Главная страница
Навигация по странице:

23. Теоретикометодологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития. Направления реабилитационного процесса. Понятие реабилитационного потенциала



Скачать 236.79 Kb.
Название 23. Теоретикометодологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития. Направления реабилитационного процесса. Понятие реабилитационного потенциала
Анкор 23.docx
Дата 10.03.2018
Размер 236.79 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 23.docx
Тип Документы
#17715
страница 6 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

28 вопрос. ПМПК: назначение, задачи, структура, схема взаимодействия с субъектами образовательного пространства.

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (КОМИССИЯ), ЕЕ РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

Для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их специальных образовательных потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и (или) психической недостаточности детей субъекты Российской Федерации создаются на своей территории сеть постоянных межведомственных психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий - ПМПК) из расчета одна более чем на 100 тысяч детей, проживающих на одной территории, но не менее одной ПМПК на территории каждого субъекта Российской Федерации.

Руководит ПМПК председатель, представитель Комитета народного образования, заместитель председателя - представитель Комитета здравоохранения.

В состав ПМПК обязательно входят следующие специалисты: психолог; врачи: психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр); специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог; юрист; представители соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой.

Наличие такого количества специалистов позволяет сделать процесс обследования детей более организованным, продуктивным, последовательным, дает возможность проведения более раннего обследования, получение точных результатов.

Перед ПМПК стоят сложные задачи, решение которых требует взаимодействия всех перечисленных специалистов. Одной из самых важных задач является проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития, установление диагноза. Решение этой задачи позволяет начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий.

На следующем этапе необходимо решить такую задачу, как подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза. Также необходимо оказать консультативную помощь родителям имеющим детей с физическими и (или) психическими недостатками.

Основной задачей является и консультирование педагогических, медицинских, социальных работников по вопросам, связанным с образовательными потребностями детей, их правами и правами родителей. А также очень важно формирование банка данных о количестве детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, о структуре детской патологии (недостаточности).

В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов и учреждений социальной защиты с согласия родителей. Если это происходит по решению суда, то согласие родителей не требуется. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей.

В заключение ПМПК содержатся результаты обследования, и оно служит основанием для направления детей (с согласия родителей) в специальные образовательные учреждения либо организации интегрированного обучения. Члены ПМПК обязаны соблюдать конфиденциальность заключения.

Когда родители не согласны с заключением ПМПК, по их заявлению государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой назначается независимая экспертиза, где родителям представляется право выбора (отвода) экспертов и экспертного учреждения.

Заключение независимой экспертизы может быть обжаловано в суде в порядке гражданского судопроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Правительство РФ, осуществляя свои конституционные полномочия по обеспечению проведения государственной политики в области образования, принимает Положение о ПМПК и Положение о независимой экспертизе.

Списки детей для обследования и документы на каждого ребенка направляются в комиссию районными отделами образования. Комиссия ведет журнал приема, в котором записываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, диагноз и тип учреждения, куда рекомендовано направлять ребенка.

Данные психолого-медико-педагогической Kомиссии протоколируются. Личное дело обследованного ребенка, протокол с заключением комиссии и рекомендациями по организации обучения и лечения передаются в то учреждение, куда ученик направлен. Без заключения областной (районной, городской) ПМПК не разрешается прием детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отчисление или перевод из учреждения одного вида в другой.

Окончательный диагноз о степени умственной отсталости при тяжелых задержках психологического развития или пограничных состояниях между дебильностью и имбецильностью может быть установлен только в процессе учебно-воспитательной работы; ребенок направляется в специальное (коррекционное) учреждение VIII вида с целью уточнения диагноза на срок не более одного года. Через год в случае необходимости ребенок повторно направляется на ПМПК для определения типа учреждения, в котором он должен обучаться.

Если имеется необходимое количество таких детей, могут быть организованы диагностические классы и дошкольные группы для каждой категории детей в составе школьных или дошкольных учреждений специального назначения.

Контроль за правильной организацией работы областной психолого-медико-педагогической комиссии возлагается на руководителей областными комитетами народного образования и здравоохранения. Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции.

Когда дети направляются на консультацию по инициативе учреждений народного образования для уточнения их психофизического состояния и решения вопроса для дальнейшего воспитания, обучения, лечения, обязательны документы:

- свидетельство о рождении (предъявляется);

  • подробная, выписка из историй развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога. Ортопеда)

  • педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности:

-письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка.

В педагогической характеристике необходимо указать не только недостатки ребенка, но и характер затруднений, которые ребенок испытывает, какая оказывалась помощь в их преодолении. Следует отметить и положительные качества ребенка. Необходимо включить в характеристику формальные данные количество лет обучения в школе; сведения о семье, об особенностях познавательной деятельности ребенка; данные о школьных знаниях; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы, личности.

Это поможет членам консультации правильнее построить обследование, выявить и установить причины трудностей, препятствующих развитию ребенка.

Ход обследования ребенка фиксируется в протоколе и хранится в личном деле. Это позволяет учителям заранее познакомиться и учесть особенности личности, качество знаний, особенности психофизического развития ребенка, а также фиксировать динамику развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Это позволяет судить об изменениях, которые произошли за определенный период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. На основании данных обследования составляются заключения о характере отклонений. Принимается решение о месте воспитания и обучения. Даются конкретные рекомендации.

Изучение детей включает медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование.

Вопрос 60. Психологическое сопровождение детей с СДВГ.

Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Согласно Международной классификации болезней в редакции 1992 г. понятие «гиперкинетические нарушения» трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:

  • Ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже впервые 5 лет жизни)

  • Сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности

• Недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий

• Тенденция к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца

• Хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место), так и тонкой (нарушение координации движений: трудности при овладении письмом, рисованием, вообще- с ведением тетрадей).

В конце 19 века проблематикой детского беспокойного поведения и гиперкинетичностью занимались, в частности, невролог Чакот и педиатр Хенох; в начале 20 века Циен отличал естественную тягу к двигательной активности от болезненной моторной активности с ее ненаправленностью и импульсивностью. Хеллер описал в 1904г. картину детского двигательного беспокойства, ненаправленной импульсивности, отвлекаемости и недостаточной способности к двигательной концентрации внимания. В 1917г. Черни описал симптоматику гиперактивных детей. Этиологией СДВГ занимались также Н.Н.Заваденко, И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, З.Тржесоглава.

Нарушение внимания и гиперактивность является одним из главных сопутствующих признаков ММД, и частота встречаемости составляет от 7 до 16% среди учащихся начальных классов, а процент соотношения у мальчиков и девочек составляет как 2:1. СДВГ - один из наиболее распространенных психоневрологических расстройств, в клинике которого на первый план выступает нарушение внимания» Дети с СДВГ представляют гетерогенную группу, отражающую значительную вариабельность в степени выраженности и ситуациональном размахе симптомов.

СДВГ разделяют на 3 типа: с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности -импульсивности и смешанный. Дефицит внимания выражается в часто встречающихся трудностях в сосредоточении внимания на деталях или совершении «легкомысленных» ошибок, трудностях в сосредоточении внимания при выполнении некоторых заданий и вовремя игры, неспособности слушать собеседника, невозможности следовать указаниям и выполнять школьные задания (дом, работу), трудностях организации своей деятельности или уклонениях от выполнения задач, требующих продолжительных умственных усилий, частой отвлекаемости и забывчивости. Гиперактивность можно охарактеризовать как частые беспокойные движения рук или ног, неусидчивость, стремление покидать свое место в классе, частые суетливые действия, часто проявляющая невозможность играть или проводить свой досуг свободно, частое пребывание в «заведенном» состоянии, стремление часто и много говорить. Импульсивность выражается в частой готовности ответить на вопрос, не дослушав его до конца, часто возникающем нетерпении при ожидании своей очереди, частом стремлении перебивать или вторгаться в ситуации. Как правило, эти симптомы проявляются до 8 лет, обнаруживаются по меньшей мере в 2-х сферах деятельности ребенка, не обусловлены психотическими расстройствами и вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Наиболее часто СДВГ является причиной ранних органических поражений головного мозга, нередко может являться вторичным на фоне эпилепсии или шизофрении у детей младшего возраста. СДВГ является частым компонентом психопатологической картины при различных формах олигофрении и пограничных формах интеллектуальной недостаточности и в этом случае не резко выраженная двигательная расторможенность и низкий уровень концентрации внимания входят в структуру невротических расстройств. Последние исследования объясняют ГКС возможностью существования нейрохимического нарушения в сфере мозговой проводимости. Существует также гипотеза, что дети с ГКС с точки зрения физиологии мозга невозбужденны и поэтому сами возбуждают и стимулируют себя своей гиперактивностью, чтобы компенсировать данный сенсорный недостаток. Генетическая концепция формирования СДВГ предполагает наличие врожденной неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль. У детей с СДВГ выявлены нарушения формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга, между ними и различными областями коры головного мозга. К факторам риска можно отнести неблагоприятные факторы внешней среды, связанные с антропогенным загрязнением и пищевые факторы; также важно отметить психосоциальные факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные, которые только усугубляют влияние резидуально органических и генетических факторов, но не являются самостоятельной причиной. В грудном возрасте эти дети чрезмерно крикливы, новорожденные непрерывно двигаются, капризны и раздражительны, ночью плохо спят, ласку ребенок не принимает, отстраняясь от матери. Созидательная, конструктивная игра практически отсутствует, деструкция и хаос характеризует их игровое поведение. В школьном возрасте у таких детей еще сохранена аффективная лабильность и неустойчивость к фрустрации: плачут по пустякам, настроение внезапно меняется. Может наблюдаться повышенная агрессивность и склонность к демонстративному поведению, чувство страха часто отсутствуют, импульсивность очень обострена, внимание очень рассеяно, воспринимают материал лишь частично. На первом месте у детей с нарушениями внимания стоят трудности в овладении чтением и письмом; у девочек чаще - нарушение овладения счетом. Отмечаются долгие колебания в определении ведущей руки, наблюдаются нарушения речи и нервные тики. У них страдает перцептивная ориентация и планирование действий, отсутствуют столь необходимые паузы между мышлением и действием. Движения часто избыточно энергичны. Дети могут застрять на уровне повторяющихся шаблонных движений - примитивно- архаичных двигательных стереотипов, и это будет препятствовать освоению важных видов моторики. В сравнении со сверстниками у гиперактивных детей значительно меньший запас двигательного опыта в пределах больших и малых пространств. Отношение гиперкинетичных детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. У гиперактивных детей наблюдается более позднее психическое созревание и они несколько позже своих сверстников вступают в пубертатный возраст, зато в предпубертатном периоде ярко выражены и отчуждение от социальной среды в результате значительного сниженного чувства самоценности, и трудности взаимоотношений с родителями, ссоры, дух противоречия, часто возникают депрессивные состояния, мысли о самоубийстве, появляется склонность к асоциальному поведению, криминалу и наркомании; гиперактивность в этом возрасте трансформируется в психологию наплевательства: полностью отсутствуют какие-либо интересы и мотивы. Взрослые, чье поведение в детстве отличалось признаками гиперактивности, по-прежнему испытывают трудности: сохраняются нарушения внимания, нередко гиперактивность переходит в инактивность, сопровождаемую нервозностью, сохраняется импульсивность, наблюдается лабильность настроения, нетерпеливость и вспыльчивость, неспособность организовать себя и низкая стрессовая толерантность («Из мухи делают слона»). Основным и довольно успешным способом коррекции СДВГ на сегодняшний день является применение стимулирующих фармакологических средств. Психостимуляторы не только успокаивают ребенка, но и влияют на многие другие симптомы СДВГ: повышают эмоциональную устойчивость, способность к сосредоточению, снижают нервное напряжение, вызванное неудачами. Медикаментозная терапия начинается с устранения последствий органического поражения головного мозга (сосудистые препараты, рассасывающая терапия, витаминотерапия, гидратационная терапия). Подходы к лечению СДВГ основаны на использовании обратной биологической связи, основанной на нейрофизиологических механизмах воздействия на функционирование корковых структур (в качестве исходного параметра служат данные ЭЭГ - анализа). Считается, что наиболее перспективной при СДВГ является семейная психотерапия, ведь уменьшение психологической напряженности в семье и создание благоприятной для ребенка обстановки способствует лечению. Главная часть психотерапии - объяснение ребенку и его родителям на понятном им языке причин поведения ребенка и неудач в процессе обучения. Выбор игровых методик психотерапии является приоритетным при реабилитационной работе с детьми с СДВГ, ведь игра в группе способствует тому, что ребенок глубоко и целенаправленно воспринимает себя и окружающий мир, учится строить взаимоотношения между собой и миром, понимает суть неудач и ошибок. Верно продуманные и проведенные игровые психотерапевтические сеансы, включающие интеллектуальные игры, театральный тренинг, создают все предпосылки плавного перехода от игровой практики к учебной и общественно-полезной деятельности ребенка. Существует также много сторонников поведенческой терапии. В настоящее время разработаны серии компьютерных программ нарастающей степени сложности, способствующих усилению контроля за двигательной активностью ребенка и тренирующих его внимательность. Игровые тренинги также очень необходимы для родителей, т.к. это позволяет приобрести родителям неоценимый эмоциональный, поведенческий и когнитивный опыт межличностного взаимодействия для решения проблем полной социализации своих детей. Также значительное предпочтение при лечении детей с СДВГ отдается аутогенной тренировке (AT), во время которой происходит преодоление тревоги и эмоционального напряжения.

57. Классификация и систематизация речевых нарушений.

1. Классификация речевых нарушений. В настоящее время в отечественной логопедии существуют 2 классификации РН

:1. Психолого-педагогическая (Левина) чаще применяется в образовательном процессе и основана на общих проявлениях дефекта при разных формах аномального развития у детей. Согласно этой классификации различают:1. Нарушения средств общения

  • ФФНР – Н процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем;
написать администратору сайта