Главная страница
Навигация по странице:

Принципы сопровождения. 3 Принципы психологопедагогического сопровождения детейсирот



Название 3 Принципы психологопедагогического сопровождения детейсирот
Анкор Принципы сопровождения.doc
Дата 16.01.2018
Размер 49 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Принципы сопровождения.doc
Тип Документы
#15336

3.2. Принципы психолого-педагогического сопровождения

детей-сирот

(В книге: Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П.

Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., доп.и перераб. — М., 2010. - 251 с.)
Принципы – это исходные положения или требования, которые необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот. Кратко охарактеризуем принципы сопровождения (см. табл. 10).
Таблица 10

Принципы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот




Принципы

Пути и способы реализации принципов

1

Поддержка и развитие индивидуальности ребенка

- соотнесение уровня актуальности развития и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ребенка;

- установление доверительных отношений взрослого с ребенком;

- оказание индивидуализированной помощи со стороны педагогов на основе осознания границ вмешательства в деятельность ребенка;

- отбор педагогических средств (методов, технологий) развития профессиональных интересов, адекватных уровню подготовленности ребенка, его индивидуальным свойствам;

- проектирование индивидуальной деятельности и жизненных планов воспитанника;

- оценивание достижений ребенка с учетом развития сфер индивидуальности и продвижения ребенка к своим жизненным и профессиональным планам

2

Учет, соблюдение и согласование личных образовательных, профессиональных интересов и жизненных планов ребенка

- выявление и развитие познавательных интересов воспитанника, его профессиональных планов и жизненных замыслов;

- построение индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам с учетом познавательных интересов и профессиональных планов;

- организация дополнительного образования воспитанника;

- включение ребенка в различные виды образовательной, досуговой, трудовой деятельности с ребенком с учетом познавательных и профессиональных интересов, жизненных и профессиональных планов;

- органичное сочетание профориентационной работы с решением личных и социальных проблем ребенка;

- использование социальных и профессиональных проб;

- помощь в определение оптимальных усилий по достижению намеченных планов

3

Вариативность и гибкость в организации индивидуальной деятельности ребенка

- своевременное выявление проблем и трудностей в деятельности воспитанника и оперативное принятие решений по оказанию соответствующей поддержки и помощи;

- создание различных ситуаций, позволяющих раскрыть, проверить склонности ребенка, его профессиональные интересы и возможности;

- предоставление различных вариантов для выбора и принятия жизненно важных решений;

- гибкое реагирование на изменения в поведении воспитанника, его достижения, соответствующее изменение способов взаимодействия с ребенком;

- изменение степени самостоятельности воспитанника в зависимости от сложности и новизны жизненной ситуации;

- регулирование взаимоотношений ребенка с людьми, товарищами по совместной деятельности;

- обоснование выбора степени вмешательства в деятельность воспитанника;

- своевременная корректировка действий педагогов и ребенка;

- оперативная доработка индивидуальных программ, планов, маршрута образовательной деятельности ребенка;

- корректировка профессиональных планов воспитанника в связи с изменившимися обстоятельствами.

4

Обеспечение субъектной позиции ребенка

- обеспечение осознания важности и значимости участия ребенка в деятельности, развитие мотивации на достижения и высокий результат;

- обучение воспитанника способам самодиагностики;

- обучение объективной самооценке собственных достижений и возможностей;

- обучение способам самоорганизации, самоуправления, самоконтроля и самоанализа;

- привлечение воспитанника к проектированию своей деятельности, разработке индивидуальных образовательных программ, маршрута, профессиональных планов;

- создание ситуации для самоопределения, свободного выбора воспитанником сложности, объема, содержания, форм деятельности, позиции, степени самостоятельности, форм контроля за результатами деятельности и отчетности о своих достижениях;

- недопустимость насилия, давления на ребенка в ситуации выбора, признание его права на собственное мнение и ошибку

5

Оптимистическая стратегия сопровождения

- принятие ребенка таким, каков он есть, толерантность, оптимизм, опора на лучшие его стороны;

- выражение радости за успехи ребенка, оказание ему оперативной помощи в преодолении трудностей и решении проблем, которые сложны для него;

- выявление и развитие мотивов, ориентирующих ребенка на успешность образования, их профессиональных и личных планов;

- выявление индивидуальных склонностей и способностей воспитанника, позволяющих проявить свои сильные стороны в образовательной и будущей профессиональной деятельности;

- создание ситуаций, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, собственную позицию, выразить свое личное отношение и мнение о своих жизненных и профессиональных планах, достижениях;

- оценивание достижений ребенка с учетом его реальных возможностей;

- создание ситуаций для подкрепления или обнаружения личных достижений, осознание своего продвижения к намеченной цели, ситуаций успеха, особенно в том момент, когда ребенок может потерять уверенность в своих силах;

- выбор видов и способов деятельности, где ребенок может проявить свои лидерские качества

6

Непрерывность, системность и преемственность сопровождения

- выстраивание системы целей, задач развития и образования ребенка с учетом его возраста, индивидуальных особенностей, профессиональных планов, результатов деятельности;

- обеспечение взаимосвязи общего и дополнительного образования в воспитательном учреждении;

- поэтапное развитие самостоятельности воспитанника, освоение способов самоорганизации своей деятельности, изменение его роли и позиции в образовательном процессе;

- оптимальное использование ресурсов учебной, внеучебной деятельности детей, дополнительного образования;

- развитие средств стимулирования самообразования и самовоспитания ребенка с учетом его опыта, достижений и профессиональных перспектив;

- отбор форм, методов, технологий обучения и воспитания на каждом этапе развития с учетом мотивации, жизненных и профессиональных планов, образовательных задач.

7

Взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ребенка-сироты

- коллективная разработка субъектами сопровождения программы диагностики образовательной деятельности и уровня профессионального самоопределения ребенка, согласованность действий в реализации этой программы;

- определение общих установок и подходов к процессу обучения, воспитания и развития ребенка, непротиворечивость действий по оказанию ему помощи и поддержки в профессиональном самоопределении;

- совместная разработка педагогами и специалистами рекомендаций по взаимодействию с ребенком, по оказанию согласованной помощи в решении его проблем;

- кооперация и интеграция действий всех субъектов сопровождения;

- согласованность при отборе педагогических средств, обеспечивающих профессиональное самоопределение воспитанника, определение способов и методов оценивания его достижений, профессиональной сориентированности;

- формирование непротиворечивой установки на взаимодействие с родителями и родственниками ребенка-сироты, согласованность действий при взаимодействии с родственниками;

- разработка комплексных программ психолого-педагогического сопровождения;

- четкое распределение функций, обязанностей и ответственности между субъектами сопровождения при разработке и реализации программ развития воспитанника


Все принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Пе­дагогам, психологам и другим специалистам важно учитывать и реализовывать эти принципы, взаимодействуя с ребенком, используя различные способы и средства сопровождения про­фессионального самоопределения.
написать администратору сайта