Главная страница

Беженова М. А. Веселая грамматика. Д. Сталкер, 1998. 336 с ил. (Серия "Скоро в школу") Вместо предисловия


Скачать 2.93 Mb.
Название Беженова М. А. Веселая грамматика. Д. Сталкер, 1998. 336 с ил. (Серия "Скоро в школу") Вместо предисловия
Анкор veselaya_grammatika.doc
Дата 26.04.2017
Размер 2.93 Mb.
Формат файла doc
Имя файла veselaya_grammatika.doc
Тип Документы
#4007
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Беженова М.А.

Веселая грамматика. — Д.: Сталкер, 1998. 336 с: ил. (Серия "Скоро в школу")

Вместо предисловия

Данное пособие содержит конкретный, практический игровой материал по под­готовке ребенка 5-6 лет к школе по предмету "Обуче­ние грамоте"(овладение первоначальными навыками чтения и письма). Материал пособия соответствует про­грамме первого класса четырехлетней начальной шко­лы и направлен на формирование необходимых знаний и умений будущих первоклассников, являющихся базой для успешного обучения в начальных классах.

Идущий в современную школу малыш должен уметь самостоятельно мыслить, работать, творчески размыш­лять, строить высказывания. Ему необходимы не только прочные навыки чтения и письма, но и четкие знания о структуре речи и о звуковом строении слова. Книга включает в себя три основных раздела:

1. Знакомство со словом и предложением.

2. Ознакомление со звуковой стороной слова.

3. Обучение чтению.

Целями занятий первого раздела "Знакомство со словом и предложением" являются:

- вызвать интерес к слову;

- познакомить с термином "слово":

- научить самостоятельно называть разные слова;

- познакомить с тем, что слова в речи произносят­ся в определенной последовательности;

- познакомить с термином "предложение";

- научить выделять предложения из общего речево­го потока, членить предложения на слова, составлять предложения из одного-трех слов по сюжетным и пред­метным рисункам;

- познакомить с графической моделью предло­жения;

- научить составлять предложения по предложенным графическим моделям.

Второй раздел. "Усвоение ребенком звуковой сто­роны слова" — сложный процесс, который можно раз­делить на такие этапы:

• вслушивание в звучание слова, различение звуков.

самостоятельное вычленение звуков из слова, ана­лиз его звуковой структуры.

Цели и задачи на этих этапах:

- дать понятие о звуках речи в сопоставлении с не­языковыми звуками;

- научить вслушиваться в звучание слов;

- самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове;

- осознавать звук как отдельный элемент в слове;

- дать понятие о звуках гласных и согласных, об от­личии их друг от друга по произношению;

- научить различать твердые и мягкие согласные на слух и по артикуляции;

- привить навык обозначения звуков условными значками, записывать звуковые модели слова;

- научить членить слово на части, т.е. слоги;

- научить различать одно-, дву-, трислоговые слова;

- выработать умение выделять ударение в словах.

И, наконец, цели и задачи третьего раздела "Обу­чение чтению":

- познакомить с буквами;

- научить основному приему чтения с ориентиров­кой на гласные звуки открытых и закрытых слогов, чи­тать слова постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры, правильно интонировать предложения, пра­вильно, четко, громко произносить слова, писать буквы, слоги, слова под диктовку, списывать с печатного тек­ста, проверять написанное;

- познакомить с переносом слов по слогам;

- познакомить с правилом написания слов с соче­таниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Книга рассчитана на занятия с детьми небольшой группой до 5-6 человек или индивидуально в "домаш­ней школе". Занятия в группе можно проводить в виде игры-соревнования. Ребенок, который правильно и бы­стро выполняет задания, отвечает на вопросы — наби­рает наибольшее количество фишек, — становится по­бедителем. В каждом разделе предложены разнооб­разные задания, игры, упражнения на различные виды деятельности, что дает взрослым возможность выбора. Старайтесь, чтобы занятия были непродолжительными и веселыми, тогда завтра ваш малыш снова захочет их возобновить. Чтобы занятия про­ходили в увлекательной атмосфере игры, были разно­образными, необходимо тому, кто будет выступать в роли учителя, подготовить некоторый дидактический материал:

- карточки из плотной бумаги для построения зву­ковых моделей слов;

- наборы карточек с предметными картинками, ма­ленькие и большие;

- набор сюжетных картинок;

- кассу букв;

- фишки для игр;

- некоторые игры, описанные ниже, такие, как "Сло­говое лото", "Путешествие по океану";

- схемы-модели предложений.

ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Знакомство со словом и предложением

1. Ознакомление со словом

Игра "Подскажи слово"

Шустрик когда-то знал очень много стихотворе­ний. Однажды он начал вспоминать их, но... за­был слова:

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался… (зайка)

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку.. (мячик)

Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке...(лапу)

Все равно его не брошу, Потому что он...(хороший)

Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится...(кошки)

Вот сколько слов вы подсказали и все слова в стихах теперь нашлись. Вы хорошо знаете стихотворе­ния А.Барто.

А сумеете подсказать слова из стихотворений Корнея Ивановича Чуковского?

Если не догадаетесь, будем думать вместе.

Жил на свете человекСкрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной...(дорожке)

А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные...(мышки)

И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные…(волки)

И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у…(окошка)

Задание. Вокруг нас существует великое мно­жество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря каж­дое слово, кладите фишку в коробку. Первым начинает Шустрик.

Тетрадь, стол….

Дети по очереди называют слова... С каждым сло­вом кладут фишку в коробочку. Посмотрите! Сколько много слов сказали ребята!

Игра "Пары слов"

Обращаясь к детям: - Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. По­том я назову любое из первых слов, а вы вспом­ните его "пару".

кошка – молоко мальчик - машина стол - пирог

тетрадь - карандаш школа - ученик музыка - радио

Если получается, игру можно усложнить:

• Попробуйте назвать любое слово из пары.

• Предложите запомнить большее количество пар слов (4—6).

Улица – метро колбаса – собака ночь - звезды

Вода – бассейн дорога – светофор магазин – продавец

клумба - цветок книга - портфель витрина - игрушки

лодка - рыбак поезд - вокзал чай - бутерброд

телевизор – мультфильм мед - пчелы дождь - грязь

зима - снег вода – сапоги пассажир - трамвай

аптека - лекарство книга - сказка учитель - оценка

молоко – кастрюля подарок – день рождения

Игра "Бывает — не бывает!"

(Физкультминутка)

— Дети, становитесь в ряд. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает — стойте на месте. Если такого не бывает — при­седайте.

Волк бродит по лесу.

Волк на дереве сидит.

В кастрюле чашка варится.

Кошка по крыше гуляет.

Собака по крыше гуляет.

Лодка по небу плывет.

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Мышка любит сыр.

Мама поехала на базар.

Кот купил колбасу.

Рыбка лежит на сковородке.

У курицы две ноги.

У слона четыре ноги.

Курица меньше индюка.

Хлеб дороже торта.

Ночью бывает радуга.

Внук младше дедушки.

Дедушка учится в школе.

На лугу пасется крокодил.

Козел дает молоко.

Девочка стирает платье.

Собака ест траву.

Кролик ест траву.

Ночью идет дождь.


2. Знакомство с предложением



Что делает кошка?

(Кошка пьет молоко)

— Этот ответ называется предложением. Я вы­ложу его с помощью слов-фишек.

Шустрик на каждое слово выставляет фишку.

Задание. Попробуйте сами составить предло­жение. Вначале назовите кто изображен на ри­сунке, а потом скажите, что он делает.


Сколько слов в каждом предложении? (Сколько фишек — столько и слов.)


С чем мы познакомились?

(С предложением)

Что мы учились делать?

(Составлять предложения.)

Из чего состоит предложение?

(Предложение состоит из слов.)

ЗАНЯТИЕ 2 1. Продолжение знакомства со словами

Игра "Собираем слова"

На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова?

(Слова, которые называли предмет)Вспомним эти слова... (Дети по очереди называ­ют слова, кладут фишки в коробку. Каждому предостав­ляется возможность назвать слова, еще никем не назван­ные).

— А есть слова, которые являются признаками предмета.

Игра "Узнай слово"

— Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадайтесь, о чем я говорю.

• Круглый, большой, резиновый, легкий... (Мяч)

• Темная, большая, низкая, дождевая... (Туча)

• Холодная, чистая, прозрачная, быстрая... (Вода, река)

• Белый, пушистый, холодный, скрипучий... (Снег)

• Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное... (Небо)

• Добрая, хорошая, родная, ласковая, дорогая... (Мама)

• — Теперь давайте наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки.

яблоко какое? (Вкусное, сладкое,спелое, сочное, красное и пр.)



Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, красные, большие...)

Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)
Игра "Скажи наоборот"

— Я буду говорить слово-"признак", а вы тоже на­зывайте, но наоборот, например:

большой - маленький

толстый - тонкий

черный - белый

горячий - холодный

пустой - полный

легкий - тяжелый

чистый - грязный

больной - здоровый

ленивый - трудолюбивый

храбрый - трусливый

послушный - балованный

богатый - бедный

сильный - слабый

веселый - грустный

красивый - безобразный

широкий - узкий

высокий - низкий

твердый - мягкий

гладкий - шершавый

кислый - сладкий

детский - взрослый

добрый - злой

2. Работа над предложением

Задание. Придумайте предложение по картин­ке, состоящее:

• из двух слов;

• из трех слов;

• из четырех слов. Выставляем слова-фишки.

Что делают дети? (Дети играют) "Дети" — выставляют одну фишку "играют" — кладут рядом другую фишку.



— Прочитайте это предложение. Учитель указывает на фишки по отдельности.

— Что делает мальчик? Из чего состоит предложение? (из слов)

Знакомство со схемой (графической моделью) предложения

— Как же записать в тетрадях те предложения, что вы сейчас говорили? Мы ведь еще не умеем писать?..

Придумал! Давайте вместо фишек ставить в тет­ради черточки. Сколько фишек-слов, столько и черточек.

Задание. Послушайте предложение и догадай­тесь.

— Какая из схем подходит к данному предложению?



— Почему вы так решили?

— Как вы думаете, для чего в конце ставится точка?

Начало предложения выделяется штришком, т.к. начинается всегда с большой буквы.

Зачем нужно выделять начало и конец в предложении?

Задание. — Вот послушайте, что я вам прочту. (Читать по строчкам, не выделяя интонацией кон­цов предложения)

Летом дети были на даче. Мальчики играли в футбол. Девочки собирали цветы. В реке купались, загорали. Книги читали все вместе. Хорошо отдохнули ребята.

Поняли о чем я вам читал? Почему?

Как мы отделяем предложения друг от друга в устной речи?

(Прочитать еще раз, понижая интонацию и делая па­узы в конце предложений)

Как мы выделяем предложения в устной речи? (Делаем в конце предложения остановку, паузу и понижаем голос)

Как выделяются предложения при письме? (В начале предложения — заглавная буква, в концеточка)

Задание. Раскройте любую книгу. Поищите в ней начало и конец предложений.

Упражнения в составлении схем предложений.

• Пришла весна.



Птичка свила гнездо.



* Усложните задание для тех, кто успешно справ­ляется с этими. Диктуйте предложения с предлогами.



Имена людей, клички животных, названия городов тоже пишутся с большой буквы.

ЗАНЯТИЕ 3 1. Продолжение знакомства со словами



В коробку кладут фишки: мяч, карта, стол, кукла...

• Дети называют то, что видят. Внимательно осмат­риваются по сторонам, чтобы назвать предмет, кото­рый еще не называли.

Есть слова, которые нельзя увидеть, потрогать, например: воздух, детство, радость... Попробуйте сами придумать такие слова. (ласка, нежность, мечта и др.)

Шестилеткам задание должно быть под силу. Теперь вспомните слова, обозначающие призна­ки предмета.

Они отвечают на вопросы какая? какой? какие?

Я назову первые слова: красивый, завтрашний, смелый...(Дети продолжают, и складывают слова-фишки)

• А есть слова, которые обозначают действия пред­мета.С ними мы сегодня и познакомимся.

Игра "Узнай слово"

Догадайтесь по действиям, какое слово задумано:

Восходит, светит, греет... (солнце)

Шумит, сигналит, пылит, несется... (автомобиль)

Стирает, готовит, убирает, покупает, любит, шьет, печет... (мама)

Слушаются, помогают, убирают, играют, занимаются... (дети)

Мычит, жует, пасется... (корова)

Теперь сами назовите слова-действия.

Что делает кошка, когда видит мышку?

(Подкрадывается, прыгает, ловит...)

Что делает кошка, когда играет с бантиком?

(Бегает, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется...)

Упражнение Рассмотрите картинку и назовите только слова-действия.



2.Работа над предложением

Показ схемы

_______ _____ __ _______.

Что это такое? (Схема предложения)

Что обозначают черточки? (Слова)

Сколько слов в этом предложении? (4)

Что обозначает точка? (Конец предложения)

Что обозначает штрих на первой черточке? (Начало предложения пишется с большой буквы)

Задание № 1. Составьте предложение по кар­тинке и предложенной схеме.



Задание №2. Придумайте предложения по кар­тинкам и самостоятельно составьте их схемы в тетрадях.



Уделить внимание вычленению предлога (не употребляя самого термина), как маленького отдельного слова-связки.

Задание № 3. Выполните самостоятельную работу (диктант). Запись схем предложений на слух.

Методика проведения диктанта

1) Прочитать весь текст.

2) Определить количество предложений в тексте.

3) Предложить детям пов­торить каждое предложе­ние перед написанием.

4) Дать ориентацию в тетради:

сколько клеточек отсту­пить сверху, слева;

опре­делить длину черточек (3 клет.),

расстояние меж­ду черточками (1 клет.).

Я мою руки. _ _____ ____.

Брат читает. ____ ____.

Мама готовит ужин. ____ ____ ____.
ЗАНЯТИЕ 4 1. Знакомство со словами-названиями живых и неживых предметов

В природе существуют живые и неживые предметы.

Кого мы относим к живым предметам? (животные, люди, птицы и т. д.)

Назовите неживые предметы: (мебель, посуда, транспорт...)

Давайте поиграем в игру "Кто внимательный?"

— Я буду называть слова. Если я назову жи­вой предмет — хлопок в ладоши; если назову неживой предмет — не хлопайте.

Качели, водитель, стол, собака, врач, сапоги, продавец, яблоко, ножницы, артист, музыкант, инструмент, друг, книга, воспитатель, елка, подарок, повар, ученик, лампочка, ворона…

Ко всему одушевленному ставится вопрос кто? кто это''

К неодушевленному ставится вопрос что? что это?

Задание № 1. По картинке составьте вопросы со словом кто?

Например: Кто покупает мороженое? Кто пускает кораблик? Кто держит мишку? и др.



Теперь по этой картинке задайте вопросы со словом что?

(Что держит девочка ? Что пускают дети? Что везет мальчик? и др.)

Задание № 2 Чем отличаются рисунки?



(На одном рисунке изображены живые предметы. На другомнеживые)

2. Работа над предложением

Скажите: — Ребята занимаются. Потом спросите у детей:

Что я сейчас произнес? (Предложение)

Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

Как мы можем записать предложение? (При помощи схемы)

Что обозначают черточки?

Как обозначается конец предложения?

Как обозначается начало?

Задание № 1. Составьте предложение по кар­тинке, сосчитайте в нем количество слов и за­пишите его схему. (Предлоги обозначайте более короткой черточкой, как маленькое слово).



Подготовьте набор сюжетных картинок для инди­видуальной работы в группе. Используя их, можно про­вести игру "Кто составит больше предложений?"

Упражнение в определении количества слов в предложении. (Для 6-летних)

Составить схему предложения на слух (Не более 4-5 за занятие)

Рома пил молоко.

Юре купили машину.

Мама кормила малыша.

Папа удил рыбу.

Сестра получила открытку.

Ира читала книгу.

Кукла упала на пол.

Собака лежала на коврике

Саша ушел в школу.

Ребята играли в прятки.

Мама приехала к бабушке.

У Шуры кукла.

У кошки появились котята.

На крючок попался башмак

В норе жил большой жук.

В марте появились подснежники.

• Мы поздно возвращались из театра.

• Юля завернула в кулек свой завтрак.

• Оля и Юля гуляли на улице.

• Вова рос крепким и сильным мальчиком.

Задание № 2. Составьте предложение с за­данным словом и сосчитайте количество слов в нем.

Например, со словом "берег". С любым другим словом.



Задание № 3. Составьте предложения с не­сколькими словами:

..."Птица свила"... или ..."Старушка жила"



Задание № 4. Запишите схемы предложений под диктовку.

Дети вышли гулять,

Саша взял санки.

Прибежал пес.

Ребята вместе лепили снеговика.
  1   2   3   4   5   6   7   8