|
Беженова М. А. Веселая грамматика. Д. Сталкер, 1998. 336 с ил. (Серия "Скоро в школу") Вместо предисловия
Беженова М.А.
Веселая грамматика. — Д.: Сталкер, 1998. 336 с: ил. (Серия "Скоро в школу")
Вместо предисловия
Данное пособие содержит конкретный, практический игровой материал по подготовке ребенка 5-6 лет к школе по предмету "Обучение грамоте"(овладение первоначальными навыками чтения и письма). Материал пособия соответствует программе первого класса четырехлетней начальной школы и направлен на формирование необходимых знаний и умений будущих первоклассников, являющихся базой для успешного обучения в начальных классах.
Идущий в современную школу малыш должен уметь самостоятельно мыслить, работать, творчески размышлять, строить высказывания. Ему необходимы не только прочные навыки чтения и письма, но и четкие знания о структуре речи и о звуковом строении слова. Книга включает в себя три основных раздела:
1. Знакомство со словом и предложением.
2. Ознакомление со звуковой стороной слова.
3. Обучение чтению.
Целями занятий первого раздела "Знакомство со словом и предложением" являются:
- вызвать интерес к слову;
- познакомить с термином "слово":
- научить самостоятельно называть разные слова;
- познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности;
- познакомить с термином "предложение";
- научить выделять предложения из общего речевого потока, членить предложения на слова, составлять предложения из одного-трех слов по сюжетным и предметным рисункам;
- познакомить с графической моделью предложения;
- научить составлять предложения по предложенным графическим моделям.
Второй раздел. "Усвоение ребенком звуковой стороны слова" — сложный процесс, который можно разделить на такие этапы:
• вслушивание в звучание слова, различение звуков.
• самостоятельное вычленение звуков из слова, анализ его звуковой структуры.
Цели и задачи на этих этапах:
- дать понятие о звуках речи в сопоставлении с неязыковыми звуками;
- научить вслушиваться в звучание слов;
- самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове;
- осознавать звук как отдельный элемент в слове;
- дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от друга по произношению;
- научить различать твердые и мягкие согласные на слух и по артикуляции;
- привить навык обозначения звуков условными значками, записывать звуковые модели слова;
- научить членить слово на части, т.е. слоги;
- научить различать одно-, дву-, трислоговые слова;
- выработать умение выделять ударение в словах.
И, наконец, цели и задачи третьего раздела "Обучение чтению":
- познакомить с буквами;
- научить основному приему чтения с ориентировкой на гласные звуки открытых и закрытых слогов, читать слова постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры, правильно интонировать предложения, правильно, четко, громко произносить слова, писать буквы, слоги, слова под диктовку, списывать с печатного текста, проверять написанное;
- познакомить с переносом слов по слогам;
- познакомить с правилом написания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Книга рассчитана на занятия с детьми небольшой группой до 5-6 человек или индивидуально в "домашней школе". Занятия в группе можно проводить в виде игры-соревнования. Ребенок, который правильно и быстро выполняет задания, отвечает на вопросы — набирает наибольшее количество фишек, — становится победителем. В каждом разделе предложены разнообразные задания, игры, упражнения на различные виды деятельности, что дает взрослым возможность выбора. Старайтесь, чтобы занятия были непродолжительными и веселыми, тогда завтра ваш малыш снова захочет их возобновить. Чтобы занятия проходили в увлекательной атмосфере игры, были разнообразными, необходимо тому, кто будет выступать в роли учителя, подготовить некоторый дидактический материал:
- карточки из плотной бумаги для построения звуковых моделей слов;
- наборы карточек с предметными картинками, маленькие и большие;
- набор сюжетных картинок;
- кассу букв;
- фишки для игр;
- некоторые игры, описанные ниже, такие, как "Слоговое лото", "Путешествие по океану";
- схемы-модели предложений.
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Знакомство со словом и предложением
1. Ознакомление со словом
Игра "Подскажи слово"
Шустрик когда-то знал очень много стихотворений. Однажды он начал вспоминать их, но... забыл слова:
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался… (зайка)
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку.. (мячик)
Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке...(лапу)
Все равно его не брошу, Потому что он...(хороший)
Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится...(кошки)
Вот сколько слов вы подсказали и все слова в стихах теперь нашлись. Вы хорошо знаете стихотворения А.Барто.
А сумеете подсказать слова из стихотворений Корнея Ивановича Чуковского?
Если не догадаетесь, будем думать вместе.
Жил на свете человек — Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной...(дорожке)
А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные...(мышки)
И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные…(волки)
И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у…(окошка)
Задание. Вокруг нас существует великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря каждое слово, кладите фишку в коробку. Первым начинает Шустрик.
Тетрадь, стол….
Дети по очереди называют слова... С каждым словом кладут фишку в коробочку. Посмотрите! Сколько много слов сказали ребята!
Игра "Пары слов"
Обращаясь к детям: - Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните его "пару".
кошка – молоко мальчик - машина стол - пирог
тетрадь - карандаш школа - ученик музыка - радио
Если получается, игру можно усложнить:
• Попробуйте назвать любое слово из пары.
• Предложите запомнить большее количество пар слов (4—6).
Улица – метро колбаса – собака ночь - звезды
Вода – бассейн дорога – светофор магазин – продавец
клумба - цветок книга - портфель витрина - игрушки
лодка - рыбак поезд - вокзал чай - бутерброд
телевизор – мультфильм мед - пчелы дождь - грязь
зима - снег вода – сапоги пассажир - трамвай
аптека - лекарство книга - сказка учитель - оценка
молоко – кастрюля подарок – день рождения
Игра "Бывает — не бывает!"
(Физкультминутка)
— Дети, становитесь в ряд. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает — стойте на месте. Если такого не бывает — приседайте.
Волк бродит по лесу.
Волк на дереве сидит.
В кастрюле чашка варится.
Кошка по крыше гуляет.
Собака по крыше гуляет.
Лодка по небу плывет.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Мышка любит сыр.
Мама поехала на базар.
Кот купил колбасу.
Рыбка лежит на сковородке.
У курицы две ноги.
У слона четыре ноги.
Курица меньше индюка.
Хлеб дороже торта.
Ночью бывает радуга.
Внук младше дедушки.
Дедушка учится в школе.
На лугу пасется крокодил.
Козел дает молоко.
Девочка стирает платье.
Собака ест траву.
Кролик ест траву.
Ночью идет дождь.
2. Знакомство с предложением
— Что делает кошка?
(Кошка пьет молоко)
— Этот ответ называется предложением. Я выложу его с помощью слов-фишек.
Шустрик на каждое слово выставляет фишку.
Задание. Попробуйте сами составить предложение. Вначале назовите кто изображен на рисунке, а потом скажите, что он делает.
Сколько слов в каждом предложении? (Сколько фишек — столько и слов.)
— С чем мы познакомились?
(С предложением)
— Что мы учились делать?
(Составлять предложения.)
— Из чего состоит предложение?
(Предложение состоит из слов.)
ЗАНЯТИЕ 2 1. Продолжение знакомства со словами
Игра "Собираем слова"
На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова?
(Слова, которые называли предмет)Вспомним эти слова... (Дети по очереди называют слова, кладут фишки в коробку. Каждому предоставляется возможность назвать слова, еще никем не названные).
— А есть слова, которые являются признаками предмета.
Игра "Узнай слово"
— Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадайтесь, о чем я говорю.
• Круглый, большой, резиновый, легкий... (Мяч)
• Темная, большая, низкая, дождевая... (Туча)
• Холодная, чистая, прозрачная, быстрая... (Вода, река)
• Белый, пушистый, холодный, скрипучий... (Снег)
• Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное... (Небо)
• Добрая, хорошая, родная, ласковая, дорогая... (Мама)
• — Теперь давайте наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки.
яблоко какое? (Вкусное, сладкое,спелое, сочное, красное и пр.)
Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, красные, большие...)
— Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)
Игра "Скажи наоборот"
— Я буду говорить слово-"признак", а вы тоже называйте, но наоборот, например:
большой - маленький
толстый - тонкий
черный - белый
горячий - холодный
пустой - полный
легкий - тяжелый
чистый - грязный
больной - здоровый
ленивый - трудолюбивый
храбрый - трусливый
послушный - балованный
богатый - бедный
сильный - слабый
веселый - грустный
красивый - безобразный
широкий - узкий
высокий - низкий
твердый - мягкий
гладкий - шершавый
кислый - сладкий
детский - взрослый
добрый - злой
2. Работа над предложением
Задание. Придумайте предложение по картинке, состоящее:
• из двух слов;
• из трех слов;
• из четырех слов. Выставляем слова-фишки.
— Что делают дети? (Дети играют) "Дети" — выставляют одну фишку "играют" — кладут рядом другую фишку.
— Прочитайте это предложение. Учитель указывает на фишки по отдельности.
— Что делает мальчик? Из чего состоит предложение? (из слов)
Знакомство со схемой (графической моделью) предложения
— Как же записать в тетрадях те предложения, что вы сейчас говорили? Мы ведь еще не умеем писать?..
Придумал! Давайте вместо фишек ставить в тетради черточки. Сколько фишек-слов, столько и черточек.
Задание. Послушайте предложение и догадайтесь.
— Какая из схем подходит к данному предложению?
— Почему вы так решили?
— Как вы думаете, для чего в конце ставится точка?
Начало предложения выделяется штришком, т.к. начинается всегда с большой буквы.
Зачем нужно выделять начало и конец в предложении?
Задание. — Вот послушайте, что я вам прочту. (Читать по строчкам, не выделяя интонацией концов предложения)
Летом дети были на даче. Мальчики играли в футбол. Девочки собирали цветы. В реке купались, загорали. Книги читали все вместе. Хорошо отдохнули ребята.
— Поняли о чем я вам читал? Почему?
Как мы отделяем предложения друг от друга в устной речи?
(Прочитать еще раз, понижая интонацию и делая паузы в конце предложений)
Как мы выделяем предложения в устной речи? (Делаем в конце предложения остановку, паузу и понижаем голос)
Как выделяются предложения при письме? (В начале предложения — заглавная буква, в конце — точка)
Задание. Раскройте любую книгу. Поищите в ней начало и конец предложений.
Упражнения в составлении схем предложений.
• Пришла весна.
Птичка свила гнездо.
* Усложните задание для тех, кто успешно справляется с этими. Диктуйте предложения с предлогами.
Имена людей, клички животных, названия городов тоже пишутся с большой буквы.
ЗАНЯТИЕ 3 1. Продолжение знакомства со словами
В коробку кладут фишки: мяч, карта, стол, кукла...
• Дети называют то, что видят. Внимательно осматриваются по сторонам, чтобы назвать предмет, который еще не называли.
Есть слова, которые нельзя увидеть, потрогать, например: воздух, детство, радость... Попробуйте сами придумать такие слова. (ласка, нежность, мечта и др.)
Шестилеткам задание должно быть под силу. Теперь вспомните слова, обозначающие признаки предмета.
Они отвечают на вопросы какая? какой? какие?
— Я назову первые слова: красивый, завтрашний, смелый ...(Дети продолжают, и складывают слова-фишки)
• А есть слова, которые обозначают действия предмета.С ними мы сегодня и познакомимся.
Игра "Узнай слово"
Догадайтесь по действиям, какое слово задумано:
Восходит, светит, греет... (солнце)
Шумит, сигналит, пылит, несется... (автомобиль)
Стирает, готовит, убирает, покупает, любит, шьет, печет... (мама)
Слушаются, помогают, убирают, играют, занимаются... (дети)
Мычит, жует, пасется... (корова)
Теперь сами назовите слова-действия.
Что делает кошка, когда видит мышку?
(Подкрадывается, прыгает, ловит...)
Что делает кошка, когда играет с бантиком?
(Бегает, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется...)
Упражнение Рассмотрите картинку и назовите только слова-действия.
2.Работа над предложением
Показ схемы
_______ _____ __ _______.
— Что это такое? (Схема предложения)
— Что обозначают черточки? (Слова)
— Сколько слов в этом предложении? (4)
— Что обозначает точка? (Конец предложения)
— Что обозначает штрих на первой черточке? (Начало предложения пишется с большой буквы)
Задание № 1. Составьте предложение по картинке и предложенной схеме.
Задание №2. Придумайте предложения по картинкам и самостоятельно составьте их схемы в тетрадях.
Уделить внимание вычленению предлога (не употребляя самого термина), как маленького отдельного слова-связки.
Задание № 3. Выполните самостоятельную работу (диктант). Запись схем предложений на слух.
Методика проведения диктанта
1) Прочитать весь текст.
2) Определить количество предложений в тексте.
3) Предложить детям повторить каждое предложение перед написанием.
4) Дать ориентацию в тетради:
сколько клеточек отступить сверху, слева;
определить длину черточек (3 клет.),
расстояние между черточками (1 клет.).
• Я мою руки. _ _____ ____.
• Брат читает. ____ ____.
• Мама готовит ужин. ____ ____ ____.
ЗАНЯТИЕ 4 1. Знакомство со словами-названиями живых и неживых предметов
В природе существуют живые и неживые предметы.
Кого мы относим к живым предметам? (животные, люди, птицы и т. д.)
Назовите неживые предметы: (мебель, посуда, транспорт...)
Давайте поиграем в игру "Кто внимательный?"
— Я буду называть слова. Если я назову живой предмет — хлопок в ладоши; если назову неживой предмет — не хлопайте.
Качели, водитель, стол, собака, врач, сапоги, продавец, яблоко, ножницы, артист, музыкант, инструмент, друг, книга, воспитатель, елка, подарок, повар, ученик, лампочка, ворона…
Ко всему одушевленному ставится вопрос кто? кто это''
К неодушевленному ставится вопрос что? что это?
Задание № 1. По картинке составьте вопросы со словом кто?
Например: Кто покупает мороженое? Кто пускает кораблик? Кто держит мишку? и др.
Теперь по этой картинке задайте вопросы со словом что?
(Что держит девочка ? Что пускают дети? Что везет мальчик? и др.)
Задание № 2 Чем отличаются рисунки?
(На одном рисунке изображены живые предметы. На другом — неживые)
2. Работа над предложением
Скажите: — Ребята занимаются. Потом спросите у детей:
Что я сейчас произнес? (Предложение)
Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
Как мы можем записать предложение? (При помощи схемы)
Что обозначают черточки?
Как обозначается конец предложения?
Как обозначается начало?
Задание № 1. Составьте предложение по картинке, сосчитайте в нем количество слов и запишите его схему. (Предлоги обозначайте более короткой черточкой, как маленькое слово).
Подготовьте набор сюжетных картинок для индивидуальной работы в группе. Используя их, можно провести игру "Кто составит больше предложений?"
Упражнение в определении количества слов в предложении. (Для 6-летних)
Составить схему предложения на слух (Не более 4-5 за занятие)
Рома пил молоко.
Юре купили машину.
Мама кормила малыша.
Папа удил рыбу.
Сестра получила открытку.
Ира читала книгу.
Кукла упала на пол.
Собака лежала на коврике
Саша ушел в школу.
Ребята играли в прятки.
Мама приехала к бабушке.
У Шуры кукла.
У кошки появились котята.
На крючок попался башмак
В норе жил большой жук.
В марте появились подснежники.
• Мы поздно возвращались из театра.
• Юля завернула в кулек свой завтрак.
• Оля и Юля гуляли на улице.
• Вова рос крепким и сильным мальчиком.
Задание № 2. Составьте предложение с заданным словом и сосчитайте количество слов в нем.
Например, со словом "берег". С любым другим словом.
Задание № 3. Составьте предложения с несколькими словами:
..."Птица свила"... или ..."Старушка жила"
Задание № 4. Запишите схемы предложений под диктовку.
Дети вышли гулять,
Саша взял санки.
Прибежал пес.
Ребята вместе лепили снеговика.
|
|
|