Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ продуктов деятельности

  • Ассимиляция

  • Возраст

  • Возрастные новообразования

  • Действия контроля

  • Интимно- личностное общение

  • Кризис психического развития

  • Младший школьный возраст

  • Нравственный реализм

  • Принцип единства психики (сознания) и деятельности

  • Реакция эмансипации

  • Социальная ситуация развития

  • Социально-ориентированное общение

  • Стихийно-групповое общение

  • Сюжет

  • Феномен «воображаемой аудитории»

  • Форма психического развития ребенка

  • Чувство взрослости

  • Психология термины. Аккомодация это стремление изменить сами умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями Акцентуации


    НазваниеАккомодация это стремление изменить сами умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями Акцентуации
    АнкорПсихология термины.doc
    Дата21.11.2017
    Размер49 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПсихология термины.doc
    ТипАнализ
    #11352

    Аккомодация- это стремление изменить сами умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями

    Акцентуации- Чрезмерно выраженные черты характера.

    Анализ продуктов деятельности- метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, музыка, сочинения, тетради, дневники).

    Анкетирование- метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым).

    Ассимиляция- это действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками.

    Беседа- эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.

    Возраст- объективная, в культурно-историческом плане изменчивая характеристика, определяемая в психологии, как стадия развития индивида в онтогенезе.

    Возрастная психология- отрасль психологической науки, которая изучает закономерности психического развития человека и становление его личности на этапах онтогенетического развития от рождения до старости.

    Возрастные новообразования- это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, весь ход его развития в данный период.

    Воображение- важнейшее психическое новообразо­вание дошкольного детства. В период раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность к замещению, одних предметов другими, наступает начальная стадия развития воображения.

    Действия контроля- те действия, с помощью которых контролируется ход освоения учебной задачи.

    Действия оценки- те, с помощью которых оценивается успешность выполнения учебной задачи. При этом нельзя путать оценку с отметкой. Качественная характеристика процесса и результатов деятельности ребенка (оценка) является приоритетной по сравнению с условно-балловой характеристикой его работы (отметкой).

    Детство- это особый период развития человека, продолжающийся от рождения до наступления социальной и психологической зрелости, это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

    Дошкольное детство- охватывает период от 3 до 7 лет. В конце раннего возраста ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан.

    Дошкольный возраст- это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов. Дошкольный возраст — период интенсивного морально-нрав­ственного развития ребенка. Именно в этот период складываются первичные оценки, на основании которых ребенок диф­ференцирует все поступки на хорошие и плохие.

    Знак- это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово.

    Игра с правилами- это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами (напри­мер, в играх «в салочки», «прятки», где нужно достичь цель, соблюдая ряд правил, о которых специально договариваются).

    Интериоризация- фундаментальный закон развития высших психических функций человека. В этом состоит идея Выготского об их происхождении. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями.

    Интимно- личностное общение- взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

    Кризис психического развития- период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого.

    Критерий появления интеллекта- использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели.

    Младенческий возраст- комплекс оживления знаменует конец новорожденности и начало стадии младенчества (2 мес. – 1год). Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного развития — младенчество. Ведущая деятельность младенческого пе­риода — непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым (по Д.Б. Эльконину).

    Младший школьный возраст- это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и стано­вится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6—7 — 10—11 лет)

    Нравственный реализм- это твердое, однозначное понимание добра и зла, дети оценивают действия по их последствиям, а не по намерениям людей.

    Орудийные действия- это действие с предметами в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования (рисовать карандашом, есть ложкой и т.д.)

    Принцип единства психики (сознания) и деятельности- предполагает учет связи психического развития ребенка с его ведущей деятельностью. Необходимо фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка в ведущей деятельности, в период кризисного развития учитывать его потребности в зарождающейся деятельности, соотносить психические проявления ребенка с условиями и особенностями той деятельности, в которую он погружен.

    Развитие психики- процесс количественных и качественных изменений психики живых существ. Развитие психики человека совершается в ходе онтогенеза, это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. С возрастом увеличивается роль активности и самостоятельности человека в его психическом развитии

    Раннее детство- это период от 1 года до 3 лет. В конце первого года ребенок приобретает некоторую самостоятельность: он начинает ходить, появляются первые слова, развиваются действия с предметами, расширяется круг доступных предметов, появляется ориентировка в пространстве.

    Реакция эмансипации- это освобождение из под опеки, зависимости, подчиненности, стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых

    Сенсорные эталоны- это выработанные человечеством общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов.

    Содержание игры- это то, что воспроизводится ребенком в качестве основ­ного момента деятельности и отношений взрослых. Содержательная сторона игры развивается и углубляется на протяжении дошкольного детства.

    Соотносящиеся действия- это действие с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотносить свойства разных объектов - их форму, размер, местоположение и пр. (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).

    Социальная ситуация развития- это специфические для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью, оказывающие доминирующее влияние на психическое развитие ребенка на данном этапе развития.

    Социально-ориентированное общение- взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

    Стихийно-групповое общение- взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

    Сюжет- это область социальной действительно­сти, которая воспроизводится детьми в игре (магазин, больница, семья и т.д.).

    Тестирование- диагностика различных свойств личности с помощью стандартизированных способов оценки результатов.

    Феномен «воображаемой аудитории»- состоит в убеждении, что подростка постоянно окружают некие зрители, а он находится на сцене.

    Форма психического развития ребенка- овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления.

    Формирующий эксперимент- это метод формирования определенных психических процессов и качеств в специально организованных условиях педагогического процесса.

    Чувство взрослости- это центральное новообразование подростничества, выражается в потребности быть и считаться взрослым.

    Юношеский возраст- Начало ф«вхождение» подростка в период юности связано с возникновением новой потребности – потребности осознать себя в качестве члена общества, найти свое место и назначение в жизни.
    написать администратору сайта