Главная страница
Навигация по странице:

23. Теоретикометодологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития. Направления реабилитационного процесса. Понятие реабилитационного потенциала



Скачать 236.79 Kb.
Название 23. Теоретикометодологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития. Направления реабилитационного процесса. Понятие реабилитационного потенциала
Анкор 23.docx
Дата 10.03.2018
Размер 236.79 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 23.docx
Тип Документы
#17715
страница 7 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

ОНРразличные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Речевые расстройства могут быть выражены в различной степени: от отсутствия речи (лепетного ее состояния) до развернутой, но с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от сформированности речевых средств ОНР разделяется на 3 уровня. Общими признаками ОНР являются:

- позднее начало развития речи;

- скудный словарный запас;

- аграмматизмы;

- дефекты произношения;

- дефекты фонемообразования.

1 уровень речевого развития характеризуется полным или практически полным отсутствием словесных средств общения. Словарный запас ребенка при этом состоит в основном из звуковых и звукоподражательных комплексов, как правило, непонятных для окружающих и сопровождающихся жестами.

2 уровень отличается тем, что речевые возможности детей значительно выше; общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и использует искаженные в фонетическом и грамматическом плане речевых средств.

3 уровень проявляется в достаточно развернутой обиходной речью без грубых фонетических и лексико-грамматических отклонений, но с отдельными нарушениями фонетики и грамматики.

2. Нарушения применимых средств общения

  • Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения

2. Клинико-педагогическая классификация используется при различной патологии речевых расстройств в составе комбинированного дефекта для реализации индивидуального подхода логопедом

  1. Нарушения устной речи.

    1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи. В зависимости от пораженного отдела речевой системы они подразделяются на

  • Нарушения голосообразования;

  • Темпо-ритмической организации высказывания;

  • Интонационно-мелодические;

  • Звукопроизносительные.

При этом рассматривается несколько форм типичных расстройств:

Дисфония (афония) – расстройство (отсутствие) голоса (фонации) из-за патологических изменений голосового аппарата, проявляющееся в виде силы, высоты, тембра голоса.

Нарушение темпа речи при сохранении фонетического оформления, лексической и грамматической сторон речи: брадилалия – патологически замедленный темп речи (речь вялая, заторможенная, монотонная, растянутая); тахилалия – патологически ускоренный темп речи (речь ускорена, аграмматизмы, необоснованные паузы или заминки, артикуляция смазанная).

Заикание (логоневроз) – темпо-ритмическое нарушение, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще возникает в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоциональной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Судорожные спазмы возникают в различных отделах речевого аппарата: в дыхательном, голосовом, артикуляционном. Бывает органического и функционального происхождения.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами РА. При этом через расщелину мягкого и твердого неба воздушная струя проходит не только через рот, но и через носовую полость. В этом случае все звуки становятся излишне носовыми (гнусавость), а речь малоразборчивой и монотонной. Это открытая форма ринолалии. Закрытая форма развивается при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидных разрастаниях, искривлениях носовой перегородки, хронических воспалительных процессах носоглотки.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью, иннервацией РА. Наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения. С возникновением голосовых и артикуляционно-фонетических дефектов. В отличие от дислалии нарушается произношение как согласных, так и гласных звуков; нарушается мышечный тонус АА, гиперсаливация. Чаще наблюдается при ДЦП.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации РА или недостатки произношения фонем (косноязычие).Нарушения структурно-семантической стороны речи (внутреннего оформления высказывания).

Алалия – отсутствие, недоразвитие речи при органических поражениях КГМ во внутриутробный или ранний период развития ребенка. Нарушаются операции отбора и программирования на всех этапах восприятия и воспроизведения речевого высказывания. Нарушено управление движениями. Выделяют моторную и сенсорную формы.

Афазия – полная (частичная) утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными органическими поражениями КГМ после 3 лет. Формы те же.

  1. Нарушения письменной речи.

Дислексия – нарушение чтения, связанное с несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в повторяющихся сшибках стойкого характера.

Дисграфия – расстройство процесса письма, проявляется в нестойкости образа букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложения.

Вопрос 46. Категория детей «группы риска»: психологические особенности, направления и перспективы психолого-педагогического сопровождения.

В отечественной психологии выделяют категорию учащихся, относимых к группе риска по образовательной адаптации. Их характеризует отсутствие ЗПР, умственной отсталости, выраженных нарущений зрения, слуха, речи и двигательной дисфункции, церебрастений, синдрома гиперактивности, и сниженного внимания, акцентуированных особенностей личности, неврозоподобных и невротических нарушений.

Дети группы риска отличаются от детей с ЗПР тем, что у них нет первичных интеллектуальных нарушений, задержки развития основных психических процессов, выраженного инфантилизма, значительных изменений структуры личности на фоне цереброастенического нарушения, неуспеваемость и социально психологическая дезадаптация носит временный характер, по механизму декомпенсации носит временный характер.

За счет парциальных отклонений в развитии имеются значительные компенсаторные возможности ВПФ и большие адаптационные способности личности. Психологическая коррекция обеспечивает выраженный эффект и возможность достаточно высокого уровня социальной реабилитации и интеграции подростков группы риска.

Эти дети – условная «норма», то есть они имеют соответствующие возрастным нормативам способности. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети.

Категория «трудных» подростков разнообразна и обширна.

Прежде всего, как фактор риска, следует назвать дисгармоничную семью (семья страдающая алкоголизмом, наркоманией, неполная семья). Вторым фактором можно назвать возникновение церебрастенических состояний и расстройств, ведущих к личностными изменениям. Третий фактор риска- неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками.

Классификация детей группы риска.

Слабообучаемые дети (дети с проблемами в обучении и развитии)

1.Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные инвалиды)

2.Дети из проблемных и неблагополучных семей.

3.Педагогически запущенные дети

Дети с проблемами в обучении - это та группа детей, которая несмотря на усердный кропотливый труд, в большей степени неуспешна в учебе, по всем учебным дисциплинам или, по отдельным учебным предметам.

Эти дети обладают неадекватными требованиям педагогов возможностями, в связи с чем получают неудовлетворительные оценки.

Серьезную трудность для педагогов представляют те дети, у которых отсутствует учебно- познавательная мотивация. Подростки обманывают родителей, пропускают уроки,не выполняют домашние задания.

Для всех неуспевающих школьников характерна прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.

Отвержение неуспеваюшего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит чаще всего к стойкой социальной дезадаптации. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация.

Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними.

Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля.

В России более 70%выпускников школ имеют различные хронические заболевания, приобретенных в ситуации школьного обучения. К группе риска по состоянию психосоматического здоровья относят детей, находящихся под постоянным контролем медицинских работников, психологов и педагогов школы. Это учащиеся с проявлением аномального физического развития, инвалиды, дети с заболеванием органов пищеварения, сердца ЦНС и мозговыми поражениями, быстро утомляющиеся, инфантильные, пассивные учащиеся, гиперактивные дети.

Они вынуждены находиться под постоянным медицинским контролем, проходить, системное плановое и профилактическое лечение. Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровье сбережению, специальным курсам лечения в медицинских условиях.

Таким образом, больной ребенок, как правило ограничен территориально, социально (строго определенным кругом людей, без возможности выбора предмета для общения), Эмоционально(часто находится вдали от родных и близких, в изоляции от друзей), физически( больные дети намного слабее своих сверстников, в связи с чем могут развиваться зависимые формы поведения, внутриличностные комплексы, требующие общения с психологом.)

Особую сложность представляют гиперактивные дети, с нестабильной нервной системой, требующие повышенного внимания и непрерывного педагогического контакта, поскольку в любой момент могут стать социально опасными: причинить вред здоровью других детей. Такие дети состоят (или должны состоять, но своевременно не были поставлены на учет по вине родительского внимания) на диспансерном учете у невропатолога и психиатра.

Дети с проблемами из неблагополучных семей.

В современной социокультурной операции возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаться с ними, имеет статус неблагополучной семьи.

Основными особенностями неблагополучной семьи являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально- конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов как социально- экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентаций, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей и насилие над ними, пренебрежение к санитарно- гигиеническим нормам и т.п.

Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним относятся:

1)категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка

2) уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание своих родительских обязанностей на школу

3) конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окружающим

4) отсутствие надзора за несовершеннолетними

5)злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми

Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации проблем школьников занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы сразу по двум или нескольким признакам.

Так, ошибки семейного воспитания могут повлечь за собой школьную неуспеваемость, а затем и проблемы со здоровьем.

Часто такие дети не приживаются в одной школе, и не остаются долго в одном месте жительства.

У таких детей часто отмечается девиантное поведение. Девиантное поведение (отклоняющееся) противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем.

Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или действительно существующей несправедливости взрослых. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева, и неконтролируемые ярости, разрушительные действия, поджоги.

Адиктивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к порабощению при помощи каких- либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, азартных игр. В конце концов, адиктивность приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений и реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Подросткам обычно не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные надолго привлечь его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную эмоциональную реакцию. Жизнь видится подростку не интересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимость что-то делать, заниматься какой- либо деятельностью, соблюдать какие-то принятые в обществе и семье традиции и нормы.

Дети группы риска имеют невысокую обучаемость, Также можно заметить поведенческие и эмоциональные расстройства, сочетание стойко агрессивного асоциального поведения

Эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость, и отвлекаемость, импульсивность, низкий уровень производительности психических процессов, несформированность учебной мотивации, и познавательных интересов.

Для каждого типа отклоняющегося развития и поведения детей группы риска необходим подбор специального комплекса методик, направленных на психокорррекцию.


29. Этико-правовые основы деятельности специального психолога.

Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.

Деятельность спец психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности. В своей профессиональной деятельности спец психологи должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психолога.

Психология, как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научные основы.

Психологи не должны принимать участие или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической и психической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога.

В спец психологи должны как минимум информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

Психологи не должны использовать власти или превосходство по отношению к клиенту, которая дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречия с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих может выступить как его защитник по отношению к администрации учреждения.

Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

Психологические методы не должны смешиваться – как в применении, так и в их представлении общественности – с методами, чуждыми научным основам психологии.

Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

Спец психолог обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. Если психолог в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Основной источник дилемм в психологии – вопрос конфиденциальности. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом.

Материалы, которые не могут причинить вред интересам клиента, а также необходимые для эффективной работы психолога, не попадают под правила конфиденциальности
написать администратору сайта