Главная страница

ответы к экзамену. Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )


Скачать 0.57 Mb.
Название Экзаменационные ответы по предмету Патрология ( III курс, заочное отделение, 2004 2005 г. )
Анкор ответы к экзамену.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.57 Mb.
Формат файла doc
Имя файла ответы к экзамену.doc
Тип Документы
#2464
страница 14 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

«Диалог о душе и воскресении» носит имя Макрины, написан под известным литературным влиянием платоновских диалогов, особенно диалога «Федон», где тема та же самая – бессмертие души. Диалог представляет собой беседу св. Григория с его сестрой Макриной, которая вела подвижнический образ жизни.

«Против судьбы» – в этом сочинении св. Григорий опровергает языческое фаталистическое учение, защищая учение о свободе человеческой воли.

Самое значительное из творений св. Григория Нисского – «Большое огласительное слово». Мы знаем, что уже Ориген в своем сочинении «О началах» предпринял попытку изложения системы христианского богословия (не совсем удачную в связи с общим характером воззрений Оригена). В творении св. Григория мы видим вторую такую попытку в истории христианского богословия. Творение это было предназначено для катехизаторов – для тех, кто имел должность учить основам христианской веры.

Другой большой раздел творений св. Григория – экзегеза Св. Писания. В этом разделе св. Григорий обнаруживает гораздо больше восхищения Оригеном, чем в догматических творениях. Экзегетические творения св. Григория начинаются сочинением «О сотворении человека». Здесь св. Григорий восполняет «Шестоднев» своего брата свт. Василия Великого, потому что свт. Василий не говорил о творении человека. Св. Григорий утверждает высочайшее достоинство человека. Как он пишет, человек – единственный из всех тварей почтен образом Божиим.

Основные темы богословия св. Григория те же, что и у Василия и Григория Богослова: единосущие Лиц Св. Троицы, божественность Сына и Св. Духа. В христологии он тоже продолжает Великих каппадокийцев, учит о Божестве человечества во Христе. В учении эсхатологическом (учении о конце света) св. Григорий обнаруживает больше всего зависимости от Оригена. Он не разделяет учения Оригена о предсуществовании души, о переселении душ, он отбрасывает платоническое учение о том, что душа пребывает в теле, как в темнице в наказание за совершенные грехи. Он сходится с Оригеном в отрицании вечности наказания грешников. Он считает, что наказание имеет чисто врачебное значение, а угроза вечного наказания, которая, несомненно, содержится в Евангелии, истолковывается им всего лишь как педагогическое средство.

[*] Эсхатологическое учение св. Григория Нисского. Смерть побеждена, но не прекращена. И смена поколений будет происходить до завершения круга чувственного времени. Тела после разложения на частицы смогут восстановиться, т.к. несут на себе печати принадлежности той или иной душе – вид, облик внутренний образ. Связь бессмертной души с телом после смерти остается, она знает место нахождения каждой частицы. Смерть – новая ступень пути восстановления в древнее состояние. Восхождение продолжается и грешники попадают в чистительный и крещальный адский огонь. Греховный обман рассеивается и душа перед откровением истины неизбежно обращается. Григорий не признает упорство во зле.

- Устойчивости зла нет, воля не м. упорствовать перед откровением Бога.

- Разум м. ошибиться, но не м. упорствовать в очевидном заблуждении. Зло небытийно и несвойственно душе => после обращение огненное обжигание и уврачевание. Душа раздирается на двое Бог влечет Свой образ, а земные пристрастия удерживают душу. «Мера страдания есть кол-во находящегося в каждом чеке зла» => мучение конечно, но это м.б. целая вечность и все же время.

Вечные мучения:

- на случай нераскаянности

- педагогическое толкование (т.е. чтобы испугать)

- у Григория – необходимая конечность всего тварного и времени, как области очищения через смерть (тело через разложение, душа – через горние пути)

Окончание времени по наступлении полноты и прекращении рождений. В воскресении оканчивается очищение и восстанавливается целый ч-ек, но очищение для иных еще продолжается – апокатастасис разделен на части (Оригенова схема, но у него не было абс. значения воскресения, это поворотный этап, но не восстановление). Нетленное тело оживотворяется мертвой и неочищенной душой

- Максим Исповедник: воскресение заканчивает все процессы и грешники подпадают под вечное осуждение.

- Ориген: воскресение не есть восстановление.

- Григорий: противоречивое соединение.

Символическое понимание «колоса» и «семени»... Тождество субъекта и субстрата. Воскресшие тела не будут обладать органами, необходимыми для жизнедеятельности и размножения, вид че-ка будет определяться состоянием души.

Суд Сына на основании личного опыта, это не столько решение сколько откровение прошлых дел. Мучения есть до и после. Смысл суда в ожидании.

Всеобщее восстановление – все учавствуют в благах, одни через подвиг земной жизни, другие огнем. Христос исцелил 3 сосуда зла: дьявольскую природу, женский пол и мужской. Демоны и сатана будут уврачеваны. Зла нет оно только случается, бывает => конечно. Бог все во всем => Во всем=> и все в Боге. Время не среда греха и падших (Ориген), а рождающиеся во времени (нет предсуществования) двигаются к Гду – спасается положительный смысл истории. Но есть «последнее забвение» – не будет памяти о злом => и о победах над ним. V собор осуждение апокатастасиса в связи с предсуществованием.

Мистическое богословие св. Григория Нисского.

Пафос очищения для бесконечного искания. Остановка – начало движения к пороку. Нет предела жажды и наслаждения питьем. Жажда, стремление, порыв, вожделение и страсть любви. «Песнь Песней» – «божественное и трезвенное упоение», «исступление ума» – экстаз безмыслия, соединение, брак со Христом..

Он открывается в чистой от страстей, чувственного, стоящей вне вещественного мира душе «В тебе вместимая для тебя мера постижения Бога». «В себе имеете искомое».

Моисей – пример духовного восхождения, через очищение – восхождение – посвящение в тайны. Мистика Божественного мрака, облака. Скиния, в кот. вошел Моисей – предел созерцаний. Рукотворная скиния и священнические одежды – символизируют тайнозрение Моисея. Скрижали впервые – вещество и написание произведены Богом, но разбиты. Во второй раз – Моисей вытесывает каменные скрижали – символ плоти Христа.

Исх 33: 18 видение «задняя Божия», лицом к лицу нельзя, т.к. Он – пастырь и ведет, направления не совпадают – богоборчество.

Душа переселяется в Бога, и наоборот. Понятия о Б не выразимы. Всякое понятие – кумир, идол. Никакие образы и имена не определяют. Только удивленное молчание. «Блаженство не знать что-л о Боге, но иметь Его в себе». О Боге мы говорим не в именах, а в символах, кот. только указуют, на пречистое Естество и вне опыта не имеют смысла. Познавательное достоинство слова остается, но Тело Писания скрывает за собой Его Славу. Закон и пророки – оконца в стене учений, позади которой стоит истина.

[Асмус] Св. Григорий Нисский строит свое мистическое богословие на своем учении о человеке. Он усваивает античную идею человека, как микрокосма; если большой мир в целом отражает премудрость и всесилие своего Творца, то малый мир, человек, также отражает премудрость Создателя, Бога. Однако, не это не самое главное для св. Григория, самое главное для него – это то, что превозносит человека над всем творением, это то, что человек единственный из всего творения есть носитель образа и подобия Божия. Многие предшественники св. Григория, обращая внимание на учение об образе и подобии, понимали эти два слова по-разному: образ – это нечто данное изначально, а подобие – это то, к чему должно стремиться на путях восхождения, на путях духовной жизни, духовного совершенствования. Как говорят: «Образ дан, подобие – задано». Св. Григорий отказывается от этого различения образа и подобия, хотя это не значит, что он отказывается от учения о духовном совершенствовании, о духовном восхождении. Именно образ Божий, присущий человеку, делает возможным для человека созерцание Бога. Это созерцание не рационалистическое, это интуитивное созерцание, глубинное общение с Богом. Св. Григорий здесь использует расхожее античное философское представление о том, что подобное познается подобным. Человек только потому и может познавать Бога, что человек в глубине своего существа подобен Богу.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14