Главная страница
Навигация по странице:

Цель курса дать студентам основу для понимания современного состояния и развития такой актуальной научной дисциплины как конфликтология, познакомить их со структурой идей и становлением взглядов представителей различных социологических и психологических теорий,



Скачать 53.54 Kb.
Название Цель курса дать студентам основу для понимания современного состояния и развития такой актуальной научной дисциплины как конфликтология, познакомить их со структурой идей и становлением взглядов представителей различных социологических и психологических теорий,
Анкор 1-4.docx
Дата 16.01.2018
Размер 53.54 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 1-4.docx
Тип Документы
#15217

1. Педагогическая Конфликтология - теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

   Цель курса – дать студентам основу для понимания современного состояния и развития такой актуальной научной дисциплины как конфликтология, познакомить их со структурой идей и становлением взглядов представителей различных социологических и психологических теорий, школ, которые рассматривают конфликт и как социальное явление и как проявление индивидуальной психики.

Задачи курса - развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, анализа различных теоретических и методологических позиций, использования полученных знаний на практике.

Современная актуализация интереса к педагогической конфликтологии обусловлена многими причинами. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, оказалась в сложном положении. Резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, разрушение производственных связей и структур, жесткая конкуренция, изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания, существенные сдвиги в области культурных ориентации всей общественной системы, масштабное развитие криминогенной ситуации не могло не сказаться в целом на состоянии образовательной системы в нашей стране. Падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей школьного социума, по формированию благоприятного морально-психологического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.

Многие процессы, происходящие в общественной жизни или, говоря конкретно, в педагогической или управленческой деятельности – это, в первую очередь, проблемы выстраивания человеческих отношений. Поэтому важное значение сегодня имеет внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур. Одним из действенных способов упреждения конфликтов является оптимизация всех форм общения, оказание психологической и педагогической помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего духовного состояния в этом нуждается. Повышенный интерес вызывает дальнейшая разработка вопросов адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива, регулирования процессов идентификации и интеграции, свидетельствующих о достижении психологической совместимости людей и комфортности их межличностного общения. Особо актуальны сегодня мониторинговые социально-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов, создание и функционирование конфликтологических служб в образовательных учреждениях.

Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым руководителем норм профессиональной этики, умение руководителя направлять конфликты, возникающие в школьных коллективах, в конструктивное русло. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного руководителя является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений. Более того, обязательным требованием к аттестации руководящих и педагогических работников является оценка человековедческой компетентности [1], включающая и конфликтологическую подготовку. В связи с этим в 2001 году впервые кафедрой человековедческих технологий Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области разработана диагностическая карта по определению уровня человековедческой компетентности современного педагога.

Предпринятые за последние 20-30 лет попытки научной разработки основного содержания педагогической конфликтологии, опыт практического участия конфликтологов в различных сферах деятельности, показав свою реальную значимость, обнаружил «настоятельную необходимость разносторонней методологической, теоретической и методической работы по концептуализации конфликтологического знания, его оснащению адекватным понятийным аппаратом и соответствующими эмпирическими процедурами и средствами как для развития возникших конфликтных ситуаций, так и для их эффективного регулирования и разрешения» [2].

Рассуждая о теоретико-методологических и прикладных проблемах конфликтологии, значимых для педагогической практики, прежде всего следует отметить, в чем заключается особенность педагогической работы и почему современный педагогический социум является социальным пространством повышенного напряжения.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по классификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. «Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы» [3].

Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих личностных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

Как известно, демографической особенностью педколлектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной профессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.

В жизнедеятельности педколлектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная – эмоционально-личностная. Психологическое единство в социуме может быть достигнуто за счет совместной деятельности и здоровых межличностных отношений. Дифференциация в сфере функционально-статусных отношений порождает социальное неравенство, которое также провоцирует психологическую напряженность.

Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников.

2.

Образование гражданского общества

В самом названии этого сообщения заложены два смысла: образование, как соответствующая общественная система - система обучения, и образование - как, собственно, процесс создания гражданского общества.
И оба эти смысла присутствуют здесь. Школа является абсолютно уникальным, единственным общеобязательным социальным институтом. Каждому необходимо пройти через процедуру среднего образования.

Школьное образование (обычно мы называем его средним, хотя точнее было бы называть его основным) является уникальным, единственным общеобязательным социальным институтом. Каждому гражданину Украины необходимо пройти через процедуру среднего образования, начиная 6-летним ребенком, а заканчивая, как правило, взрослым человеком 17-18 лет. Каждый из нас формируется, как личность, во взаимодействии со школьной системой.
Безусловно, итог - насколько именно школа влияет на формирование личностных особенностей и ценностей каждого нового поколения, - очень сильно зависит от того, что это за школа. Но в наличии серьёзной прямой зависимости нет сомнений. Ценности и развитие выпускников средних школ обуславливают ценности и развитие общества в целом. Иными словами: какова школа, такова и жизнь. 
Впрочем, справедливо и обратное утверждение...

Итак, задача школы - образование общества, а именно - гражданского общества. Но:

В нашей стране сейчас нет гражданского общества - и это очень отчетливо видно на примере школы.

Прежде всего: в нашей стране все еще не состоялись осознанные, самостоятельные и дееспособные, оформившиеся и структурировавшие себя локальные сообщества граждан. Разрозненные исключения лишь подтверждают общее правило. У нас по-прежнему абсолютному большинству граждан есть дело только до того, кто у нас президент государства, и мало кому есть дело до того, кто начальник местного жилищного или строительного хозяйства, кто местный казначей, и как они становятся таковыми.
В настоящее время реальные субъекты и потребители образования отчуждены, изолированы от процесса определения содержания, условий и оценки результата образования, - а потому становятся безответственными и инфантильными. Это - такой же брак в образовании, как и академические пробелы в биологии, математике и т.п.
Иными словами: обучение самоуправлению - это важная часть учебного плана школы по отношению к обществу.

Полноценная и устойчивая система образования с необходимостью должна включать в себя следующие разные лица:

потребитель → заказчик → разработчик → исполнитель → эксперт

У нас потребитель и исполнитель отлучены от выработки, формулирования заказа на образование, а все остальные - одно лицо.

Школа не адекватна:

  1. себе, как традиционному культурному институту,

  2. обществу, потребности и способность к развитию которого должна бы, по идее, насыщать и обеспечивать;

  3. человеку, создающему смысловую, ценностную и социальную составляющие своей личности посредством образования.

Когда я говорю школа, я имею в виду и дошкольное образование, и собственно школу - просто, чтобы избежать громоздких лексических конструкций. Но если мы говорим, что школа у нас серьезно деформирована, то дошкольное образование - практически разрушено. Уцелевшие д/у больше напоминают камеры хранения, чем собственно образовательные учреждения.

Школа адекватна у нас, прежде всего, политическим задачам министра образования, которое, в свою очередь, адекватно политическим задачам правящего финансово-политического клана. Ну и еще немного адекватна тактическим задачам местной управляющей администрации.
И развивается современная украинская школа сообразно вкусам и политическим пристрастиям действующего министра образования, даже если он оказался на своем посту благодаря причудливой игре случая. Наша задача - сделать систему образования достаточно устойчивой по отношению к тому, кто у нас сегодня министр.

И сделать это можно, если система образования станет структурой гражданского общества.

1. Структура гражданского образования
Потребителем в самом явном и непосредственном виде является локальное сообщество граждан. Потребитель делегирует свои права формирования и формулирования заказа на образование Заказчику, который и выступает в этом отношении от имени Потребителя. Разработчик в соответствии с заказом предлагает различные варианты учебных планов, программ, форм и методик организации учебного взаимодействия, которые и осуществляются Исполнителем. Исследование результатов, эффективности и качества образования производится Экспертом, который предоставляет свою экспертную оценку и обратную связь Потребителю, Заказчику и другим заинтересованным сторонам.

Структурно такая система образования выглядит следующим образом:
локальное сообщество → 
совет школьного округа → 
региональный департамент образования → 
учреждения образования → 
региональный центр тестирования, мониторинга и экспертизы

2. От регулирования содержания - к обеспечению условий: уточнение задачи государства по отношению к школе.

  1. переход от государственной политики и практики регламентации и административного регулирования содержания, форм и методов обучения к политике и практике обеспечениянадлежащих условий функционирования системы образования;

  2. переход от стандартизации и унификации учебных планов и программ, содержательных и методических параметров учебного процесса к стандартизации оценивания результатов образования;

3. От предметно-ориентированной школы - к критериально ориентированной: не «что он знает» (а еще точнее - «что он может воспроизвести в контрольной ситуации») - а «кто он». 
В настоящее время планирование учебного процесса и учебных результатов, исходящее не из интересов, реальных потребностей и возможностей детей, а из некоторых усредненных требований предметно-ориентированных учебных планов и программ, является основной причиной ряда негативных и опасных явлений в образовании, в том числе:

  1. формирование паттерна личной и учебной неуспешности,

  2. деструктивно-агрессивное воздействие на физиологию и психику,

  3. преобладание поверхностно-демонстративных «количественных» показателей в оценке эффективности и целевой стратегии развития обучения,

  4. формирование полярной агрессивно-деморализующей среды «авторитарное насилие/избегание»,

  5. игнорирование актуальных личностных и возрастных потребностей и интересов учащихся,

- оказывающих разрушительное воздействие как на здоровье и личность всех участников образовательного процесса, так и на систему образования в целом.

4. Возрастосообразная педагогика.
Перестройка учебного процесса в соответствии с требованиями возрастосообразной педагогики предполагает в первую очередь признания ведущих психолого-педагогических способов построения и осуществления учебной деятельности на различных ступенях обучения:

  1. до-школа: игра-общение;

  2. начальная школа: игра-взаимодействие;

  3. подростковая школа: познавательная деятельность;

  4. старшая школа: предметная (проектная) рациональная деятельность, формирование личностных смыслов.

Школа - это место становления и самоосмысления личности, а не фильтрационно-оценочный пункт для социальных заготовок, именуемых «молодежью». Цель школы - сохранение и транслирование духовных, интеллектуальных и культурных ценностей из поколения в поколение.

И в заключение: построение школы в такой же степени является целью общества, в какой построение общества является целью школы.

Мы часто повторяем, что наша цель - «построение гражданского общества». Но для чего мы ставим такую цель? Строить муравейник для того, чтобы строить муравейник не имеет смысла, это не может быть самоцелью. Он строится для каких-то подлинных целей и благ для тех уникальных и соединенных между собой личностей, которые его населяют.

Такой подлинной целью для общества и является школа, а точнее - становление дошкольного и школьного образования, как самоорганизующейся системы, устойчивой по отношению к внешним вызовам и чуткой к потребностям

  1. человека,

  2. локального сообщества граждан, живущих вокруг школы и являющихся непосредственными потребителями ее деятельности,

  3. украинского общества, как целостного единства,

сохраняющей и транслирующей духовные, интеллектуальные и культурные ценности из поколения в поколение, - и именно таким образом сохраняющей и поддерживающей общество живым.

Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие:

— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

. — всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

3. Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.

Определение основных структурных элементов конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.




Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
ris3.png

4. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые создают предпосылки развития обычной ситуации социального взаимодействия в предконфликтную и ее эскалацию в конфликт. У. в. к. следует отличать от причин конфликта, которые приводят к возникновению конфликта, являются первичным внутренним фактором его развития. У. в. к. характеризуют внешнюю микро– и макросреду, в которой развивается конфликт. К объективным У. в. к. относят общие радикальные перемены в экономической, политической и социальной жизни общества, значительное расслоение граждан по уровню доходов, плохую разработанность законодательной базы функционирования общества, решение о крупном сокращении штатов организации, традиции, сложившиеся в отрасли экономики или конкретном коллективе по разрешению противоречий, болезнь человека и др. К субъективным У. в. к. можно отнести повышенную тревожность человека, ситуативное стрессовое состояние, завышенный уровень притязаний, эгоизм, низкие нравственные или деловые качества сотрудника и др. Обычно возникновению конфликта способствует комплекс как объективных, так и субъективных условий. Противопоставление объективных и субъективных У. в. к. неправомерно. 

Определяют четыре основных группы причин.

1. Объективные причины.

2. Структурноуправленческие, или организационные.

3. Социальнопсихологические факторы.

4. Субъективные причины.

новные причины конфликтов в организациях:

1. Ограниченность ресурсов, которые распределяются между разными группами. Каждая группа стремится получить большее количество ресурсов (финансы, материальные ресурсы, информация, время).

2. Взаимозависимость заданий отдельных групп организации. Поскольку все организации являются системами, которые состоят из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость заданий может стать причиной конфликта.

3. Расхождение целей. Цели отдельных подразделений организации могут противоречить друг друга, а иногда и общей цели организации.

4. Разные представления о ценностях. Они могут возникать между группами, личностями, а также между руководителем и подчиненными.

5. Разная манера поведения, уровень образования и жизненный опыт. Эти расхождения уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями подразделений.

6. Неудовлетворительные коммуникации. Неэффективная передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта.

7. "Давление" авторитета или лидера. Он чаще всего зацепляет чувство собственного достоинства человека, инициирует комплекс неполноценности и ведет к конфликтам.

написать администратору сайта