Главная страница

ответы к экзамену. Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )


Скачать 0.57 Mb.
Название Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )
Анкор ответы к экзамену.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.57 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы к экзамену.doc
Тип Документы
#2464
страница 9 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
18. Богословские взгляды Оригена. Влияние Оригена: оригенизм III-VI вв. Осуждение его на 5 Всел. Соборе.

В центре богословия Климента Александрийского было учение о Логосе, т.е. о втором Лице Святой Троицы, именно божественный Логос по Клименту управляет всем мирозданием. Ориген отходит от этого учения и у Оригена на первом месте стоит Бог (ο Θεος), т.е. Бог Отец. Бог по Оригену управляет всем миром в целом. Бог непостижим, он становится постижимым только через посредство Логоса, т.е. своего Сына. Бога можно также увидеть в его творениях, также, как Солнце можно видеть в предметах, которые оно освещает.

Космология. Бог всегда был творцом, поэтому мир вечен в идеальном бытии. Неравенство и разнообразие (признаки несоверш-ва для неоплатоника) – их причина – свобода твари, грехопадение. Чем дальше от Бога, тем плотнее тела. Материя – результат грехопадения. Спасение – возвращение к богосозерцанию. Отчасти пишет про реинкарнацию и иные миры.

Христология. Одна разумная тварь, к-рой не наскучило богосозерцание – человек Иисус Христос, в эту душу Сын Божий воплотился. Роль Христа педагогическая.

Бог у Оригена – бог неоплатоников.

Христология Оригена чрезвычайно оригинальна и неортодоксальна. По учению Оригена человеческая душа Христа предсуществовала, она была одной из множества сотворенных духовных сущностей, духовных существ. Однако все тварные духи в той или другой степени отпали от Бога, таким образом произошел материальный мир, населенный людьми и одна единственная душа, единственный дух не отпал от Бога – это и есть душа Сына Божия, который впоследствии пожелал для спасения человеческого рода воплотиться, явиться на Земле. То есть учение о предсуществовании души Христовой, у Оригена тесно связано с его антропологией в целом, – все вообще человеческие души предсуществуют.

Одной из его очевидных заслуг является то, что он употребил впервые слово «Богочеловек». По учению Оригена, Сын Божий соединяется во Христе с полнотой человечества. Ориген дал греческой христологии и другие важнейшие термины, которые потом имели первостепенное значение; такие, как «природа» (физис), «ипостась», «сущность» (усиа), «единосущный» (омоусиос), т.е. у Оригена, несмотря на его очевидные заблуждения в учении о предсуществовании души, есть большие заслуги, которые не остались тщетными для богословия последующих веков.

Прежде всего, с христологией тесно связано учение о Пресвятой Богородице. Когда возникли споры о самом именовании Богородицы в конце 20х годов V века, у Оригена встречается слово Богородица, слово, которое не просто термин, а выражает существо православного учения о боговоплощении.

Этика. Цель жизни – созерцание Бога. Достижение через борьбу со страстями. Восхожд. Моисея на Синай как восхожд. души к Богу.

Экклезиология. Церк. структуры в духовном смысле, главное место – «учители Церкви», обряды совершать может каждый, таинства чисто символичны. Евхаристию понимал как хлеб – пища для душ, слово от Бога Слово, вино – слово опьяняет.

Триадология. Ориген, естественно, решительно выступает против модализма. Он, однако, впадает в противоположную крайность суббординационизма; у него три Лица Святой Троицы не равны. Хотя нужно сказать, что были почитатели Оригена, которые пытались это отрицать, например, св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель Афанасий Великий.

Идея Бога как единства, монады. Впервые употр. термин «единосущный». Сын так же вечен, как и Отец, но и творение одновременно. Не различал «рождение» и «творение».

Знаменитое учение Оригена о конце всего бытия, о конечной цели мироздания, т.е. эсхатологическое учение, отмечено знаменитым термином «апокатастасис» (это греческое слово – восстановление), причем Ориген учит о всеобщем восстановлении. Когда Ориген говорит о том, что упразднится, будет разорен последний враг – смерть, он под этим врагом понимает самого дьявола и поясняет, что этот враг упразднится не в том смысле, что он потеряет свое бытие, которое он получил от Бога (никто, получивший бытие от Бога не может погибнуть), но только в том смысле, что он потеряет свою способность, свое свойство вредить творениям Божиим, то, что он извлек из недр собственного существа. Он потеряет то, что не есть творение Божие. Таким образом, Ориген учит о всеобщем восстановлении, о всеобщем спасении. Это учение он обосновывает всемогуществом Божиим.

Учение Оригена о предсуществовании человеческих душ. Это учение связывается с учением Оригена о мироздании, о его конечных целях, о всеобщем восстановлении. Само происхождение души Ориген связывает со словом «охлаждение» (греческое слово «душа» – ψυχη, соотносится сглаголом «охлаждаться» – ψυχω). Первоначально существуют не души, а умы (νοι, от νους – ум), эти умы, охлаждаясь от своей любви к Богу, отпадают от Бога и тогда только превращаются в души, которые воплощаются в земные тела. Здесь чувствуется, конечно, влияние платонизма на Оригена. Трудно сказать насколько обосновано обвинение Оригена в учении о переселении душ, но, во всяком случае, в своей христологии, Ориген предполагал возможность многочисленного воплощения Сына Божия, не только Его Божественной личности, но и Его ума или души, которые по учению Оригена предсуществовала в бесчисленном множестве миров для спасения этих миров, т.е. уникальный, единственный облик Христа-Искупителя Ориген мультиплицирует, распространяя его на множество предполагаемых им миров.

Ученики: св. Дионисий Великий, епископ Александрийский (248-265) – образов. епископ, изгонялся во время гонений, «Великий» за многие испытания. Расширял кругозор. Крещение даже вне Церкви, если приводит в Церковь, значит истинное – перекрещивать не надо. Против модализма. Утверждал единство трех ипостасей.

Свт. Григорий Неокесар. Чудотворец (213-270) – своей пылкостью обратил в хр-во почти все насел. Понта (Мал.Азия у Черн. моря). «Толк. Символа веры» – правосл. учение о Троице, в молитве литург. Вас.Вел. почти буквальный отрывок.

Труды подлинные: «Благодарственная речь Оригену», 238 г., «Изложение веры» (развернутый Символ), «Каноническое послание», «Парафраз Екклесиаста», «К Феопомпту», «Диалог с Илианом».

Антиохийская школа. Против Оригена. Павел Самосатский (еп. Антиох. с 260 г.). Смесь модализма и савеллианства (в Боге единое сущ-во, а Лица – лишь формы «модусы» явления миру). Считал Христа человеком, в к-ром обитал Бог, видимо, после Крещения (ересь адопционизма). 268 – осуждение Павла Самосатского и термина «единосущный».

Основатель Антиох. школы – Лукиан еп. Антиох. великий экзегет (исправил Септуагинту, сравнив с евр. текстом. Метод толкования – буквальный. «Было время, когда Сына не было» на осн. Притч. 8:22, Кол.1:15. Учеником был Арий. Однако, Лукиан умер мучеником и числится в святцах.

318 г. – отлучение Ария на Алекс. соборе еп. Алекс. За него Евсевий Никомидийский. Арий продолж. учить. Боролся с модалистами (Божество д.б. нетварным и нерожденным).

325 I Всел. собор – утвержд. Символа веры.

Имп. Константин перешел на сторону ариан и в 337 был ими крещен. С 350 правит один сын Констанций, арианин. Торжество арианства.

Богословская система Оригена

Хорошее образование под руководством отца. 203 г. – гонение Септимия Севера (16 лет), смерть отца. 204 г. Климент уходит от гонения, Ориген становится огласителем. 205 г. – начальник училища. Учеба у философа, учителя Ираклия (ученик Оригена). 26 лет – обучение еврейскому яз. 218 г. миссия к аравийскому князю. Публичные проповеди в церкви перед Феоктистом, еп. Кессарийским. Протест еп. Димитрия. 220 г. посольство в Антиохию. 10 лет работа над сочинениями (диктовал писцам, в доме богатого ученика Амвросия), О началах. 228 г. посольство в Ахаю для обличения еретиков. Рукоположение Феоктистом и Александром Иерусалимским (45 лет). Церковный суд Димитрия (аргумент – скопчество) – выслать, но оставить в сане. Димитрий постановляет лишить сана. Труды в Кесарии. Гонение Максимина 2-летн жизнь у Иулании (сличение текстов ВЗ). 238 г. путешествия в Вифинию и Грецию (письмо к Африкану, толкования Иезекиля и Песни песней). В Аравию к Бериллу, кот отрицал личное бытие Слова до воплощения, его раскаяние. В Аравии на соборе обличение ереси о бессмертии души. В 60 лет разрешение записи своих проповедей. Гонение Декия – мученичество, + 254г.

6000 сочинений: 1) труды для св. Писания (филология, история, толкования); 2) апологетика; 3) догматика; 4) нравственные. Аллегорическое толкование – против буквалистов иудеев, защита от нападок язычников. Против Цельса – 8 книг через 100 лет (в 64 г.). «О молитве» на Господню м., для чего, как действия, необходимость. «Увещание к мученичеству» – для Амвросия и пр. Протоктета.. «О началах» 4 кн. – «плод незрелых лет». Преемство от апостолов, ясное учение всем, раскрытие – просвещенным Духом. «Ученое изложение догматов веры в ученой форме». 1 книга – «о Боге и Его свойствах. О Троице, об ангелах и их падении», 2 книга – разнообразие тварей, единство Бога, множество миров, о воплощении и душе. 3 книга – внутр и внеш условия совершенства души, свобода воли; 4 книга – важность и бож-ть Писания, способы толкования, учение о Троице. Заблуждения: предсуществование мира и душ, падение душ и облечение плотью. Истребление злого в дьяволе. – все как мнение. В последствии (принимаю все, что принимает предание) вечные муки нераскаянных грешников, порча Адама вместо падения душ.

Вечные Сын и Дух – Бог, рождение и исхождение, но степени Божества: Отец изводит Сына, Сын – Духа, не полная ясность. Ссылались В. Великий, Афанасий Вел., надо ссылаться на его утверждения, а не мнения.

Две природы, наследственная порча, искупление, благодать, таинства

Для раскрытия эзотерического знания нужен аллегорический метод (букв, моральн, духовн; тело, душа, дух). Несложность, бестелесность, непротяженность, у Него всегда сегодня, непостижимость – Мрак, Ум, Личность. Но боязнь дурной бесконечности => ограниченность «Мощи Бога», т.к. «беспредельное не объятно». Бог – источник без Него все ничто, все сотворенное – благо, зло несущее. Что бы Он был всемогущим надо чтобывсе существовало => Он зависим от твари и всемогущество и благость д.б. всегда => всегда д.б. мир, не этот, а множество других эонов. Решение проблемы – богомир или обожение. Христология. Посредник м\у тварью и Богом, через Него. Приникновение к Слову любовью и через это причастие к Богу. Христос – чистое зеркало энергии Отца. Но «средняя природа», «создание», молиться Ему не стоит. Сын – действительность, осуществленность Мощи Отца. Вневременное рождение, совечность. Неделимость сущности Отца => Сын иной по сущности и ипостаси (подчеркивается неделимость), но рождение по воле

Учение о множестве миров. Он самоограничивается и творит совечный Ему мир-безмерное и великое существо (animal). Эон от эона – т.о. миры – саморазвивающийся процесс. Наш мир всеединство разных пластов, матрешки – последняя – высшая сфера. Все твари д.б. равноценны, т.е. одинаковы. Причина разнообразия – разная степень материализации => отпадения от Гда. Творимая Богом материя – «искупительная темница духа». Спасение – развоплощение – «всяческое во всем Бог», т.е. будем как Он бестелесны, но как же будет сущ-ть всяческое? Остывание по отдалению от «Огня поедающего», сжимание духа в душу, тело и т.д. По искуплению – всеобщее восстановление – апокатастасис Метемпсихоз неприемлем, как дурная бесконечность повторений, но возможен переход из эона в эон, линейное развитие: падение-материализация, восстание-одухотворение. Сатана, последовательно пройдя все стадии, м. спастись. Если опять падут то все сначала. Муки эоничны, но не абс. вечны.

Влияние его учения породило много ересей, поэтому был посмертно осужден как еретик и предан анафеме в 543 г. (Помест. КПский собор), а затем в 553 на V Всел. соборе.
19. Жизнь и труды Оригена (185-254). Хар-ка экзегетич. метода.

Его отец Леонид погиб мучен. в 202 (гонение Септимия Севера). Ориген тоже хотел, но мать спрятала одежду.

Стал ревностн. и правосл. христ., когда было некому, возглавил в Алекс. огласит. училище и предался аскетизму, даже оскопил себя. Училище развивалось. Один из выпускников св. Григорий Чудотворец Неокесар.

212 встреча с Ипполитом Римским, 216 – убежище в Палестине от гонения Каракаллы, устроил в Кесари училище.

Александрийский еп. Дмитрий отозвал обратно. 231 – проезжая через Палест. Ориген был рукоположен в свящ., но еп.Димитрий Алекс. опротестовал рукоположение и отлучил от Церкви (за проповедь при епископах и рукополож., будучи скопцом). 232 – преемник еп.Дмитрия повторно отлучил Оригена. Он уезжает в Палестину.

Во время Декиева гонения Ориген в Тире – арестован, претерпел сильные пытки, но не отрекся.

Влияние его учения породило много ересей, поэтому был посмертно осужден как еретик и предан анафеме в 543 г. (Помест. КПский собор), а затем в 553 на V Всел. соборе.

Труды: Гекзаплы (списки ВЗ на 6 столбцов с разными переводами: масоретский, в греч. транслитерации, Акилы, Симмаха, Септуагинта, Феодотиона, кое-где было больше столбцов). Первое критич. исслед-ние Библии.

Значительная часть сочинений Оригена – это комментарии к Священному Писанию; они были трех родов: схолии, беседы и толкования. Схолии – это краткие изъяснения отдельных, прежде всего, трудных мест Св. Писания; беседы – это популярные толкования в форме проповедей, которые были обращены к широкому кругу слушателей и которые имели в виду, прежде всего, назидательные цели. И, наконец, толкования (греческое название τομοι, тома) – это, собственно говоря, научное изъяснение Св. Писания. Ориген комментировал всю Библию, из его толкований сохранились только отдельные части. Вообще говоря, сочинения Оригена сохранились очень плохо и большая часть того, что сохранилось, сохранилось не в греческом оригинале, а в латинском переводе. Причем, по разным причинам эти латинские переводы Оригена не всегда могут похвастаться точностью.

Что касается учения Оригена о Священном Писании, то это учение вызывало справедливую критику из-за излишнего аллегоризма Оригена.

В четвертой книге «О началах» говорит о Священном Писании. Здесь он излагает свои принципы толкования Св. Писания, он считает, что Св. Писание имеет три смысла в соответствии с тремя составными частями человека: смысл телесный, смысл душевный и смысл духовный. Человек, в зависимости от степени своего духовного преуспеяния, усваивает тот или иной смысл Св. Писания. Здесь Ориген на самом деле оправдывает аллегорический метод толкования Св. Писания, который он широко использовал и который он мог в некоторых случаях приводить к грубому произволу при обращении со Священным текстом.

Комментарии: схолии (заметки на полях), гомилии (дошло 574), научн. комм. к Песни Песней, Мф., Ин., Рим.

Метод толкования – аллегория (Александрийский). Писал для греков, адаптировал ВЗ историю для греков, но увлекался аллегоризмом (о многих Евангелиях по Лк.1:1; вывод, что ап.Павел не автор Евр.; толк. Моисея и Иисуса Навина как ВЗ и НЗ). Часть толкований стала классической. Впервые применил образ симфонии к Библии.
20. Свт. Григорий Неокесарийский Чудотворец как ученик Оригена. Св. Мефодий Олимпийский как критик Оригена.

СВ. ГРИГОРИЙ НЕОКЕСАРИЙСКИЙ (Чудотворец)

Сведения о жизни св. Григория имеются в особом «Слове» св. Григория Нисского (т. VIII, с. 127-198), «Повести о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского» (св. Григорий Чудотворец. Творения. Пер. проф. Н. Сагарды. Пг., 1916, с. 1-17) и Истории Евсевия. Сохранилось «Письмо Оригена к св. Григорию Чудотворцу» (там же, с. 53-56).

Св. Григорий так же, как св. Дионисий, – непосредственный ученик Оригена, но в более поздний период его жизни, когда Ориген оставил Александрию и жил в Кесарии Палестинской.

Св. Григорий родился ок. 210-го г. в языческой семье в Неокесарии Понтийской. С целью получить образование он прибыл в Кесарию и здесь сделался учеником Оригена. В своей «Благодарственной речи Оригену» св. Григорий говорит о любви учеников к своему учителю. «Души их были пронзены его разумом, как стрелой». Он обладал «странной силой убедительности».

Ориген предложил Григорию сначала искать разбросанные «семена истины» у языческих философов, возбудил в нем стремление познать истину и только после этого предложил ему христианское учение. «Я думаю, – говорил св. Григорий, в похвальном (благодарственном) слове Оригену, – он говорил не иначе, как по внушению Духа Божия. Сей человек получил от Бога величайший дар быть переводчиком Слова Божия людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам употреблял его, и изъяснять его людям, как они могут разуметь» (см. «Хр. Чт».. 1912, XI, с. 1177-1198).

Св. Григорий был крещен ок. 238-го г., возвратился в Неокесарию, где был избран епископом.

Во время гонения Декия св. Григорий скрылся и из убежища руководил паствой, участвовал в осуждении Павла Самосатского, «проповедывал, увещевал, наставлял и исцелял, привлекал толпы к слушанию Евангелия».

Св. Григорий Нисский говорит, что ко времени его вступления на Неокесарийскую кафедру в городе было всего 17 христиан, а ко времени кончины осталось только 17 язычников.

Об его избрании и жизни передается много чудесного, отчего он получил наименование «Чудотворца».

Скончался св. Григорий ок. 269-го г. и был погребен в построенной им самим церкви в Неокесарии. Память его 17-го ноября.

СОЧИНЕНИЯ И БОГОСЛОВИЕ СВ. ГРИГОРИЯ

Наиболее известным сочинением св. Григория является краткий Символ веры («Изложение веры»), сохранившийся во многих греческих, латинских и сирийских рукописях. По свидетельству св. Григория Нисского, Символ этот был сообщен Чудотворцу ап. Иоанном Богословом по повелению Богоматери, когда он пред принятием рукоположения во епископа в пустынном уединении ночью размышлял о тайне Святой Троицы. В этом Символе именно и изложено православное учение о Святой Троице. Содержание Символа таково:

«Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.

Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного, и Бессмертный Бессмертного, и Вечный Вечного.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14