Главная страница
Навигация по странице:

  • Доходы нас-я и их измерение. Опр-ие, класс-ция и распределение доходов. Дифф. дох-ов. Гос-ая политика дох-ов. Доходы населения

  • Конкуренция: сущность и виды. Условия и виды конкуренции. Роль конкуренции в развитии рынка.

  • Расчет ВВП по источникам доходов

  • Международное движение капитала

  • Международная миграция рабочей силы

  • Мировые рынки и торговая политика государства.

  • Классификация таможенных пошлин

  • Нетарифные ограничения во внешней торговле

  • Доходы нася и их измерение. Оприе, классция и распределение доходов. Дифф дохов. Госая политика дохов



    Скачать 304.42 Kb.
    НазваниеДоходы нася и их измерение. Оприе, классция и распределение доходов. Дифф дохов. Госая политика дохов
    АнкорOTVETY_GEK_33_33.docx
    Дата02.05.2017
    Размер304.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOTVETY_GEK_33_33.docx
    ТипДокументы
    #6171
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



    1. Доходы населения и их измерение. Определение, классификация и распределение доходов. Дифференциация доходов. Государственная политика доходов.

    Доходы нас-я и их измерение. Опр-ие, класс-ция и распределение доходов. Дифф. дох-ов. Гос-ая политика дох-ов.

    Доходы населения - сумма ден-ных ср-в и матер-ных благ, получ-х или произвед-х домаш-и хоз-ми за опред-ый промежуток времени. Денеж-е доходы нас-ния вкл-ют все поступл-я денег в виде оплаты труда работ-щих лиц, доходов от предприн-кой Д-ти, пенсий, стипендий, разл-ных пособий, доходов от собств-ти в виде %, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и др.

    Классификация доходов.

    Совок-ые доходы предст-ют собой общ. сумму ден-х и натур-х доходов по всем источн-м их поступл-я с учетом ст-ти беспл-х или льготных услуг, оказыв-х за счет соц-ых фондов.

    Номин-ые доходы характ-ют ур-нь ден-х доходов незав-мо от налогообл-я и измен-я цен.

    Располагаемые доходы – это номин-ные доходы за вычетом налогов и других обязат-х плат-й, т.е. ср-ва, исполь-ые насел-ем на потребл-е и сбереж-е. Для измер-я динамики располаг-х доходов примен-ся показ-ль «реальные располаг-е доходы», рассчитыв-ый с учетом индекса цен.

    Реальные доходы характ-ют номин-ые доходы с учетом измен-я розничных цен (и тарифов).

    Реальные располаг-ые ден-ные доходы опреде-тся исходя из ден-ых доходов текущ-о периода за минусом обязат-ых платежей и взносов, скоррект-ных на индекс потреб-ких цен.

    Зарплата – это цена труд-ых услуг, предоставл-ых наемными работ-ми разных профессий при реализ-и их деловой активности. Номин-ая зарплата – это сумма денег, получ-ная работником за опр-ный промежуток времени (неделю, месяц и.т.д.). Реальная заработная плата – это номин-ная зарплата с учетом движения розничных цен (и тарифов).

    Распределение доходов.

    Ф-нальное распред-ие доходов происх-т м/у владельцами факторов производства.

    Гл-ми составл-ми ден-ых доходов насел-я явл-ся оплата труда, доходы от предприн-кой Д-ти и собств-ти, а также соц-ые трансферты (пенсии, стипендии и т.д.). Сегодня формир-ся и интенсивно разви-ся новые формы доходов: от предприн-тва и от собств-ти (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).

    Дифференц-ия доходов. Различия в уровне доходов на душу насел-я или на одного занятого назыв-ся дифференц-ией доходов.. Степень дифференц-ии доходов отраж-т кривая Лоренца, при постр-ии ктрой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соотв-щим % дохода, а по оси ординат – доли доходов рассм-ых семей (в % от совокупного дохода). Теорет-кая возм-сть абсолютно равного распред-ия дохода представлена биссектрисой, ктрая указывает на то, что любой данный % семей получает соотв-щий % дохода. Неравномерное распред-е характ-тся кривой Лоренца, т.е. линией фактич-го распред-я, отстоящей от прямой линии (линии равноме-го распред-ия) тем дальше, чем больше дифференц-ия. Заштрихов-я область м/у линией абсолютно равного распред-я и кривой Лоренца указ-ет на степень нерав-ва доходов.

    Гос-ая политика доходов явл-ся составной частью соц-ной политики и направл-а на реш-ие 2 главных задач: оказ-ие прямой помощи наиболее уязв-ым слоям нас-ния через систему соц-го обесп-ия и нейтрализ-ю инфляц-го обесценив-я доходов и сбереж-й насел-я. Гос. политика доходов закл-тся в перераспред-ии их через госбюджет путем дифференц-ного налогообл-ния разл-ых групп получателей дохода и соц-х выплат.

    Гос-во, орг-уя ч/з бюджет перераспред-ие доходов, решает проблему повыш-я доходов малоимущих слоев нас-ния, создает усл-ия для норм-го воспроизв-ва раб-й силы, спос-ует ослабл-ю соц-ой напряж-сти и т.д Механизм соц-х трансфертов вкл-ет изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодох-х слоев насел-я и выплату пособий наиболее нужд-мся и инвалидам, а также пособий по безраб-це. Гос-во перерас-ет доходы также путем измен-я цен, устанавл-ых рынком, например, гарантир-ем цен фермерам и введением миним-ых ставок зарплаты.

    Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым.

    Регулирование доходов

    Гос-во непосред-но вмешив-я в первичное распреде-е ден-х доходов и нередко устанавл-т верхний предел увелич-я номин-й зарплаты. Экон-кое значение гос-го рег-ния зарплаты опр-ся тем, что ее измен-е оказ-т влияние на совок-й спрос и издержки произв-ва. Политика доходов использ-я гос-вом для сдержив-я роста зарплаты в целях: сниж-я издержек произв-ва, повыш-я конкурентосп-ти нац-ной прод-и, поощрения инвестир-ия, сдержив-я инфляции. Гос-во, проводя антиинфляц-ую политику, м/т временно централ-ным путем устан-ть долгоср-й предел роста зарплаты с учетом общих потребн-й эк-го и соц-го развития.

    Методы осущ-ния политики доходов в усл-иях рын-ой и перех-ой эк-ки м/т быть различными.

    Предпочт-е обычно отдается методам Добров-го согласия работодат-й и работ-в при участии правительства, что не искл-ет примен-я админ-ных мер гос-го контроля за увязкой повыш-я зарплаты с фин-ми возможн-ми п/п-ия.

    Наиболее эфф-м средством гос-го рег-ия зарплаты в странах с рын-й эк-кой явл-ся опр-ние гарант-ного минимума (или ставки). Именно исходя из МРОТ и ведутся переговоры между рук-ями компаний и профсоюзами о закл-нии коллект-х договоров на разл-ых уровнях, начиная от п/п-ий и кончая отраслями. Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

    Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

    Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.

    Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

    Минимальный потреб-ский бюджет представл-т собой соц-ный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, % :питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

    Рациональный потребительский б ю д ж е т отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги—23.





    1. Капитал: сущность и формы. Основной и оборотный капитал. Оценка капитала.

    Капитал – это опред-ная сумма благ в виде матер-ных, ден-ных и интеллек-х средств, использ-ых в кач-ве ресурса в дальнейшем производстве.

    Согл-но бух-му опред-ию капиталом наз-ся все активы (средства) фирмы. По экон-му опред-ю капитал разд-ся на реальн (физич-й, произв-й), т.е. в форме ср-в произв-ва, и денеж-й, т.е. в фин-й форме, а иногда выд-ют еще и товар-й капитал, т.е. капитал в форме товаров.

    Реальный К. дел-ся на осн-ой и обор-ый капитал. К осн-му относят имущ-во, служащее больше 1 года. В России осн-ной капитал наз-ют ОФ. К реальн-у обор-му кап-лу следует отн-ть токо матер-ные обор-ные ср-ва, т.е. производ-ные запасы, незаверш-ое произв-во, запасы гот-ой прод-ии и товары для перепродажи.

    Если к матер-ным обор-ным сред-вам добавить сред-ва в расч-х с поставщ-ми и покуп-ми, ден-ые сред-ва в кассе п/пр-ия и расходы на з/п, то получим обор-ный капитал (обор-ые сред-ва, обор-ные активы) по бухг-му опр-ию.

    Основной К (осн-ные фонды) представл-ы прежде всего зданиями и сооруж-ми, передаточ-ми устр-вами, маш-ми, оборуд-ием и приб-ми, трансп-ми ср-вами, инструм-ом, скотом, товарами длит-ого польз-ия дом-них хозяйств (дом-ним имущ-вом), а также нематер-ными активами (патентами, товарн-и знаками, авторск-и и друг-и правами). Осн. фонды во многом опр-ют произв-ый потенциал фирмы, т.е. способность произвести за какой-то врем-ый период определенное кол-во прод-ии нужного ассортимента и кач-ва.

    Оборотный К – по экон-му опред-ию это сырье, топливо, энергия, материалы, полуфабр-ты, незаверш-ое произв-во, запасы гот-ой прод-ции, товары для перепрод-и; по бухг-му опред-ию к перечисл-му следует добавить ср-ва в расч-х с поставщ-ми и покуп-ми, денеж-е ср-ва в расч-ах с поставщ-ми и покуп-ми, денеж-е ср-ва в кассе п/п-ия и расх-ы на з/п.

    Амортизация основного К – процесс переноса ст-ти постеп-о изнашив-хся ОС на изготовл-ую прод-ию. Особ-ть ОФ – постеп-ое перенес-ие части их ст-ти на ст-ть гот-й прод-ии.

    Оценка К. Оценка п/п-ия (фирмы) пред-ет собой мнение или расчет ст-ти конкретно опр-ного объекта собств-ти на заданный момент времени. На профес-ном языке оценщиков этот процесс часто назыв-ся «оценка бизнеса». При опр-ии ст-сти нередко использ-ся понятие так наз-ой обосн-ной рыночной ст-ти, т.е. цены, по ктрой собств-сть перех-ит из рук продавца, желающего ее продать, в руки покуп-я, желающего его купить. Сущ-ет три осн-ных подхода к оценке п/п-ия: доходный, рыночный и затратный. Доходн подход основ-тся на оценке буд-их доходов от оценив-ого п/п-ия. В соотв-вии с рыночн подходом ст-сть оценив-го п/п-ия опред-ся методом анализа продаж аналог-ных или сопост-ых объектов, т.е. методом сравн-ия. Затратн подход предусм-ет, что ст-ть оцен-ого п/п-ия м/т быть опр-на на основе ан-за затрат, необх-ых для воспроизв-ва или замены собств-ти за выч-ом моральн-о и физ-ого износа. Все 3 подхода не только не искл-ют друг друга, но и взаимосв-ны.

    При анализе осн-го кап-ла использ-т коэф-ты обновл-я, выбытия и износа ОФ, фондоотдачи, капиталоемкости основного кап-ла и др. пок-ли.

    Коэф обновл-я = ст-ть введ-ых ОФ за год / стоим-ть ОФ на конец года, руб (Кобн=Фввед/Фк*100).

    Коэф-т выбытия = ст-ть ликвид-ных ОФ, за год / ст-ть ОФ на начало года, руб (Квыб=Фликв/Фн*100),

    Фондоотдача = ст-ть выпущ-ой прод-ии, руб / сред.годовую стоим- ть ОФ, руб (F=Q/Ф)

    Капиталоемкость = ст-ть осн-го кап-ла, руб / себ-ть произвед-ых и реализ-ых тов-в и услуг, руб (Ке=Косн/Ср).

    При анализе обор-ого капитала прим-тся показ-ли его материалоемкости, эноргоемкости, металлоемкости, оборач-ти, ликвид-ти.

    Материалоемкость = ст-ть сырья, топлива, энергии, матер-лов и полуфабр-тов, руб / ст-ть выпущ-й прод-ии, руб (м=М/Q),

    Оборач-ть обор-го капитала (обор-ных ср-в)=объем реализ-ной прод-ии/среднегод-я ст-ть обор-ого капитала (обор-ных ср-в) (Об=Qр/Коб),

    Текущей ликвидности (коэф-т покрытия)=среднегод-ая ст-ть обор-ого кап-ла/краткоср-ные обяз-ва пред-я (Л=Коб/Окр)

    1. Конкуренция: сущность и виды. Условия и виды конкуренции. Роль конкуренции в развитии рынка.

    Конкуренция – это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод.

    Конкур.–это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

    Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего произв-во достаточного кол-ва кач-ых и продающихся по равновесной цене благ.

    Являясь главным условием существования рынка конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является рычагом регулирования экономики. Внутриотраслевая конкуренция это соперничество м/у предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам, нужно снижать издержки производства и реализации продукции. Условием этого явл-ся совершенствование технологии производства, его орг-ция, и квалиф-ции раб-ов.

    Межотраслевая К. – соперничество м/у предприним-ми, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции.

    Виды К.: чистая, идеальная, совершенная К, имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж.

    Монополистическая К., имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

    Олигополистическая К., имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;

    Потенц-ая К., кот-ая может иметь место вследствие вхождения в отрасль, проникновения на рынок новых фирм;

    Недобросовестная К., уч-ки кот-ой нарушают принятые на рынке правила и нормы К., вступают в сговор против других конк-ов;

    Несовершенная К. – К. в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соотв-ая теоретическим представлениям о чистой К. для этого вида конк-ии характерно незнач-ое кол-во фирм в каждой сфере предприн-ой деят-ти, вохможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного) произволно влиять на конъюнктуру рынка.

    Ценовая – конк-ция, осущ-мая посредством снижения цен;

    Неценовая – конк-ция, осущ-мая посредством улучшения кач-ва прод-ции и условий продажи при неизменныхценах.

    Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции:

    во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организац-х объединений и структур).

    1. Макроэкономические показатели, цели и инструменты макроэкономической политики.

    Мактоэкон. показатели -сводные, обобщ-ие, усредн-е по эк-ке в целом показ-и объемов произв-ва и потребл-я, дох-в и расх-в, стр-ры, эфф-ти, уровня благосост-я, экспорта и импорта, темпов эк-го роста, инфляции. В макроэкон-м анализе примен-ся ряд стат-ких показ-й.

    Центр-м показ-м Системы нац-х счетов явл-ся (ВВП). В стат-ке ряда заруб-х стран использ-я и более ранний макроэкон-кий показ-ль — (ВНП). Оба эти показ-я опр-ся как ст-сть всего объема конечн-о произв-ва товаров и услуг в эк-ке за 1 год (квартал, месяц). Они подсчит-ся в ценах как текущих (действ-их), так и пост-ных (какого-либо базового года). Разница м/у ВНП и ВВП сост-т в след-щем;

    • ВВП подсчит-ся по так назыв-му террит-ному признаку. Это совок-я ст-ть прод-ии сфер матер-го произв-ва и услуг незав-мо от нац-ной принадл-ти п/п-ий, распол-ных на терр-ии данной страны;

    • ВНП — это совок-я ст-ть всего объема прод-ии и услуг в обеих сферах нац-ной эк-ки незав-мо от местонахож-я нац-х п/п-ий (в своей стране или за рубежом).

    Т.о., ВНП отл-ся от ВВП на сумму так назыв-х факторных доходов от использ-я ресурсов данной страны за рубежом (перевед-я в страну прибыль от влож-го за рубежом капитала, имеющейся там собств-ти; перевед-я в страну зарплата граждан, работ-их за рубежом) за минусом аналог-ых вывез-х из страны доходов иностранцев. Эта разность весьма невелика: для ведущих стран Запада — не более 1% от ВВП,

    Методы подсчёта ВВП

    ВВП м.б. определен 1 из 3 методов, путем суммирования:

    • добавл-й ст-ти по всем отраслям нац-ной эк-ки (ВВП по произв-ву, отраслям);

    • всех расходов на покупку общего объема произв-ной в данном году прод-ии (ВВП по расходам, по методам использ-ия);

    • всех доходов, получ-х в стране от произв-ва прод-ии в данном году (ВВП по источникам доходов).

    Расчет ВВП по отраслям

    Анализ показ-я ВВП, исчисл-ый 1 методом (по отраслям), позв-ет выявить соотнош-е и роль отд-ных отраслей в создании ВВП.

    Расчет ВВП по расходам

    В соот-ии со 2 методом расчета ВВП (по расходам, по методам исп-ния) он вкл-т: конеч-е потреб-кие расх-ы дом-х хоз-в. (товары повседн-го спроса, предм-ы потребл-я длит-го польз-ия, расходы на потреб-кие услуги и др).Расходы гос-ных и муниц-ных орг-в уп-ия на покупку эк-ких рес-в и произвед-й прод-ии для нужд гос-ва (затрат на выплату зараб-й платы гос-ным и муниц-м служ-м на закупку для гос-х нужд товаров и услуг). Кон-ые расх-ы неком-х орг-ий, обслуж-х дом-е хоз-ва. (расх-ы профсоюзов, политпартий и религ-х орг-й, обществ-х объед-й на услуги обществу в целом и отдельным домхоз-вам).Чистые капиталовлож-я и амортиз-ные отчисл-я, идущих на фин-ние капиталовл-й.Чистый экспорт Т и У, рассчитываемый во внутренних ценах.

    Расчет ВВП по источникам доходов отраж-т еще не перераспр-ные, доходы домхоз-в, п/п-ий и гос-ных учр-й. Эти доходы м/о разбить на оплату труда (зарплату наемных работ-в, доходы самост-ых раб-ков, доходы от индив-х и семей-х товар-в и коопер-в), валовую прибыль (ренту, ссудный и банк-й %, предприн-кую прибыль, амортиз-ые отчисл-я) и разл-е виды смеша-го дохода, а также чистые налоги.

    В СНС применяют, два других обобщающих показателя: чистый внутр-й продукт и нац-ный доход.

    Уменьшив величину ВВП на сумму амортиз-х отчисл-й, начисл-х за год, м/о получить 2 макроэк-ких показ-я — ЧВП и НД. 1 показ-т размер дохода поставщиков экон-х ресурсов за предоставл-е ими землю, рабсилу, капитал, предприн-кие спос-ти и знания, с пом-ю ктрых создан ЧВП. Если к ЧВП прибавить сальдо факторных доходов, то получим ЧНД. Это сумма первич-х доходов страны. Если к ним доб-ть сальдо тех дох-в, ктрые в процессе перераспр-я перед-ся в кач-ве трансфертов, то пол-м величину, назыв-ю нац-ным располаг-м дох-м.

    Макроэкон политика — действия гос-ва, прав-ва, направл-е на рег-ние эк-ки в целом с целью поддерж-я ее необх-го сост-я, обесп-я надежного функц-ия, достиж-я подъема, предотв-я кризисов и спада. Наиболее распрост-е цели макроэк-кой политики: стабильн-ть цен, выс-й ур-нь занятости, положит-ые внешнеторг-й баланс, эк-кий рост.

    Инструменты макроэкон политики:

    1. Налогово-бюдж. политика, означ-ая использ-ие налогов и гос расх с целью возд-вия на эк-ку. Компонент н-б п: - налогообл-ие: сокращ-т располаг-ый или расх-ый доход домхоз; оказ-ет влияние на цены благ и факторов произв-ва.

    2. Кред-денеж полит., осущ-ая гос-вом посред-м денеж-й, кред-ой и банк-й систем страны. Рег-ие ден-ой массы влияет на % ставки и эк-й рост.

    3. политика дох-в- желание гос-ва сдержать инфляцию директивн мерами: прямым контр за з/п или Добров-ым планир-ем повы-ия цен и з/п.

    4. внешнеэкон полит- м/ународ торговля повыш-ет эфф-ть и экон рост, служит цели повыш-я уровня жизни. Важн показ внешторг- разница м/у экспотр и импорт.

    5. торговая полит- вкл тарифы, квоты и др инстр рег-ия, ктрые стимулир либо огранич эскп и мипорт.



    1. Международная валютная система и валютные рынки. Валютная политика.

    Валютная система – сов-ть валют, правил и норм их использ-ия и взаимного обмена, примен-я в кач-ве плат-х средств, а также ден-но-кред-х отн-ий, связ-х с хожд-м валюты.

    Международная валютная система – это сист-а поддержки м/унар-х эконом. Отн-й, торг-ли, разв-я эк-ки, призв-ая обеспеч-ть относит-ю стаб-сть валют-х курсов нац-х валют, сбалансир-сть гос-ных бюдж-в и платеж-х балансов за счет использ-я м/унар-х валют-х резер-в в целях фин-ия возник-х у отд-ых стран дефиц-в валюты. Осн-й системы явл-ся М/унар-й валютный фонд.

    Ден-ные ед-цы разл-х стран, каждая из ктрых имеет свой нац-ный «мундир», опосредуют процесс м/унар-го движ-я Т, У, К и раб-й силы и тем самым формир-т мир-ю валют-ю сист-у.

    Мир-я валют-я сист-а – совок-ть мир-х валют и способы орг-ции валют-х отн-й м/у странами, формы их рег-ния, закрепл-е м/унар-ми договорами, соглаш-ми; призвана обеспеч-ть, поддерж-ть расчеты м/у странами, вытек-щие из эк-ких, торг-х отн-ий.

    Валютный рынок – сфера, где соверш-ся купля-продажа иностр-й валюты, чеков, векселей, аккредитивов по рыночным ценам, зависящим от спроса и предложения. Делится на биржевой и внебиржевой (межбанковский).

    Соотн-ние обмена двух ден-ых ед-ц или цена одной ден-й ед-цы, выраж-ая в ден-й ед-це другой страны, наз-ся валютным курсом.

    Валютная политика – составная часть эк-кой политики гос-ва и внешнеэк-кой политики, представл-ая линию действий гос-ва внутри и вне страны, провод-ю посредством возд-вия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политикивалютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты. Валютная политика страны проводится ее правит-вом, центр-ным банком, центральн-и фин-ми органами.

    Валютная система сост-т из двух элементов:

    -валютный механизм – это правовые нормы и инстр-ты, их представл-е как на нац-ном, так и на м/ународном уровне.

    -валютные отн-ия – это повседн-ые связи в ктрые вступ-т част-е лица, фирмы, банки на валют-х и ден-х рынках в целях осущ-ния м/ународных расч-в кред-х и валют-х опер-й.

    3 степени конвертир-ти валют, т. е. размена на иностр-ые: а) свободно конвертир-е (доллар США, марка ФРГ, иена, фунт стерлингов, франц-й франк), б) частично конвертир-е валюты стран, где сохран-ся валютные огранич-я, в) неконвертир-е (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезид-в введен запрет обмена валют.

    Валютный курс – это соотнош-е м/у валютами отдельных стран или «цена» валюты данной страны выраж-ая в валюте др. стран или в межд. валютных единицах.

    Режимы валютного курса: а)фиксированный (твердый) валютный курс, б)плавающий (гибкий) валютный курс, в)управляемое плавание – когда спрос и предложение оказывают влияние, но заметна роль рег-ния центральных банков стран, а т. ж. конъюнктурных колебаний, г)система целевых зон – это разновидность системы фиксир-ных валютных курсов в коридоре устанавл-ых центр-м банком, д)смешанная система.

    Факторы влияющие на валют-й курс: темпы инфляции, сост-ие платеж-о баланса, разница %- х ставок в разных странах, Д-ть валютных рынков и спекулятивных валютных операций, степень использ-ия опр-ной валюты на еврорынке и в межд. расчетах, ускорение или задержка межд. платежей, степень доверия к валюте на нац. и мир. валютных рынках, валютная политика.

    Виды валютных курсов: номин-ые и реальные валютные курсы, двухстор-ие и многостор-ие вал. курсы, рыночные и официальные вал. курсы, кросс-курс, спот-курс, курс форвард.

    Котировка – это установл-е и отраж-е курса валюты. Сущ-ет 2 метода котировки: прямая и косвенная.

    Валютные операции – это контракты агентов валют-о рынка по купли-продажи расчетом и предост-ние в ссуду иностр-й валюты на конкр-х усл-х с выполнением на определенную дату.

    Валютная политика – это совок-ть меропр-й, осущ-мых в сфере м/ународных валютных и других эк-ких отнош-й в соотв-вии с текущими и страт-кими целями страны.

    Межд. валютная ликвидность – спос-сть страны обеспеч-ть своеврем-ое погаш-е своих межд. обяз-в приемлем-и для кредитора платеж-и ср-вами.


    1. Международное движение капитала и рабочей силы.

    Международное движение капитала – это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).

    Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах:

    а) В форме частного или государственного капитала.

    б) В денежной и товарной формах.(машины, оборудования, патенты и ноу-хау).

    в) В краткосрочной и долгосрочной формах

    г) В ссудной и предпринимательской форме. ( капитал в ссудной форме приносит его владельцу доход главным образом в виде %-а по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме – преимущественно в виде прибыли.)

    Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.

    Межд. миграция включает две основные составляющие: эмиграцию, иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией понимается въезд в страну на постоянное место жительства. Межд. миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

    Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

    а) иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну, б) работники- мигранты по контракту, в) нелегальные иммигранты, г) лица, просящие убежища, д) беженцы.

    Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна – к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Регулирование внешней миграции в России. В целях регулирования миграционных потоков в Россию, а также регламентирования использования в стране иностранной рабочей силы были приняты Указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроле» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти Указы имели целью обеспечить приоритетное право граждан России на занятие вакантных рабочих мест, установить определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы и навести порядок в процессе въезда иностранных граждан на территорию России. Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.

    1. Мировые рынки и торговая политика государства.

    Мировой рынок – сфера установления товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства.

    МРТ – организация производства, при которой каждое гос-во специализируется на выпуске определенных товаров. В обмен на эти товары страна получает то, чего ей не достает.

    Мировая торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

    Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых наз-ся товарооборотом, а соотношение между ними – торговым балансом.

    Торговая политика государства – это деятельность гос-ва направленная на развитие и урегулирование торговых отношений с другими странами.

    Торговая политика – система мероприятий направленных для достижение экономической страны определенных преимуществ на внешнем рынке и защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

    Свободная политика – это политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

    Протекционизм – это гос. политика внутреннего рынка от иностранной конкуренции, путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

    Важным инструментом ограничения внешней торговли является тариф. Таможенный тариф – это системные списки товара облагаемые таможенными пошлинами с указанием величины их ставок.

    Таможенная пошлина – это обязательный взнос взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и яв-ся условием импорта или экспорта. Они выполняют 3 осн. функции: фискальная, протексианиская (отн-ся к импортным пошлинам т.к. гос-во ограждает от нежеланной иностр. конкуренции), балансировочная (экспортная пошлина, устанавливается с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже чем мировые цены).

    Классификация таможенных пошлин:

    1. По объекту обложения: экспортные, импортные, транзитные (накладываются на товары перевозимые транзитом через территорию страны).

    2. По характеру: сезонные ( это пошлины которые применяются для оперативного регулирования межд. торговли продукцией сезонного хар-ра, прежде всего с/х.), антидемпинговые (применяется в случае ввоза на территорию страны по цене более низкой, чем их цена в экспортной стране и если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствуют орг-ии и расширению нац. производства таких товаров), компенсационные ( это накладывание на импорт тех товаров при производстве кых прямо или косвенно использовались субсидии).

    3. По происхождению: автономные – генеральные (это пошлины вводимые на основании одностр-х решений органов гос. власти страны), конвенционные - договорные (установленные на базе двухстороннего или многостороннего соглашения), преференциальные (они имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим тарифом).

    4. По типам ставок: постоянные (единовременно установлены органами гос. власти и не могут изменяться от обстоятельств), переменные.

    5. По способу вычисления: номинальные (это тарифные ставки кые в таможенном тарифе), эффективные – (это реальный уровень тамож. пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин наложенный на импорт. запчасти или детали этих товаров ).

    6. По способу взимания: адвалорные (нач-ся в %-й тамож. стоимости ), специфические (выч-ся в виде твердой ставки с ед. товара), комбинированные (они сочетают элементы адвалор. И специф. пошлин)

    Нетарифные ограничения во внешней торговле:

    а) внешнеторговые ограничения – это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, «добровольные экспортные ограничения» и др.;

    б) административная организация – технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и др.;

    в) косвенное воздействие на внешнюю торговлю – лицензии, квоты.

    1. Основные элементы, структура, принципы и механизмы функционирования рыночной экономики. Инфраструктура рынка.

    Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность

    Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка; как совокупность учреждений, организаций государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

    1. Предмет, метод и основные понятия экономической теории. Экономические агенты. Собственность и модели организации экономической системы.

    Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

    - эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

    - эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

    - эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

    - эта наука о богатстве;

    - эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

    - А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

    - эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

    Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

    Скорее ясно, чем не занимается эта наука:

    - она не является экономикой домоводства;

    - она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;

    - она не является технической наукой.

    Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Сегодня в продаже рации Vertex Standart vx-414 с доставкой по Москве. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

    Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.

    В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

    "Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    написать администратору сайта