Главная страница
Навигация по странице:

лого. 1. причины, механизмы и классификации нарушений голоса нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным



Скачать 20.52 Mb.
Название 1. причины, механизмы и классификации нарушений голоса нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным
Анкор лого.rtf
Дата 22.04.2017
Размер 20.52 Mb.
Формат файла rtf
Имя файла лого.rtf
Тип Документы
#1424
страница 6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

22. Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста


Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребенком на данном возрастном этапе определенным кругом знаний об окружающем и соответствующим объемом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

^ Iраздел работы артикуляторный (подготовительный)предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [1], [б'], [д], [г], [г'] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т.д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому времени исправленные звуки.

^ IIраздел работы дифференцировочный,в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых прежде всего зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаме-няющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, — это второй этап дифференциации.

^ IIIраздел работы формирование звукового анализа и синтезасостоит в следующем:

1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласныйи гласный, глухойи звонкий, твердыйимягкийзвуки.

2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

3. На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой — слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.

8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].

10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа соми двухсложных типа зубыс опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул,двухсложных с закрытым слогом типа кошка,трехсложных типа панама,произношение которых не расходится с написанием.

12. Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок -сук.

13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов.
23. РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ПРИ РИНОФОНИИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Ринофония — избыточный носовой оттенок голоса — возникает при недостаточности разграничения носовой и ротовой полостей во время фонации и произнесения ротовых фонем. Носовая полость становится парной с ротовой полостью резонатором, поэтому тембр голоса приобретает открытый носовой оттенок — становится назализованным. Изменение тембра голоса является основным симптомом расстройства, по которому оно и получило свое название.

Причины ринофонии разные. Наиболее распространена ринофония, вызванная врожденным незаращением нёба или его укорочением. Кроме того, она может возникать у детей и взрослых при травмах и после резекций верхней челюсти по поводу новообразований, сопровождающихся перфорацией нёба или укорочением нёбной занавески.

Ринофония наблюдается и при ограничении подвижности нёбной занавески при параличах и парезах ее как центрального, так и периферического характера. Последние могут быть осложнением после тонзиллэктомии, когда при операции оказались травмированными двигательные веточки язычно-глоточного и блуждающего нервов.

В практике иногда встречается ринофония без патологии нёба и глотки. Эти случаи функциональной ринофонии довольно редки. Они производят тяжелое впечатление, так как обычно сочетаются с ринолалией — нарушением звукопроизношения со смещением артикуляций большинства согласных на уровень глотки и гортани, но легко поддаются коррекции.

Функциональная ринофония обычно бывает следствием перенесенного в возрасте от одного года до трех лет заболевания, сопровождающегося отеком глотки или парезом нёбной занавески (например, скарлатина, корь, ангина, грипп) или следствием хронического тонзиллита со значительной гипертрофией нёбных миндалин, своими размерами ограничивающих объем движений нёбной занавески.

Астенизированный болезнью ребенок начинал гнусавить, привыкал к постоянному носовому резонансу и продолжал так говорить и после полного восстановления функции нёбно-глоточного затвора.

Таким образом, при одном и том же ведущем симптоме — открытой ринофонии — механизм голосового расстройства может быть различным. В зависимости от него при коррекции дефекта применяются и разные методические приемы Особенности логопедической работы по устранению ринофонии


Логопедическая работа по устранению ринофонии представляет определенные трудности. Они обусловлены рядом психофизиологических факторов. Так, эффективность логопедических занятий зависит, во-первых, от длины, подвижности мягкого нёба, функции Uvula, т.е. от образования замыкающего глоточного кольца; во-вторых, от возраста ребенка (чем моложе ребенок, тем эффективнее занятия; но появляются трудности иного плана — полученный навык труднее автоматизируется и вводится в повседневную речевую практику ребенка); в-третьих, ребенок привыкает к своему назализованному голосу и не дифференцирует звучание носовое от неносового.

Устранение этих отрицательных факторов определяет эффективность логопедической работы, что в свою очередь зависит от мастерства логопеда, его знания анатомо-физиологических механизмов голосообразования в нормальных и патологических условиях.

Методика логопедической работы по устранению назализации использует опыт немецкой и французской логопедических школ.

Так, немецкий ученый Г. Гутцман предлагал артикуляционные, дыхательные упражнения, общую гимнастику тела при устранении ринолалии. Всю логотерапию он делил на активными пассивные мероприятия. К пассивным относится электромассаж мягкого нёба, вибрационный массаж при помощи ручного вибратора. Активные мероприятия — это речевые упражнения. Автор разработал комплекс дыхательных упражнений, благодаря чему достигается изоляция ротовой полости от носовой. Будучи представителем силового метода, Г. Гутцман предлагал толчкообразное, резкое, короткое произнесение звуков с большим напряжением мышц шеи и плечевого пояса, с сильными ударами кулаков по столу или коленям. При постановке согласных звуков он рекомендовал зажим крыльев носа, чтобы создать сильное внутриротовое давление воздуха, которое должно пассивно поднять вялую нёбную занавеску. Большое внимание Г. Гутцман уделял работе над голосом, рекомендуя использовать фальцетный голос, так как при этом гортань поднята, надставная трубка укорочена, мягкое нёбо поднято и маленький язычок сильно укорочен. Он предлагал в течение 2-3 месяцев использовать фальцетный голос, а затем воспитывать голос на грудном резонансе. Все упражнения носили силовой характер и требовали большого напряжения от обучающегося. Тренировку фальцетного звучания голоса использовал впоследствии М.Е. Хватцев.

Представители щадящего направления — французские ученые В. Во (V. Veau), С. Борель-Мезони (S. Вozel-Маaisonnу) предлагали постановку правильного дыхания и голоса «в маску», как при обучении пению. При этом они рекомендовали естественные, ненапряженные дыхательные и речевые движения. Особая роль отводилась вокальным упражнениям. Французская логопедическая школа заложила основы ортофонического метода постановки голоса.

Российские логопеды модифицировали и дополнили французский метод. Так, Е.Ф. Рау указывала на необходимость стимуляции глоточной мускулатуры. Профессор М.Е. Хватцев предлагал использовать и щадящую терапию, и силовой метод в особенно трудных случаях. Другие специалисты рекомендовали ставить звуки на диафрагмальном дыхании, с открытым носом. Особенно большое внимание они уделяли работе над голосом. Каждый гласный отрабатывался сначала шепотом, затем громко, резко, отрывисто (на твердой атаке), потом в различной тональности, начиная с высокой. А.Г. Ипполитова использовала артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Существуют и другие направления. Так, М. Зееман рекомендует фониатрический метод устранения ринофонии. Речевую тренировку он предлагает начинать с шепотного произнесения, затем включается тихий голос с мягким голосовым началом. Сторонники этого метода (А. Митринович-Моджеевска, Т.Н. Воронцова и др.) применяют фониатрический подход к реабилитации речи и голоса, что включает артикуляционные, дыхательные упражнения, постановку голоса «в маску» для получения высоких формант, введение грудного резонатора для получения низких формант. Т.Н. Воронцова предлагает дифференцированный подход к устранению ринолалии в зависимости от длины и подвижности мягкого нёба. Каждый этап логопедических занятий включает ортофонические упражнения различной интенсивности и длительности. При этом необходимо обратить внимание на одновременность работы над голосом и постановкой звуков.

Таким образом, в литературе довольно полно отражены некоторые разделы работы по исправлению речи при ринолалии (артикуляционная и дыхательная гимнастика, постановка, закрепление, автоматизация звуков речи), но мало раскрыта методика работы над голосом.

Наиболее целесообразным и эффективным методом реабилитации голосовой функции при ринофонии является комплексный ортофонический метод,который включает как физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки, так и фониатрическое и психотерапевтическое воздействия.

Основная цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого, полетного звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприоцептивных (афферентных) раздражителей, которые «информируют» центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.

Выделяются два этапа логопедической работы по устранению назализации:

I. Подготовительный этап, который включает:

1) психотерапию,

2) физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба, задней стенки глотки,

3) артикуляционную гимнастику,

4) дыхательную гимнастику.

II. Основной этап, который включает:

1) развитие высоты голоса,

2) развитие длительности и силы звучания голоса,

3) развитие тембра голоса,

4) постановку певческого голоса,

5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

В процессе логопедических занятий трудно провести резкое разграничение этих этапов.

^Подготовительный этаппреследует цель подготовить личность ребенка, его артикуляционный и дыхательный аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

Логопедическая работа начинается с проведения рациональной психотерапии. Путем ежедневных бесед с ребенком логопед вселяет в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после занятий демонстрирует их реальную пользу.

На фоне психотерапии проводится логопедическая работа с детьми. Она начинается с активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. При этом применяются общепринятые в логопедической практике методы (позевывание, покашливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация жевания, произнесение гласных а, эна твердой атаке). Тренируется способность одномоментного подъема мягкого нёба, а затем и длительного удерживания его в поднятом положении под счет. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого нёба — металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также массаж мягкого нёба и гортани. Стимуляция глоточной мускулатуры осуществляется с помощью вибромассажа (ручного вибратора). Перечисленные упражнения активизируют нёбно-глоточный затвор, создают нормальные условия фонации.

Общая артикуляционная гимнастика применяется при вялости движений или, наоборот, при излишнем напряжении губ, языка, челюстей, особенно глотки и гортани. Такая гимнастика активизирует ротоглоточную полость и способствует в дальнейшем звучанию голоса в «позиции резонатора». С другой стороны, релаксация гортанных мышц уменьшает чрезмерное участие гортани в процессе фонации (ларингеальную гиперфункцию).

При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для нижней челюсти. От движений нижней челюсти зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков. В свою очередь широкий ротовой резонатор при произнесении а, эспособствует максимальному подъему мягкого нёба, узкий резонатор (при произнесении и, о, у)— его опусканию.

Тренировка дикции, включающая произнесение гласных, согласных, слогов, слов, фраз, поговорок, скороговорок, вырабатывает четкое произнесение различной сложности речевого материала при условии изоляции ротовой полости от носовой.

Одновременное применение дыхательной гимнастики (статической и динамической) преследует цель дифференциации носового и ротового дыхания. При этом обращается особое внимание на силу и продолжительность ротового выхода под контролем движений диафрагмы1.

Как известно, диафрагма регулирует уровень подсвязочного давления воздуха, увеличивая или уменьшая силу смыкания, частоту, амплитуду колебаний голосовых складок, степень их напряжения в процессе фонации. Поэтому дыхательные упражнения являются и релаксационными, так как уменьшают напряжение диафрагмы, мышц брюшного пресса, а следовательно, и гортанных мышц, что способствует легкому, свободному, естественному и полетному звучанию голоса.

При ринофонии на начальном этапе логопедической работы особенно важны статические дыхательные упражнения, которые фиксируют внимание ребенка на дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Вслед за дутьем на вату, воду, спичку, свечу, надуванием резиновых игрушек и т. д. включаются упражнения со звуком громким (а не шепотным) — кратким и длительным произнесением гласных и звонких щелевых согласных. Введение громкого произнесения объясняется рядом анатомо-физиологических условий образования глухих и звонких согласных. Так, звонкие согласные требуют:

1) активных колебаний голосовых складок (при глухих — отсутствие колебаний);

2) меньшей силы артикуляции (при глухих — большая сила артикуляции);

3) опускания гортани (при глухих — подъем гортани);

4) меньшей длительности смычки (при глухих — большая длительность смычки);

5) меньшей силы взрыва (при глухих — большая сила взрыва).

Перечисленные условия облегчают деятельность фонаторийной системы при произнесении звонких звуков, так как снимается напряжение артикуляционного аппарата гортани и глотки за счет меньших мышечных усилий.

Шепотное произнесение гласных и согласных звуков целесообразно в том случае, если наблюдается ларингеальная гиперфункция, т.е. сдавленное, напряженное, зажатое, хриплое звучание голоса. В этом случае выключается фонация для устранения патологического участия гортани в артикуляции1. После исчезновения ларингеального оттенка начинается тренировка громкого звучания.

Таким образом, статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. В последующем применяется динамическая гимнастика, которая вначале играет роль общеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в сочетании с движениями туловища и конечностей), в дальнейшем она дополняется голосовыми упражнениями. Проведение статической и динамической дыхательной гимнастики физически укрепляет организм ребенка, вырабатывает навык глубокого и сильного фонационного диафрагмального дыхания и подготавливает его к интенсивным голосовым упражнениям.

Получив ротовой выдох и активизировав движения мягкого нёба, можно перейти к интенсивным голосовым упражнениям2.

При этом особое внимание уделяется вокальным упражнениям, которые проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы, поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка голоса. Поются вокализы на legato,мелодии без слов, затем доступные ребенку песни.

При выполнении всех упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе. Сознательное и активное отношение ребенка к процессу устранения назализации — основной залог эффективности логопедической работы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта