Главная страница
Навигация по странице:

Ответы по Истории России. Дворцовый переворот 1801г. Воцарение Александра I. Первые годы правления Александра I и первые реформы



Скачать 154.48 Kb.
Название Дворцовый переворот 1801г. Воцарение Александра I. Первые годы правления Александра I и первые реформы
Анкор Ответы по Истории России.docx
Дата 24.04.2017
Размер 154.48 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Ответы по Истории России.docx
Тип Документы
#1953
страница 1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Дворцовый переворот 1801г. Воцарение Александра I. Первые годы правления Александра I и первые реформы

Дворцовый переворот — это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков. Событие 11 марта 1801 г. было последним дворцовым переворотом в России. Оно завершало собой историю российской государственности XVIII в., замечательной, по словам маркиза А. де Кюстина, как «абсолютная монархия, умеряемая убийством»[3].

Император Павел I (1796-1801) не обладал способностями крупного государственного деятеля. За годы правления Екатерины II русское дворянство привыкло к относительной свободе, а Павел правил деспотически. Император был глубоко убежден, что мягкость матери расстроила государственное управление и армию, и с энтузиазмом фанатика принялся наводить "порядок". Павел фактически отменил "Манифест о вольности дворянства" и "Жалованную грамоту дворянству", лишив дворян ряда ставших привычными привилегий.. Особенно тяжело приходилось военным и чиновникам Петербурга, непосредственно общавшимся с Павлом.

Предпосылки переворота:

  1. Жёсткие, доходящие до жестокости методы управления Павла I, созданная им обстановка страха и неуверенности, недовольство высших дворянских кругов (лишенных былой свободы и привилегий), столичного гвардейского офицерства и нестабильность политического курса привели к возникновению заговора против императора. Павел переносил опалы с подданных на родных, угрожал самой династии, что позволило участникам мятежа считать себя остающимися преданными Романовым.

  2. Муссируемая в обществе тема ненормальности Павла и его объективно непопулярные приказы, в том числе об одежде и прическах. Например: 13 декабря 1800 года Павел предложил римскому папе переселиться в Россию. С 1799 года, пишет Чарторыйский, — «Павла стали преследовать тысячи подозрений: ему казалось, что его сыновья недостаточно ему преданы, что его жена желает царствовать вместо него. Слишком хорошо удалось внушить ему недоверие к императрице и к его старым слугам. С этого времени началась для всех, кто был близок ко двору, жизнь, полная страха, вечной неуверенности».

  3. Ухудшение отношений царя с дворянством и гвардией.

  4. Внешняя политика Павла шла вразрез с интересами Великобритании. Англия, вероятно, субсидировала заговорщиков.

  5. Вопиющий указ об узаконивании будущих внебрачных детей императора (см. Мусина-Юрьева, Марфа Павловна).

В результате против Павла составился заговор, в котором участвовали лица из его ближайшего окружения. Заговорщикам удалось привлечь на свою сторону наследника престола - Александра Павловича.Создание ядра коалиции заговорщиков, верящих в необходимость перемен, относится ещё к лету 1799 года.Изначально, по собственным заявлениям, заговорщики намеревались ограничиться арестом Павла с тем, чтобы заставить его отречься от престола в пользу старшего сына. Панин и Пален были солидарны в необходимости введения конституции, однако Панин видел способ в регентстве, а Пален — в уничтожении Павла I.Общее число людей, вовлеченных в заговор, по разным оценкам составляет от 180 до 300 человек.

Реализация заговора:

Убийство Павла I, переворот 1801 года случился в ночь с понедельника 11 (23) марта 1801 на 12 (24) марта 1801 года в результате заговора с участием гвардейских офицеров в здании Михайловского замка.

В полпервого ночи группа из 12 офицеров ворвалась в спальню императора и, в результате возникшего конфликта, он был избит, получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был задушен шарфом. Вдохновителями заговора были Никита Панин и Петр Пален, а группу непосредственных исполнителей («пьяных гвардейцев») возглавляли Николай Зубов и Леонтий Беннигсен. Причинами заговора было недовольство участников непредсказуемой политикой, проводимой Павлом I и, особенно, оскорбления и опала, которой были подвергнуты многие из них и под которую в любой момент могли попасть остальные — то есть желание сменить царя на более «покладистого». Также подозревается финансирование Великобританией, недовольной разрывом отношений с Россией, и ее союзом с Наполеоном. Осведомлённость цесаревича Александра Павловича о грядущем убийстве его отца находится под вопросом. На территории Российской империи информация о данном событии была под цензурным запретом до революции 1905 года, хотя активно освещалась зарубежной и эмигрантской прессой. Официальной версией в Российской Империи более ста лет была кончина от болезни по естественным причинам: «от апоплексического удара» (инсульта). Любые публикации, где был намёк на насиьственную смерть императора, пресекались цензурой.

В результате против Павла составился заговор, в котором участвовали лица из его ближайшего окружения. Заговорщикам удалось привлечь на свою сторону наследника престола - Александра Павловича. Наследник просил лишь, чтобы заговорщики сохранили отцу жизнь. Но в результате дворцового переворота, случившегося в 1801 г., Павел погиб - участники заговора не хотели, да и не могли оставить его в живых. Так, через убийство отца на престол взошел император Александр I (1801-1825).

Тень убитого отца преследовала Александра до конца его дней, хотя вскоре по воцарении он выслал из столицы участников заговора. В первые годы своего правления Александр опирался на небольшой круг друзей, который сложился около него еще до восшествия на престол. П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцов, В. П. Кочубей.Этот кружок стали называть “Негласным комитетом”. Его члены, во главе с Александром, были молоды, исполнены благих намерений, но очень неопытны.В 1803 г. был принят указ о “вольных хлебопашцах”. Согласно указу, помещик при желании мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп. Но помещики не спешили освобождать крепостных. За все время царствования Александра было освобождено около 47 тысяч крепостных душ мужского пола. Идеи, заложенные в этом указе, впоследствии легли в основу реформы 1861 г. Крепостное право при Александре I было отменено лишь в Остзейских провинциях России (Прибалтика).В “Негласном комитете”было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми осуществлялась тогда в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. Александр и члены “Негласного комитета”хотели пресечь подобные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив должной решительности, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей.К началу XIX в. административная система государства находилась в состоянии упадка. Во введенной Петром 1 коллегиальной форме центрального управления выявились к тому времени серьезные недостатки. В коллегиях царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центрального управления, творили беззакония. “Если захотеть выразить одним словом то, что делается в России, то нужно сказать: “воруют”,—с горечью писал выдающийся русский историк Н. М. Карамзин.Александр надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, ино странных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера значительно укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Правительствующего Сената. Становилось очевидно, что одними только перестановками нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

  1. Реформаторская деятельность правительства Александра 1

Александр вступил на престол на 24-м году жизни в 1801 году. Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная “революция сверху” приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был, в случае успеха, удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. От бабушкиновый император перенял тягу к роскоши, от деда — увлечение военнымиделами, от отца — скрытность. Император любил пофилософствовать,порассуждать, помечтать. Его фразы всегда были звонкими, но пустыми.Александр говорил: «Даровать России свободу и предохранить ее отпоползновений, деспотизма и тирании — вот мое единственное желание»[3].Александр отнюдь не был неопытным, не установившимся в своих воззренияхмолодым человеком. Он умел не столько выбирать людей, сколько использоватьих способности. В достижении поставленной цели он проявлял упорство, какникто. Нельзя не признать, что положение Александра в начале правления было неиз легких, тем не менее он сумел удержаться на престоле и проявил немалотакта, ловкости и лукавства в отношениях ко многим людям, окружавшим его.

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий.

В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла. Причём, запреты были сняты как в вопросах личной, частной жизни (о свободе передвижения), так и в экономической сфере (снятие большинства ограничений при ввозе и вывозе товаров за границу). Правда, необходимо помнить, что незыблемые права и свободы могли иметь, главным образом дворяне и, частично, купечество, горожане и государственные, черносошные крестьяне. Крепостные крестьяне в то время юридически не обладали никакими правами кроме права на жизнь. Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (более 10 тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией». Было запрещено применение пытки. Разрешено было открыть частные типографии; было отменено запрещение ввоза иностранных книг из-за границы и разрешен свободный выезд русских подданных за границу. В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола водворять строгую законность.

На внутреннюю политику России оказывали влияние следующие факторы:


  1. разложение и кризис крепостнической системы. Появление и развитие новых рыночных тенденций в жизни страны;




  1. нарастание различий в общественном и экономическом развитии России и стран Запада. В то время как в наиболее передовых странах утвердился капитализм, проводились либеральные реформы, в России сохранялись самодержавие и крепостничество, все более очевидным становилось ее отставание




  1. активная внешняя политика, частые войны требовали огромных средств, приводили к милитаризации страны и усилению "оборонного сознания" у населения;




  1. политизация части дворянского общества, связанная с распространением в России идеологий консерватизма, либерализма, радикализма и соответствующих им политических течений;




  1. усложнение социально-экономической, политической и духовной жизни требовало усовершенствования государственного аппарата;




  1. личные качества монарха Александра I, воспитанного бабкой в духе идей французского Просвещения, но не имевшего ни сильной воли, ни социальных условий для их воплощения. Кроме того, приняв, хотя и косвенное участие в дворцовом перевороте и убийстве своего отца, он всем своим царствованием стремился доказать историческую оправданность тех кровавых событий, в результате которых взошел на престол.

1. Основные направления внутренней политики 1801 -1812 гг.
Этот период, оставшийся в памяти у современников как “дней Александровых прекрасное начало”, был очень многообещающим и по своей сути означал не только возвращение к политике “просвещенного абсолютизма”, но и придание ей нового качества. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. новый император отменяет те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян:
полностью восстановлены все статьи “разжалованной” Павлом “Жалованной грамоты” дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия; подтверждена “Жалованная грамота” городам; проведена амнистия 12 тысяч заключенных.
Вместе с тем Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: Кочубея, Строганова, Новосильцева, Чарторыйского. Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета, выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ.
Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александру принадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян.
Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. В итоге это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли не менее 50% от всего крестьянского населения страны.
Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, т.к. помещики стали печатать объявления о "сдаче в аренду" крестьян, что в действительности означало ту же продажу.
В 1803 г. был принят указ о “вольных хлебопашцах”, позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться “доброй волей” своих помещиков. (За время царствования Александра I - 47 тыс. душ мужского пола).
Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809 г.).

Реформы системы государственного управления.
К нач. XIX в. административная система государства не отвечала требованиям времени. Особенно устаревшей выглядела коллегиальная форма центрального управления В коллегиях процветала безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. В целях укрепления государственного аппарата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Однако эта мера, усилив бюрократизацию государственного аппарата, не улучшила его качество и, в целом, систему управления страной. В целях принципиального, а не поверхностного изменения государственного строя Александр I в 1809 г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпохи - М.М. Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу планов реформатора был положен либеральный принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной - от волости до центра. Планировалось создать всероссийский представительный орган - Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались бы царем. И именно решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Таким образом, реальная законодательная власть оставалась бы в руках монарха, вынужденного в то же время считаться с “мнением народным”. Проект вел к утверждению в России конституционной монархии, о которой мечтал Александр, будучи еще наследником престола. Однако из всего намеченного царь реализовал лишь немногое - в 1810 г. создал Государственный совет, обладавший только законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812 г. был арестован и сослан. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры: создание формально единой бессословной системы образования; открытие лицеев и новых университетов; введение либеральных университетских уставов, предполагавших значительную самостоятельность университетов; утверждение либерального цензурного устава и др. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарём был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.8 февраля 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власти. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.
С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.
В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.
Финансовая реформа.
По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций.Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные).

2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года — увеличение всех налогов.

Реформа в области образования.

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования;бессословность учебных заведений;бесплатность обучения на низших его ступенях;преемственность учебных программ.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.
В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.
В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.
В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.
Однако к концу десятилетия реформы сворачиваются ибо:в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция, недовольная не только проектами Сперанского, но и в целом либеральной политикой Александра. Опасение дворцового переворота подталкивало к смене внутриполитического курса;

в условиях сохранения крепостничества и острой социальной напряженности любое ограничение самодержавной власти могло вызвать выступление низов общества;

страна стояла на пороге войны с Наполеоном, что требовало консолидации рядов дворянства, его объединения вокруг трона. Александр, с одной стороны, стал “заложником” самодержавной системы и не мог по своей воле менять ее основы, с другой - он все более входил во вкус самодержавного правления. Таким образом, в стране еще не сложились ни социально-политические, ни духовные предпосылки перехода к конституционному строю.
Второй этап правления Александра. 1814-1825 гг.

После наполеоновских войн, несмотря на ожидание перемен, направленных на улучшение жизни народа, принесшего столько жертв ради достижения победы, в политике Александра I усилились реакционные тенденции. Однако при этом предпринимались и попытки возвращения к курсу либеральных реформ:

А.А. Аракчеев, а затем специально созданный Секретный комитет по поручению царя разработали проекты освобождения помещичьих крестьян, но все они не были проведены в жизнь;

завершена крестьянская реформа в Прибалтике (начатая в 1804-1805 гг.), в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли;

в 1816-1819 гг. были снижены таможенные пошлины. С помощью этой меры Александр надеялся укрепить экономические связи со странами Европы и тем самым сблизиться с Западом;

в 1815 г. Польше предоставлена конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России;

в 1818 г по указанию царя несколько сановников под руководством П.А. Вяземского начали разработку Государственной Уставной грамоты для России на принципах польской конституции и с использованием проекта Сперанского. Однако и эти планы остались нереализованными.

Но в целом во внутренней политике доминировали реакционные меры:

в армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку;

в 1821 г. подверглись “разгрому” Казанский и Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и нелояльных студентов. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль;

в 1822 г. последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. Невиданного размаха принял надзор за “неблагонадежными” людьми.

в 1822 г. Александр I возобновил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторгу;

по инициативе Александра 1 создаются военные поселения, призванные сократить огромные затраты на армию и создать новую систему комплектования армии, которая могла бы заменить недостаточно эффективную и вызывавшую недовольство крестьян рекрутскую повинность.

С 1816-1817 гг. треть армии была переведена в военные поселения, в которые зачисляли и государственных крестьян. В поселениях все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. Мальчики зачислялись в кантонисты и, достигнув совершеннолетия, поступали в полк. Поселяне-хозяева были освобождены от всех повинностей и податей и снабжали продовольствием армию. В поселениях работали госпитали и школы. Однако жизнь здесь была очень нелегкой. Царила воинская дисциплина, были введены наказания за неповиновение, все стороны жизни “по-аракчеевски” регламентировались многочисленными предписаниями. Службы, работа и быт - все происходило в казарменном режиме - под барабан и сигнал полковой трубы.

В итоге существования военных поселений часть армии стала относительно экономически самостоятельной, особенно на юге, что значительно снизило затраты на ее содержание. Но тяжелая жизнь поселян, усугублявшаяся казарменным режимом, “аракчеевскими” методами организации, а главное - ситуация общего бесправия, вызывали недовольство многих поселян, особенно переведенных из казенных крестьян, приводили к неоднократным восстаниям; а поскольку военные поселяне были вооружены и обучены военному делу, то такие выступления представляли определенную угрозу государству.

Кроме того, государственные деревни, ранее исправно платившие налоги и жившие в достатке, после превращения их в военные поселения превращались в убыточные и существовали за счет казны.

После ряда восстаний (Чугуевского и др.) поселения неоднократно реорганизовывались. Николай I освободил поселян-хозяев от строевой службы. Но в целом, система военных поселений, показавшая некоторую хозяйственную эффективность, была отменена только Александром II в 1857 г.

Итоги внутренней политики Александра I

В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране.Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества.Первый период правления Александра I (до Отечественной войны 1812 г.) был качественно новой ступенью развития политики “просвещенного абсолютизма".Последнее десятилетие царствования Александра - это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который, несмотря на попытки возвращения к либеральной политике, окончательно утвердился к началу 1820-х годов. Либеральная внешнеэкономическая политика ударила по русской промышленности и оттолкнула от Александра купечество и часть дворянства. В результате в 1822 г. был восстановлен протекционистский тариф.Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к радикализации позиции прогрессивной части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность. Но в целом, господствующие слои в подавляющем большинстве отвергали шедшие сверху либеральные реформы и новации, что, в итоге, предопределило поворот к реакции.

3.Сперанский и его программа

Император Александр I (1801-1825) с первых лет царствования мечтал о либеральных реформах. Работа созданного им с этой целью в 1801 «негласного (или интимного) комитета» большими успехами не увенчалась. Но после заключения Тильзитского мира с Наполеоном (1807) Александр вернулся к преобразовательным проектам. Его главным помощником в этом деле стал теперь Михаил Михайлович Сперанский.

Человек незнатный, сын сельского священника, питомец духовной семинарии, Сперанский возвысился до положения секретаря императора без всякой протекции, одними личными талантами. Блестяще владея иностранными языками, он ознакомился с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями своего времени. По широте образования со Сперанским в России могли сравниться лишь немногие. Но по характеру он был склонен к отвлечённому доктринёрству, к составлению чересчур абстрактных планов – стройных в теории, но обречённых встретить крупные препятствия на практике, при внедрении их среди живых людей, со всеми их человеческими недостатками и противоречивыми интересами.

По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 – 1809 выработал проект реформ, который должен был кардинально изменить всю систему управления Россией. Согласно реформе Сперанского, в империи предполагалось ввести передовой принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих трёх ветвей получала свой высший орган: законодательная – Государственную думу, исполнительная – правительство из министров и их товарищей (заместителей), судебная – Сенат.

Реформа Сперанского планировала ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней: волостной, окружной (уездной) и губернской. Местные органы Сперанский думал устроить не на узко-сословно-дворянском принципе, как при Екатерине II, а допустить к их выборам всех земельных собственников, к числу которых он относил и государственных (но не частновладельческих) крестьян. В общей массе российских крестьян государственные составляли тогда 45%, а частновладельческие – 55%. Согласно проекту Сперанского, в каждой волости (на которые делились уезды) все землевладельцы-дворяне и депутаты от государственных крестьян (один от 500 душ) составляли общее собрание – волостную думу, которая должна была избирать (на три года) волостное правление для заведования местным хозяйством. Та же волостная дума избирала и депутатов следующей представительной ступени местного самоуправления: окружной (уездной) думы. Окружная дума точно так же выбирала окружное правление и депутатов следующей местной ступени – губернской думы. Те, в свою очередь, выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную думу.

Эта выборность Государственной думы, основанная на широком избирательном праве (хотя многоступенчатом и неравном для дворян и крестьян), была самым важным новшеством проекта реформ СперанскогоВысшим законодательным органом Российской империи становилось выборное народное представительство. Реформа Сперанского не давала Государственной думе слишком широких полномочий. Думские депутаты сами не имели права законодательной инициативы. Проекты законов на их обсуждение могли выносить лишь члены правительства от лица императора. Одобренные думой постановления вступали в силу только после царской санкции. Но ибез рассмотрения Думой ни один закон не мог войти в действие. Царь и правительство (исполнительная власть), согласно проекту Сперанского, лишались права издавать их по одному собственному желанию. В число подведомственных Государственной думе сфер входило и установление налогов. Имея (в отличие от Думы) право законодательной инициативы, министры, однако, были ответственны перед думскими депутатами. Дума имела право возбуждать представления о государственных нуждах и о мерах правительства, нарушающих коренные законы – вплоть до требований предать того или иного министра суду.

  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта