Главная страница
Навигация по странице:

1. Основные подходы к определению понятия культура. Уже в I в до н э. Цицерон применил понятие культура



Скачать 297.85 Kb.
Название 1. Основные подходы к определению понятия культура. Уже в I в до н э. Цицерон применил понятие культура
Анкор OTVETY_K_EKZAMENU_33__33__33__Avtosokhranenny.docx
Дата 26.04.2017
Размер 297.85 Kb.
Формат файла docx
Имя файла OTVETY_K_EKZAMENU_33__33__33__Avtosokhranenny.docx
Тип Документы
#3564
страница 14 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

24. Особенности художественной культуры 19 века.

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д. Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве. В развитии философии XIX в. можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.

Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII - начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы.

Формирование немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Философская мысль Германии отражала особенности мировоззрения своего времени и не представляла единого целого. И. Кант был дуалистом, И. Фихте - субъективным идеалистом, Ф. Шеллинг и Г. Гегель - объективными идеалистами, Л. Фейербах - материалистом и атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались как формы мышления, у Шеллинга и Гегеля - как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика. Завершает классическую немецкую философию крупнейший материалист Л. Фейербах, философская система которого сложилась на основе гегелевской школы. Эта философия определила мышление века и стала методологической основой развития духовной культуры XIX в. Ее проблематика - это, прежде всего проблемы человека, решаемые через создание системной картины мира. Системы отношений «мир-человек», предлагаемые немецкими философами, почти все (кроме идей Л. Фейербаха) идеалистичны в своей попытке раз и навсегда объяснить место и назначение человека. Огромное достижение немецкой классической философии - учение о развитии, диалектика, которая приобрела форму научного знания и стала методом исследования.

Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление XIX в. В программном документе - «Манифесте Коммунистической партии» - было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима. Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма. В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй - с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.

Импрессионизм сложился под влиянием позитивизма. Ориентируясь на точную фиксацию «факта» (момента в изображении действительности) и отказываясь от широких обобщений, мировоззрение импрессионизма не смогло обрести устойчивых схем. Это течение опиралось на новейшие научные открытия в области биологии, физиологии, физики и химии, в области изучения звуковых и зрительных ощущений атурализм.

В нем ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма. Его кредо - «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом исследователей природы - естествоиспытателей. Результат такой деятельности - наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта человеческой жизни выразилось в профанации искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской среде, в появлении эстетики «физиологического искусства».

Но самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими - классицизмом и реализмом.

Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание не реализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни - науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый - в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй - в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. - период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская - в естественно-научной, технической и практической.

Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). Реализм эволюционировал, начиная с первобытных форм культуры. Как художественный метод реализм возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму.

Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить.

Критический реализм. Во второй половине XIX в. становится господствующим художественным мышлением и методом. Критический реализм вовсе не означает негативное отношение к действительности. Это форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе. Реалистическое отражение действительности определяется не теми или иными приемами, а общим отношением к действительности, т. е. художественной правдой, которая включает в себя две стороны: правдивое отражение существующих сторон жизни и истинность, соответствие эстетическому идеалу. В первой половине XIX в. реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.

Романтизм в Германии. Основные принципы литературной теории романтизма были сформулированы Ф. Шлегелем и Новалисом. Ф. Шлегель первым начал разрабатывать теорию романтической иронии, одного из самых блестящих и оригинальных творений романтического гения. Эстетические взгляды Новалиса выражены в теории искусства, которое должно соединять реальное с идеальным, должно стремиться к универсальности. Особое место в романтической литературе Германии принадлежит Генриху Клейсту, Эрнсту Гофману.

Реализм в Германии. Проявился не столь ярко, как в других европейских странах, но среди представителей этого направления стоит назвать Генриха Гейне (1797-1856), Георга Бюхнера (1813-1856), которые стремились к некой идеализации действительности.

Романтизм в Англии. Самой яркой фигурой среди романтиков Англии следует считать Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), одного из величайших поэтов-лириков в мировой литературе. К числу выдающихся английских романтиков принадлежат Перси Шелли (1792-1822) и Вальтер Скотт (1871 -1892). Английские романтики утверждали оптимизм, пафос борьбы против тирании и религиозного фанатизма, в их произведениях ярко проявляются эпическое начало, страстная публицистичность, реалистические тенденции.

Реализм в Англии. Отличается большим своеобразием - ярко выраженным дидактизмом и критическим реализмом. Самыми знаменитыми английскими писателями-реалистами были Чарльз Диккенс (1812-1870), Вильям Теккерей (1811 -1863). Романтическое направление в английской литературе представлено творчеством сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.

Романтизм во Франции. На его развитие повлияли Великая Французская революция, классицизм и Просвещение. Возникновение романтических идей связано с именами Ж. де Сталь, Ф. Р. де Шатобрианом. Вершину французского романтизма составляет творчество В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санд, и др. В их произведениях романтическая эстетика сочетается с тонким психологизмом и силой характеров.

Реализм во Франции. Проходит в своем становлении несколько этапов и характеризуется мгновенным откликом на значительные события общественной жизни. Творчество Стендаля, Оноре де Бальзака, Постава Флобера можно отнести к наиболее ярким проявлениям реализма во Франции.

25.Общая характеристика культуры 20 века.

XX в. — наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации.

Общая характеристики XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов: утверждаются идеалы любви к человеку, равенства, демократии, и одновременно самые смертоносные в истории человечества две мировые войны и обострение социального неравенства людей.

В истории культуры XX в. можно выделить следующие периоды:

1) рубеж XIX в. - начала XX в. - 1917 г. — острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций, проявления декаданса в искусстве, растерянность перед резко меняющимся миром, кризис общественного сознания;

2) 20-30-е гг. — коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической;

3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. — формирование региональных культур, подъем национального самосознания, бурное развитие техники, слияние науки с производством, смена научных парадигм, бурное распространение массовой культуры;

4) конец XX в. — крушение социалистической системы и культуры, проявление негативных последствий развития техники, приближение экологической катастрофы, нарастание отчуждения человека, природы, техники, государства, духовный кризис человека и западной культуры.

Кризисную духовную ситуацию XX в. прекрасно отразил выдающийся немецкий философ Э. Гуссерль (1859—1938), заметив, что наука потеряла свои связи с основными целями и ценностями человеческой жизни. Авторитет науки заменил моральные нормы и табу.

Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры. Это мы видим повсеместно. Сегодня этот процесс идет по всему миру, что ведет к гибели традиционных аграрных культур как самобытных ценностей.

Техногенная цивилизация в самом своем бытии определяется как общество, постоянно изменяющее свои основания. В нем совершается генерация новых идей и образцов, различных концепций, возникают новые ценностные ориентации. Многие ученые особую роль отводят идеям как регуляторам жизни общества.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы остается доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Приобретая большие полномочия, техника начинает выходить из-под контроля человека и превращается в стихию «нового типа». В наше время она оказалась нарушителем природного равновесия планеты.

Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации человека, в запаздывании подстройки к этим изменениям. Происходящие изменения на социальном или природном уровне стали превышать адаптивные способности человека и природы.

Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации в цепочке этих изменений на Земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер. Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы ее роста.

Для культуры XX в. характерны следующие черты:

1. Широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы.

2. Наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран.

3. Космизм — уникальное, интересное явление современной культуры.

4. В культуре XX в. проявилось противоречие двух установок — сциентистской и антисциентистской.

5. Для культуры XX в. характерно столкновение с глобальными проблемами, от которых зависит судьба цивилизации.

6. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры конца XX в.

7. Расширение сфер воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации: радио, кино, телевидение, которые явились продуктами научно-технической революции.

8. Массовая культура стала определяющей в культуре XX в.

9. В культуре XX в. фиксируется постмодернистская ситуация (отказ от категорий «истина», «сущность», «цель», «замысел»).

Современные концепции культуры укладываются в «постклассическую модель культуры»: 

    а) ориентация на повседневную жизнь человека;

    б) идеи пессимизма и абсурдности;

    в) признание невозможности познания и осмысления сущности человека и культуры рациональным путем;

    г) утверждение, что сущность человека и культуры познается в пограничных состояниях (чувство страха, беспокойства, приближения смерти...);

    д) признание того, что невозможно дать единственное и исчерпывающее определение культуры

26. Основные направления культуры 20 века.

XX век – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации. Характер XX века: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов: утверждаются идеалы любви к человеку, равенства, демократии и, одновременно, самые смертоносные в истории человечества две мировые войны и обострение социального неравенства людей, стран.

В истории культуры XX века можно выделить периоды:
Рубеж XIX века- начало XX века (1917г.)- острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций, проявление декаданства в искусстве – растерянность перед резко меняющимся миром, кризис общественного сознания.
20-30 гг. –коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической.
Послевоенные 40-е годы- вся вторая половина XX века- формирование региональных культур, подъем национального самосознания, бурное развитие техники, слияние науки с производством, смена научных парадигм, бурное распространение массовой культуры.
Конец XX века- крушение социалистической системы и культуры, проявление негативных последствий развития техники, приближение экологической катастрофы, нарастание отчуждения человека, природы, техники, государства, духовный кризис человека и западной культуры.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
написать администратору сайта