Главная страница
Навигация по странице:

17. Ловкость (координационные способности) средства и методы воспитания


Скачать 67.68 Kb.
Название 17. Ловкость (координационные способности) средства и методы воспитания
Анкор Fizra.docx
Дата 24.04.2017
Размер 67.68 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Fizra.docx
Тип Документы
#2222
страница 1 из 2
  1   2

17. Ловкость (координационные способности): средства и методы воспитания.

Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.

Воспитание ловкости связано с повышением способности к выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению от одних двигательных актов к другим и с выработкой умения действовать наиболее целесообразно в соответствии с внезапно изменившимися условиями или задачами (т.е. способность быстро, точно и экономно решать сложную двигательную задачу).

Координирующие способности:

1) способность координировать движения при построении действия;

2) способность перестроить их для изменения параметров действия или переключение на другое действие при изменении условий.

Ловкость характеризуется координацией и точностью движений. Координация движений - основной компонент ловкости: способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Она зависит от четкой и соразмерной работой мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения.

Средства развития ловкости

Наиболее эффективным средством считают следующие упражнения: гимнастические, акробатические, легкоатлетические, спортивно-игровые, единоборства, горнолыжные. У акробатов и гимнастов высока точность движений, и зависит она от уровня спортивной подготовленности. Эта зависимость проявляется в точности оценки пространственно-временных интервалов и дозирования мышечных усилий. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные системы, повышают вестибулярную устойчивость (особенно ТСО: лопинг, качели, батут, гимнастическое колесо),улучшают координационные возможности занимающихся. Специально подобранные ОРУ на согласование и точность движений особенно эффективны для воспитания координации движений рук.

Методика воспитания ловкости

Общими методическими требованиями в процессе обучения является “новизна” упражнений и постепенное повышение их координационной сложности. Для развития ловкости можно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Это обучение новому должно осуществляться постоянно.Автоматизация динамического стереотипа аналогична, в известной степени, скоростному барьеру и не способствует развитию ловкости.

Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований:

1) к точности движений;

2) к их взаимной согласованности;

3) к внезапности изменения обстановки.

Методические приемы, с помощью которых реализуются общие методические положения:

- выполнение I раз показанных комплексов ОРУ или несложных гимнастических и акробатических элементов;

- выполнение упражнений оригинальным (необычным) способом (выполнение подъема не силой, а махом; преодоление препятствий нетрадиционным способом).

18. Быстрота(?): средства и методы воспитания.

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью, то есть скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы:

1. Упражнения направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а)на быстроту реакции; б) на скорость выполнения отдельных движений; в) на улучшение частоты движений; г) на быстроту выполнения целостных действий; д)на улучшение стартовой скорости.

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т. д.).

3. Упражнения сопряжённого воздействия: а) на скоростные и силовые способности (скоростно-силовые упражнения); б) на скоростные и координационные способности (скоростно-координационные упражнения); в) на скоростные способности и выносливость (упражнения на скоростную выносливость).

Основной метод при развитии двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Для совершенствования быстроты реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации). Простые реакции обладают свойством переноса; если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

19. Осанка. Методы оценки и коррекции осанки.

Осанка – привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе и других видах деятельности, которое человек принимает без излишнего мышечного напряжения.

Правильная осанка человека определяется воображаемой вертикальной линией. Она проходит через вершину черепа и пересекает линии, соединяющие уши, плечевые, бедренные, коленные суставы и лодыжки. Подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. В этом положении спина сохраняет свои естественные мягкие изгибы, а тело поддерживается суставами бедер и ног, стоящих слегка врозь с напряжением в пятках.

Правильная осанка способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и организма в целом. Она характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела. При этом естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, шейный и поясничный отделы слегка прогнуты вперед, грудной – назад, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

Средства и методы формирования правильной осанки

В исправлении нарушений осанки большое значение имеет выявление повреждающих факторов, которые по возможности устраняются. Исправление нарушений осуществляется с помощью физических упражнений, воздействующих на глубокие и поверхностные мышцы туловища,

целью которых является восстановление симметрии (тонуса, силы, растяжимости) мышц, формирующих осанку. При этом добиваются физиологической нормализации изгибов позвоночника, формы грудной клетки, симметричного положения плечевого и тазового поясов. Для формирования правильной осанки необходимо равномерно развивать мышцы всего тела. Прежде всего статическую силу мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также подвижность позвоночника.

Правильное положение частей тела во время движения закрепляется созданием естественного мышечного корсета. Также необходимо формировать навык правильной осанки на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего ощущать положение определенных частей тела.

В качестве средств исправления нарушений осанки используются гимнастические упражнения на расслабление, корригирующие, на координацию, в равновесии, на растягивание, для увеличения подвижности позвоночника, направленные на развитие ощущения навыка правильной осанки. Для восстановления нормального симметричного мышечного тонуса необходимо научиться расслабляться и управлять мышечным напряжением; особенно это актуально при асимметричной осанке.

20. Сколиоз. Профилактические и оздоровительные рекомендации при нарушениях осанки и сколиоза.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом, можно встретить, например правосторонний грудной сколиоз.

Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

- сиди неподвижно не дольше 20 минут;

- старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” - 10 секунд

- сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и. т. д.

- старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

- периодически делай специальные компенсаторные упражнения:

1) повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз

2) прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках.

- старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки... Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.

Выполнять их можно в любое удобное время:

- вместе с комплексом утренней зарядки и в ходе оздоровительной тренировки;

- во время обеденного перерыва;

- во время воскресной прогулки за город.

Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.

Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.

21. Утренняя гигиеническая гимнастика. Методика составления вариантов и проведения УГГ.

Комплекс несложных упражнений утренней гигиенической гимнастики («зарядки».) позволяет легко и приятно перейти от утренней вялости к актив-ному состоянию, быстрее ликвидировать застойные явления, возникающие в организме после ночного бездействия. Применительно к производственной фи-зической культуре утренняя зарядка повышает возбудимость центральной нервной системы, постепенно активизирует основные функциональные систе-мы организма и тем самым ускоряет врабатываемость в трудовой процесс. На-блюдения за группой студентов, регулярно выполнявших утреннюю зарядку, и за теми, кто не делал ее, показали, что у первых период включения в качествен-ный учебный труд составил 15 мин, у вторых — до 45 мин.
В комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики включают упражнения и корригирующего, и профилактирующего характера.
При составлении индивидуального комплекса следует позаботиться, что-бы он удовлетворял следующим требованиям:
* упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, специфике трудовой деятельности;
* выполняться в определенной последовательности;
* носить преимущественно динамический характер, выполняться без зна-чительных усилий и задержки дыхания;
* нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением к кон-цу зарядки;
* комплекс следует периодически обновлять, так как привычность
упражнений снижает эффективность занятий. Рекомендуется следующая примерная схема последовательности упражнений утренней гимнастики (для работников умственного труда):
1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее (ходьба, медленный бег, потягивание).
2. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой сис-темы (махи руками в разных направлениях, неглубокие выпады и т.п.). .
3. Упражнения, укрепляющие мышцы тела, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение (вращение и наклоны головы, тулови-ща, повороты вправо и влево, наклоны в сторону, прогибание назад).
4. Упражнения на развитие силовых возможностей.
5. Упражнения, способствующие подвижности суставов»
6. Упражнения для мышц брюшного пресса.
7. Упражнения для ног, включая приседание на одной ноге, подскоки.
8. Завершают утреннюю гигиеническую гимнастику упражнения на рас-слабление и восстановление дыхания (ходьба с движениями рук).
Продолжительность утренней гимнастики от 8—10 до 20—30 мин. Прак-тически, здоровые люди в возрасте до 40 лет могут проводить такую зарядку в темпе, ,при котором пульс повышается до
150 удар/мин (после 50 лет — пульс до 140 удар/мин, для 60-летних — 120 удар/мин).
Однако далеко не все люди легко и безболезненно переносят в ранние ут-ренние часы повышенные нагрузки. Для некоторых целесообразно ограничить-ся минимумом упражнений, направленных на снятие утренней вялости, а более активные упражнения перенести на послерабочие вечерние часы.

Так, следует помнить, что период дня с 7.00 до 9.00 В это время оптимальным является выполнение утренней гигиенической гимнастики, направленной на возбуждение нервной системы.

22. Методика проведения круговой тренировки.

Основные задачи преподавателя при разработке и внедрении в учебный процесс метода круговой тренировки

  • Время и место круговой тренировки должно зависеть от целей и построения уроков. Включение круговой тренировки в начало основной части урока связано с двумя причинами: 1 - если на уроке предстоит интенсивная работа по развитию двигательных навыков, требующих повышенного напряжения физических и волевых усилий. Упражнения подбираются общеразвивающего характера и имеют целью подготовить организм школьников к предстоящей работе; 2 - если на уроке ставится цель развить двигательные качества учащихся, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме. Реже круговая тренировка используется в завершающие минуты основной части урока. Она планируется обычно тогда, когда нагрузка на предыдущем отрезке была явно недостаточной. Комплексы круговой тренировки здесь направлены на закрепление достигнутого ранее уровня физической подготовленности и совершенствование изученных двигательных навыков.

  • Внедрение круговой тренировки начинать с определения педагогом конкретной программы действий, осуществления контроля ее внедрения, исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений.

  • Переход к новому комплексу круговой тренировки, к новым упражнениям не может произойти раньше того времени, когда комплекс полностью исчерпает себя.

  • По мере освоения учениками программы одного комплекса упражнений круговой тренировки, по согласованию с учителем, учащиеся могут переходить к более сложному варианту выполнения упражнений на станции. Такой подход дает возможность как увеличивать объем нагрузки, так и повышать нагрузки за счет перехода от одной ступеньки к другой, более сложной по степени выполнения упражнений в комплексе круговой тренировки.

2.2. Инвентарь и оборудование мест занятий

Для проведения круговой тренировки необходим стандартный инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастические стенки, маты, навесные тренажеры, баскетбольные или волейбольные мячи, набивные мячи и т. д. Занимаясь на стадионе, можно использовать прыжковые ямы, баскетбольные щиты, полосы препятствий, предназначенные для начальной военной подготовки, автомобильные покрышки и т. д.

При творческом подходе к решению задач урока методом круговой тренировки проблема мест занятий и оборудования не должна вызывать трудностей и быть доминирующей.

2.3. Организация круговой тренировки

  • Площадь каждой станции и ее расположение определяются задачами занятия, количеством занимающихся и инвентаря.

  • Для обеспечения безопасности и лучшей организации занятий перед уроком преподавателем размечаются места занятий (станций) в зале, их границы разделяются гимнастическими скамейками. На стадионе используются флажки, фишки, конусы и другие ориентиры.

  • Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25$\times $30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте, или жесткую рамку, которую крепят на стене зала, в них вставляют карточку с изображением и описанием упражнения.

  • Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату - в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать по возможности все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале.

  • Для проведения занятий по круговой тренировке составляется комплекс из 4-15 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц и должно быть направлено на развитие двигательных качеств. Простота движений позволяет выполнять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из различных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств.

  • В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на группы по 2-5 человек.

  • Чтобы вести систематический учет индивидуальной нагрузки, нужно заготовить личные карточки учеников для учета физической нагрузки и показателей реакции на неё. Карточки заполняют сами ученики, однако с порядком записи необходимо ознакомить учащихся заранее.

  • МТ определяется на первых двух-трех уроках. После показа и объяснения ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время, стараясь проделать его максимальное (для себя) количество раз. Определяя МТ на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 мин. для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию.

  • Определение МТ, установление индивидуальной нагрузки, подсчет пульса, запись результатов в личную карточку рекомендуется начинать с VIII класса, где учащиеся лучше подготовлены к выполнению данных требований.

  • На одном уроке нецелесообразно определять МТ всех упражнений комплекса: в связи с утомлением после выполнения предыдущих упражнений последующие ученик выполнит ниже своих возможностей. Кроме этого некоторые учащиеся, столкнувшись с трудностью, не захотят её преодолевать и не станут выкладываться, что проявится в заниженных числах повторений упражнений. Другие наоборот будут работать до предела своих возможностей, а это значит, что в дальнейшем нагрузка будет чрезмерной, что не способствует оздоровительной направленности занятий.

  • Для лучшей организации класса в каждой из групп необходимо назначить старшего (групповода), который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, откуда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь.

  • Преподавателю необходим секундомер для регулирования времени при выполнении упражнений и для подсчета пульса учащихся. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения очередного со станциями круга. Показатели пульса заносят в личную карточку. Для того чтобы ученики самостоятельно подсчитать свой пульс, нужно заранее научить их этому. Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождении всего круга) превышает 180 уд/мин., рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.

  • На первое занятие по круговой тренировке целесообразно запланировать все 45 мин. урока. Исходя из опыта, ученики обычно неправильно выполняют упражнения, спешат, путаются в подсчете повторений и записи результатов.

  • Комплекс упражнений, выполняемый по методу круговой тренировки, обычно повторяется без изменения на 4-5 уроках. В дальнейшем целесообразно не заменять все упражнения, а лишь усложнять некоторые так, чтобы комплекс более разносторонне воздействовал на организм.
  1   2
написать администратору сайта