспитание.-1990.-№8.
Болдырева Т. Ознакомление детей раннего возраста с природой // Дошкольное воспитание.-1991.-№5.
Михайленко Н., Короткова Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте // Дошкольное воспитание.-1989.-№5.
Галигузова Л. Ранний возраст: Развитие процессуальной игры// Дошкольное воспитание .-1993.-№4.
Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре раннего возраста // Вопросы психологии .-1993.- №2.
Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни// Дошкольное воспитание.-1993.-№6.
Палагина Н. Третий год жизни: развитие игры // Дошкольное воспитание.-1990.- №3.
Павлова Л. О познавательном развитии детей двух-трех лет// Дошкольное воспитание.-1993.-№3.
Павлова Л. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии // Дошкольное воспитание.-2002.-№4.
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление // Дошкольное воспитание.-2002.-№8.
Павлова Л. О современных проблемах раннего детства // Дошкольное воспитание.-2003.-№8.
Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1985.
Воспитание и обучение детей раннего возраста/ Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986.
Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание.-2002.-№8.
Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста// Дошкольное воспитание.-2006.-№6.
Радуга: Руководство для воспитателей детских садов, работающих с детьми двух-трех лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1991.
Истоки: Базисная программ развития ребенка-дошкольника/ Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н.Давидчук и др.-М.,2000.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М.,1996.
Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание.-1991.-№ 2,3,6,7.
Пилюгина Э.Г. Трехлетний подросток // Педагогический вестник.- 1995.- №7 (ноябрь).
Педагогика раннего детства / Под ред. Э.Г.Пилюгиной.- М., 1992.
Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк.учреждений/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - М., 2007.
Занятие 4. Особенности воспитания и развития детей третьего года жизни
Вопросы для обсуждения:
Особенности физического и нервно-психического развития детей третьего года жизни.
Задачи развития ребенка третьего года жизни.
Методика развития речи ребенка третьего года жизни.
Развитие способов действий с предметами на третьем году жизни.
Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей третьего года жизни.
Особенности проведения занятий с детьми третьего года жизни в детском саду
Взаимосвязь занятий и самостоятельной деятельности детей.
Учебно-исследовательские задания:
1.Изучить, законспектировать предложенную литературу выступить с сообщениями. 3 б.
2.Разработать рекомендации для родителей по воспитанию детей третьего года жизни. 5 б.
3.Составить конспекты занятий и руководства самостоятельной предметно-игровой деятельностью детей раннего возраста. 5 б.
4.Подготовиться к анализу конспектов 4 б..
5.Подобрать фольклорный материал для эмоционального и речевого развития детей. Обосновать воспитательное и развивающее влияние народных игр, песенок и потешек на ребенка. 5б.
6.Подготовить сообщение по книгам: Лупан С. Поверь в свое дитя.- М., 1993; Ибуки М. После трех уже поздно.- М.: Знание, 1991. (Нар.ун-т. Пед.фак. -№4) 5 б.
Литература
Галигузова Л. Как общаться с ребенком // Дошкольное воспитание.-2006.-№1.
Авдеева Н. Развитие личности в раннем детстве // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.
Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание.-2006.-№4.
Мещерякова С., Авдеева М. С чего начинается личность? // Дошкольное воспитание.-2004.-№8.
Жукова О.С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста // Дошкольное воспитание.-2004.-№3.
Преснякова Л. Двигательная активность детей раннего возраста // Дошкольное воспитание.-1990.-№8.
Болдырева Т. Ознакомление детей раннего возраста с природой // Дошкольное воспитание.-1991.-№5.
Михайленко Н., Короткова Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте // Дошкольное воспитание.-1989.-№5.
Павлова Л. О познавательном развитии детей двух-трех лет// Дошкольное воспитание.-1993.-№3.
Павлова Л. О современных проблемах раннего детства // Дошкольное воспитание.-2003.-№8.
Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1985.
Воспитание и обучение детей раннего возраста/ Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986.
Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание.-2002.-№8.
Харитонова Н. Профилактика психо-эмоционального напряжения детей раннего возраста// Дошкольное воспитание.-2006.-№6.
Радуга: Руководство для воспитателей детских садов, работающих с детьми двух-трех лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1991.
Истоки: Базисная программ развития ребенка-дошкольника/ Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н.Давидчук и др.-М.,2000.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М.,1996.
Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание.-1991.-№ 2,3,6,7.
Пилюгина Э.Г. Трехлетний подросток // Педагогический вестник.- 1995.- №7 (ноябрь).
Педагогика раннего детства / Под ред. Э.Г.Пилюгиной.- М., 1992.
Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк.учреждений/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. - М., 2007.
Занятие 5-6. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста
Режим дня как основа организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении
Вопросы для обсуждения:
Естественно-научные основы режима детской жизни.
Психолого-педагогическое значение режима дня.
Принципы построения режима дня.
Особенности организации режима дня в группах раннего возраста.
Учебно-исследовательские задания:
Доказать, что правильно организованный режим дня является средством предупреждения утомления детей раннего возраста.
-
Обосновать режим дня с точки зрения ритмичности природных явлений (смена дня и ночи, сезонов); ритмичностью деятельности организма (дыхание, сердечные сокращения, работа пищеварительного тракта, чередования сна и бодрствования).
Разделиться на подгруппы: 1) составить конспекты прогулки в группе раннего возраста; 2) подготовить фрагмент руководства воспитателя режимным моментом (на выбор).
Литература
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М.,1996.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М.,1981.
Пилюгина Э. Что делать, если малыш проснулся раньше времени? //Дошкольное воспитание. – 1992.- №1, 2.
Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М., 1987.
Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 1983.- Ч.1.- С.82-101.
Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми.- М., 1989.
Бревде Г. Как «устроить» прогулку // Детский сад со всех сторон.- 2002.-№41.
Формирование культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста
Вопросы для обсуждения:
Понятие «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования.
Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего и дошкольного возраста.
Условия и методика формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах.
Учебно-исследовательские задания:
Составить таблицу: Сравнительный анализ программ воспитания и обучения детей раннего возраста, методических материалов по разделу: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Доказать, почему в словосочетании «культурно-гигиенический навык» соединены два понятия. На примере какого-либо навыка выделите содержание, которое характеризует непосредственно гигиеническую сторону процедуры и то, что характеризует культуру ребенка.
Литература
Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.-М., 1987.
Буре Р.С. С утра до вечера // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988.
Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. – М., 1980.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
Пусть ребенок растет здоровым / Под ред. Л.Ф.Островской.– М., 1979.
Студенкин М.Я. Книга о здоровье детей. – М., 1983.
Истоки: Базисная программ развития ребенка-дошкольника/ Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н.Давидчук и др.-М.,2000.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.-СПб.,1997.
Развитие / Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, Н.С.Варенцова и др.-М.,1995.
Радуга: Программа воспитания и обучения детей от трех до семи лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1997.
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.-М.,1984.
Методические рекомендации к программам.
Занятие 7. Развитие сюжетно-дидактической игры в раннем возрасте
Значение игры в развитии ребенка раннего возраста.
Этапы развития игры в раннем возрасте.
Характеристика ознакомительного этапа игры.
Характеристика отобразительного этапа игры.
Характеристика сюжетно-отобразительной игры. Структура игры.
Комплексное руководство сюжетно-отобразительной игрой.
Основное содержание игры и руководство игрой на первом году жизни.
Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на втором году жизни (1год - 1год 6 мес, от 1 года 6 мес. – до 2 лет)
Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на третьем году жизни.
Характеристика игровой среды в группах раннего возраста.
Игровые проблемные ситуации как компонент развития игровой деятельности у детей.
Учебно-исследовательские задания:
Приготовить презентацию и составить перечень развивающих пособий игрушек для детей на этапе развития в период первого года жизни. 5б.
Подготовить презентацию перечень игрушек для детей второго года жизни. 5б
Подготовить презентацию перечень развивающих пособий и игрушек для детей третьего года жизни года жизни. 5б
Приготовить сообщения по обозначенным вопросам. 5 б.
Литература
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя детского сада. – М., 1988.
Новоселова С.Л. Игры-занятия с предметами, орудиями для детей второго года жизни // Дошкольное воспитание.-2004.-№8.
Жукова О.С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста // Дошкольное воспитание.-2004.-№3.
Михайленко Н., Короткова Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте // Дошкольное воспитание.-1989.-№5.
Галигузова Л. Ранний возраст: Развитие процессуальной игры// Дошкольное воспитание .-1993.-№4.
Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре раннего возраста // Вопросы психологии .-1993.- №2.
Палагина Н. Развитие воображения у детей второго года жизни// Дошкольное воспитание.-1993.-№6.
Палагина Н. Третий год жизни: развитие игры // Дошкольное воспитание.-1990.- №3.
Павлова Л. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии // Дошкольное воспитание.-2002.-№4.
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление // Дошкольное воспитание.-2002.-№8.
Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1985.
Воспитание и обучение детей раннего возраста/ Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986.
Радуга: Руководство для воспитателей детских садов, работающих с детьми двух-трех лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1991.
Занятие 8. Сенсорное развитие детей раннего возраста
Вопросы для обсуждения:
Понятие сенсорного воспитания.
Принципы сенсорного воспитания детей.
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста.
Особенности методики проведения игр и упражнений с детьми раннего возраста по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
Учебно-исследовательские задания:
Подготовить сообщения по обозначенным вопросам.
Приготовить игры и игровое оборудование для проведения игр.
Провести игры рекомендованные в методической литературе по развитию сенсорики ребенка раннего возраста.
Литература
Пилюгина Э.Г. занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада – М., 1983
Павлова Л. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии // Дошкольное воспитание.-2002.-№4.
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление // Дошкольное воспитание.-2002.-№8.
Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1985.
Воспитание и обучение детей раннего возраста/ Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986.
Занятие 9 - 10. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Вопросы для обсуждения:
1.Определение понятия «адаптация».
2.Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.
3.Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении:
А.приемы, обеспечивающие привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения;
В.общие медицинские и педагогические рекомендации по пребыванию ребенка в первые дни в ДОУ;
С. особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни.
4.Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
5. Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.
Учебно-исследовательские задания:
Подготовить перспективный план сотрудничества с родителями по подготовке ребенка к ДОУ.
Подготовить сценарий проведения режимного момента – прием детей в период адаптации к ДОУ.
Выявить причины возникновения тяжелой степени адаптации.
Подготовить консультацию для родителей «Подготовка детей к условиям детского сада».
Анализ педагогических ситуаций по плану:
показать особенности поведения каждого участника ситуации;
определить чувства и эмоциональное состояние детей и взрослых;
выявить мотивы поведения родителей, воспитателей, детей;
определить какие потребности были нарушены;
показать возможные пути решения конкретной ситуации.
Литература
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981.
Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М., 1983.
Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание.- 1980.-№6.
Желеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание.- 1982.-№6.
Николаева Е.И. Размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика.-2004.-№1.
Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006.-№1.
Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание.- 2006.-№3,4.
Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание.- 1993.-№8.
Теплюк С. Как подготовить ребенка к детскому саду // Дошкольное воспитание.- 1991.-№8.
Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание.- 1990.-№9.
Волкова Е. Поступаем в детский сад // Педагогический вестник.- 1995.-№2 (август).
Социальная адаптация детей к дошкольным учреждениям / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М., 1980.
Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.- М., 2004.
К детскому саду готовы? // Счастливые родители.- 2002.- №8.
Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации. – Краснознаменск, 2004.
Занятие 11-12. Диагностика психического развития
детей раннего возраста
Вопросы для обсуждения:
Необходимость организации комплексного контроля за развитием детей в раннем детстве (оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения).
Показатели, используемые для оценки поведения детей раннего возраста (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности и черты личности):
Настроение:
-
бодрое (положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими);
спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе);
раздражительное (неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения – озлобленность, крик);
подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может тихо плакать, долго);
неустойчивое (весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому).
Сон:
засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);
характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с дополнительными воздействиями);
длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).
Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).
Индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
Диагностика актуального уровня развития детей раннего возраста и зоны ближайшего развития.
Контроль за развитием детей первого года жизни.
Контроль за развитием детей второго и третьего года жизни.
Учебно-исследовательские задания:
Оценить развитие детей на основе характеристик, предложенных преподавателем.
Определить возраст детей на фотографиях.
Подобрать игрушки для диагностики развития детей.
Проанализировать показатели качественной и количественной оценки психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанные К.Л.Печорой.
Литература
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М., 1977.
Печора К.Л, Пантюхина Г.Б., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., 1986.
Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний.- М., 1986.
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1983.
Печора К.Л. Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия. – М., 1995.
Вопросы к экзамену «Педагогика раннего детства»
бакалавриат 2014 - 2015 г.
Внутриутробное развитие плода. Поведение женщины во время беременности как условие полноценного развития ребенка. Перинатальная и пренатальная педагогика.
Период новорожденности. Особенности физического и нервно-психического развития детей в период новорожденности.
Особенности физического и нервно-психического развития детей первого полугодия первого года жизни.
Особенности физического нервно-психического развития детей второго полугодия первого года жизни.
Формирование у детей потребности общения со взрослыми.
Методические приемы развития речи детей на первом году жизни.
Методика развития движений детей на первом году жизни.
Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Игры-занятия с дидактическими игрушками.
Особенности физического и нервно-психического развития детей второго года жизни.
Задачи развития ребенка на втором году жизни.
Методика развития речи ребенка второго года жизни.
Развитие способов действий с предметами на втором году жизни.
Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей второго года жизни.
Особенности проведения занятий с детьми второго года жизни в детском саду.
Особенности физического и нервно-психического развития детей третьего года жизни.
Задачи развития ребенка третьего года жизни.
Методика развития речи ребенка третьего года жизни.
Развитие предметной деятельности на третьем году жизни.
Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей третьего года жизни.
Особенности проведения занятий с детьми третьего года жизни в детском саду
Естественно-научные основы и психолого-педагогическое значение режима детской жизни.
Принципы построения режима дня. Особенности организации режима дня в разных группах раннего возраста.
Понятие «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования. Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего и дошкольного возраста.
Условия и методика формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах.
Значение игры в развитии ребенка раннего возраста. Этапы развития игры в раннем возрасте.
Характеристика ознакомительного и отобразительного этапа игры.
Характеристика сюжетно-отобразительной игры. Структура игры.
Комплексное руководство сюжетно-отобразительной игрой.
Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на втором году жизни (1год - 1год 6 мес, от 1 года 6 мес. – до 2 лет)
Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на третьем году жизни.
Характеристика игровой среды в группах раннего возраста.
Игровые проблемные ситуации как компонент развития игровой деятельности у детей.
Понятие сенсорного воспитания. Принципы сенсорного воспитания детей. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста. Особенности методики проведения игр и упражнений с детьми раннего возраста по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
Понятие «адаптация». Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.
Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни.
Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Необходимость организации комплексного контроля развития детей в раннем детстве (оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения).
|