Главная страница
Навигация по странице:

1. Инновации и цикличность развития Глава Инновации и цикличность



Скачать 2.8 Mb.
Название 1. Инновации и цикличность развития Глава Инновации и цикличность
Анкор innovatsionny_menedzhment.docx
Дата 01.05.2017
Размер 2.8 Mb.
Формат файла docx
Имя файла innovatsionny_menedzhment.docx
Тип Документы
#5565
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ответы к вопросам государственного экзамена по дисциплине
«Инновационный менеджмент»


1. Инновации и цикличность развития
Глава 1. Инновации и цикличность

Накопленные человечеством знания, навыки, богатства культуры, система этических ценностей, религиозных представлений передаются из поколения в поколение по двум каналам: путем воспитания и общения в семье, через ближайшее окружение и специализированную систему обучения, образования.

Древнейшей инновацией можно считать первый речной канал, унаследованный от животного мира. Коренной особенностью человека, способствовавшей его отделению от остального животного мира и ускоренному интеллектуальному развитию, стала речь, вторая сигнальная система – эпохальная инновация доисторической эпохи. Другая подобная инновация – письменность, позволившая сохранять на столетия и тысячелетия и передавать накопленные знания и опыт.

Оба этих переворота (их можно считать первыми информационными революциями) создали предпосылки для следующей эпохальной инновации, произошедшей в III тысячелетии до н.э., для очередной ступени в общественном разделении труда, в результате которой выделился особый вид деятельности (в дальнейшем – отрасль экономики) – образование. Возникли образовательные учреждения, где учителя в систематизированном виде передавали ученикам сумму знаний и навыков. Это было первой революцией в образовании, огромным шагом вперед в развитии человечества, создало предпосылки для рождения науки как системы знаний, для дальнейшего совершенствования техники, а также для других видов деятельности, связанных с овладением профессиями скульпторов, архитекторов и т.д. Уже в Шумере, Древнем Египте создавались школы писцов, землемеров и т.д. до наших дней дошло наставление отца сыну, который отправлялся в школу писцов: «Я постиг тяжелый физический труд – отдай свое сердце буквам. Я также любуюсь человеком, который свободен от физического труда, поистине нет ничего более ценного, чем буквы. Как человек бросается в воду, так и ты погружаешься в самую глубь литературы Египта... Человек, который знает искусство письма, – высший в силу одного этого».

Следующей образовательной революцией, базисным образовательным нововведением античной эпохи стало создание школ философов, Академии Платона (387 г. до н.э.) и Ликея (Лицея) Аристотеля (335 г. до н.э.). Академия Платона просуществовала до 252 г. и, по оценке английского физика Джона Бернала, явилась родоначальником образовательных учреждений высшего типа: «Ее величайшее значение состоит в том, что она была родоначальником всех университетов и научных обществ нашего времени». Лицей Аристотеля соединил обучение с исследовательской деятельностью. Система обучения чиновников сложилась в Древнем Китае. Никто не мог занять государственную должность, не сдав экзамена, на котором проверялись знания Конфуция и других необходимых для этой должности предметов.

После распада Западной Римской империи функционировавшая в ней система образования пришла в упадок (она сохранилась в Византии). ее возрождение происходило под эгидой Церкви и носило религиозный характер.

Базисным нововведением этой эпохи стало учреждение в конце VIII в. Академии Карла Великого в Аахене, резиденции франкских королей, и школы в монастыре Св. Мартина в Туре. Оба образовательных учреждения возглавлял ученый и педагог Алкуин. Школы создавались в Германии, Италии.

Вторым базисным образовательным нововведением средневековой эпохи явилось создание сети университетов: в XII в. – в Париже, Болонье, Оксфорде, в XIII в. – в Кембридже, Падуе, Неаполе, Саламанке, в XIV в. – в Праге, Кракове, Вене. в университетах осуществлялось систематическое обучение, которое принимало все более светский характер, проводились диспуты, велись научные исследования. По сути дела здесь формировалась интеллектуальная элита той эпохи.

Это создало предпосылки для взлета духовной жизни эпохи Возрождения, когда университетское образование было дополнено специализированным обучением профессиям мореходов, купцов, финансистов и т.п. Ученые эпохи Возрождения обратили внимание на то, что «не бывало торгового капитализма без ученичества, без предварительного обучения, без ознакомления со средствами, весьма далекими от примитивизма... Практическое и техническое обучение становилось необходимым повсюду». Сформировалась педагогика – наука об обучении. ее выдающимся представителем был Ян Амос Каменский.

Базисным образовательным нововведением индустриальной эпохи стало распространение обязательного начального образования, готовившего кадры рабочих, и высшего образования для подготовки инженеров, агрономов, конструкторов, технологов, финансистов, менеджеров для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, банков и т.д.

Научно-технический прогресс органически объединяет развитие науки и техники. Превращение науки в непосредственную производительную силу означает, что каждый очередной шаг в развитии техники опирается на предшествующую ему научную разработку, что технический прогресс становится материализацией прогресса научного. Великий физик И. Ньютон говорил, что видел далеко потому, что стоял на плечах титанов. Современные исследователи утверждают: это относится как к эволюционному пути развития науки и техники, так и к революционному, получившему воплощение в научно-технической революции. Научный прогресс немыслим без использования новой техники исследования и обработки данных, воплощающих высшие достижения техники.

Проблемы инновации неотделимы от такого явления как цикличность, однако до сих пор не существует единой концепции по поводу причины существования этого явления.

Вопрос о причинах цикличности современных национальных экономик в зависимости от типов цикличности трактуется разными экономическими школами с неодинаковой степенью равнозначности. Так, в оценках причин «длинных волн» и структурных кризисов подходы различных экономистов в настоящее время во многом схожи (идеи Кондратьева и Шумпетера признаются фактически всеми). Причины же «классических», т.е. промышленных (экономических), циклов определяются по-разному.

В начале ХХ в. Н.Д. Кондратьев, автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры, обосновал идею множественности циклов и разделил их на короткие (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленные (средние) и (7–11 лет) большие циклы (48–55 лет) (табл. 1.1).

Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьевым были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам – Англии, Франции, Германии, США. Была исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности.

После обработки полученных кривых зависимостей указанных показателей от времени по методам математической статистики были обнаружены хорошо выраженные циклы экономической динамики длиной 48–55 лет. Периоды колебаний и основные (верхние и нижние) точки кривых зависимостей разных показателей совпадают (3 года).

Таблица 1.1 - Хронология больших циклов экономической динамики по Кондратьеву (составлена в 1925 г.)

Волны Н.Д. Кондратьева, годы

Повышательная волна, период

Понижательная волна, период

I

С 1785–1790 гг. по 1810–1817 гг.

I

С 1810–1817 гг. по 1844–1851 гг.

II

С 1844–1851 гг. по 1870–1875 гг.

II

С 1870–1875 гг. по 1890–1896 гг.

III

С 1890–1896 гг. по 1914–1920 гг.

III

1914–1920 гг.


Кондратьевым было сделано важное наблюдение относительно характера данных циклов:

Перед началом и в начале повышательной волны каждого длинного экономического цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества.

Эти изменения выражены в значительных изменениях в технике (чему предшествуют в свою очередь значительные технические открытия и изобретения), в  вовлечении в мировые экономические связи новых стран, в изменении добычи золота и денежного обращения.

Хотя Кондратьевым был рассмотрен период длиной 140 лет (всего 2.5 длины волны большого цикла), он делает вывод, что наличие подобных циклов весьма вероятно и их существование не может быть объяснено случайными, привходящими величинами. По его мнению, их причины необходимо искать в особенностях, присущих капиталистической системе хозяйства.

Главную роль Кондратьев отводил научно-техническим новациям в  развитии первой повышательной волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна.

Рост в период второй волны (середина XIX в.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог, развитием морского транспорта.

Третья повышательная волна (конец XIX – начало XX в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и  других новшеств.

Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование.

Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, кластерами.

Таким образом, в исследованиях Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода.

Длинные волны Н.Д. Кондратьева. Инновационные процессы на предприятиях

Общая характеристика инновационных процессов (нововведений)

Достижения научно-технического прогресса (НТП) распространяются в производстве в форме инноваций. Инновационный процесс – это процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере обществ.

Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.

Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства. с учетом предмета инноваций ученые различают следующие их виды:

  • технико-технологические инновации – основа технологического прогресса и технического перевооружения производства – проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства;

  • организационные нововведения – процессы освоения новых форм и методов организации и  регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц;

  • управленческие нововведения – целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;

  • экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда и оценки результатов деятельности;

  • социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это, кроме того, предполагает улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурную деятельность, организацию свободного времени;

  • юридические инновации – новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;

  • экологические нововведения – изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.

Техническое развитие предприятия

Целями технико-технологических инноваций являются:

  • снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий за счет конструктивных новшеств;

  • снижение материалоемкости изделий за счет применения новых материалов;

  • комплексная механизация и автоматизация технологических процессов;

  • применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем;

  • снижение технологической трудоемкости изделий и затрат ручного труда за счет повышения технического уровня и качества технологической оснастки, инструментов, приспособлений, научной организации труда;

  • комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством на основе электроники и компьютерной техники и т.д.

Развитие технико-технологической базы осуществляется за  счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, а также нового строительства.

Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства. Основные показатели этой оценки:

  • степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;

  • техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда);

  • доля новых технологий в объеме или трудоемкости продукции;

  • средний возраст применяемых технологических процессов;

  • коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья);

  • мощность (производительность) оборудования;

  • удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;

  • средний срок эксплуатации оборудования;

  • коэффициент физического износа оборудования;

  • доля технически и экономически устаревшего оборудования в общей его численности;

  • коэффициент технологической оснащенности производства (количество примененных приспособлений, оснастки и инструмента в расчете на одно рабочее место в основном производстве);

  • степень утилизации отходов производства и др.

Управление техническим развитием предприятия должно включать: установление целей и выявление их приоритетов; выбор направлений технического развития; оценку эффективности возможных вариантов решений; составление программы технического развития; корректировку плана и контроль за выполнением предусмотренных программой мер.

Во многих экономических теориях (Виксель, Шпитгоф, Шумпетер) объяснение экономических колебаний сводится к техническим новшествам и совершенствованиям, к вовлечению в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территорий.

Основные современные инновационные теории длинных волн

Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения.

Одна из теорий длинных волн – инновационная. Она была разработана австрийским экономистом Й. Шумпетером, который одним из первых воспринял и применил идею кондратьевских циклов. Свои взгляды он изложил в книге «Теория экономического развития», вышедшей в 1913 г.

По мнению Шумпетера, при капитализме не существует какой-либо прибыли кроме чистого дохода от предпринимательства, а большинство владельцев капитала получают не прибыль, а лишь вознаграждение за собственный труд. но некоторые предприниматели не желают мириться с таким положением. Они более инициативны, предприимчивы и смелы, чем другие, поэтому им отводится роль первооткрывателей, внедряющих в производство новые товары и виды техники, людей, открывающих новые рынки и источники сырья, по-новому организующих производство. При успехе их начинаний вознаграждением служит высокая предпринимательская прибыль – плата за дополнительный риск и высокую компетентность. Вслед за такими предпринимателями в новые сферы устремляется постоянно растущая группа последователей. Инновации охватывают все большее количество взаимозависимых отраслей. в экономике начинается период ускоренного роста. он продолжается до тех пор, пока инновации не охватывают большую часть производства, тогда предпринимательская прибыль начинает рассеиваться и, наконец, исчезает. При этом экономика возвращается к тому же состоянию, что и до подъема. из этого не следует, что прекращение подъема перерастает в кризис. Кризисы Шумпетер объясняет влиянием внешних факторов.

Помимо Й. Шумпетера к последователям инновационного направления в теории длинных волн относят таких ученых, как Саймон Кузнец, Герхард Менш, Альфред Клайнкнехт, Джакоб Ван Дайн.

Теории перенакопления в капитальном секторе

Эта концепция длинных волн разработана в середине 1970-х гг. в  Массачусетском технологическом университете под руководством профессора Джея Форрестера.

В концепции констатируется, что изменения, происходящие с 1950-х гг. в экономике, не укладывались в динамику среднесрочного цикла, поэтому внимание уделялось долгосрочным колебаниям. Была разработана сложная математическая модель, уравнения которой выведены в результате опроса бизнесменов, финансистов, политических деятелей, и в дальнейшем применялось компьютерное моделирование.

За большие циклы, по мнению исследователей, отвечают процессы, происходящие в отраслях, выпускающих средства производства. Коротко этот механизм можно описать так. Допустим, что конечный продукт экономики состоит из двух секторов: производства средств производства и выпуска потребительских товаров. Капитальный сектор, производящий средства производства, обеспечивает машинами и оборудованием не только отрасли, выпускающие потребительские товары, но и самого себя. Рост потребления вызывает еще более быстрый рост средств производства, т.е. между двумя отраслями действует акселератор. Согласно утверждению авторов модели, величина данного акселератора в реальной жизни намного больше того, который необходим для равновесного движения. Это связано с тем, что рост капитала в условиях постоянного спроса ускоряется дополнительными обстоятельствами: спекуляциями, переоценкой спроса, изменением реального процента по кредитам, различными сроками запаздывания поставок, пирамидальной платежной структурой. Такие факторы способствуют перенакоплению в капитальном секторе. Заказы сначала резко растут, а потом резко сокращаются. Этого достаточно для возникновения длительных колебаний.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта