Главная страница

ринолалия. 30. характеристика основных форм ринолалии ринолалия


Скачать 39.61 Kb.
Название 30. характеристика основных форм ринолалии ринолалия
Анкор ринолалия.docx
Дата 26.04.2017
Размер 39.61 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ринолалия.docx
Тип Документы
#4020

30. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ РИНОЛАЛИИ

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Изучением ринолалии занимались Анастасия Гавриловна Ипполитова, И______ И______ Ермакова, Елена Александровна Соболева, Галина Николаевна Соломатина, Виктор Михайлович Вололацкий.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой, которое осуществляется благодаря небно-глоточному смыканию (сокращение мышц мягкого неба, боковой и задней стенок глотки). Одновременно с движениями мышц мягкого неба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана). Во время речи мягкое небо непрерывно поднимается и опускается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и от беглости речи. Сила смыкания меньше для гласных, чем для согласных. Из согласных самое слабое для звука [в], самое сильное для [с].

В зависимости от характера нарушений функции небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии.

Открытая ринолалия

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее изменяется тембр гласных [и], [у]. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных: к шипящим и фрикативным добавляется хриплый хриплый звук, появляющийся в носовой полости; взрывные [п, б, д, т, к, г] звучат неясно, ринофонически звучат [л, р] (воздушная струю настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка).

Для определения используют пробу Гутцмана (ребенок произносит попеременно «а, и», а логопед зажимает и разжимает нос, при открытой ринолалии пальцы ощущают вибрацию). Можно также использовать фонендоскоп.

Функциональная открытая ринолалия объясняется недостаточным подъемом мягкого неба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Причины:

  • состояние после удаления аденоидов («привычная» открытая ринолалия)

  • состояние после постдифтерийного пареза

Признак этой формы ринолалии – более выраженное нарушение произношения гласных звуков. Прогноз благоприятен. Ринолалия исчезает после фониатрических упражнений, звуки ставятся классическими методами.

Органические причины могут быть врожденными и приобретенными. Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого неба. Причины – повреждение языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др. Наиболее частая причина врожденной ринолалии – врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба. Среди факторов, влияющих на возникновение расщелины, можно отметить:

  • генетические (микропризнаки расщелины у родителей)

  • биологические (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз во время беременности матери)

  • химические (контакт с вредными веществами, никотин, алкоголь, наркотики, бесконтрольный прием лекарственных средств и витаминов)

  • социальные (стрессы)

  • эндокринные заболевания матери.

У детей с врожденной расщелиной имеются серьезные функциональные расстройста (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. В настоящее время принята следующая классификация расщелин:

I. Врожденная расщелина верхней губы:

1) скрытая расщелина, неполная расщелина

  • без деформации кожно-хрящевого отдела носа

  • с его деформацией

2) полная расщелина

II. Врожденные расщелины неба:

  1. расщелины мягкого неба (субмукозные, неполные, полные)

  2. расщелины мягкого и твердого неда (-/-)

  3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)

  4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба (-/-)

В устной речи отмечается бедность долнгвистического развития ринолаликов, звуки артикулируются беззвучно или с малой силой голоса, не получают слухового подкрепления. Активность лепета постепенно уменьшается. Страдает развитие просодических элементов речи. В наибольшей степени дефект проявляется в фонетической ее стороне. Периферическая недостаточность артикуляционного аппарата приводит к компенсаторному патологическому артикуляционному укладу – высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю часть ротовой полости, чрезмерное его участи в артикуляции, недостаточное участи губ.

За счет подключения носового резонатора все оральные звуки становятся нозальными. За счет подключения глоточного резонатора изменяется характер задненебных звуков (фаринганализация также является компенсаторным средством). Встречется глоттолизация (дополнительная артикуляция в области гортани), придающая речи «щелкающий» призвук. Выявляется и множество других дефектов:

  • нейтрализация зубных звуков по способу образования,

  • замена взрывных фрикативными,

  • свистящий свист при произношении шипящих и ли наоборот,

  • оглушение сонорных в конце слова,

  • отсутствие вибранта или замена на [ы],

  • перемещение артикуляции в задние зоны,

  • понижение разборчивости звуков в стечении и в конечной позиции.

Исследования показывают, что разборчивость речи ребенка-ринолалика снижена на 50 %. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.

В частности они ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка, что является препятствием к овладению грамотой. Дисграфические ошибки в работах детей-ринолаликов разнообразны. Специфическими являются:

  • замены [п] и [б] на [м] и [т], [д] на [н] и обратные замены («ладныш»), обусловленные фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи.

  • замены, пропуски, употребления лишних гласных («гулубятня», «пршлел»),

  • замены и смешения свистящих-шипящих («зележо»)

  • трудности употребления аффрикат («прящутся», «шитала», «серез»)

  • замена [ц] на [с] («скворес»)

  • смешение гвонких-глухих («портвель»)

  • звук [л] заменяется [р], реже наоборот («подпрыла»)

Закрытая ринолалия

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе у носовых звуков, которые звучат как соответствующие ротовые. Гласные приобретают неестественный оттенок из-за заглушения отдельных тонов. Причина закрытой ринолалии – органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания.

М. Зееван выделяет:

- переднюю закрытую ринолалию, когда отмечается непроходимость носовых полостей (при хронической гипртрофии слизистой носа, искривлении носовой перегородки, опухолях носовой олости);

- заднюю закрытую ринолалию, когда уменьшена носоглоточная полость (аденоидные разрастания, фибромы полипы, опухоли носоглотки).

Функциональная закрытая ринолалия отмечается при сильном подъеме мягкого неба и закрытии доступа к носоглотке звуковыми волнами. Отмечается при невротических реакциях..

Органическая закрытая ринолалия возникает из-за непроходимости носовой полости.

Смешанная ринолалия

М. Зеемн, А. Митронович-Моджеевска выделяют смешанную ринолалия, при которой состояние речи характеризуется пониженным носовых резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра голоса. Может наблюдаться, например, при укорочении мягкого неба и аденоидных разрастаниях.
31. ДООПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ

В отечественной логопедии разратокой методических приемов по устранению ринолалии занимались Е. Ф. Рау, Федор Алексеевич Рау, Анастасия Гавриловна Ипполитова, И______ И______ Ермакова, Елена Александровна Соболева, Галина Николаевна Соломатина, Виктор Михайлович Вололацкий.

Большую значимость имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой, которая впервые предложила проведение логопедических занятий в дооперационный период.

Основная цель дооперационного периода – недопустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. Для этого необходимо:

1. Подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию (развить подвижность сегментов неба и по возможности прекратить дистрофию мышц глотки). Используются гласные звуки [а, э]. Упражнения с гласными вводятся на первом же занятии. Начинают с поочередных 2-3-хкратных повторений этих гласных. Через 4-5 занятий переходят к слитному произнесению этих же гласных по 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. Для развития мышц глотки используется имитация позевывания позевывание, касание шпателем корня языка.

2. Активизировать мышцы артикуляционного аппарата – переместить язык в полость рта вперед, опустить корень и укрепить кончик, активизировать губы и щеки. Для языка используют обычную артикуляционную гимнастику, его расслабление, покусывание, вылизывание тарелок и ложек. Используются упражнения для губ: тренировка верхней губы при закусывании нижней, удерживание губами сухарика, растягивание уздечки верхней губы. Рекомендуется избегать резких артикуляционных упражнений.

3. Работа над дыханием предотвращает закрепление ключичного типа дыхания, затормаживает неэкономный речевой выдох, вырабатывает направленную воздушную струю. Направленное дутье вызывают от имитации поплевывания с высовыванием языка. Затем упражнение замедляется – получается легкое дутье – на ватку, пух, полоску бумаги. Нельзя использовать упражнения требующие повышенных усилий – дутье в соломинку, надумание шаров. Главная цель – научить сознательной направленной воздушной струе , а не ее силе. Далее переходим к воспитанию диафрагмально-реберного дыхания.

4. Постановка гласных звуков начинается с [а, э]. Затем произносят 2-3 раза и доводят до 5 повторов каждый звук. Далее переходят к постановке [о, и, у, ы]. Когда ребенок научится произносить эти гласные изолированно переходят к произношению сочетаний гласных, вначале 2х, затем 3х звуков. Сочетания не начинаются со звуков [и, у, ы]. Звуки включаются в вокальные упражнения.

5. Развитие фонематического слуха:

  • выделение звука из ряда

  • определение наличия звука в слове

  • определения места звука в слове

  • отличие правильного произношение от искаженного (ротового от носового)

  • определять правильность произношения звука с слогах.

6. Исправление звукопроизношения. До операции возможно пользование приближенной артикуляцией, звуками-аналогами. Здесь будут приемлимы губно-губные, межзубные и нижние звукообразования, приглушенные шипящие и свистящие.


64. ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только фонетической стороны, ведется по следующим направлениям:

  • нормализация деятельности артикуляционного аппарата

  • формирование артикуляции звуков

  • устранение назального оттенка голоса

  • дифференциация звуков

  • нормализация просодической стороны речи

  • автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении

При ФФН добавляется систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия, формированию морфологических обобщений, преодолению дисграфий. При ОНР подключатся работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.

В отечественной логопедии разратокой методических приемов по устранению ринолалии занимались Е. Ф. Рау, Федор Алексеевич Рау, Анастасия Гавриловна Ипполитова, И______ И______ Ермакова, Елена Александровна Соболева, Галина Николаевна Соломатина, Виктор Михайлович Вололацкий.

Система работы, разработанная А. Г. Ипполитовой, сочетает дыхательные и артикуляционные упражнения. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка (используются «опорные» звуки). Содержание занятий включает следующие разделы:

  1. Формирование речевого дыхания при дифференциации видов вдохи и выдоха.

  2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без голоса) и фрикативных глухих согласных.

  3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

  4. Формирование мягких звуков.

Л. И. Вансовская предложила начинать устранение назализации с передних гласных [и], [э]. Ребенка просят произнести звук с выдвинутой вперед нижней челюстью полуулыбкой (усиливается напряжение мягкого неба). После устранения назализации глазных работа ведется над сонорами [л] и [р].

Для работы со взрослыми существует методика С. Т. Таптаповой, которая предполагает режим молчания (произношение про себя гласных звуков), который снимает назализацию, гримасы, подготавливает к постановке звуков. Используются вокальные упраждения.

И. И. Ермакова разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Модифицированы для ринолаликов ортофонические упражнения, разработаны правила и приемы развития подвижности мягкого неба, предотвращения его укорочения после хирургической пластики.

Эффективность логопедической работы базируется на тщательном обследовании и находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Система коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи включает:

- развитие движений мягкого неба,

- устранение назального оттенка,

- постановка звука,

- развитие фонематического восприятия.

Если операция произведена, то большое внимание уделяется массажу мягкого неба для сглаживания и эластичности шва. При поглаживании границы твердого и мягкого неба происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого неба. Также эффективен массаж при произнесении [а] с нажимом на мягкое небо.

Для активизации деятельности мягкого неба в послеоперационный период применяется:

1. Гимнастике для неба:

  • Глотание воды маленькими порциями,

  • Позевывание,

  • Полоскание рта,

  • Покашливание,

  • Произнесение гласных на твердой атаке высоким голосом.

2. Работа над дыханием идет по направлению дифференциации ротового и носового выдоха и развитию силы ротового выдоха. Кроме обычных дыхательных упражнений могут быть использованы дутье в губную гармошку, надувание шаров и игрушек, Для контроля используется зеркало, ватка, полоски бумаги и т. п.

3. Упражнения, направленные на нормализацию речевой моторики:

  • Гимнастика для губ и щек

  • Гимнастика для языка

4. Голосовые упражнения на гласных звуках [а, о, у, э], которые ставятся в первую очередь и включаются в ежедневные упражнения. Гласные сначала артикулируются без голоса, затем с голосом с постепенным увеличением числа повторений гласных на одном выдохе (а аа ааа аааа)

Далее идет последовательное четкое отрывистое произнесение ряда гласных на одном выдохе (ао аоэ) Затем используется произнесение гласных с небольшими паузами (а-; а--; а---), длительное слитное произнесение гласных звуков (а--э--а--у--)

Из согласных первым ставится звук [ф], далее [п, в, т]. На следующем этапе [к, х, с, г, л, б], далее [и, д, з, ш, р] и наконец [ж] и аффрикаты.
32. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

Обследование детей с ринолалией включат:

1. Сбор анамнестических данных.

2. Описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого дефекта. Логопед классифицирует вид расщелины, в каком возрасте были сделаны операции губы и неба, подробно описывает состояние всех органов артикуляции. При расщелине верхней губы отмечает ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние подгубной уздечки.

Осматривая небо до операции, фиксирует внимание на размере дефекта и подвижности сегментов неба. После операции описывает форму небного свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески (ее можно наблюдать при плавном и протяжном произнесении [а]). При полной неподвижности мягкого неба нужно попытаться вызвать глоточный рефлекс при касании шпателем корня языка.

Осматривая язык, необходимо подробно остановиться на его позиции в полости рта, состоянии корня и кончика языка. Отметить его излишнюю напряженность или вялость, ограниченную подвижность при выполнении артикуляционных движений.

Изменение зубных рядов фиксируется в случае влияния на речь. Обязательно отмечается изменение прикуса.

3. Обследование общего речевого развития. Проверяется состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматический строй речи, связная речь.

4. Изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка, связанные с дефектами внешности и речи. Уже при первом знакомстве можно отметить, как ребенок вступает в контакт с незнакомым. В дальнейшем в беседе с родителями узнать, как к ребенку относятся в семье (гпер-/гипоопека), есть ли друзья, любит ли общество детей, не дрязнят ли в школе/саду, активен ли ребенок на занятиях.

Очень важно знать, интересуется ли ребенок своими недостатками и в каком плане, реагирует ли на замечания относительно речи, есть ли желание исправить свой недостаток. В дальнейшем это укажет направление психотерапевтических бесед.

30- Особенности постановки звуков при ринолалии

Звукообразование имеет антропофонические(искажении звучания фонем) и фонологические признаки (замена одной фонемы другой). Практически все звуки при ринолалии назализованы, многие звучат лишь приближенно. Исправление звукопроизношения длительно.

Коррекция каждого звука предусматривает: 1) умение выделять его среди других; 2) соотносить с определенной артикулемой; 3) правильно воспроизводить артикулему; 4) применять это умениее в потоке связной речи.

Воспитание слуховых дифференцировок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребенок уже должен уметь выделять в речи фонему, над которой работает.

Детям, не дифференцирующим особенностей собственной речи на слух, в процесс постановки звука привлекают зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Тактильное и зрительное наблюдение не могут постоянно сопровождать бытовую речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кроме того, кинестетический контроль осуществляется в момент речи, в то время как слуховой срабатывает уже после проговаривания. Поэтому соотнесение фонемы с определенной артикулемой является очень важным моментом в работе над звуком.

Воспроизведение звука предусматривает образование преграды в нужной зоне, подачу на нее направленной воздушной струи, обеспечение достаточного внутриротового давления и при необходимости включение фонации.

Величина воздушного давления в полости рта не зависит от произвольного усилия. Она достигается благодаря нёбно-глоточному смыканию. Давления во рту падает из-за утечки воздуха в нос. Попытка возместить утечку усиленным выдохом или сужением глотки и носовых ходов увеличивает скорость воздушного потока, усиливает носовой оттенок и понижает разборчивость речи. Имеется прямая зависимость объема утечки воздуха от размера нёбно-глоточной недостаточности. Тем не менее, успех коррекционно-воспитательной работы в значительной мере определяют индивидуальные компенсаторные способности детей.

При недостаточности нёбно-глоточного смыкания не фиксируют внимание ребенка на объеме утекающей воздушной струи, а стараются сделать ее максимально бесшумной. Помогает плавное выполнение всех упражнений без резких утрированных движений и скандирования.

Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подрожанию, позволяет выявить доступные звуки.

Коррекцию звуков начинают с доступных.

Выбор метода и упражнений устанавливается индивидуально. Выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают ее подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда верхней челюсти, постоянное ношение массивного ортодонтического аппарата осложняют постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Поэтому, стремясь к акустической полноценности фонем, можно допускать отклонения в артикуляции.

Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных, грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и пр. Упражнения для коррекции отдельных звуков могут продолжаться долго, пока не будет выработан четкий стереотип.

В образовании взрывных фонем самым важным моментом является обеспечение достаточного внутриротового давления для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах нёба ведет к раздражению давления, и сила звуков ослабляется, коррекцию звуков п, пь, б, бь может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами; т, ть, д, дь –расщелина альвеалярного отростка и нарушения зубного ряда ; к-кь, г-гь – укорочение нёба и свищи на границе твердого и мягкого нёба.

Постановка двугубного п различными способами: 1) При наличии направленной воздушной струи предлагают похлопать губами во время тихого дутья, слышится шепотное па-па-па; 2) «поплевывание» губами, если ребенок уже научился делать это упражнение с вынутым языком.

А. до операции можно посоветовать положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос - ограничит утекающий поток воздуха, не изменив формы артикуляторов. Б. дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю к верхнюю губу, палец лежит горизонтально под нижней губой. Легкими движениями поднимает и опускает ее - слышится многократно звук п.

Звук т - наименее разборчив. 1)Межзубный т легко получить от «поплевывания» - нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка.

2)т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. 3)Межзубная фонема с также позволяет перейти к т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык. Вызывание фонемы от уже имеющихся звуков желательнее, т.к. звук произносится менее напряженно и легко вводится в слоги и слова.

Звук к - либо отсутствует, либо заменяется глоточным паразвуком. Его исправляют традиционно, сдвигая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та-та-та. По мере перемещения языка слог та превращается в тя, затем в кя, и наконец, в ка. Фонему вводят в другие слоги, продолжая пользоваться механической помощью. Ребенок самостоятельно нажимает на язык указательным пальцем. Неожиданное отведение руки вызывает правильное произнесение последующего слова по инерции. Затем механическая помощь полностью отменяется

Исправление звука невозможно при узком, высоком готическом твердом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба - спинка языка не имеет опоры для смычки. В подобных случаях можно не тормозить глоточную артикуляцию звука, поскольку акустически он незначительно отличается от нормального.

Фрикативные согласные при врожденных расщелинах чаще всего образуются глоточным способом. Эффективность их исправления тесно связана с наличием направленной воздушной струи. При утечке воздуха в нос коррекция также возможна. Но звук получается ослабленным.

Легче проходит постановка ф. Надо по инструкции или с механической помощью приближать нижнюю губу к верхним зубам и дуть на нее.

Звук с - дуть на вату, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами (межзубное с), дуть на язык, придвинутый к нижним резцам. Но дутье при этом должно быть тихим, беззвучным.

Коррекция с при нёбно-глоточной недостаточности - невозможно использовать упражнения с утрированным дутьем, как только приступают к упражнениям с приоткрытыми губами, почти все они переходят на выдох глоткой.

Чтобы предупредить это и подготовить образование желобка на языке - дуть через соломинку, она лежит на середине высунутого языка и задвинута на 2—2,5 см за зубы вдоль языка между резцами. Учить дуть на руку или на пух через соломинку, придерживая ее сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта, и ребенок самостоятельно воспроизводит зазубное с.

Постановка ц – слияние звуков т и с.

Трудности исправления шипящих - сложный артикуляционный уклад. Сближенные зубы препятствуют зрительному контролю.

При постановке ш много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «ковшика», трудно направлять вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковша» в полость рта. Вместо направленной воздушной струи дети часто переходят на выдох носом.

Исправление звука щ - достаточно произнести с, округлив губы и оттягивая назад кончик языка Используя это прием, можно не вызывать изолированный звук, а попытаться сразу произнести прямые слоги: ся, се, се, ею, си. Если кончик языка отодвинулся, то слышатся соответственно ща, ще, що, щу, щи. Если уже владеет правильным ш - протяжно произнести ш-ш, опуская широкий кончик языка вниз, спинка и корень неподвижны. Или просят произнести мягко ш = щ

Х - удленённое произношение к.

л – язык закусывается между зубами и произносится ы. Или произносим а и покусываем язык зубами, получается ла-ла-ла.

Р - редко удается поставить при недастаточности нёбно-глоточного смыкания. В этих случаях направленная воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом на силу струи влияет не только длина, но и степень автоматизированности нёбной занавески.

Утечка воздуха в носовую полость позволяет получить вибрацию копчика языка только при зажимании крыльев носа. Некоординированные замедленные движения мягкого нёба не позволяют воспроизводить вибрирующий р в потоке речи, хотя имеется возможность его правильного произнесения в изолированных словах.

В таких случаях обучают одноударному звуку и вводят его в речь. Эти звуки-аналоги пригодны для воспитания слуховых дифференцировок и обучения грамоте благодаря оригинальности артикуляции и звучания.

Смычно-проходные носовые звуки м, н: 2 типа расстройства: звуки заменяются вокализацией или глоточной смычкой или после операции теряют носовой оттенок, когда дети полностью переключаются на ротовой резонанс. Исправление - сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить гласный а, добиваться ощущения вибрации в носу. Получив м, просят воспроизвести его, зажимая язык между зубами. При этом четко слышится межзубный н.

Обычно начинают исправлять звукопроизношение с глухих звуков.

Условия занятий в этом случае облегчаются отсутствием одного из компонентов звонких фонем — вокализации, что уменьшает носовой резонанс. Работа без голоса позволяет также при необходимости готовить и стимулировать звуки, не называя их, что помогает предотвратить проявления действия фиксированной патологической установки.

Вызывание звонких, согласных фонем б, в, г, д, ж начинают с гласного а - широко открытый рот позволяет обучающемуся наблюдать себя, а расслабленные губы не мешают артикуляции. Произнося д - следует коснуться зубами высунутого языка. Работая ком ж, останавливаются на следующих моментах: 1)тянет звук а и одновременно поднимает язык «ковшиком»; 2)тянет звук аи одновременно поднимает «ковшиком» язык и сближает зубы и округляет губы. Разумеется, вызывание звука жотр проще. Звук г вызывают с механической помощью аналогично к, но во время фонации.

Свистящий з –вызывать при э - губы чуть раздвинуты в стороны, а опасность включения носового резонанса невелика. Просят слегка высунуть язык и сблизить зубы.
написать администратору сайта