Главная страница
Навигация по странице:

лого. 1. причины, механизмы и классификации нарушений голоса нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным



Скачать 20.52 Mb.
Название 1. причины, механизмы и классификации нарушений голоса нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным
Анкор лого.rtf
Дата 22.04.2017
Размер 20.52 Mb.
Формат файла rtf
Имя файла лого.rtf
Тип Документы
#1424
страница 3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

^ Логопедическое воздействие: Работа строится с учетом структуры речевого дефекта и на основе клинической картины, включает в себя следующие разделы:

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие мимической мускулатуры

Развитие артикуляционной моторики

Коррекция звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация)

Коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Развитие лексико-грамматической стороны речи

Коррекция личности ребенка в целом.

Развитие общей моторики: используются комплексы гимнастических упражнений для снятия излишнего напряжения мышц.

Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с кукольными и теневыми театрами, шнуровки, мозаики, различные конструкторы, лепка, работа с шаблонами, штриховки и т.п.

Развитие мимической мускулатуры: используются специальные упражнения.

Надувание-втягивание щек

Полоскание рта воздухом

Нахмуривание бровей

Подмигивание и т.д.

Если ребенку не удается выполнить упражнения, то оно дается в пассивном варианте.

Если напряжение мышц лица повышено, то напряжение может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж.

Развитие дыхания: нижнее диафрагмальное дыхание, выработка ротовой воздушной струи, дифференциация ротового и носового дыхания, выработка целенаправленной воздушной струи.

Работа над голосом – при дизартрии голос слабый, затухающий из-за недостатка иннервации языкоглоточного и блуждающего нерва.

Развитие и коррекция артикуляционной моторики:

- работа по преодолению саливации (жевание сухарей, глотание, глотание воды маленькими порциями, жевание и глотание с запрокинутой головой, проглатывание слюны разовым толчком с последующим проговариваем звука) – эти упражнения необходимо проводить каждое занятие, пока ребенок не научится самостоятельно следить за слюной. Выучить правило: прежде чем начнешь говорить – проглоти слюну.

- артикуляционная гимнастика, направленная на развитие мышц артикуляционного аппарата в целом. Может быть пассивная, пассивно-активная, активная.

Пассивная гимнастика – это оказание помощи ребенку в том случае, когда самостоятельное выполнение невозможно: с помощью логопедических зондов, шпателя, рукой логопеда, использование рефлекторных актов («вкусное варенье» - обмазать вареньем, медом верхнюю губу, для широкого языка – облизать блюдце).

Пассивно-активная гимнастика – логопед помогает ребенку начать делать упражнение, затем он продолжает делать его самостоятельно.

Активная гимнастика – используется для выполнения тех упражнений, которые ребенок может делать самостоятельно.

пециальная артикуляционная гимнастика проводится также как и при дислалии: каждое движение выполняется многократно с длительным удержанием позы. Ребенок выполняет движения перед зеркалом.

Особое внимание отводится на работу с родителями: они должны быть в курсе всей коррекционной работы и не ждать быстрого эффекта, необходимо требовать от родителей тщательного выполнения домашнего задания.

Структура логопедического занятия при дизартрии:

Оргмомент.

Нормализация мышечного тонуса

Расслабляющий массаж лица при повышенном тонусе.

Упражнения на развитие дыхания

Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики

Развитие мимики.

Развитие голоса, интонационной стороны речи

Борьба с саливацией.

Далее структура урока зависит от структуры речевого дефекта (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Речевого материала на занятии не должно быть много, он должен быть многократно проработан.

12.см 1(все про ринолалию еще у Соболевой посмотрите)

13.см 5

14.см 5

15.см.5

16. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. 

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. 

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется:

- нечетким, смазанным звукопроизношением; 

- голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; 

- ритм дыхания нарушен; 

- речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. 

Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича. Формы дизартрии зависят от места поражения. 

Классификации дизартрии:

1) По степени выраженности: 

a) анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи;

b) дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность; 

c) стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме.

Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики. 

2) По локализации поражения: 

a) Бульбарная дизартрия - дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. 

Является одним из симптомов бульбарного паралича. При бульбарной дизартрии наблюдается: нарушение глотания, поперхивания при еде, попадания пищевых масс в нос, нарушение голосообразования (голос глухой с носовым оттенком), нарушения звукопроизношения (речь смазанная, малопонятная), ограниченная подвижность мягкого нёба, неподвижность голосовых связок, отсутствуют нёбный и глоточный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки.

б) Псевдобульбарная дизартрия - дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. 

Является одним из симптомов псевдобульбарного паралича. При псевдобульбарной дизартрии наблюдается: гиперсаливация (усиленное слюноотделение) – ограничение движения мышц языка, нарушение произвольного глотания, парез губных мышц; повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничения движений губ, языка, мягкого нёба, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный.

в) Подкорковая (экстрапирамидная, гиперкинетическая) дизартрия - дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. 

Характерными чертами для этой формы дизартрии являются непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые связки, губы то резко напряжены, то расслаблены). Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, немодулированная, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования.

г) Дизартрия паркинсоническая – вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдается при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания.

д) Корковая дизартрия – дизартрия, обусловленная поражением корковых зон в области передней центральной извилины, связанной с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова. 

Эта форма дизартрии характеризуется более изолированными нарушениями произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушений голосообразования.

ж) Мозжечковая дизартрия - дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; 

Характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи.

Речь носит замедленный, скандированный, растянутый, толчкообразный характер. Нарушены модуляции и отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произнесения фразы.

Очень трудно дети-дизартрики воспитываются культурно-гигиеническим навыкам, требующих точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Такие дети испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для них также характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

17. Специфика коррекционно-логопедической работы при дизартрии

4.1. Принципы, задачи и методы
логопедической работы при дизартрии



Знание особенностей структуры нарушений у детей с дизартрией позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.

Единство диагностики и коррекции нарушений развития

Преодоление выявленного речедвигательного нарушения во многом зависит от правильности, точности и времени его установления. Логопедическое воздействие при дизартрии требует контроля за динамикой речевого развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционной программы.

Речевая терапия основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, а иногда и врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекционного воздействия важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств при дизартрии, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Например, необходимо подавлять патологическую рефлекторную активность как в речевой, так и в скелетной мускулатуре.

Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. При дизартрии тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом (умение выполнять целенаправленные артикуляционные движения), развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляционной позы). При этом необходима опора на другие анализаторы (зрительный — выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом; слуховой — сопровождение движений четкой речевой инструкцией).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-логопедической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).

При коррекции дизартрических нарушений речи основная форма логопедической работы — индивидуальная. Прежде всего это касается таких методов логопедического воздействия, как дифференцированный логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, искусственная локальная контрастотермия, а также начальные этапы дыхательной и голосовой гимнастики. Развитие речевого дыхания, голоса и просодики можно проводить на подгрупповых и фронтальных занятиях с детьми.

Активное вовлечение родителей ребенка во многом является залогом эффективности коррекционно-логопедического воздействия. Родители должны терпеливо и кропотливо вести систематическую работу по закреплению у ребенка полученных на занятиях логопедических навыков.

Задачи логопедической работы при дизартрии

Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами — улучшение разборчивости речевого высказывания, для того чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо:

1) уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата);

2) развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

3) нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи);

4) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

5) развитие фонематического восприятия и звукового анализа (если нарушен не только фонетический строй речи, но и фонематические процессы);

6) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи — не только фонетико-фонематических, но и лексико-грамматических);

7) развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики.

Установив диагноз на основании первичного логопедического обследования, логопед совместно с невропатологом разрабатывают тактику коррекционно-логопедического воздействия, определяют основные направления и формы работы, прогнозируют по возможности конечный результат логопедического воздействия, определяют противопоказания и дозировку занятий. Для каждого ребенка желательно составить индивидуальную комплексную программу, включающую конкретные коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.

Логопедическую работу при дизартрических расстройствах следует начинать с ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Расширяя возможности движения речевых мышц, можно рассчитывать на их лучшее спонтанное включение в артикуляционный процесс.

При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия:

— дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);

— зондовый, точечный, мануальный, щеточный массаж;

— пассивная и активная артикуляционная гимнастика;

— дыхательные и голосовые упражнения;

— искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).

Дифференцированный логопедический массаж


Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации), владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата. Логопед по возможности может обучить родителей ребенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив родителям их необходимость и эффективность.
Расслабляющий массаж
артикуляционной мускулатуры



Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

^Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

^Расслабление лицевой мускулатуры:

1) поглаживание от середины лба к вискам;

2) поглаживание от бровей к волосистой части головы;

3) поглаживание от линии лба вокруг глаз;

4) поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

5) поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

6) поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

7) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

8) надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

^Расслабление губной мускулатуры:

1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

2) поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

3) поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

4) поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

5) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

6) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

7) легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.
^
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта