Главная страница
Навигация по странице:

Экономика образования



Скачать 258.95 Kb.
Название Экономика образования
Анкор Shahova.docx
Дата 24.04.2017
Размер 258.95 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Shahova.docx
Тип Документы
#2181
страница 2 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Непосредственное управление Школой осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию, который назначается Учредителем.


На базе классов могут действовать малые педсоветы, состоящие из работающих в конкретном классе учителей, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, школьного психолога.

15. Образование  как  некоммерческая отрасль экономики. 

Гражданский кодекс России, федеральный закон “О некоммерческих организациях” разграничивает организации. Коммерческие преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, либо не имеющие этой цели и не распределяющие полученную прибыль  между участниками.

Отрасли науки, здравоохранения, культуры, образования относятся к некоммерческому сектору. Некоммерческие организации существуют для создания общественных благ. В законе “О некоммерческих организациях” говорится, что они могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, направленных на достижение общественных благ. 

Образование –главный рычаг экономического роста и эффективный инструмент смягчения социально-экономического неравенства различных групп населения. Образовательные услуги –это разновидность общественных благ. Частные блага –это такие товары и услуги, потребление которых осуществляется на индивидуальной основе. Они могут быть предоставлены строго определенным лицам, тем, кто оплатил их потребление (одежда, пища и т.п.). Их потребление приводит к уменьшению объема потребления другими лицами. Общественные блага удовлетворяют общественные потребности и интересы. Они финансируются государством, предоставляются не отдельным лицам, а всему обществу или социальным группам. Образовательные услуги, как и другие продукты общественного пользования, располагают свойствами внутреннего и внешнего эффекта. Внутренний эффект проявляется на уровне отдельных граждан, внешний –затрагивает множество представителей общества, все общество.

Внутренний эффект от потребления образования приводит к возможности получить больший доход по сравнению с другими. Внешний эффект выражается в росте производительности труда, подъеме экономики, улучшении моральной атмосферы и т.п.

На образование большинство предполагают тратить меньше в надежде на получение бесплатного образования за счет госбюджета. 

Образовательные учреждения находятся в бюджетной, некоммерческой сфере по двум причинам. 1) только свободные рыночные цены на продукцию образования не могут обеспечить должное развитие этой отрасли и общества. 2)государственное регулирование  и финансирование учебных заведений адекватно соответствует назначению образования.

16.

Особое место среди различных услуг, реализуемых как на мировых рынках, так и на национальных, занимают образовательные услуги, которые обладают огромной социальной значимостью.
Рынок образовательных услуг, с точки зрения структуры экономики, относится к непроизводственному сектору, доля которого в развитых странах превышает 50% [15, с. 752]. С точки зрения стоимости товара, доля услуг в его цене колеблется в пределах 70–95%. Вместе с тем, данная отрасль является самой многочисленной по количеству занятых в ней. Так в 2007 г. в России количество обучающихся составляло порядка 34 млн человек, а численность работающих в сфере образования — порядка 6 млн человек, что в общем итоге составляет 40 млн человек или примерно 28% населения страны [6].
Структурно российский рынок образовательных услуг представлен:
● производителями образовательных услуг (образовательные, информационные, научные учреждения и индивидуальные производители);
● потребителями образовательных услуг (отдельными лицами, предприятиями и организациями всех форм собственности);
● инфраструктурой (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации);
● контролирующими органами (лицензирование и аккредитация образовательных учреждений);
● поставщиками, обеспечивающими процесс производства образовательных услуг необходимыми для этого ресурсами;
● общественными институтами, причастными к продвижению образовательных услуг на рынке, так называемыми контактными аудиториями рынка образовательных услуг.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования: это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Как указывается в том же законе «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». Таким образом, каждый гражданин является потенциальным потребителем образовательных услуг как бесплатных, закрепленных Конституцией РФ, так и платных, предлагаемых различными субъектами рынка образовательных услуг.

В экономической науке не существует однозначного мнения по поводу характера потребления образования. По данному критерию все товары и услуги подразделяются на три группы: частные блага, общественные блага, промежуточные (смешанные) блага.

Итак, можно определить образовательные услуги следующим образом: это система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей человека, общества и государства.
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг в этом случае представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Существенной особенностью рынка образовательных услуг является наличие большого числа субъектов рыночных отношений:
— производители образовательных услуг (образовательные учреждения всех уровней и индивидуальные производители);
— потребители образовательных услуг (отдельные лица, предприятия и организации, органы государственного, регионального и местного управления);
— посредники (службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др.);
— поставщики, обеспечивающие процесс производства образовательных услуг необходимыми для этого ресурсами;
— общественные институты, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.

формирование и функционирование рынка образовательных услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, но обладает рядом специфических особенностей, таких как: высокий динамизм; территориальная сегментация и локальный характер; значительная скорость оборота капитала; большая чувствительность образовательных услуг к рыночной конъюнктуре в силу невозможности их складирования и транспортирования; индивидуальность производства и т.д. Рыночные отношения производства образовательных услуг имеют специфику, связанную с государственным вмешательством и регулированием наиболее значимых услуг, а также с ограничениями на частнопредпринимательскую деятельность.

17. Рынок образовательных услуг - это система социально-экономических отношений между учебными заведениями и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг Повышение эффективности его функционирования предусматривает внедрение маркетингового подхода в сфере образовательных услуг.
Маркетинг в образовании является важной функцией менеджмента, он обеспечивает регулирование рынка образовательных услуг. Формируя и реализуя стратегию прироста ценности человека, маркетинг образовательных услуг тесно связан с развитием персонала организации.

Ф. Котлер и К. Фокс под маркетингом образовательных услуг подразумевают исследования, планирование, осуществление и контроль за тщательно сложившимися программами, замыслами, чтобы вызвать добровольный учет ценностями с целевыми рынками с целью достижения стремлений учебных заведений . 
По мнению Т. Э.. Оболенской, для учебных заведений маркетинг - это разработка, реализация и оценка образовательных услуг путем установления отношений обмена между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг с целью гармонизации интересов и удовлетворения потребностей школьников, учащихся, студентов и слушателей . Маркетинг образовательных услуг способствует каждому учебному заведению занять свое место на рынке образовательных услуг, осуществлять подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка.
Маркетинг образовательных услуг обеспечивает наиболее продуктивное удовлетворение потребностей: личности - в образовании; учебного заведения - в конкурентоспособности на рынке и материальном благополучии его работников; организаций - в развитии персонала общества - в расширенном воспроизводстве трудового и образовательного потенциала.

Рынок образовательных услуг, как всякий другой рынок, предполагает наличие специфического продукта или услуги (в данном случае - передачу знаний, умений и навыков личности); цены обучения; направлений распределения и продвижения этих услуг на рынок.

Услуга профессионального образования является товаром особого рода и сохраняет черты общественного блага. Поэтому потребность в услугах образования как общественного блага выражается через механизм общественного выбора в виде принятия решения о вступлении в конкретного учебного заведения, на тот или иной факультет, вообще избрания соответствующего престижного и привлекательного уровня образования. Спрос населения на услуги образования может сдерживаться правилами приема в учебные заведения, уровнем требований к качеству знаний абитуриентов, а также деформироваться ажиотажным спросом населения на отдельные профессии и специальности или политикой государства по поддержке учащихся лиц.

Образовательные услуги - это довольно специфический «товар». Они обладают высокой потребительной стоимостью, поскольку увеличивают интеллектуальный потенциал личности, будущих рабочих или специалистов. На развитых рынках указанное находит свое отражение в стоимости услуг квалифицированной рабочей силы, правомерности высоких цен на образовательные услуги. Для образовательных услуг характерна продолжительность периода их предоставления, отсроченность выявления результативности образовательных услуг и зависимость эффективности работы выпускников учебных заведений от условий их труда и жизни.
К особенностям образовательных услуг следует отнести и то, что учебные заведения должны осуществлять дальнейшее сопровождение своих услуг среди персонала организаций, на их объем влияет месторасположение учебных заведений, места жительства потенциальных учеников, студентов или слушателей и т.п.
Особенностью предоставления образовательных услуг является творческое сотрудничество между преподавателем и лицом, учится. Маркетинг образовательных услуг отличается тем, что в процессе предоставления образования личность получает дополнительные знания, расширяет свой кругозор, может изменить свои ценности и взгляды, находясь длительное время в контакте с преподавателями, лицо может проникнуться их идеалами.
Концепция маркетинга образовательных услуг предполагает, что главная задача образовательных учреждений - определить потребности и интересы потребителей, приспособиться к тому, чтобы удовлетворять их, чем хранятся увеличивается благополучия потребителей образовательных услуг и обеспечиваются долгосрочные выгоды самого учебного заведения.

 То учебное заведение, которое воспринимает такую ​​философию, существенно изменяется. Оно уже ориентируется не только на численность студентов (учащихся или слушателей), преподавателей и размеры учебно-материальной базы, а на определенные характеристики и объемы потребностей рынка труда, спроса потребителей на образовательные услуги. Такой подход к определению концепции маркетинга образовательных услуг обусловлен особенностями рынка образовательных услуг. Этот рынок тесно связан, с одной стороны, с рынком труда, а с другой - с рынком научно-технической продукции и рынком инвестиций.
Для выяснения сущности маркетинга образовательных услуг и его проявления на рынке образовательных услуг следует проанализировать комплекс его элементов, субъектов и объектов. И. Л. Решетникова и В. М. Смирнова к элементам и аспектам маркетинга образовательных услуг, прежде всего, относят субъектов маркетинговых отношений и функции этих субъектов на рынке, сферу действия и объекты маркетинга образовательных услуг, его целевую ориентацию и проблемное содержание . 
В состав участников рыночных отношений, субъектов маркетинга образовательных услуг входят наряду с учебными заведениями и потребители услуг (отдельные личности, организации), широкие круги посредников (включая центры занятости, кадровые агентства, органы исполнительной власти, лицензирования и аккредитации учебных заведений и т.п.), а также различные общественные организации и структуры, имеющие отношение к продвижению образовательных услуг к потребителю на рынке.
С точки зрения маркетинга образовательных услуг, в функции учебных заведений входит формирование предложения, предоставления самих образовательных услуг клиентам, продвижение образовательных и сопутствующих услуг на рынке. В этой связи учебные заведения и их клиенты являются наиболее активными субъектами маркетинговой деятельности.
Посреднические структуры на рынке образовательных услуг включают центры занятости, кадровые агентства, образовательные и страховые фонды, ассоциации учебных заведений и работодателей, средств массовой коммуникации. Они способствуют рациональному продвижению образовательных услуг на рынке, могут осуществлять функции по информированию, консультированию, участия в лицензировании и аккредитации учебных заведений, организации продаж образовательных услуг и финансовой поддержки системы общего и профессионального рассвета.
Объектами маркетинга в системе образования наряду с образовательными услугами являются места расположения учебных заведений, их учебно-материальная база, общественный престиж и привлекательность профессий или специальностей среди различных групп населения, рейтинг преподавателей, уровень научных исследований в учебных заведениях, учебно-методическое обеспечение учебного процесса, широкий комплекс сопутствующих услуг.
Маркетинговая ориентация управления учебным заведением предусматривает следующее: 
предоставляются только те образовательные услуги, которые соответствуют или будут соответствовать потребностям рынка труда, спроса населения на образовательные услуги; 
ассортимент образовательных услуг достаточно широк и постоянно обновляется с учетом спроса на рынке труда и населения; 
цены на образовательные услуги формируются под воздействием активности конкурентов, объемов и динамики платежеспособного спроса населения; 
коммуникативная деятельность проводится активно, направлена ​​на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг, учитывает возможности посредников; 
стратегические решения по управлению учебным заведением принимаются высококвалифицированными и компетентными руководителями; 
научно-педагогические исследования осуществляются как в сфере подготовки кадров учебного заведения, так и в сфере рынка труда и образовательных услуг 
организационная структура учебного заведения включает кадровое агентство, осуществляющее маркетинговые исследования и разработки, трудоустройство своих выпускников, обеспечивает связь с работодателями.
Переход от административно-командной к рыночной экономике обусловил такие изменения на рынке образовательных услуг: 
учебные заведения получили большую самостоятельность по выбору профессий и специальностей, приема абитуриентов; 
наряду с государственными появилось много негосударственных учебных заведений; 
правительство уменьшило объемы государственного заказа для государственных учебных заведений, что вызвало в них возникновения платной формы обучения; 
прибыль стала существенным источником развития учебных заведений; 
значительным источником получения прибыли стала оплата обучения студентами, учащимися и слушателями за обучение; 
среди учебных заведений возникла конкуренция за привлечение абитуриентов и слушателей; 
для одержания победы в конкурентной борьбе перед учебными заведениями стоит проблема разработки и реализации маркетинговых конкурентных стратегий.
Стратегия маркетинга образования, как считают В. Афанасьев и В. Черкасов, должна начинаться анализом спроса потенциальных клиентов, конкурентов, фактического состояния портфеля заказов. Только при таких условиях можно конкретизировать целевые группы, становится возможным подойти к носителей затрат на образовательные услуги. 
Основными направлениями действий в сфере маркетинга образовательных услуг являются: получение информации, анализ ситуации, анализ конкуренции, получения внутренней информации (оперативные и статистические данные, бухгалтерский учет учебного заведения), получения внешней информации, исследования рынка.
Для маркетинга образовательных услуг особое значение имеет анализ целевых групп или поведения потребителей. Для того, чтобы можно было продать образовательные услуги, субъектам образовательных услуг необходимо иметь детализированные данные об адресатах, которым при этом должен быть установлен контакт. Целью анализа является выяснение конкретных условий определенной целевой группы, при которых потенциальные потребители заинтересуются образовательными услугами.
Финансирование маркетинговых образовательных мероприятий зависит от выбранного поля деятельности учебного заведения, нормативных стратегий, разработанных на основе портфеля наличий, и руководящей линии по определенным целям.
Предпосылкой для эффективного маркетинга образовательных услуг есть четкая сегментация рынка. Только тогда для маркетинга образовательных услуг оперативно могут быть разработаны собственные инструменты. Среди них выделяются следующие: формирование спроса, организация коммуникации, обеспечение сбыта, организация взаимного исполнения обязательств. 
Однако, несмотря на важность и актуальность маркетинга образовательных услуг, в настоящее время он еще не получил должного развития. Многие украинские учебные заведения не имеет подразделений маркетинга или отделов связей с общественностью. Осуществление маркетинговой деятельности учебного заведения сводится в основном к работе приемной комиссии и ограничивается временем рекламной компании.
18. Содержание хозяйственного механизма и его особенности в отрасли образования. Современное хозяйство любой страны, как известно, представлено сложной системой включающей десятки и сотни тысяч предприятий, множество отраслей, где работают миллионы людей. И экономическая жизнь общества всегда соответствующим образом организована.

Хозяйственный механизм означает определенный способ организации и функционирования экономической жизни деятельности страны, отрасли, предприятия, учебного заведения; способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.

По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство взаимосвязанных между собой экономических, правовых, организационных элементов и подсистем. Например, в составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование и программирование, цены, финансы, заработная плата, хозрасчет. К правовым формам относятся законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности, собственности, налогах, нормативные акты и постановления правительства и местных органов власти и т.п.

Исторически сложились 2 типа хозяйственного механизма: административно-командная система руководства хозяйством и рыночный механизм управления экономикой. Но в чистом виде, как известно, ни в одной стране не встречается ни тот, ни другой тип. Для различных стран характерна смешанная экономика с неодинаковым соотношением рыночных и нерыночных форм хозяйствования.

В централизованной экономике ведущая роль принадлежит организационно-распорядительным, командным методам руководства, в то время как в рыночной экономике главными являются экономические методы, средства материальной заинтересованности.

Мировой опыт развития цивилизованных стран подтверждает, что механизм рыночного саморегулирования общественного производства позволяет обеспечивать баланс интересов предпринимателей и покупателей. Благодаря конкуренции и ценам, рынок способен оперативно изменять объем и структуру предложения, уравновешивать их со спросом, быстро откликаться на потребность в новых товарах и услугах. Тем самым повышается эффективность экономики. Однако механизм свободного рынка не эффективен в деле производства и распределения образовательных услуг. Поэтому тут невозможно обойтись без государственного регулирования.

Особенности хозяйственного механизма в сфере образования:

1) в сфере образования доминируют некоммерческие учреждения. В них создаются такие важные коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и их потребителями, интересы которых не влияют на качество работы учреждений образования;

2) финансовые ресурсы большинства учебных заведений в значительной мере формируются за счет средств государственных и муниципальных органов, получаемых ими через систему всеобщего налогообложения;

3) особый характер товара – образовательные услуги – затрудняет его точную денежную оценку;

4) экономический механизм в образовании менее приспособлен, чем на промышленных предприятиях, для хозрасчетной формы управления и рыночного (ценового) механизма саморегулирования. Рынок здесь в большей мере нуждаются в государственном регулировании.

Цели хозяйственного механизма в образовательных учреждениях:

– укрепление и развитие материально-технической базы;

– повышение качества воспитания, обучения, профессиональной подготовки учащихся, воспитанников, студентов, слушателей, аспирантов;

– закрепление высококвалифицированных кадров воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, ППС, привлечение специалистов из других отраслей народного хозяйства, повышение эффективности использования их творческого потенциала;

– развитие самостоятельности трудовых коллективов в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;

– сочетание бюджетного финансирования с выполнением платных работ по хозяйственным договорам с предприятиями и организациями, с оказанием платных услуг населению;

– переход к финансированию по экономическим нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности;

– установление зависимости материального и морального стимулирования коллектива от результатов, качества и эффективности труда.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта