Главная страница
Навигация по странице:

лабораторные девушки. Анализ материальной базы трудового обучения



Скачать 119 Kb.
Название Анализ материальной базы трудового обучения
Анкор лабораторные девушки.doc
Дата 05.05.2017
Размер 119 Kb.
Формат файла doc
Имя файла лабораторные девушки.doc
Тип Лабораторная работа
#8148

Лабораторная работа № 1

Тема: Анализ материальной базы трудового обучения
Цель: Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность учебных мастерских (Типовым положением учебных мастерских общеобразовательной школы, СанПин и т. д.), дать анализ материальной базы учебных мастерских школ, формировать умение наиболее рационально использовать материальную базу учебных мастерских.
Время: 4 часа.

Задание:
1. Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность учебных мастерских общеобразовательной школы и ответить на следующие вопросы:

  1. Назначение школьных учебных мастерских.

  2. Нормативные площади.

а/ мастерской по технологии обработки ткани (швейных изделий)

б/ мастерской по технологии приготовления пищи (кулинарии)

в/ комбинированной мастерской по технологии обработки ткани и технологии приготовления пищи

г/ инструментальной комнаты

3. Характер расположения мастерских /типовые, отдельное не типовое, пристройка к основному заданию/ и этажность мастерской.

4. Характер освещения мастерской.

5. Система вентиляции.

6. Температура воздуха в мастерской.

7. Наличие в мастерской умывальников, моющих средств, аптечки.

8. Дать характеристику рабочего места учителя.

9. Рабочие места индивидуального и коллективного пользования в мастерских.

10. Какое оборудование устанавливается в мастерской для работы учителя.

11. Особенность расположения оборудования в соответствии с технологией обрабатываемых материалов.

12. Напряжение в сети при выполнении обучающимися электротехнических работ.

14. Наличие инструкций по ТБ в мастерских.

15. Наличие нормативных документов в мастерской.

  1. Обязанности учителя технологии (мастера учебной мастерской).


2. Составить схему любых школьных учебных мастерских, в которой показать размещения оборудования. Проанализировать материальную базу этих мастерских, ответив на следующие вопросы:

а/ общая характеристика помещений (соответствие площади существующим нормам; наличие вспомогательных помещений).

б/ соответствие материальной базы санитарно-гигиеническим требованиям (освещение, оформление, вентиляция, эстетические оформления)

в/ соответствие оборудования требованиям учебной программы и правильность его размещения

г/ обеспечение общих правил безопасности труда.

3. Разработать предложения по наиболее рациональному использованию материальной базы мастерских по технологии.
Соответствующие предложения описать и сопроводить чертежом, на котором показаны изменения, внесенные в размещения оборудования.
Литература:
1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: 2008.

2. Мельникова Л.В. и др. Методика трудового обучения. (Обслуживающий труд). — М.: Просвещение, 1985.

3. Материалы лекций.
Отчет: письменная характеристика школьных учебных мастерских с предложениями по ее наиболее рациональному использованию, план-схема мастерской, собеседование с преподавателем.

Лабораторная работа № 2
Тема: Анализ возможностей применения средств обучения в учебном процессе.
Цель: познакомиться с дидактическими возможностями отдельных видов средств обучения, приобрести навыки подбора средств обучения для занятий по курсу «Технология» (Девушки).
Время: 2 часа
Задание:


  1. Прочитайте параграф «Дидактические возможности отдельных видов средств обучения» из учебного пособия Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2001. – С. 137 – 148.

  2. Структурируйте изученный материал в таблицу:




Средства

обучения

Преимущественные

дидактические функции

(возможности)

Типичные учебные

ситуации применения

Учебники (учебные пособия)







Справочники







Изобразительные

наглядные плоскостные

пособия (плакаты, таблицы, схемы, фотографии и др.)







Модели







Макеты, муляжи, эталонные изделия (детали)







Экранные средства, учебное кино







Звукозапись







Транспаранты







Дидактические материалы и документация для работы на уроке: чертежи, карточки-задания, критерии оценки и т.д.







Тренажёры







Инструкционные карты







Технологические карты







Педагогические программные средства вычислительной техники








Отчет: заполненная таблица.

Лабораторно-практическая работа № 3
Тема: Составление плана-конспекта по основным темам раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» или «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария» (в традиционной, нетрадиционной формах организации занятия).
Цель: Приобрести навыки в подготовке и практике составления планов-конспектов занятий по технологии для учащихся 5-7 классов. Усвоение методики проведения занятий по выбранной теме.
Время: 4 часов.
Задание:


  1. Повторить материал по теме “Планирование учебной деятельности на уроках технологии".

  2. Изучить и проанализировать представленные в приложении алгоритм и схему плана-конспекта занятий по технологии.

  3. Определить место выбранной темы для плана-конспекта занятия в системе занятий по определенному разделу программы.

  4. Уточнить тему, цели и содержание занятия.

  5. По учебникам и другим учебно-методическим пособиям изучить материал, который необходимо сообщить школьникам. Отметить новые термины, понятия, выделить операции и особенности их выполнения при изготовлении изделий.

  6. Разработать ход самостоятельной работы учащихся, ее содержание и порядок выполнения.

  7. Разработать содержание и методику вводного, текущего инструктирования учащихся и итоговой беседы.

  8. Распределить время по этапам занятия ( 90 мин).

  9. Подобрать учебно-наглядные материалы (если необходимо — разработать_ и определить место их использования при объяснении материала.

  10. Уточнить оборудование, инструменты, приспособления, необходимые материалы.

  11. При необходимости разработать технологическую последовательность изготовления изделия.

  12. Продумать проблемные и поисковые ситуации, которые будут направлены на активизацию мыслительной и творческой деятельности учащихся.

  13. Подготовить контрольные вопросы, тесты или карточки-задания.


Литература:

  1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 — С. 356 - 408

  2. Программы образовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1 -11 классы. / Под ред. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. - М.:Просвещение, 2006.

  3. Сасова И.А., Марченко А.В. Технология: 5 — 8 классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2007.

  4. Материалы лекций.


Отчет: составленный план-конспект урока.

Приложение 1
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЙ

ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Тема:

Модуль:

Раздел:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
1. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)...

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

  1. Способствовать осознанию основного технологического материала.

  2. Способствовать формированию представления о...

1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий технологических процессов.

1.7. Создать условия для выявления причинно следственных связей:
-раскрыть причины...

- выяснить последствия...

1.8. Способствовать понимания закономерности...

- создать условия для выявления взаимосвязи между... - способствовать пониманию зависимости между...
2. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащегося (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

  1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащегося (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

  2. Способствовать развитию сенсорной сферы учащегося (развитие глазомера, ориентировка в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

  1. Способствовать развитию двигательной сферы (совершенствование моторики рук, развивать двигательную активность, сноровку, соразмерность движений).

  2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

  1. Способствовать овладению учащихся всеми видами памяти.

  2. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.


3. Варианты конструирования воспитательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических и др. качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
4. Варианты конструирования профориентационных целей:

  1. Обобщать у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

  2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

  3. Развивать представления о народном хозяйстве, о потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

  4. Воспитывать уважение к работающему человеку.


Методическое оснащение урока
1. Материально-техническая база:

  • кабинет трудового обучения (мастерская);

  • станки, машины;

  • инструменты, приспособления;

  • материалы.


2. Дидактическое обеспечение:

  • учебник (учебное пособие);

  • рабочая тетрадь;

  • сборник заданий;

  • дополнительная литература (словари, справочники);

  • плакаты;

  • таблицы;

  • учебно-техническая документация (УТД);

- технологические карты (ТК);

- инструкционные карты (ИК);

- инструкционно-технологические карты (ИТК);

- информационные карты (ИФК);

  • образцы объектов труда;

  • образцы по узловой обработке изделий;

  • материалы для контроля знаний учащихся;

- карточки-задания;

- тесты;

- кроссворды.

Методы обучения

Формы организации познавательной деятельности учащихся: Словарная работа:

Тип урока:

П. Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • заполнение учителем классного журнала;

  • проверка готовности учащихся к уроку;

  • настрой учащегося на работу;

  • доведение до учащегося плана урока.




  1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (приложение - содержание, методы, средства).

  2. Актуализация знаний учащихся (приложение - содержание, методы, средства).

  3. Изложение учителем нового материала (приложение - содержание, методы, средства).

  4. Закрепление знаний учащихся (приложение - содержание, методы, средства).

  5. Физ.культ. минутка.

7. Практическая работа (название):
7.1. Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

-ознакомление с объектом труда (образцом);

- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

- ознакомление с УТД (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнение работы;

- инструктаж по технике безопасности (ТБ).

  1. Самостоятельная работа учащегося по УТД.

  2. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

7.3.1. Формирование новых умений:

- проверка правильности использования учащимися УТД;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технической документацией.

7.3.2. Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения

операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащихся;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

- рациональное использование учебного времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- вскрытие причин допущенных ошибок у учащихся;

- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

  1. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания (приложение - содержание, методы, средства).

  2. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов урока учителем:

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

- выставление отметок в классный журнал и в дневники;
- сообщение о теме следующего урока;

- задание на подготовку к следующему уроку.

Приложение 2

План-конспект урока технологии

Класс 5-й Дата __________


Тема раздела: “Технология обработки металлов”

Тема урока: “Обработка отверстий в тонколистовом металле”

Цели:

Образовательная - расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;

Воспитательная - прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда;

развивающая - развивать навыки использования измерительных инструментов при подготовке к сверлению.

Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала; самостоятельная работа под контролем учителя.

Объект труда: ушко для стенда.

Межпредметные связи: математика-построение фигур, единицы длины; русский язык-написание слов “спиральные”, “цилиндрические”.

Материально-техническое оснащение:

  1. Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления.

  2. Эталон изготовляемой детали.

  3. Технологическая карта изготовления изделия.

  4. Диафильмы; “Сверление”, “Технология изготовления изделий в школьных мастерских” (работа по металлу, 5 класс).

  5. Таблица “Обработка металла” (для 5-7 классов).

  6. Кинофильм “Техника безопасности в школьных мастерских”.



Литература для учителя
Примерные программы по образовательной области “Технология” //Школа и производство,1998.,№ 1.

Технология, 5 класс: Пробный учебник для мальчиков общеобразовательной школы/ Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск, 1996.

Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела.- М.: Высшая школа, 1984.
Литература для внеклассного чтения учащихся
Моисеев В.Г. Жизнь - творчество.- М: Московский рабочий, 1984.
Ход урока
1. Организационная часть - 3 мин.

1.1. Контроль посещаемости.

1.2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

2. Повторение пройденного материала 7 мин.

2.1. Проверка знания материала прошлого занятия по карточкам-заданиям.

2.2. Вопросы к группе:

Где находят применение тонколистовые металлы?

Какими механическими свойствами они обладают?

Как провести разметку заготовки из тонколистового металла?

3. Изложение нового материала-15 мин.

3.1. Рассказ о способах получения отверстий в тонколистовом материале и применяемых для этого инструментах и приспособлениях.

3.2. Демонстрация диафильмов с закреплением материала.

3.3. Технология получения отверстий в заготовках.

3.4. Безопасные приемы труда при обработке отверстий.

4. Вводный инструктаж - 10 мин.

4.1. Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте технологии изготовления.

4.2. Показ трудовых приемов по сверлению.

4.3. Демонстрация сверления заготовок “в пакете”.

5. Самостоятельная работа учащихся - 30 мин.

Текущий инструктаж - целевые обходы.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и

технологический последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ. Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.

6. Заключительный инструктаж - 7 мин.

6.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

6.2.Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.3. Домашнее задание.

7. Уборка рабочих мест - 8 мин.
Учитель___________

На отдельном листе, прилагаемом к плану-конспекту, целесообразно сформировать теоретический материал, который должен быть в сжатом виде записан учащимися в рабочие тетради. Пример.


Приложение 3

План-конспект урока технологии



Раздел:
Тема урока:
Время:
Цели урока:
Тип урока:
Методы ведения урока:
Оборудование урока:
Ход урока

1. Организационная часть:

1.1. Проверить готовность учащихся к началу урока и явку учащихся на занятие

1.2. Выдать необходимые материалы учащимся.

  1. Актуализация знаний учащихся:


Действия преподавателя: Действия обучающихся:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Формирование знаний учащихся:


Действия преподавателя: Действия обучающихся:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Практическое применение полученных знаний:


Действия преподавателя: Действия обучающихся:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Итог урока:__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Домашнее задание:___________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Преподаватель____________________


Лабораторно-практическая работа № 4



Тема: методика составления и особенности применения технологических, инструкционных карт.
Цель: Приобрести навыки в составлении технологических и инструкционных карт на выполняемые обучающимися объекты труда.
Время: 2 часа.

Задание:


  1. Познакомиться с объектами труда учащихся, предложенными в разделах «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» или «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария» программы «Технология».

  2. Познакомиться с методикой составления технологических и инструкционных карт по классам (5-7 классы).

  3. Составить технологическую или инструкционную карту применительно к объекту труда обучающихся в соответствии с приложением.


Литература:
1. Программы образовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1 -11 классы. / Под ред. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. - М.:Просвещение, 2006.

2. Сасова И.А., Марченко А.В. Технология: 5 — 8 классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Материалы лекций.

Отчет: составленная технологическая или инструкционная карта.


ПРИЛОЖЕНИЕ



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ / название объекта труда/

в 5 классах

Технический рисунок /чертеж, эскиз/ Сведения о заготовке /чертеж,

объект труда эскиз, вид, марка материала/



п/п

Содержание и порядок работы

Эскиз обработки

Примечания /инструктивные указания/














ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА



Тема ___________________________________________________________

Упражнение_____________________________________________________

Цель ___________________________________________________________

Учебно-технические требования____________________________________

Инструмент и приспособления______________________________________

Планировка рабочего места (при необходимости)______________________


Содержание и последовательность выполнения операций

Указания по выполнению действий
Текст и рисунки (фото)

Указания по самоконтролю
Текст и рисунки (фото)
написать администратору сайта